Проблема взаимодействия избирательных штабов и государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 19:18, реферат

Краткое описание

Руководитель кампании. Кампанией руководит менеджер. Никто, включая Лидера, не имеет права, вмешиваться в деятельность штаба, минуя менеджера. Роли и обязанности штабистов должны быть четко распределены. Штаб должен функционировать как единая, сплоченная команда. Стратегия кампании должна быть понятна членам штаба. Каждый член штаба обязан точно и своевременно выполнять решения руководителя кампании. В штабе должен быть благоприятный психологический климат.

Содержание

1. Штаб выборной кампании
2. Законодательное регулирование взаимоотношений государства и избирательных штабов
3. Применение админресурса в избирательных кампаниях
3.1. Для чего обычно используют админресурс
3.2. Недостатки админресурса
3.3. Как правильно использовать админресурс
3.4. Методы нейтрализации админресурса
Выводы
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Икз кусмаров.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

     1. Органы исполнительной власти  и органы местного самоуправления, их должностные и служебные  лица обязаны содействовать избирательным  комиссиям в реализации их полномочий: предоставлять им необходимые помещения согласно нормативов, устанавливаемых настоящим Законом и принятыми в соответствии с ним актами Центральной избирательной комиссии; обеспечивать их охрану, а также охрану избирательных бюллетеней и другой избирательной документации; предоставлять в соответствии с установленными Центральной избирательной комиссией нормами транспортные средства, средства связи, оборудование, инвентарь, оргтехнику, подлежащих возврату после прекращения полномочий избирательных комиссий. Порядок оплаты указанных услуг и возмещения устанавливается Кабинетом Министров Украины.

     2. Закупка товаров, оплата работ,  услуг для подготовки и проведения  выборов Президента Украины во  время избирательного процесса  производятся избирательными комиссиями за счет средств Государственного бюджета Украины без применения тендерных (конкурсных процедур в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией. 

    3. Применение админресурса в избирательных кампаниях

    «Ресурс кампании» — это, по сути, возможность для «пропихивания» кандидата избирателям. Возможности эти самые разнообразные и по-разному описаны у разных авторов. Мы выделяем 10 основных ресурсов: ресурс кандидата (его готовность к борьбе, имидж и т.п.), электоральный ресурс (готовность избирателей голосовать за предложенный имидж), элитный ресурс (готовность элиты округа поддержать кандидата), информационно-коммуникативный ресурс (доступ к СМИ), партийный ресурс (поддержка партий), финансовый ресурс, организационный ресурс (наличие структуры по работе с избирателями), технологический ресурс (умение использовать избирательные технологии), временной ресурс (время, необходимое для реализации комплекса предвыборных мероприятий) и административный ресурс.

    Административным  ресурсом называется способность кандидата привлечь на свою сторону и задействовать в избирательной кампании органы власти. По сути, это комплекс дополнительных ресурсов кандидата, пользующегося поддержкой власти. Принадлежность власти, в случае с выборами, дает своеобразный «эффект мультипликатора», усиливая результативность большинства ресурсов. Как минимум (причем — без малейших признаков правонарушения), представитель администрации может заранее рассчитывать на:

    — поддержку со стороны той части  избирателей, которая систематически голосует за любого представителя власти по определению. Число таких избирателей колеблется в зависимости от региона и социально-экономического положения в стране. Для Украины средним является число голосов, полученное на выборах 1998 года двумя партиями, выступавшими с имиджем «партии власти» (НДП и АПУ) — несколько более 8,5%. Чаще всего представитель администрации, имея немалый «шлейф реальных дел», может рассчитывать даже на большую поддержку — российские специалисты оценивают стартовое преимущество кандидата от власти в промежутке от 5 до 25% голосов избирателей.

    — Регулярное появление в новостных  блоках СМИ, что обусловлено необходимостью выполнять определенные общественно  значимые функции. Кроме того, агитация за представителя власти может вестись даже без его упоминания — только с информированием о деятельности возглавляемого им учреждени.

    — Наличие значительно большего, чем  у оппонентов, временного ресурса. Если обычная избирательная кампания длится примерно полгода, то административная имеет практически перманентный характер. Кроме того, представители администрации имеют определенное влияние на назначение даты выборов.

