Роль СМИ в избирательном процессе региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 20:40, доклад

Краткое описание

Анализ электорального поведения российских избирателей невозможен без учета особенностей российского политического пространства, факторов, влияющих на электоральное поведение, и их особенностей, обусловленных спецификой данного пространства. За последнее время в российском обществе укоренились такие атрибуты демократии как свобода слова, независимость СМИ, выборность органов власти. Одновременно с различными демократическими свободами появились такие явления как манипулирование общественным сознанием и психологическое воздействие на социальную среду.

Вложенные файлы: 1 файл

ВЫБОРЫ ВАРИАНТ.doc

— 573.00 Кб (Скачать файл)

Доминанта Патриот не исключает, а, скорее, предполагает другие составляющие имиджа, или микророли. Например, избранник народа (он же Слуга народа, Голос народа). Речевые маркеры роли: “нужно посоветоваться с народом” , “мой избиратель, те 80%, которые за меня проголосовали” , “надо идти к народу, надо с ним разговаривать” ,  Избранник народа при этом должен быть таким, как все. Соответственно в имидже политика-избранника намечается семантический компонент Простой человек. Политик вместе со своим народом предпочитает “ходить на работу пешком, так как здесь нет машины”  или ездит в общественном транспорте , имеет “весьма скромные потребности” и уже 4 года строит дачу ,  “почти все” деньги тратит на питание и не может “подступиться к нынешним ценам”). “Возвращаясь с работы, когда уже темно”, он ходит со шлангом, поливая собственный огород . Но более всего сближает “простого” политика с народом неприхотливость в еде. “Я не гурман. Картошку люблю в мундире с селедкой ”. “Любимое блюдо – холодная пшенная каша с молоком” ..

Следующая  микророль определяется доминантой Хозяин или Сильная рука. “Если бы я был премьер – министром, то от нынешнего правительства осталось бы процентов 10-15..., все остальные просто ушли бы... “, “я бы прошелся железной рукой...” . “Меры надо принимать мгновенные и жесткие” .

Еще один блок микроролей ориентирован на систему нравственных ценностей, на эмоциональную сферу. Он может быть определен доминантой Борец за социальную справедливость. Тематические цепочки типа: старики, пенсионеры, малообеспеченные, безработные, многодетные семьи, русские в бывших советских республиках – достаточно однозначно маркируют имидж борца. Кроме защиты обездоленных, энергия борца направлена на борьбу с мафией и коррупцией. На лексическом уровне в семантическое поле “антимафиозной деятельности” входят такие единицы, как “злоупотребление властью”, “коммерческие структуры”, “преступная приватизация” – и непременно глагол “покончить”. “И с коррупцией, и с гаишниками-взяточниками было бы покончено” .

 

    1. Слухи как социально-психологический способ манипулирования

 

Все разнообразие производимых над информацией операций можно сгруппировать по нескольким параметрам.

Искажение информации варьирует от откровенной лжи до частичных деформаций, таких как подмен фактов или смещение по семантическому полю понятия.

Утаивание информации  в наиболее полном виде проявляется в умолчании – сокрытии определенных тем. Гораздо чаще используется метод частичного освещения или избирательной подачи материала.

Способ подачи информации нередко играет решающую роль в том, чтобы сообщаемое содержание было воспринято необходимым его отправителю образом.

  Наравне с официальными источниками информации, существуют неофициальные – такие как слухи. Нередко подобные неформальные каналы передачи сообщений становятся наиболее сильными средствами коммуникации, поскольку распространяются быстрее, чем официальная информация и более влиятельны, чем обычные СМИ. По оценкам специалистов, информационное воздействие на население с помощью слухов стоит сегодня в одном ряду с влиянием прессы, радио и телевидения. Поскольку для людей основным способом получения необходимой информации является общение – то наиболее эффективным, а вместе с тем и наиболее опасным способом влияния на выбор той или иной группы является создание и распространение слухов.

Наиболее часто в научной литературе встречаются следующие определения феномена слуха:

Слухи – это «массовидное явление межличностного обмена искаженной, эмоционально окрашенной информации. Чаще всего слухи возникают при отсутствии полной и достоверной информации по какому-либо интересующих людей вопросу»[3].

При распространении слухов особое значение имеет недосказанность, таинственность и непредсказуемость. В свою очередь, события, попадающие в сюжет, как правило, затрагивают базовые человеческие ценности. Специфической особенностью слуха выступает анонимность его источника, создающая видимость достоверности и конфиденциальность получаемых сведений. Передаваясь по неформальным каналам, он способен изменить настроения электората и общественное мнение в целом, при условии, что данная информация будет значима для большого количества людей.

