Современные представления о сущности социального государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 11:27, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы - проанализировать понятие и сущность социального государства.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие и сущность государства.
2. Рассмотреть социальное назначение и ценность государства.
3. Проанализировать отличия социального государства от правового.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВА И ЕГО СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.............................................................................................4
1 Понятие и сущность государства........................................................................4
1.2 Социальное назначение и ценность государства...........................................8
2 СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА.......13
2.1 Отличия социального государства от правового.........................................13
2.2 Основные признаки и особенности социального государства...................18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................................23

Вложенные файлы: 1 файл

решение.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

имеет юридическую основу - цивилизованное социальное законодательство, что соответствует принципу социальной справедливости и динамично реагирует на изменения социально-экономических процессов;

- гарантирует сочетание государственной заботы о социальной защищенности основных прав граждан в соответствии с законом и социальной активности самих граждан в сферах, ключевых для их личной (даже не частной) жизни

- гарантирует социальную безопасность граждан, которые самостоятельно (благодаря своей активности) обеспечивают необходимый / достаточный уровень материального благосостояния для себя и членов своей семьи, то есть создает основу для реализации права на труд, профессиональное обучение, переквалификацию, равные стартовые возможности для молодежи и т. д.;

- оказывает социальную помощь гражданам (хотя бы на уровне прожиточного минимума), которые не могут нести ответственность за свое благосостояние, т. е. социально уязвимыми слоями населения - старым, нетрудоспособным, больным, безработным по независящим от них причинам; малолетним детям, которые не имеют родителей и др. Осуществление комплексных программ социализации в отношении названных групп населения может помочь преодолеть их отчуждение от основной социально обеспеченной части общества;

- проводит социальную политику, направленную на укрепление социальной стабильности и согласия в обществе, сведение к минимуму чрезмерного имущественного расслоения населения, формирование "среднего класса" (разумное налогообложение доходов). Социальное и экономическое неравенство должны быть такими, чтобы каждый человек мог разумно ожидать преимуществ для себя и иметь открытый доступ к должностям, возможность изменить свое социально-экономическое положение22.

Данное определение социального государства и его признаков приведены в узком смысле, исходя из социальной политики государства, направленной на обеспечение социальной защищенности народа. По сути, социальное государство выдвигает систему условий, при которых его деятельность в интересах граждан является следствием уступок со стороны граждан власти. Существуют и другие подходы к оценке социального государства.

Классификация социальных государств можно осуществить по разным критериям.

По объему содержания:

- "социальное государство" - это государство, которое направляет выполнение своих социальных функций на смягчение последствий экономических кризисов, не касаясь экономической основы функционирования общества;

- "государство благосостояния" - государство, которое охватывает своим вниманием широкий спектр социальных проблем, вмешивается в экономику общества ради социальной безопасности граждан23.

По моделям рыночной экономики:

- "положительное государство" (США), в котором наименьшая степень вмешательства государства в экономику и социальное обеспечение ориентировано на соблюдение индивидуализма и защиту корпоративных интересов (социальная политика государства выступает как средство контроля);

- "социальное государство" ("государство социальной безопасности" (Великобритания)), в котором обеспечивается гарантированный минимальный уровень жизни и равенство стартовых возможностей (социальная политика государства выступает как средство обеспечения полной занятости);

- "государство благосостояния" (Нидерланды), в котором обеспечивается минимальный уровень жизни и устанавливается максимальный уровень доходов, уменьшается разница в зарплате, гарантируется полная занятость (социальная политика государства выступает как средство обеспечения "равенства, кооперации и солидарности")24.

Все модели социальных государств объединяет идея о связи экономического развития с социальным выравниванием в том смысле, что экономическое развитие будет способствовать социальной выравниванию, а социальное выравнивание положительно влиять на экономическое развитие.

Формированию социального государства в России могут способствовать следующие меры:

- законодательное установление объема социальных услуг и их государственное гарантирование формирования социального законодательства во главе с социальным кодексом;

- введение института по правам человека по социальным вопросам, создание в судах общей юрисдикции коллегий по рассмотрению социальных споров и др.

Прогнозировать развитие России можно только на путях оптимального сочетания принципов верховенства права (правового государства), демократизма, социальной государственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Процесс возникновения и становления социального государства имеет долгую и сложную историю. Социальное государство является очередной ступенью эволюционного развития государственности. Объективные причины его возникновения связаны с изменением роли человека на производстве, когда ведущее отношение "государство - личность" пришло на смену отношению "государство - общество". Повышение роли человеческого фактора в результате научно-технического прогресса привело к необходимости более широкого учета потребностей людей, признанию их социальных прав и принятию государством на себя ряда социальных функций.

Социальное государство - это более высокая ступень государственности. Если исходить из термина, то его можно определить как государство, служащее интересам общества.

Исторически идеология социального государства возникла в Европе в XIX веке как разновидность социализма, с одной стороны, и как модификация некоторых элементов консерватизма, с другой. Появление термина "социальное государство" само явилось принципиальным моментом осознания изменений природы государственности. Данное понятие отразило свершившийся переход от "полицейского" государства, "государства общественного договора", "государства как высшей формы власти" к государству, осуществляющему социальные функции.

