Казахстан - унитарное государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 23:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель семестровой работы - раскрыть характерные черты унитарного государства, в частности Казахстана, и проанализировать значимость этой формы государственного устройства.

Содержание

Введение 3
1. Смысл и содержание унитаризма 4
2. Историческая и этнодемографическая необходимость унитаризма в РК 7
3. Территориальное и административное деление Казахстана 8
Заключение 11
Список использованной литературы 12

Вложенные файлы: 1 файл

politol_rgr2Айдана.docx

— 36.46 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РК

Некоммерческое Акционерное Общество 

«Алматинский университет энергетики и связи»

 

 

 

Кафедра

 Социальных дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Семестровая работа  №2

По дисциплине: «Политология»

На тему: «Республика Казахстан - унитарное государство»

Вариант №24

 

 

 

 

 

 

                                                               

 

 

 

                                                    Выполнила: студ. группы ИС-11-02

Мамырбекова А.С.

№ зачётки: 112173

                                                       Проверила: ст. пр. Утегалиева А.Ж.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        Алматы 2014

 

Содержание

 

Введение 3

1. Смысл и содержание  унитаризма 4

2. Историческая и этнодемографическая  необходимость унитаризма в РК 7

3. Территориальное и административное деление Казахстана 8

Заключение 11

Список использованной литературы 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Формы территориального устройства представляют собой административно-территориальное и национальное строение государства, раскрывающее характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государства. В теории и практике государственного строительства различают следующие формы территориального устройства: унитарные, федеративные и конфедеративные.

Конкретный выбор формы территориального устройства зависит от ряда многочисленных внутренних (в большей степени) и внешних факторов.

Унитарные государства:

- одна система высших  органов представительной, исполнительной  и судебной власти;

- одна конституция, финансовая, налоговая и законодательные  системы, единые вооруженные силы;

- наличие местных органов  власти, не обладающих признаками  суверенитета.

Присущая всем унитарным государствам централизация может проявляться в разных формах и разной степени. В некоторых странах вообще отсутствуют местные органы и административно-территориальные единицы управляются назначенными представителями центральной власти. В других государствах местные органы создаются, но они поставлены под контроль (прямой или косвенный) центральной власти.

Права по самоуправлению у автономных образований несколько шире, чем у населения обычных административно-территориальных единиц. Однако самостоятельность автономий допускается только в пределах, установленных центральной властью. В унитарном государстве может функционировать и местное самоуправление, действовать муниципальные органы.

Унитаризм по сравнению с дроблением территории на уделы, княжества, - явление, безусловно, прогрессивное, способствует становлению единого рынка, развитию экономических отношений. Однако с развитием общества, проявлением глобальных экономических проблем и других факторов начинаются интеграционные процессы, которые приводят к созданию сложных государственных образований.

Цель моей семестровой работы - раскрыть характерные черты унитарного государства, в частности Казахстана, и проанализировать значимость этой формы государственного устройства.

 

1. Смысл и содержание  унитаризма

 

Форма государственного устройства наиболее полно раскрывает и показывает внутреннюю структуру государства, как образования, имеющие черты, отличающие его от любого другого образования. На сегодняшний день выработаны только две бесспорные формы государственного устройства – унитарная и федеративная.

Подавляющее большинство стран мира (около 85%) избрало унитарную форму своего политико-территориального устройства. Это — Китай и Япония, Великобритания и Франция, Италия и Испания, Египет и Марокко, Польша и Венгрия, Украина и Беларусь, Греция и Норвегия, Финляндия и Швеция, Португалия и Нидерланды, Румыния и Болгария, Иран и Ирак, Саудовская Аравия и Сирия, Чехия и Словакия, Турция и Ливия, Ливан и Израиль, Казахстан и Узбекистан, Дания и др.

В большинстве из них ни в официальном наименовании страны, ни в основах ее конституционного строя их унитарная форма обычно не указывается, а во многих конституциях таких государств нет специальных статей и разделов, посвященных этим вопросам. Но нередко в других такое определение в том или ином виде содержится.

Так, например, в начальных статьях конституций Португалии, Румынии, Украины, Бангладеш, Мозамбика, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и др. прямо говорится об их унитарном характере, а в Конституциях Франции, Финляндии, Люксембурга, Таиланда, Бенина, Грузии, Узбекистана, Туркменистана и др. — о единстве и/или неделимости этих государств, их территории.

Унитаризм пришел на смену феодальной раздробленности и, несомненно, сыграл исторически прогрессивную роль по отношению у прогрессу развития государственности.

В научной литературе он рассматривается как нормальная, наиболее распространенная и естественная форма государственной организации. Для наиболее эффективной реализации основной функции государства – управления обществом, унитарная форма государственного устройства является оптимальной. Не случайно большая часть современных государств являются унитарными.

В юридической литературе четко определенно понятие унитарного государства. Понятие «унитарное государство» происходит от латинского слова “unus”, “unitas” — один, единство. Унитарное государство – это единое цельное государство, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

В унитарном государстве высока степень централизованного руководства и регулирования жизни государства в целом и многих хозяйственных, социальных и иных процессов в частности, хотя у органов административно-территориальных единиц государства в местных делах степень самостоятельности может быть вполне достаточной.

