Система органов местного самоуправления муниципального образования (на примере городского округа «Город Заринск» Алтайского края)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 16:45, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является исследование не только теоретических основ организации системы органов местного самоуправления – результатов проведения муниципальной реформы, но и практически функционирования системы органов местного самоуправления на примере муниципального образования «Город Заринск».

Цели исследования обусловили постановку и решение следующих задач:

– изучение системы органов местного самоуправления как обособленной системы управления;

– осмысление роли и места органов местного самоуправления в государственном управлении;

– выявление особенностей структуры органов местного самоуправления;

– исследование формирования и организации деятельности органов местного самоуправления на примере муниципального образования «Город Заринск».

Вложенные файлы: 1 файл

диплом Заринск.doc

— 462.50 Кб (Скачать файл)

Конституционная реформа 1993 года завершила процесс децентрализации органов местного самоуправления, она провозгласила институт местного самоуправления в качестве самостоятельной структуры в системе публичной власти. Статья 12 Конституции РФ 1993 года закрепила, что «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти»[34].

С 1993 года в России практически перестали существовать институты местного самоуправления. Все полномочия органов местной власти сосредотачивались в компетенции назначаемых глав администраций. Представительные органы наделялись формально некоторыми контрольными полномочиями, которые на практике не могли быть реализованы.[35]

Помимо Конституции РФ 1993 года вторым по важности документом в области развития органов местного самоуправления является принятый 28 августа 1995 года Федеральный Закон №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее – Федеральный закон 1995 г.). Органами публичной власти соответствующего муниципального образования, согласно Конституции РФ и Федерального закона 1995 года, являются органы местного самоуправления. Федеральный закон 1995 года практически не содержит никаких ограничений в отношении структуры и численности органов местного самоуправления[36]. В данном законе повторяется положение Конституции РФ, по которому население самостоятельно определяет структуру органов местного самоуправления. Федеральный закон 1995 года к органам местного самоуправления относил: выборные органы, образуемые в соответствии с Федеральными законами, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований; другие органы образуемые в соответствии с Уставами муниципальных образований[37]. Закон Алтайского края от 5.12.1995 года №29-ЗС «Об основах местного самоуправления в Алтайском крае» (далее Закон Алтайского края 1995 г.) определил, что к органам местного самоуправления относятся: выборные органы местного самоуправления и органы, образуемые в соответствии с настоящим уставом муниципального образования для выполнения управленческих и контрольных функций – исполнительные и контрольные органы местного самоуправления[38]. Закон Алтайского края 1995 г. конкретизировал «другие органы», указанные в Федеральном законе 1995 г., которые могут быть образованы в соответствии с Уставом в муниципальном образовании. Редакция Федерального закона 1995 года предписывала обязательное наличие представительного органа местного самоуправления и предполагала должность главы муниципального образования, иные органы местного самоуправления могли формироваться в соответствии с уставом муниципального образования[39]. Устав муниципального образования принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно. Федеральный закон 1995 года так же устанавливает недопустимость образования органов местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами[40].

Внутреннее строение представительных органов местного самоуправления, порядок и организационные формы их деятельности определяются муниципальным образованием самостоятельно и находят свое закрепление в Уставе муниципального образования.

Согласно Федеральному закону[41] года и Закону Алтайского края[42] представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, которые избираются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с Федеральными законами и законами субъектов РФ.

Численный состав представительного органа определяется самостоятельно населением и закрепляется в Уставе муниципального образования. Но закон Алтайского края[43]установил минимальный предел срока полномочий представительного органа и численного состава представительного органа, который поставил в зависимости от численности населения, на территории которого он создается. Кроме того, срок полномочий представительного органа не может быть изменен в течение текущего срока полномочий данного представительного органа.

Представительный орган принимает свои решения в коллегиальном порядке. Из своего состава депутаты выбирают председателя представительного органа, который организует работу этого органа. Но законодатель предусматривает, что в Уставе муниципального образования может быть закреплена должность главы муниципального образования, который может быть наделен правом входить в состав представительного органа и председательствовать на его заседаниях, в таких случаях председатель не избирается.

Полномочия представительных органов местного самоуправления определяются Уставами муниципальных образований.

В качестве ответственности представительного органа перед населением и государством предусмотрена возможность досрочного прекращения его полномочий

Таким образом, Федеральный закон 1995 года и закон Алтайского края 1995 г. установили базовые положения об организации и деятельности представительных органов местного самоуправления.

Муниципальные образования в соответствии с Федеральным законом 1995 года, могут иметь кроме представительного органа и иные органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с Уставом муниципального образования. Данные органы согласно закону Алтайского края 1995 года образуются для выполнения управленческих и контрольных функций и являются исполнительными и контрольными органами местного самоуправления. Европейская Хартия местного самоуправления, ратифицированная Российской Федерацией в 1998 году, определяет что, представительные органы «могут иметь подотчетные им исполнительные органы».[44] Их наименование, компетенция, срок полномочий, вопросы организации и деятельности фиксируются в Уставе муниципального образования.

Муниципальные образования самостоятельно выбирают и устанавливают структуру исполнительного органа в соответствии с законодательством РФ, субъектов РФ о местном самоуправлении. Она имеет сложное организационное единство. По мнению О.Е. Кутафина и В.И. Фадеева, изложенного в учебнике «Муниципальное право РФ»[45], на выбор муниципальными образованиями организационной структуры исполнительных и иных органов местного самоуправления влияют многие факторы: размеры и уровень социально-экономического развития территории муниципального образования, численность населения, финансовые возможности, а также национальные и другие местные традиции и т.п.