По сравнению с предшествующим периодом государство взяло на себя ответственность за благосостояние граждан, обеспечило доступность социальной поддержки всем членам общества, создало государственные системы социального обеспечения и социальной защиты, ввело бюджетное финансирование социальных программ и новые механизмы социальной политики в виде государственного социального страхования, стало доминирующим субъектом социальных функций в обществе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Гончаров П.К. Социальное государство: сущность // Социально-гуманитарные знания. – 2010. - № 2. – С. 25-28.
  2. Волгин Н.А., Грищенко Н. Н., Шарков Ф.И. Социальное государство. Учебник. – М.: Дашков и К, 2011.- 414 с.
  3. Иваненко В.А., Иваненко В.С. Социальные права человека и социальные обязанности государства: международные и конституционные правовые аспекты. - СПб.: Питер, 2008. – 344 с.
  4. Калашников С.В. Функциональная теория социального государства. – М.: Педагогика, 2012.- 188 с.
  5. Кочеткова Л.Н. Социальное государство: Опыт философского исследования. - М.: Наука, 2009. - 160 с.
  6. Милецкий В.П. Социальное государство: эволюция идей, сущность и перспективы становления в современной России // Политические процессы в России в сравнительном измерении. -  СПб.: СПБТУ, 2010. – 453 с.
  7. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. - М.: Издательство НОРМА, 2012. - 552 с.
  8. Плотников В.Г. Государство как политический институт. - СПб.: Питер, 2011. – 490 с.
  9. Политология. / Под редакц. О. В. Бабкиной, В.П. Горбатенко. - М.: Академия, 2011. – 548 с.
  10. Политология: Хрестоматия / Под ред. М.А. Василика. - М.: Гардарики, 2010. – 512 с.
  11. Храмцов А.Ф. Перспективы социального государства: Европа и Россия // Социально-гуманитарные знания. – 2007. - № 3. – С. 135-139.
  12. Храмцов А.Ф. Социальное государство: Россия и европейский опыт. – М.: ИСП РАН, 2011. -  248 с.

1 Плотников В.Г. Государство как политический институт. - СПб.: Питер, 2011. – С. 75.

2 Политология. / Под редакц. О. В. Бабкиной, В.П. Горбатенко. - М.: Академия, 2011. – С. 265.

3 Гончаров П.К. Социальное государство: сущность // Социально-гуманитарные знания. – 2000. - № 2. – С. 26.

4 Кочеткова Л.Н. Социальное государство: Опыт философского исследования. - М.: Наука, 2009. – С. 31.

5 Политология: Хрестоматия / Под ред. М.А. Василика. - М.: Гардарики, 2010. – С. 103.

6 Иваненко В.А., Иваненко В.С. Социальные права человека и социальные обязанности государства: международные и конституционные правовые аспекты. - СПб.: Питер, 2008. – С. 211.

7 Храмцов А.Ф. Социальное государство: Россия и европейский опыт. – М.: ИСП РАН, 2011. – С. 73.

8 Храмцов А.Ф. Перспективы социального государства: Европа и Россия // Социально-гуманитарные знания. – 2007. - № 3. – С. 137.

9 Политология. / Под редакц. О. В. Бабкиной, В.П. Горбатенко. - М.: Академия, 2011. – С. 194.

10 Там же. – С. 195.

11 Плотников В.Г. Государство как политический институт. - СПб.: Питер, 2011. – С. 159.

12 Гончаров П.К. Социальное государство: сущность // Социально-гуманитарные знания. – 2010. - № 2. – С. 27.

13 Калашников С.В. Функциональная теория социального государства. – М.: Педагогика, 2012.- С. 63.

14 Политология. / Под редакц. О. В. Бабкиной, В.П. Горбатенко. - М.: Академия, 2011. – С. 219.

15 Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. - М.: Издательство НОРМА, 2012. – С. 157.

16 Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. - М.: Издательство НОРМА, 2012. – С. 140.

17 Милецкий В.П. Социальное государство: эволюция идей, сущность и перспективы становления в современной России // Политические процессы в России в сравнительном измерении. -  СПб.: СПБТУ, 2010. – С. 127.

18 Волгин Н.А., Грищенко Н. Н., Шарков Ф.И. Социальное государство. Учебник. – М.: Дашков и К, 2011.- С. 147.

19 Калашников С.В. Функциональная теория социального государства. – М.: Педагогика, 2012.- С. 65.

20 Милецкий В.П. Социальное государство: эволюция идей, сущность и перспективы становления в современной России // Политические процессы в России в сравнительном измерении. -  СПб.: СПБТУ, 2010. – С. 179.

21 Иваненко В.А., Иваненко В.С. Социальные права человека и социальные обязанности государства: международные и конституционные правовые аспекты. - СПб.: Питер, 2008. – С. 193.

22 Плотников В.Г. Государство как политический институт. - СПб.: Питер, 2011. – С. 309-310.

23 Волгин Н.А., Грищенко Н. Н., Шарков Ф.И. Социальное государство. Учебник. – М.: Дашков и К, 2011.- С. 286.

24 Храмцов А.Ф. Социальное государство: Россия и европейский опыт. – М.: ИСП РАН, 2011. -  С. 156.




Информация о работе Современные представления о сущности социального государства