Сроки избирательного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2012 в 18:25, реферат

Краткое описание

Целью нашей работы является: анализ и исследование сроков в избирательном процессе, при этом мы ставили следующие задачи: Рассмотреть сущность избирательного процесса, его понятие и основные стадии;
Охарактеризовать правовое регулирование избирательного процесса в Российской Федерации;
Дать понятие сроков в избирательном процессе;
Дать характеристику сроков на разных стадиях избирательного процесса;
Рассмотреть последствие несоблюдения сроков в избирательном процессе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
1. Понятие и классификация сроков в избирательном процессе………….. 5
1.1. Понятие и значение категории сроков в избирательном процессе…... 5
1.2. Классификация избирательных сроков………………………………... 8
2. Порядок определения избирательных сроков…………………………... 11
2.1. Правила исчисления сроков в избирательном процессе …………….. 11
2.2. Определение даты голосования и ее значение………………………... 15
3. Последствие не соблюдения сроков в избирательном процессе………. 17
Заключение…………………………………………………………………... 22
Список использованных источников………………………………………. 23
Приложение 1..………………………………………………………………. 25

Вложенные файлы: 1 файл

кп творческая.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)


2

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………. 3

1. Понятие и классификация сроков в избирательном процессе………….. 5

1.1. Понятие и значение категории сроков в избирательном процессе…... 5

1.2. Классификация избирательных сроков………………………………... 8

2. Порядок определения избирательных сроков…………………………... 11

2.1. Правила исчисления сроков в избирательном процессе …………….. 11

2.2. Определение даты голосования и ее значение………………………... 15

3. Последствие не соблюдения сроков в избирательном процессе………. 17

Заключение…………………………………………………………………... 22

Список использованных источников………………………………………. 23

Приложение 1..………………………………………………………………. 25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В условиях становления и развития в России демократического правового государства народовластие, которое в советский период было одним из формальных институтов государства, ныне превратилось в реальную конституционную основу всей российской государственности, механизм ее реформирования и дальнейшего развития. От решения избирателей, определяющих путем выборов конкретный состав представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также партийную принадлежность и связанный с ней дальнейший политический курс выборных органов федерального, регионального и местных уровней, в значительной степени зависит общее направление движения страны на обозримый период.

В истории достижений человеческой цивилизации выборы и избирательные процедуры занимают свое особое место. Право граждан участвовать в формировании властных институтов является общепризнанным элементом современного общества и государства. Каждая страна в своем стремлении к политической демократии открыла новые возможности и условия превращения граждан в полноправных субъектов мира политики и управления.

Конституция Российской Федерации содержит основополагающие положения, относящиеся к организации и проведению выборов и имеющие высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории страны.

Основой законодательной базы является Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года, в котором заложены стандарты проведения всех выборов и референдумов в Российской Федерации. Кроме того, каждые выборы были обеспечены конкретными законами, соответствующими виду и уровню выборов.

Нормы, обеспечивающие избирательные права граждан Российской Федерации, появляются и совершенствуются в законодательных актах, относящихся к таким отраслям права, как административное, гражданско-процессуальное. Новые законы являются достаточной правовой базой для проведения выборов. Избирательные правила и процедуры, закрепленные в законодательстве, позволяют проводить выборы различного уровня в соответствии с общепризнанными демократическими стандартами.

Избирательные сроки играют исключительно важную роль в осуществлении электоральных прав российских граждан, выступают в качестве одного из основных связующих элементов избирательных действий всех участников подготовки и проведения выборов, предопределяют последовательность их совершения. Несоблюдение сроков избирательных действий может деформировать весь процесс выборов, послужить причиной недействительности их результатов. Вследствие этого избирательное законодательство чрезвычайно подробно регламентирует временные параметры избирательного процесса, как правило, напрямую связывая возникновение, изменение или прекращение образующих его отношений с конкретными датами (сроками).