Воздействие слухов подобно цепной реакции – его восприятие избирателем вызывает потребность в его дальнейшем распространении. Для распространения слуха важна заинтересованность в информации. Непроверенные факты активно распространяют лидеры общественного мнения: общительные, самоуверенные люди, экстраверты по своему психологическому типу, интересующиеся политикой. В основе слухов лежит социальное взаимодействие, основанное на инстинкте общения, причем, оно удовлетворяет гораздо больший набор потребностей, чем просто потребность в информации. Поэтому возможность появления слухов определяется двумя факторами: заинтересованностью и неопределённостью. Если событие не предоставляет интереса, оно вряд ли способно инициировать слухи. Это значит, что слухи представляют собой желаемую информацию.

На передачу слухов и, соответственно, на изменение социального настроения огромное воздействие оказывают ожидания возможных последствий обсуждаемого события и явления. Когда слухи касаются благополучия человека, его уверенности в будущем, его ориентации на долгосрочные ценности - в этой ситуации социальное настроение будет оперативно и достаточно обстоятельно реагировать на информацию, особенно если ее подтверждение в жизни может принести негативные последствия.

В одной и той же ситуации разные люди проявляют различную склонность к участию в распространении слухов, зависит это от индивидуальных различий, прежде всего, в личностных качествах.

В условиях информационно-психологического противодействия слухи умышленно фабрикуются, целенаправленно распространяются и операционально поддерживаются. При этом, как показывает изучение практики такой деятельности, используется ограниченный арсенал технологий. Рассмотрим их более подробно.

1. Технология «Азазель» («Страдалец», «Наклеивание ярлыков»)[9]. Ее суть – формирование в общественном сознании прочных ассоциативных связей между образом главного героя слуха и значимыми для аудитории материальными или духовными объектами. Так, если при с помощи слуха необходимо поднять социальный статус человека, то в сообщаемой информации он представляется как лицо, пострадавшее от властей за народ. Если ставится цель снизить социальный статус объекта коммуникации, то в слухе он представляется как человек, виновный в неблагоприятном развитии тех или иных событий («Наклеивание ярлыков»).

2. Технологии «Рояль в кустах». Данная технология выявляет те стороны и свойства объекта, о которых аудитория желает иметь представление и в зависимости от цели воздействия формирует эмоционально позитивно или негативно окрашенный слух. Так, если в массах особенно ценятся такие качества человека, как порядочность, воля, способность достигать цели, то в слухе главный персонаж должен быть наделен именно этими качествами, а противник – противоположными.

3. Технологии «Перенос», «Авторитет». Если необходимо поднять престиж персонажа, то в слухе его личность, действия, принадлежащие ему объекты так или иначе ассоциативно показываются с качествами, свойствами, объектами авторитетно лица.

4. Технология «Рэкет» состоит в беззастенчивом приписывании персонажу слуха действия, достижения, личностного качества другого, как правило, авторитетного, уважаемого человека.

5. Технология «Блеф» предполагает сообщение информации о больших возможностях, способностях и поступках персонажа слуха. Здесь может быть задействован такой психологический механизм как утверждение, например, что Х победит на выборах, у части электората постепенно формируется привычка мыслить в данном направлении, которая в дальнейшем реализуется на выборах в акте голосования.

6. Технология «Тест» применяется для проверки возможной реакции аудитории на те или иные события, нововведения, на конкретных людей. В этом случае запускается слух о возможности наступления события, отслеживается реакция аудитории и в соответствии с ней принимается решение о судьбе данного события.

В управлении слухами, помимо каналов «запуска», необходимо учитывать условия, в которых передаются слухи. Отчасти, мы их в состоянии контролировать. Например, такие состояния людей, как беспокойство и неуверенность, способствуют скорости распространения слухов. Причастность к событиям родственников, друзей и коллег повышают их достоверность. Более оперативной информации также доверяют больше. Важную роль играет личность собеседника. Выше доверие слуху, если между источником информации и ее потребителем существует авторитетная дистанция (возрастная, материальная, иерархическая и т. п.), присутствует элемент восхищения собеседником, а также, в том случае, если источник принадлежит к кругам, которые недоступны слушателю.

Существует несколько общих правил по управлению слухами:

1. Наиболее эффективное средство борьбы против слухов - устранение поводов, их вызывающих.