Центр старается не подменять местные органы и не вмешиваться в их деятельность, если она основана на законе. И все-таки в унитарном государстве не исключено вмешательство центра в жизнь отдельных территорий, в том числе и отмена актов местных органов представительной и исполнительной власти. К тому же, хотя органы административно-территориальных единиц и имеют возможности обращения в центральные государственные органы, однако их влияние на решение вопросов в центре гораздо скромнее, чем в федеративном государстве, и выражается, как правило, в просьбах и ходатайствах, далеко не всегда юридически обязательных для центральных органов».

В результате исторической эволюции сложились современные унитарные государства. Каждое из них в государственно-территориальном устройстве имеет свои особенные черты.

Особенности унитарного государства.

1. Это централизованное  государство, не имеющее в своем  составе территориально обособленных  государственных образований.

2. Такое государство имеет  единую систему власти (законодательную, исполнительную, судебную), а территориальные  органы подконтрольны центру.

3. Оно имеет единую  систему законодательства.

4. Для унитарного государства  характерна единая система налогообложения.

5. В таком государстве  существует единое гражданство.

6. Это государство имеет  единый центр представительства  в международных отношениях.

Унитарная форма государственного устройства имеет ряд признаков, которые характеризуют ее с различных аспектов.

Во-первых, унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими местными органами. Во Франции, например, высшим и единым законодательным органом государственной власти является двухпалатный парламент, состоящий из Национального собрания и Сената. Верховная исполнительная власть на всей территории Франции принадлежит президенту; высшую судебную власть в государстве осуществляет Кассационный суд.

Во-вторых, на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство. В нем функционирует единая денежная система, проводится обязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика.

В-третьих, составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают. Они не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью.

По степени их зависимости от центральных органов унитарное государственное устройство может быть централизованным и децентрализованным. Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. Так, в Финляндии местное самоуправление (ляни) возглавляется губернатором, который назначается президентом.

В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

Имеются и смешанные системы местного государственного устройства, в которых присутствуют признаки централизации и децентрализации.

Местное самоуправление в Японии практически не зависит от центральных органов. В префектурах управление осуществляют выборные префектурные собрания. Подобные собрания имеются в городах, поселках и деревнях. Выборными являются также главные должностные лица органов самоуправления: в префектурах - губернаторы, в городах - мэры, в поселках и деревнях - старосты. Примером смешанной системы местного государственного устройства может служить Турецкая республика. Местное самоуправление в основных административно-территориальных единицах (илах) в Турции осуществляют представители центральной власти (вали), но есть также выборные Генеральные советы и их исполнительные органы - Энджомёны. В городах и окружных населенных пунктах избираются муниципальные советы, в селах - совет старейшин и староста, который одновременно является представителем ила.

В-четвертых, унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию. В Монголии, например, автономным государственным образованием является Баян-Улэгэйский аймак, на территории которого в основном проживают лица казахской национальности. В Судане согласно закону о самоуправлении Южных провинций 1972 года автономное право предоставлено Южному региону. Там создан выборный региональный народный совет, который формирует исполнительный орган - Высший исполнительный совет. Самостоятельные автономные образования имеются в составе Азербайджана, Таджикистана, Грузии и других унитарных государств.

В-пятых, в унитарном государстве все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене.

В-шестых, унитарное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.

В целом унитарное государство характеризуется единством, целостностью, неделимостью его территории.

 

2. Историческая и этнодемографическая  необходимость унитаризма в Казахстане

 

Основы административно-территориального деления Казахстана были заложены еще в ХIХ в., когда вышли в свет «Временное положение об управлении в степных областях Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губернаторств» (от 21 октября 1868 г.) и «Положение об управлении Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской и Тургайской областями» (от 25 марта 1891 г.). Согласно этим положениям вместо Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губернаторств было создано одно Степное генерал-губернаторство с центром в г. Омске. В его состав вошли Акмолинская, Семипалатинская, Уральская и Семиреченская области.

В конце ХIХ–начале ХХ веков области делились на уезды, уезды — на волости, волости — на административные аулы. В основу деления был положен не родовой, а территориальный признак. Это административно-территориальное устройство просуществовало вплоть до 1917 г.

В течение 1991–1993 годов в Республике Казахстан не существовало четко выверенной законодательной базы, определяющей принципы существования единого республиканского территориально-административного механизма. Эта ситуация порождала элементы анархии: переименования территориальных единиц без какого-либо серьезного согласования с органами власти, попытки самостоятельно изменить существующие границы между районами различных областей и т.п.

Основным документом, определяющим правовые основы жизнедеятельности территориально-административной системы РК, стал Закон Республики Казахстан от 8 декабря 1993 г. № 2572 ХII «Об административно-территориальном устройстве Республики Казахстан». Законодательно было определено, что в систему административно-территориального устройства Республики Казахстан входят такие административно-территориальные единицы, как аул (село), поселок, аульный/сельский округ, район в городе, город, район, область.

В 1997 г. вновь произошло изменение числа областей в республике: на 1989 г. в Республике Казахстан насчитывалось 17 областей, на 1991 г. — 19 областей, на 1997 г. — 14 областей.

Вопросы административно-территориального деления являются той первоосновой, на которой строится изучение любого региона. Особое значение они приобретают при проведении экономических исследований, исследований этнодемографической направленности. Каждый регион Республики Казахстан сосредоточил в себе большой промышленный потенциал. Достаточно разнообразна палитра этносов регионов. Изучение многих исторических, демографических, политологических и, несомненно, экономических вопросов регионов невозможно без изучения их административно-территориального устройства.

Информация о работе Казахстан - унитарное государство