Унитарное государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 18:45, курсовая работа

Краткое описание

При всем многообразии форм государственного устройства самой распространенной является унитарная форма государственного устройства. Большинство всех существовавших, и ныне существующих государств унитарные. Это и понятно, ибо унитарное государство хорошо управляемо, а унитарная форма достаточно надежно обеспечивает государственное единство. Исторически унитарная форма государственного устройства сложилась самой первой вместе с самим государством. Все государственные образования древности и средних веков обладали этой формой государственного устройства. Примером могут служить Римская империя, императорские Китай и Япония, средневековые европейские королевства. Позднее, с развитием идей просвещения и гуманизма, появилось немало прогрессивных идей, что привело к появлению иных форм государственного устройства.

Содержание

Введение
Глава 1. Форма государства.
1.1.Форма государственного устройства.
1.2. Виды государственного устройства.
Глава 2. Унитарное государство.
2.1. Понятие и виды унитарного государства.
3. Автономии в унитарном государстве.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ТГП2.docx

— 48.41 Кб (Скачать файл)

 

 

План

Введение

Глава 1. Форма государства.

1.1.Форма государственного  устройства.

1.2. Виды государственного  устройства.

Глава 2. Унитарное государство.

2.1. Понятие и виды унитарного государства.

3. Автономии в унитарном  государстве.

Заключение

Список литературы

 

 

Введение

 

При всем многообразии форм государственного устройства самой распространенной является унитарная форма государственного устройства. Большинство всех существовавших, и ныне существующих государств унитарные. Это и понятно, ибо унитарное государство хорошо управляемо, а унитарная форма достаточно надежно обеспечивает государственное единство. Исторически унитарная форма государственного устройства сложилась самой первой вместе с самим государством. Все государственные образования древности и средних веков обладали этой формой государственного устройства. Примером могут служить Римская империя, императорские Китай и Япония, средневековые европейские королевства. Позднее, с развитием идей просвещения и гуманизма, появилось немало прогрессивных идей, что привело к появлению иных форм государственного устройства.

Изучение унитарной формы государственного устройства приобретает в наше время особую актуальность, так как обусловлено национальными, государственно-территориальными факторами, а так же спецификой социально-культурных обстоятельств в различных регионах мира.

Цель курсовой работы раскрыть характерные черты унитарного государства, сформулировать, что способствовало складыванию унитарного государства, проанализировав основные особенности развития унитарных государств.

 

  1. Форма государства
    1. Форма государственного устройства: понятие и виды 

 

 Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная государственная власть. По мысли известного русского юриста и философа И.А. Ильина, форма государства есть не «отвлеченное понятие» и не «политическая схема», безразличная к жизни народа, а строй жизни, живая организация власти народа. «Необходимо, чтобы народ понимал свой жизненный строй, чтобы он умел – именно «так» - организоваться, чтобы он уважал законы этого и вкладывал свою волю в эту организацию».1

Форма государства отвечает на вопросы, на каких принципах и как территориально построена государственная власть , как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между собой и населением, какими методами она осуществляется и др.

Под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима.

Решающее влияние на форму государства оказывают сущность, исторический тип государства. Так, феодальному типу государства соответствовала монархическая форма правления, а буржуазному – республиканская. Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения. Ранние буржуазные революции, например, в Англии, привели к компромиссу между буржуазией и феодалами, следствием которого стала конституционная монархия. Конституция – требование молодой буржуазии, монархия – уступка феодалам. 

На форму государства влияют национальный состав, исторические традиции, территориальные размеры страны и другие факторы. Небольшие по территории государства обычно являются унитарными. «Многонациональный состав населения, - писал И.А. Ильин, - предъявляет к государственной форме свои требования. Он может стать фактором распада и привести к гибельным гражданским войнам». 2 

Форма государственного устройства – это административно – территориальное и национальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти. Как «территориальное устройство, или территориальная организация, государство – это система взаимоотношений между центральной властью и территориальными составными частями, точнее, их населением и действующими там органами публичной власти».

В категории «форма государственного устройства» находит выражение территориальное деление и структура государства, закрепление за ними определенной территории. Форма государственного устройства – национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти. Организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства.

Форма государства показывает:

- из каких частей состоит  внутренняя структура государства;

- каково правовое положение  этих частей и каковы взаимоотношения их органов;

- как строятся отношения  между центральными и местными  государственными органами;

- в какой государственной  форме выражаются интересы каждой  нации, проживающей на территории  данного государства.

История существования государства свидетельствует о том, что во все века разные государства отличались друг от друга внутренним строением, то есть способом территориального деления (административно-территориальные единицы, автономные политические образования, государственные образования, обладающие суверенитетом), а также степенью централизации государственной власти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципу демократического централизма). 

Необходимость определенным образом построить территориальную организацию государства вытекает из того обстоятельства, что любое государство расположено на ограниченной территории, там же проживают граждане (подданные) этого государства. Для выполнения своего социального назначения – организации экономической жизни, защиты граждан, создании страховых запасов, развития информационных систем общения, передачи управленческих воздействий и т.п. – государство ведет разнообразную деятельность. Например, финансовую (взимает и распределяет налоги, сборы, пошлины и т.п.), экономическую (регулирует в той или иной степени распределительные, рыночные отношения), военную (осуществляет организацию военной службы), информационную (сбор и распространение информации и т.д.). Но вести всю эту деятельность из одного центра при значительной численности населения и больших размерах государства становится объективно невозможным.

