Система органов местного самоуправления муниципального образования (на примере городского округа «Город Заринск» Алтайского края)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 16:45, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является исследование не только теоретических основ организации системы органов местного самоуправления – результатов проведения муниципальной реформы, но и практически функционирования системы органов местного самоуправления на примере муниципального образования «Город Заринск».

Цели исследования обусловили постановку и решение следующих задач:

– изучение системы органов местного самоуправления как обособленной системы управления;

– осмысление роли и места органов местного самоуправления в государственном управлении;

– выявление особенностей структуры органов местного самоуправления;

– исследование формирования и организации деятельности органов местного самоуправления на примере муниципального образования «Город Заринск».

Вложенные файлы: 1 файл

диплом Заринск.doc

— 462.50 Кб (Скачать файл)

В структуру исполнительно-распорядительного органа муниципального образования входят Администрация города Заринска, комитеты, отделы и иные органы (Приложение 1).

Постановление[116] об органах Администрации города, включающее описание структуры, полномочия, порядок формирования и организации работы, утверждаются Заринским городским Собранием депутатов по представлению главы администрации города Заринска.

Руководители органов Администрации города несут персональную ответственность перед главой администрации города Заринска и Заринским городским Собранием депутатов за надлежащее осуществление своих полномочий.

Управление администрацией осуществляется главой администрации, а так же его заместителями:

– Заместителем главы администрации города;

– Заместителем главы администрации города, председатель комитета по экономике и управлению муниципальным имуществом;

– Заместителем главы администрации города по социальным вопросам;

Глава администрации непосредственно руководит комитетом по финансам, налоговой и кредитной политике. Так же в прямом подчинении главе администрации находятся:

– Юридический отдел;

– Пресс-секретарь;

– Отдел по делам ГО и ЧС;

– Отдел учета (бухгалтерия);

Заместителю главы администрации подотчетен комитет по строительству и архитектуре, комитет по управлению городским хозяйством, промышленностью и связью. В состав каждого комитета входит по два отдела. Данные комитеты выполняют контрольно-разрешительные функции (в области строительства и архитектура) и функции управления муниципальным хозяйством.

Заместитель главы администрации города, председатель комитета по экономике и управлению муниципальным имуществом руководит комитетом по экономике и управлению муниципальным имуществом, в состав которого входят: отдел экономики и прогнозирования, бухгалтерия и два сектора по управлению муниципальными землями и имуществом. Основной функцией этого комитета является контроль и распоряжение муниципальным имуществом.

Наибольшее количество органов подотчетно заместителю главы администрации города по социальным вопросам:

– Отдел по образованию;

– Отдел по культуре;

– Отдел ЗАГС;

– Отдел потребительского рынка;

– Комитет по физкультуре и спорту;

– Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав;

– Административная комиссия;

– Административно-хозяйственная группа.

Работа местной администрации ведется на плановой основе.

Администрация города осуществляет иные полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с законодательством, Уставом и решениями городского Собрания депутатов.

Основной юридической формой реализации исполнительной власти и управления являются правовые акты администрации города. Они представляют собой основанное на законе, решениях населения и представительных органов одностороннее юридически властное волеизъявление полномочного объекта местной исполнительной власти, направленное на установление муниципально-правовых норм или возникновение, изменение и прекращение муниципально-правовых отношений в целях реализации исполнительно-распорядительной власти.

Правовые акты администрации города не должны противоречить действующему законодательству РФ и могут быть отменены должностными лицами их принявшими, либо признанными недействительными по решению суда. Приказы руководителей структурных подразделений администрации города могут быть отменены главой города[117].

Местная администрация как исполнительно-распорядительный орган в соответствии с Федеральным законом 2003 года является обязательным органом местного самоуправления, что усиливает значимость ее деятельности по решению вопросов местного значения, в сравнении с Федеральным законом 1995 года, где ее наличие было необязательным. Она занимает особое место в системе органов местного самоуправления, так как осуществляет исполнительные и распорядительные функции, то есть непосредственное управление жизнью муниципального образования, путем реализации своих полномочий.