    3.1. Для чего обычно используют админресурс

    В прессе применение административного  ресурса обычно сводится к трем элементам: принуждению избирателей к голосованию кандидата от власти, фальсификации результатов выборов и устранению соперников. Хотя, безусловно, факты такого использования административного ресурса имеют место, нельзя не отметить, что они скорее относятся к сфере юридических, чем политических наук. Кроме того, данная схема представляет собой откровенно не слишком грамотное использование возможностей администрации. Грубые попытки заставить избирателей голосовать определенным образом имеют обычно обратный эффект. В украинских условиях администрация реально может проконтролировать голосование отдельных избирателей в небольших и дисциплинированных общинах — отдаленных селах, воинских частях и т.п.

    В качестве варианта может фигурировать прямой подкуп избирателей, который, однако, не всегда прямо запрещен. Например, в ходе последней президентской кампании в России местный ЦИК разъяснил, что вообще кандидаты дарить подарки избирателям не могут, но вот В. Путин — может. Он ведь имеет особый статус, который позволяет ему, например, вручать подарки военнослужащим в качестве и.о. Верховного Главнокомандующего. Впрочем, чаще всего речь идет о специфической агитации среди материально зависимых категорий населения — мелких чиновников, коммунальщиков и т.п. Если проследить за их голосованием возможно не всегда, то заставить агитировать — сравнительно просто.

    Масштабная  фальсификация результатов выборов  обычно является невозможной чисто  технологически. Судя по всему, предельные значения были достигнуты во время  «всеукраинского референдума по народной инициативе»: по мнению известного социолога В. Паниотто (Социология: теория, методы, маркетинг. — 2001. — №1) общее число подозрительных голосов достигло 20% от числа избирателей. Впрочем, в этом, как и в других подобных случаях, необходимый результат был бы получен и без фальсификации. Автору вообще неизвестна ни одна избирательная кампания, выигранная за счет фальсификации. Бывают, впрочем, неопределенные ситуации, когда успех «операции» может быть решен буквально несколькими голосами. Однако насколько можно судить, чаще всего фальсификация идет в пользу всех сильных кандидатов.

    Устранить сильных соперников путем насилия  или разного рода формальных процедур реально только в глухих сельских округах или в странах, известных  своими демократическими традициями, внутренней свободой и самоуважением населения (вроде Белоруссии или Башкирии). Впрочем, существуют вполне цивилизованные методы «отстрела» нежелательных претендентов. Например, на последних выборах днепропетровского городского головы довольно сильный кандидат С. Бычков воздержался от выдвижения своей кандидатуры в обмен на пост заместителя главы областной администрации.

    В Украине нередко проистекает  полностью обратный процесс, когда  административный ресурс используется для того, чтобы забить бюллетень никому неизвестными фамилиями и названиями (что обычно дает некоторое преимущество хорошо известным представителям власти). Наиболее оригинальный случай имел место во время президентских выборов, когда А. Базилюк был зарегистрирован кандидатом по решению суда, хотя он не собрал миллиона подписей, не смог сдать собранного в установленный срок (в данном аспекте решение ВС фактически значило, что некоторым категориям госслужащих запрещается уметь определять время по часам…), отказался подтвердить знание украинского языка. Однако если бы Базилюк не был зарегистрирован, первое место в бюллетене заняла бы Н. Витренко…

    3.2. Недостатки админресурса

    Недостатки  такого мощного средства, как административный ресурс, являются обратной стороной его достоинств. Однако в первую очередь следует отметить, что на одном ресурсе кампании не выигрываются. В особенности это касается административного ресурса, который является своеобразным «множителем» для других ресурсов. Умножение на ноль дает в результате ноль. Даже кампании традиционно считающиеся «административными» предполагали использование нескольких ресурсов. В частности, в кампании В. Путина в 2000 году важную роль играл личный ресурс кандидата.

    В противоположность распространенному  мнению, кампании на административном ресурсе не являются самыми дешевыми. Проблема состоит в том, что чиновников необходимо соответствующим образом  мотивировать. Как отмечает российский политтехнолог О. Кудинов, «в арсенале любого чиновника масса приемов имитации бурной деятельности при полном отсутствии необходимого результата». Кроме того, чиновники зачастую неинициативны, склонны к чисто административным решениям (которые отнюдь не всегда оптимальны), а в ситуации отсутствия непосредственного контроля могут с легкостью перебежать к сопернику. Причем в последнем случае их позиции неуязвимы — ведь чиновники в своей деятельности исходят из пользы государства.

