Правовые аспекты регулирования государственной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 19:23, реферат

Краткое описание

Совершенствование системы государственной службы осуществляется путем реализации федеральных программ реформирования и развития федеральной государственной службы и соответствующих программ субъектов Российской Федерации.
Цель и задачи работы – рассмотреть систему государственной службы российской федерации, ее понятие, виды и принципы, а также правовые аспекты регулирования государственной службы в рф: нормативно-правовую базу и правовой статус государственных служащих.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 4
1. 1. Понятие государственной службы Российской Федерации 4
1. 2. Виды государственной службы в РФ 6
1. 3. Принципы государственной службы в РФ 9
2. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ В РФ 11
2. 1. Нормативно-правовая база государственной службы 11
2. 2. Правовой статус государственных служащих 12
2. 3. Общие условия государственной службы Российской Федерации
и система управления ею 15
2. 4. Направления совершенствования эффективности государственной
службы и результативности профессиональной служебной деятельности
государственных служащих 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23

Вложенные файлы: 1 файл

7674 Правовые аспекты регулирования государственной службы.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ  3

1.  СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ  РОССИЙСКОЙ 

ФЕДЕРАЦИИ 4

1. 1. Понятие государственной службы  Российской Федерации  4

1. 2. Виды  государственной  службы в РФ 6

1. 3. Принципы государственной службы в РФ 9

2. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ  РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

СЛУЖБЫ В РФ 11

2. 1. Нормативно-правовая  база государственной службы 11

2. 2. Правовой статус государственных  служащих 12

2. 3. Общие условия государственной  службы Российской Федерации 

и система управления ею 15

2. 4.  Направления совершенствования эффективности государственной

службы и  результативности профессиональной служебной  деятельности

государственных служащих 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23

ВВЕДЕНИЕ 

 

Государственная служба – это важнейший административно-правовой институт, которому в системе административно-правового регулирования общественных отношений отведена особая роль, в силу чего требуется постоянная коррекция основных его параметров.

Правовое регулирование  и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации.

Среди проблем современного состояния  государственной службы в России, обусловливающих необходимость  реформирования, можно назвать: неопределенность в подходах к решению вопросов управления в системе государственной службы; дисбалансы в функционировании основных институтов в системе государственной службы (особенно взаимосвязи между различными видами государственной службы); наличие пробелов в правовом регулирования в сфере государственной службы; недостаточная эффективность органов государственной власти и их аппаратов; низкий престиж государственной службы и авторитета государственных служащих низшего и, в ряде органов исполнительной власти, среднего звена и др.

Совершенствование системы государственной службы осуществляется путем реализации федеральных программ реформирования и развития федеральной государственной службы и соответствующих программ субъектов Российской Федерации.

 Цель и задачи работы – рассмотреть систему государственной службы российской федерации, ее понятие, виды и  принципы, а также правовые аспекты  регулирования государственной службы в рф: нормативно-правовую базу и правовой статус государственных служащих.

1.  СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. 1. Понятие государственной службы Российской Федерации

 

Государственная служба является одним из важнейших  институтов административного права. В определении понятия государственной  службы в теории административного  права в качестве ведущего признака выделяется профессиональная деятельность. Под профессиональной понимается деятельность, осуществляемая на основе специальных знаний и навыков. Государственная служба как вид профессиональной деятельности означает непрерывное, преемственное и компетентное обеспечение полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, государственных органов лицами, находящимися на государственных должностях.

Законодательство  о государственной службе образует нормативные правовые акты, регулирующие организацию государственной службы Российской Федерации и правовое положение госслужащих, в том числе условия и порядок прохождения службы, виды поощрений и ответственность, основания прекращения государственно-служебных отношений и др.

Данное законодательство строится как двухуровневая система. Оно состоит из Конституции РФ, Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и конституций, законов, уставов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Конституция РФ закрепляет такие исходные основы, как верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов  на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4); единство системы государственной  власти, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами (ч. 3 ст. 5); приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие (ст. 18); обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2); разделение законодательной, исполнительной и судебной власти (ст. 10); равный доступ граждан к государственной службе (ч. 4 ст. 32); некоторые обязанности всех должностных лиц (ч. 2 ст. 24, ч. 3 ст. 41, ч. 2 ст. 46)[1] и др.

Государственная служба связана с рядом правоограничений для лиц, состоящих на ней, а всякое ограничение прав личности допускается только по федеральному закону (ст. 55 Конституции РФ).