Кроме вышеперечисленных, обязательных органов местного самоуправления, на территории муниципального образования «Город Заринск» сформирован еще один орган, который предусматривается Федеральным законом 2003 г., но его наличие не является обязательным – это муниципальная избирательная комиссия.

В соответствии с Федеральным законом 1995 года муниципальная избирательная комиссия как орган местного самоуправления специально не предусматривалась, хотя под понятие «другие органы местного самоуправления» она попадала, и создавалась во всех муниципальных образованиях в соответствии с избирательным законодательством[118].

Избирательная комиссия является муниципальным органом, который не входит в структуру органов местного самоуправления, действует на постоянной основе и организует подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутатов, голосования по вопросам изменения границ и преобразования муниципального образования.

Срок полномочий избирательной комиссии составляет 4 года. Если срок полномочий избирательной комиссии истекает в период избирательной кампании, после назначения местного референдума, голосования по отзыву депутатов, голосования по вопросам изменения границ городского округа и преобразования муниципального образования и до окончания кампании референдума, отзыва, голосования по вопросам изменения границ городского округа и преобразования городского округа, в которых участвует данная комиссия, срок её полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума, отзыва, голосования по вопросам изменения границ городского округа и преобразования городского округа.

Избирательная комиссия состоит из 9 членов с правом решающего голоса. Формируется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом Алтайского края.

Избирательная комиссия муниципального образования организует подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования. Заседания комиссии созываются ее председателем по мере необходимости. Заседания проводятся обязательно по требованию не менее 1/3 от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.

Порядок формирования и полномочия избирательной комиссии муниципального образования, определен в ст. 24 Федерального закона от 12.06.2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (далее ФЗ №67). Свою деятельность муниципальная избирательная комиссия осуществляет в соответствии с вышеназванным законом.

В Уставе города Заринска отдельно прописан правовой статус ревизионной комиссии. Ревизионная комиссия образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета об исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Ревизионная комиссия формируется городским Собранием депутатов. Результаты проверок, осуществляемых ревизионной комиссией, подлежат опубликованию. В Уставе не прописаны сроки полномочий, порядок формирования, гарантии независимости и прочие права данного органа. На основании чего можно сделать вывод о недостаточной защищенности ревизионной комиссии от вмешательства в ее деятельность и формальности выполняемых ею функций.

Таким образом, в данной главе мы рассмотрели основные органы местного самоуправления муниципального образования «Город Заринск», которые могут быть, а некоторые должны быть обязательно предусмотрены в структуре органов местного самоуправления по новому Федеральному закону.

2.4 Сравнительный анализ муниципальных образований, на примере городского округа «Город Заринск» и муниципального образования «Краснощековский район»

Проведем сравнительный анализ двух муниципальных образований. Рассмотрим устройство муниципальных образований, структуру органов местного самоуправления обоих образований (Приложение 1, Приложение 2), ее формирование, принципиальные отличия, полномочия органов местного самоуправления.

Федеральный закон 2003 года дает исчерпывающее определение формам организации муниципальных образований. Так в соответствии со статьей 2 Федерального закона, городской округ – это городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.[119] Муниципальный район состоит из несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Основными и принципиальными отличиями данных муниципальных образований являются:

– количество поселений входящих в состав муниципального образования (в границах Краснощековского района находятся сельсоветы: Акимовский, Березовский, Верх-Камышенский, Карповский, Краснощековский, Куйбышевский, Маралихинский, Новошипуновский, Суетский, Усть-Беловский, Усть-Козлухинский, Усть-Пустынский, Харловский, Чинетинский, которые наделены статусом сельских поселений[120]. В границах городского округа «Город Заринск» находится только одно поселение);

– территориальное положение (городской округ находится в пределах муниципального района);

– органы местного самоуправления городского округа могут, осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения муниципального района, в то время как органы местного самоуправления муниципального района лишены возможности участвовать в решении вопросов местного значения городского округа.