    Как легко было с мотивацией чиновников на президентских выборах 1999 года! Ведь тогда даже самые демократичные и интеллигентные кандидаты не останавливались перед слабо замаскированными угрозами физической расправы в адрес всех чиновников скопом и членов их семей. В такой ситуации даже члены оппозиционных партий, занимавшие административные посты, задумывались о целесообразности поддержки своих партийных руководителей…

    Кроме того, обширное использование административного  ресурса предполагает массу дополнительных ограничений. В частности, проведение административной кампании предполагает лояльность кандидата к власти (что не всегда можно сказать об избирателях), определенный имидж, необходимость искать общий язык с представителями администрации (иногда — в ущерб своей кампании), определенные ограничения в использовании других ресурсов и т.п.  

    3.3. Как правильно использовать админресурс

    Грамотное использование такого важного инструмента, как административный ресурс, в первую очередь предполагает отказ от административной кампании. Наиболее желательное использование  предполагает проведение обычной содержательной кампании (скорее всего — позитивного типа), в ходе которой административный ресурс используется для донесения до избирателей сообщения кампании. Причем обе части здесь («донесение» и «сообщение») примерно равноценны.

    Донесение любого сообщения облегчается благодаря  наличию у власти значительного  влияния на информационное пространство региона. Основные направления тут  следующие:

    — «двухступенчатый процесс коммуникации» (П. Лазарсфельд). Большинство людей, которые могут быть привлечены властью для поддержки кампании, являются «лидерами мнений». Это чиновники (в том числе — выборные), депутаты, руководители предприятий, деятели науки и культуры. В общем — люди, к мнению которых избиратели готовы прислушиваться.

    — Прямое влияние власти на СМИ. Каждый орган власти имеет СМИ, в которых он является учредителем либо соучредителем, или на которые он может оказывать косвенное влияние (к последней категории относятся все СМИ вообще). Хотя полностью перекрыть информационный простор невозможно, роль влияния власти на СМИ остается значительной. Впрочем, нередко администраторы используют СМИ для расправы над оппонентом, что вполне может способствовать даже излишнему информированию населению о нем (как это произошло с Б. Громовым и А. Лебедем, выигравшими выборы за счет негативного информационного ресурса власти).

    — Косвенное влияние власти на СМИ  заключается в том, что власть сама по себе является сильнейшим создателем информационных поводов в политической и хозяйственной сфере. В особенности это имеет значение для Украины и других постсоветских стран, где выпуски новостей традиционно начинаются с освещения действий политической власти.

    — Непосредственное информирование населения  относительно целей и действий властей  через формируемые администрацией общественные организации и политические партии. Феномен «губернаторских партий» (имеющихся в некоторых областях Украины и практически в каждом регионе России) еще недостаточно изучен. Однако, насколько можно судить, как источник организационного ресурса такие структуры малополезны. Хотя бы потому, что администрация обычно добивается массового в них вступления. Более реально использование организации для донесения до массы своих «членов» идеи кампании. В частности, на выборах 1998 года именно такое использование «Громады» оказалось наиболее эффективным.

    Если  говорить о самом тексте сообщения, то он во многом зависит от того, кто  именно выдвигается. Если речь идет о  руководителе-администраторе, то здесь  развивается имидж «человека  власти» (или другой подобный), приносящего конкретную пользу людям. При этом кандидат может формально вообще отказаться от проведения избирательной кампании (как это сделал В. Путин). Избирательные кампании партий и блоков обычно строятся на противостоянии центру, защите интересов региона (именно это было основой сообщения «Громады»). Важно, чтобы сообщение кампании было грамотно сформулировано и соответствовало чаяниям людей, однако это общее требование для проведения всех кампаний, даже и без задействования административного ресурса.

    3.4. Методы нейтрализации админресурса

    Методы  и сама возможность такой нейтрализации  во многом зависит от того, насколько  активно применяется административный ресурс и какими технологиями пользуется кандидат от власти. Следует отметить, что административный ресурс практически некомпенсируем другими ресурсами. В общем: «против лома нет приема, если нет другого лома».

Информация о работе Проблема взаимодействия избирательных штабов и государства