- Если поводы устранить невозможно, то надо стремиться к их сокращению.

2. Своевременно объявляйте важнейшие новости.

- Если негативный слух все же распространился, при опровержении воздержитесь от его пересказа или же перескажите слух в выгодном для вас свете.

3. Лучше учитывать наличие неформальных коммуникативных каналов, их организацию, характер передаваемой информации, чем не учитывать их вовсе.

4. Лучше переоценить роль слухов, чем недооценить их.

5. Начинайте противодействие слухам как можно раньше.

- Прежде, чем начинать борьбу со слухами, следует определиться, как и с кем бороться.

- В начале борьбы со слухами надо обратить особое внимание на противодействие серьёзным слухам;

6. Прислушивайтесь ко всем слухам, чтобы понять, что они могут обозначать.

  Слухи представляют значительный интерес специалистов по PR и избирательных технологов, поскольку они позволяют передавать самую разную по содержанию информацию, они являются универсальным средством психологического воздействия. Например, в избирательной кампании, если конкуренты берут под свой контроль почти все СМИ, слухи могут остаться одним из основных способов передачи информации избирателям. Нередко они становятся наиболее сильными средствами коммуникации, поскольку распространяются быстрее, чем официальная информация и более влиятельны, чем обычные СМИ.

 

1.4.Технологии предвыборного «черного пиара» через СМИ

Применяемые «черными пиарщиками» методики делятся на семь уровней по своей сложности. Низший из них предусматривает прямое манипулирование обывателем, побуждающее его изменить отношение к данному политику, а высший — скрытое манипулирование самим объектом, вынуждающее его предпринимать шаги, негативно влияющие на его имидж.

Все «черные» технологии подразделяются еще и по своему источнику (вернее, по тому, насколько возможно определить заказчика невооруженным взглядом); здесь выделяются авторизованные, полуавторизованные и анонимные методики.

Рассмотрим основной используемый здесь инструментарий.

Первый блок — то, что используется напрямую от имени заказчика (авторизованные методики). Сюда входят:

«Разоблачения». Уже довольно «затертая» технология, формирующая открытое полярное противостояние между заказчиком и жертвой в каком-либо вопросе (блоке вопросов). Жертва в данном случае обозначается в качестве своеобразного «источника зла»; озвучивается информация о вскрытых «чудовищных» фактах, любая оплошность раздувается до невероятных размеров. Поскольку «разоблачения» исходят от самого заказчика, они должны иметь под собой хоть малейшее основание. Обычно для этих целей используется какой-либо незначительный факт, из которого делается множество не всегда логичных выводов. Допустим, жертва когда-то высказалась в поддержку ныне непопулярного деятеля — значит ей можно приписать и все худшее, что соответствует негативному образу этого деятеля. Если человек работает в сфере энергетики — можно обвинить его в отключениях электричества, если он по образованию педагог — в развале системы образования, если экономист — в падении курса рубля и т. п. Главная особенность авторизованных «разоблачений» — то, что они относятся только к профессиональной и общественной деятельности жертвы, но не к ее личной и семейной жизни.

«Грязные нападки». Это — немедленная «злобная реакция» на каждый шаг жертвы, объяснение любого ее действия самыми низменными мотивами, поиск всего самого худшего. Критике подвергается буквально все; во всем выискивается нарушение закона или общепринятых норм. Даже если жертва купила игрушки для детского дома, можно заподозрить, что таким образом она «отмывает деньги», полученные от преступных махинаций. Если искренне поздравила избирателей с праздником — еще хуже: значит, она ощущает себя виноватой, пытается «заигрывать с простым народом».

«Полемика». Применяется как в печатных СМИ, так и на радио и ТВ. Жертве навязывают полемику по проблеме, в которой она заведомо некомпетентна. Если она все-таки поддается на провокацию», то обывателю демонстрируется ее «невразумительность» и низкий уровень владения ситуацией, да еще в сравнении с блестящими выступлениями заказчика. Если жертва благоразумно отказывается вступать в дискуссию, ее обвиняют в равнодушии к проблемам простого народа и «раскручивают» уже этот момент.

«Заявления и обращения». Этот метод применяется, если у жертвы все же удается найти какое-нибудь реальное нарушение закона или хотя бы этических норм. С помощью напыщенного документа от нее требуют «прекратить произвол», «уйти с политической арены», «не позорить свою партию» и т. п.

Информация о работе Роль СМИ в избирательном процессе региона