Представительный орган местного самоуправления является обязательным органом для всех муниципальных образований, кроме поселений с численностью населения менее 100 человек, его функции выполняет собрание (сход) граждан данного поселения.

Формирования представительного органа муниципального района возможно двумя способами:

-      представительный орган муниципального района может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании;

-      представительный орган может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района и из депутатов представительных органов данных поселений, избираемых представительным органом поселений из своего состава в соответствии с нормой представительства.

Федеральный закон 2003 года прямо не уточняет способ формирования представительного органа для городского округа, а только уточняет количество депутатов для муниципальных образований с разной численностью населения. Однако, учитывая количественную ограниченность городского округа по числу поселений входящих в его состав, применение к нему второго способа формирования представительного органа лишено смысла.

Как и представительный орган городского округа «Города Заринска», Совет депутатов Краснощековского района избирается населением на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Такой способ формирования представительного органа позволяет избежать двух ступенчатой системы выборов и более полно представлять интересы населения.

Исключительная компетенция органов местного самоуправления одинакова, закреплена в статье 35 Федерального закона[121] и продублирована в Уставах муниципальных образований.

Представительные органы обоих муниципальных образований имеют схожую структуру: глава района – председатель районного Совета депутатов (городского Собрания депутатов); заместитель председателя районного Совета депутатов (городского Собрания депутатов); постоянные комиссии; секретариат.

В Уставе муниципального образования «Краснощековский район» установлено, что сессии проводятся не реже 1 раза в два месяца. Уставом муниципального образования «Город Заринск» устанавливается периодичность сессий не реже 1 раза в квартал.

Председатель представительного органа в обоих муниципальных образованиях избирается из состава депутатов представительного органа на открытой сессии тайным голосованием и является главой муниципального образования.

Сроки полномочий глав муниципальных образований, ограничивается сроком полномочий представительного органа, из состава которого был избран глава муниципального образования.

Исполнительные органы состоят из главы администрации муниципального образования, их заместителей, аппарата администрации, а так же органов администрации.

Главы обеих администраций замещают должность на контрактной основе. Назначаются на должность представительным органом муниципального образования на открытой сессии тайным голосованием по результатам конкурса на замещение вышеуказанной должности.

Значительно отличаются структуры администраций городского округа и муниципального района. Это обусловлено большей индустриализацией и более развитой инфраструктурой городского округа, а также сельскохозяйственной ориентацией муниципального района.

Наибольшие различия прослеживаются в формировании отдельных структурных подразделений. Например, в структуре администрации городского округа закреплены следующие комитеты, не представленные в структуре администрации муниципального района:

– комитет по строительству и архитектуре;

– комитет по управлению городским хозяйством, промышленностью и связью;

– административная комиссия[122].

В структуре администрации муниципального района (Приложение 2) есть органы, отсутствующие в структуре администрации городского округа (Приложение 1):

– комиссия по агропромышленному комплексу и природоохранной деятельности;

– управление сельского хозяйства.

Как видно, структура администрации муниципального образования зависит не только от формы муниципального образования, но также от ряда факторов, таких как:

– основа экономической составляющей деятельности муниципального образования (промышленность или сельское хозяйство)

– развитие инфраструктуры и архитектуры в муниципальном образовании.

Системы органов местного самоуправления городского округа «Город Заринск» и муниципального района «Краснощековский район» выстроены в соответствии с действующим законодательством. Несмотря на общие принципы и правила формирования представительного органа, выбора главы муниципального образования, назначения на должность главы администрации, муниципальные образования имеют разную структуру исполнительно-распорядительного органа. Это обусловлено стремлением максимально адаптировать местную администрацию к особенностям муниципального образования, повысить эффективность принимаемых решений и наиболее полно удовлетворить потребности населения данной территории.

Информация о работе Система органов местного самоуправления муниципального образования (на примере городского округа «Город Заринск» Алтайского края)