Целью нашей работы является: анализ и исследование сроков в избирательном процессе, при этом мы ставили следующие задачи: Рассмотреть сущность избирательного процесса, его понятие и основные стадии;

Охарактеризовать правовое регулирование избирательного процесса в Российской Федерации;

Дать понятие сроков в избирательном процессе;

Дать характеристику сроков на разных стадиях избирательного процесса;

Рассмотреть последствие несоблюдения сроков в избирательном процессе.

             

 

 

1. Понятие и классификация сроков в избирательном процессе

        1.1. Понятие и значение категории сроков в избирательном процессе

        Выборы, как и референдум, представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизъявления, важнейшее проявление демократии. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управление государственными делами. «Выборы в современной России -     «горячие точки» политической жизни. Практика их подготовки и проведения ставит все более сложные вопросы. Искать ответы на них приходиться и тем, кто выставляет свою кандидатуру в надежде встать у власти, и тем, кто голосует, и тем, кто организует и проводит выборы»[1]. Важным этапом в развитии законодательства о выборах стало принятие в 2002 году Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», внесшего существенные изменения в регулирование избирательного процесса. На основании данного Закона в 2002 – 2003 годах были приняты Федеральные законы, регулирующие порядок избрания депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а так же порядок избрания Президента Российской Федерации. Однако необходимо отметить, что, несмотря, на существенные новеллы данных законов, многие вопросы избирательного процесса не были учтены в работе над законопроектами и требуют своего разрешения. Одной из таких проблем является категория сроков в избирательном процессе. Новый Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» «закрепляет обязательность проведения выборов в сроки, установленные соответствующими законами.

           Поскольку о сроках проведения выборов ведутся настоящие баталии, например, относительно выборов в Законодательное Собрание в Санкт – Петербурге то даты их проведения должны быть идеально прописаны в законах. Впервые в рассматриваемом документе говорится о возможности совмещения выборов в органы государственной власти субъектов Федерации всех уровней.

        С этой целью допускается продолжение или сокращение не более чем на один год сроков полномочий органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления (ст. 74)» [2]. Несоблюдение сроков избирательных действий может деформировать весь процесс выборов, послужить причиной недействительности их результатов. Вследствие этого избирательное законодательство чрезвычайно скрупулезно регламентирует временные параметры избирательного процесса, как правило, напрямую связывая возникновение, изменение или прекращение образующих его отношение с конкретными датами (сроками)[3].

           Однако, несмотря на значимость данной категории в законе не дано определение понятия сроков избирательного процесса, в отличие от других отраслей права, в частности гражданского.

            «Сроками называют период (промежутки) или моменты времени, с которыми нормы гражданского права связывают определенные правовые последствия. Поэтому по своей юридической природе срок является юридическим фактом, с наступлением или истечением которого законодательство связывает возникновение, изменение или прекращение имущественных и многих неимущественных прав и обязанностей»[4].

            Статья 190 ГК указывает, что «Установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами»[5].

         Таким образом, при определении данного понятия законодатель исходит из формы установления срока, и моментом его возможного истечения. Зачастую понятие сроков избирательного процесса, трактуется исходя из данной дефиниции. Основное отличие сроков избирательного процесса от сроков в других отраслях права состоит в том, что избирательный процесс сам заключен в строгие временные рамки, имеет ограниченный круг субъектов, и иные основания установления сроков.

          Основываясь на данных особенностях можно вывести следующее определение «сроков в избирательном процессе». Под сроками избирательного процесса понимаются установленный законом, иными правовыми актами или назначенный избирательной комиссией период времени или календарная дата, в рамках избирательного процесса. При этом рамки избирательного процесса определяются с момента назначения выборов и до объявления итогов голосования.

           Таким образом, в данном определении отражены существенные признаки сроков избирательного процесса. К числу таковых можно отнести:

            1. Специфика установления срока. Основное отличие избирательных сроков состоит в том, что большинство из них прямо устанавливаются законом. Например, дата назначения выборов Президента Российской Федерации, срок окончания предвыборной агитации и т.д.