В соответствии с законом Алтайского края[46], исполнительным органом местного самоуправления руководит глава муниципального образования. После внесения в данный закон изменений, деятельностью исполнительного органа местного самоуправления мог руководить глава администрации, назначенный представительным органом местного самоуправления на сессии тайным голосованием по трудовому договору, в случае если Уставом муниципального образования должность главы муниципального образования не предусмотрена.

В отличие от главы муниципального образования глава администрации не обладает правом возглавлять деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а руководит лишь исполнительным органом, как правило, администрацией. Структура исполнительного органа местного самоуправления включает различные подразделения: отделы, комитеты, управления, сам аппарат исполнительного органа. Они стоят на бюджете исполнительного органа и могут наделяться правами юридического лица, имеют собственное положение, которым руководствуются в своей работе.

Глава муниципального образования является выборным должностным лицом и возглавляет деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования[47].

Глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом из своего состава. Согласно Закону Алтайского края 1995 г., глава муниципального образования избранный представительным органом из числа депутатов, входит в состав представительного органа, организует его работу, председательствует на заседаниях. В то время как глава муниципального образования избранный населением, только имеет на это право, но может и не реализовать его, все это отражается в Уставе муниципального образования. Срок полномочий главы муниципального образования устанавливается Уставом муниципального образования, но не может быть менее двух лет и превышать срок полномочий представительного органа местного самоуправления.[48] Избирательное законодательство устанавливает требования к кандидату на должность главы муниципального образования, им может быть гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года, проживающий на территории муниципального образования и обладающий активным избирательным правом.

Таким образом, рассмотрев, исторические корни современной системы органов местного самоуправления можно сказать что, минувший XX век принес понимание того, что демократическое, правовое государство, гражданское общество может решать свои основные задачи только при наличии развитой системы местного самоуправления. Причем объем полномочий этих органов должен определяться возможностями их реализации. Только при таком подходе возможно оптимальное сочетание интересов государства и его граждан.[49]

История развития органов местного самоуправления в России отчетливо демонстрирует его основные особенности. Во-первых – местная власть находилась в серьезной зависимости от государственной власти, практически все серьезные изменения в системе местного самоуправления инициировались «сверху». Во-вторых: развитие органов местного самоуправления шло маятникообразно – этапы интенсивного развития сменялись периодами их централизации. Исторический путь развития системы органов местного самоуправления в России был противоречив и зачастую прокладывался под диктовку государства, но, тем не менее, основы современной системы органов местного самоуправления были сформированы на базе уже имеющегося исторического опыта.

 

1.3 Понятие, характеристика и общие принципы системы органов местного самоуправления

Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления устанавливать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках действующего закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов. Также у советов или собраний могут быть подотчетные им исполнительные органы. Это положение не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан там, где закон это допускает.[50]

Из вышесказанного можно сделать вывод, что местное самоуправление в Российской Федерации является признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

В Российской Федерации местное самоуправление является формой осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.

В отличие формулировок российских законов от Европейской хартии местного самоуправления состоит в том, что в Хартии особо выделяется деятельность органов местного самоуправления с возможностью обращений к собраниям граждан и другим формам прямой демократии, тогда как российское законодательство упоминает, прежде всего, само население и уж затем – органы местного самоуправления. В то же время Европейская хартия говорит не только о праве, но и о реальной способности органов местного самоуправления решать местные вопросы. Именно реальная способность, прежде всего экономическая и финансовая, служит главным слабым местом в российском местном самоуправлении. Вступление России в Совет Европы и ратификация в 1998 году Европейской хартии требуют учета всех ее отправных положений. В ней установлено, что «принцип местного самоуправления должен быть признан в законодательстве страны и, по возможности, в конституции страны».[51]

В демократическом правовом государстве разделение властей происходит не только по горизонтали – на законодательную, представительную и судебную ветви, но и по вертикали – на центральную и местную власть. В федеративном государстве такое разделение еще более дифференцируется: выделяются три уровня власти – центральная (федеральная), региональная (субъектов федерации) и местная власть. Так вот наличие местных органов власти обусловливается тем, что центральная власть не в состоянии эффективно решать разноуровневые местные проблемы. Централизованный подход в управлении не может учесть всех особенностей и трудностей большого количества местных сообществ, поэтому общепринятым в настоящее время является предоставление местным сообществам определенной автономии в решении внутренних дел. Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

Также существует два главных подхода к определению местного самоуправления. Теория местного самоуправления исходит из полного отделения друг от друга государственной власти и местного самоуправления. Содержанием деятельности местного самоуправления являются местные интересы и задачи – неотъемлемое право населения соответствующих территорий. Общественная теория местного самоуправления была характерна для первой половины XIX в. Во второй половине XIX в. возобладала «государственная» теория местного самоуправления, согласно которой местное самоуправление – это форма децентрализации государственной власти, осуществление по поручению государства в рамках, установленных государством, управления «местными делами» с использованием органов, которые формируются при непосредственном участии жителей соответствующих территорий. А вот государственная теория получила широкое значение в конституционно-правовом регулировании местного самоуправления в различных странах. Данный подход нашел свое отражение и в принятой Советом Европы Европейской хартии местного самоуправления как документе, отражающем современные общедемократические стандарты регулирования местного самоуправления.[52]

Информация о работе Система органов местного самоуправления муниципального образования (на примере городского округа «Город Заринск» Алтайского края)