Конституция РФ (п. «т» ст. 71) устанавливает, что федеральная государственная служба находится в ведении Российской Федерации, тем самым предрешая, что государственной службой в субъектах РФ ведают они сами.

В совместном ведении  Российской Федерации и ее субъектов  находятся кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат (п. «л» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ).

Согласно закону «О системе государственной службы Российской Федерации»[2] государственная служба Российской Федерации - это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации, т.е. деятельность, осуществляемая на основе специальных знаний и навыков, по обеспечению исполнения полномочий:

- Российской  Федерации;

- федеральных  органов государственной власти, иных федеральных государственных  органов;

- субъектов  Российской Федерации;

- органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;

- лиц, замещающих  должности, устанавливаемые Конституцией  РФ, федеральными законами для  непосредственного исполнения полномочий  федеральных государственных органов;

- лиц, замещающих  должности, устанавливаемые конституциями,  уставами, законами субъектов Российской  Федерации для непосредственного  исполнения полномочий государственных  органов субъектов РФ.

При этом следует  отметить, что деятельность самих лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, настоящим Федеральным законом к государственной службе не относится.

Во-первых, это  государственные должности Российской Федерации. Они устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий органов федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.

Во-вторых, это  государственные должности субъектов Российской Федерации, которые устанавливаются конституциями и уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий их государственных органов. Как правило, их перечень в систематизированном виде содержится в законах субъектов Российской Федерации о государственной службе. К числу таких должностей, в частности, относится должность руководителя высшего государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ее наименование и правовой статус определяются законодательством субъектов Российской Федерации.

 

1. 2. Виды  государственной службы в РФ

 

Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» определена система государственной службы Российской Федерации, которая включает в себя следующие виды государственной службы[2]:

- гражданская  служба;

- военная служба;

- правоохранительная  служба.

Кроме того, государственная  служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную  службу и государственную службу субъектов Российской Федерации.

Федеральная государственная  служба - это профессиональная служебная  деятельность граждан по обеспечению  исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных  государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации. Видами федеральной государственной службы являются федеральная государственная гражданская служба, военная служба и правоохранительная служба. Другие виды федеральной государственной службы устанавливаются путем внесения изменений и дополнений в данный Федеральный закон.

Государственная служба субъектов Российской Федерации - это профессиональная служебная  деятельность граждан по обеспечению  исполнения полномочий субъектов Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъектов и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. К государственной службе субъектов Российской Федерации относится только государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации. Другие виды государственной службы, в том числе военная и правоохранительная служба службой субъектов Российской Федерации быть не могут.

Говоря о  конкретных видах государственной  службы в Российской Федерации необходимо отметить следующее.

Государственная гражданская служба - это вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную  гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Федеральная государственная  гражданская служба - профессиональная служебная деятельность граждан  на должностях федеральной государственной  гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации - профессиональная служебная  деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации.

Государственная гражданская служба Российской Федерации  регламентируется Федеральным законом  от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[3], вступившим в силу с 1 февраля 2005 г.

Военная служба - это вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

Правоохранительная  служба - вид федеральной государственной  службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан  на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины. Однако закон о данном виде государственной службы до настоящего времени не принят.

В связи с  этим законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации  определены такие виды службы, как  служба в органах внутренних дел Российской Федерации, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, служба в таможенных органах, а также служба в органах прокуратуры.

Правовое регулирование  и организация федеральной государственной  гражданской службы находятся в  ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной  гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации.

 

1. 3. Принципы государственной службы в РФ

 

Система государственной  службы в Российской Федерации построена и функционирует в соответствии со следующими принципами:

- федерализм, обеспечивающий  единство системы государственной  службы и соблюдение конституционного  разграничения предметов ведения  и полномочий между федеральными  органами государственной власти  и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

- законность;

- приоритет  прав и свобод человека и  гражданина, их непосредственное  действие, обязательность их признания,  соблюдения и защиты;

- равный доступ  граждан к государственной службе;

- единство правовых  и организационных основ государственной  службы, предполагающее законодательное  закрепление единого подхода  к организации государственной  службы;

- взаимосвязь  государственной службы и муниципальной  службы;

- открытость  государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

- профессионализм  и компетентность государственных  служащих;

- защита государственных  служащих от неправомерного вмешательства  в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Информация о работе Правовые аспекты регулирования государственной службы