           Так же, некоторые из сроков избирательного процесса могут устанавливаться избирательной комиссией проводящей выборы. Например, согласно пункту 3 статьи 15 Федерального Закона «О выборах Президента Российской Федерации» «Территориальная избирательная комиссия устанавливает срок приема предложений по составу участковой избирательной комиссии, который не может составлять менее 15 дней. Решение территориальной избирательной комиссии, устанавливающее указанный срок, подлежит опубликованию»[6].

            2. Указанные сроки устанавливаются и действуют строго в рамках избирательного процесса. Это означает, что не все сроки, связанные с выборами являются сроками избирательного процесса.

Зачастую, данный признак не учитывается при определении сроков, и к срокам избирательного процесса относят иные сроки тесно связанные с ним. Это связанно с тем, что сам избирательный процесс является составной частью сложного механизма взаимодействия государства и общества.

Таким образом, можно сделать вывод, что категория сроков играет значительную роль в избирательном процессе, так как сам процесс выборов носит временный характер. Исходя из общих и специальных признаков понятия «срок», можно определить сроки избирательного процесса, как установленный законом, иными правовыми актами или назначенный избирательной комиссией период времени или календарная дата, в рамках избирательного процесса. 

 

          1.2. Классификация избирательных сроков    

Избирательные сроки весьма разнообразны. Их можно классифицировать по различным основаниям. Прежде всего, необходимо отметить, что к категории избирательных сроков логично применить общую классификацию.

              В зависимости от степени определенности различают относительно и абсолютно определенные. «Абсолютно определенные сроки указывают начало, окончания (путем указания на момент или событие) и их размер. Относительно определенные сроки указывают лишь приблизительные ориентиры – разумный срок»[7]. Необходимо отметить, что в большинстве случаев  в избирательном законодательстве применяются относительно определенные сроки. Наиболее распространена ситуация, когда законодатель определяет лишь предельный срок, и подразумевает действие субъекта в пределах этого срока.

              Так, например, пункт 2 статьи 10 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» гласит: «Голосование на выборах в федеральные органы государственной власти должно быть проведено не позднее чем через 110 дней и не ранее чем через 80 дней со дня принятия решения о назначении выборов»[8].

              На данном примере можно убедиться, что законодатель определил только начальный и предельный срок голосования, предоставив избирательной комиссии определить дату самостоятельно, однако, в соотношении с указанными рамками.

              Абсолютно определенные сроки так же нашли свое применение в избирательном законодательстве. Их отличие состоит в том, что они более четко определяют момент наступления, прекращения или изменения избирательных правоотношений.

              Например, «предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях начинается за 30 дней до дня голосования. Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования»[9]. В данном случаи, законодатель достаточно четко определил период времени.

              По своему назначению различают сроки, порождающие избирательные права, сроки осуществления избирательных прав, право прекращающие сроки, сроки защиты нарушенных избирательных прав. К срокам, порождающие избирательные права, можно отнести наступление определенного возраста, 18 лет для права избирать и 21 года, для того, чтобы быть избранным. К данной категории можно отнести, определение даты выборов, начало предвыборной агитации.

              Так, назначение выборов на определенное число, порождает за собой действия по созданию избирательных комиссий, по выдвижению и регистрации кандидатов, определение начала агитационного периода, влечет за собой право зарегистрированных кандидатов на проведение агитационных мероприятий.

              Под сроками избирательного процесса понимаются установленный законом, иными правовыми актами или назначенный избирательной комиссией период времени или календарная дата, в рамках избирательного процесса. При этом рамки избирательного процесса определяются с момента назначения выборов и до объявления итогов голосования.

              Многообразие избирательных сроков вызывает необходимость их классификации. Классификация избирательных сроков, позволяет выявить особенности такого явления, как избирательные сроки, значимость и способы их реализации. На основании подобной классификации можно сделать вывод, что в избирательном праве применяются множество избирательных сроков, различных по своему характеру и функциональному назначению.

Информация о работе Сроки избирательного процесса