После определенного порога численности граждан и размеров территории возникает необходимость разделить территорию на округа, штаты, земли, области, края, кантоны, районы, губернии, уезды и т.д., а также создать на этих территориальных образованиях местные (территориальные) органы власти. Возникает потребность распределить полномочия между центральными и местными органами власти и управления.

Как, например, шла территориальная структуризация США? При освоении Запада в XVIII  веке стали действовать следующие нормы. Когда на землях Запада население достигло определенных размеров («5 тысяч свободного мужского населения дееспособного возраста»), соответствующая территория должна была созвать «генеральную ассамблею», чтобы помогать назначенному губернатору управлять делами. А когда население достигло численности «60 тысяч свободных лиц», Конгресс должен был принять территорию в качестве нового штата «на равных правах с прежними штатами во всех мыслимых отношениях». Количество штатов постепенно выросло до 50. Почти во всех случаях новый штат проходил через этап территориального управления.

Кроме того, население того или иного государства может быть многонациональным. Каждая народность, нация может иметь свои традиции, исторический опыт государственности, культурные, языковые и иные духовные потребности. Заимствования, политико-правовые подражания, колониальные воздействия, политические интересы и многое другое влияют на территориальную организацию государства.

Территориальное устройство уходит своими корнями в глубокую древность. Уже древние восточные деспотии – империи – делились на провинции, города, завоеванные территории и т.д.  Имели эти территориальные образования и свои органы власти и управления3.

В современной юридической и политической литературе обычно выделяют две основные формы государственного устройства: унитарное государство и федеративное государство (федерацию). В качестве особой формы государственного устройства в настоящее время рассматривается конфедерация. В конце XIX – начале XX вв. в виде особых форм государственного устройства выделялись так называемые инкорпорация и сюзеренитет.

Инкорпорация представляет собой «полное поглощение одного государства другим или полное слияние нескольких государств в одно целое, в котором отдельные части совершенно утрачивают государственный характер», а сюзеренитет характеризуется как вассальное подчинение одного государства (вассала) «в известных отношениях» власти другого государства (сюзерена).

Соотнося сюзеренитет с государственно-правовой практикой, следует заметить, что это явление можно рассматривать, во-первых, скорее как межгосударственное (международное), чем внутригосударственное, во-вторых, как дань средневековой истории, но не современности. С точки зрения происхождения и назначения сюзеренитет имеет двоякий характер: во-первых, служит переходной политической формой при распадении разноплеменного государства на его составные части; во-вторых, выступает в качестве одного из средств «подчинения слабых государств сильным».

В отличие от сюзеренитета, который является данью прошлому, инкорпорацию можно рассматривать и как явление современной политической жизни. Показательным примером в этом отношении служит воссоединение по форме, но поглощение, по сути, в 90-е гг. Германской Демократической Республики (ГДР) Федеративной Республикой Германией (ФРГ).4

 

 

  1. Унитарное государство.

 

Из числа основных форм государственного устройства наиболее простой и распространенной является унитарное государство.

Унитарное государство – это такая форма государственного устройства, при которой существует простое административно-территориальное (политико-административное, политико-территориальное) деление государства, высшие органы власти едины и обладают абсолютным суверенитетом на всей территории страны, действует единые Конституция и гражданство.

Эта форма государственного устройства была исторически первичной и заметно преобладавшей до XX века, хотя сам термин «унитарное» имеет позднее происхождение (XIX в.). В качестве исторических примеров унитарных государств можно привести деспотии Древнего Востока, полисы Древней Греции, Римскую империю.

После распада Римской империи на ее территории в течение долгого времени (Средневековья) существовало множество мелких областей, время от времени объединяемых в рыхлые крупные «империи», которые так же легко распадались, как и образовывались. Правители и мелких и крупных образований тяготели к унитаризму.

Начиная с эпохи Возрождения (XIV в.), продолжаясь в Новое время (конец XIV -  XIX вв.), в Европе идут процессы складывания крупных унитарных государств, которые доказывают свое преимущество перед временными «союзами» мелких государств. Эту тенденцию в самом ее начале заметил и проанализировал Никколо Макиавелли в своих классических политических трактатах «Государь» и «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия». Он однозначно высказался в пользу единого (унитарного) государства ( на примерах Испании, Франции, Турции), оценивая трагическую ситуацию своей родины – раздробленной Италии. Его предсказания подтвердились. Сильные унитарные государства, захватив ресурсы практически всей планеты, превратились в колониальные империи, долгое время определявшие судьбы мира. К ним можно отнести Великобританию, Францию, Испанию, Нидерланды. В то же время раздробленность надолго затормозила политическое и экономическое развитие таких стран, как Италия и Германия, объединившихся только в начале 1870-х гг. Необходимо добавить, что сильным унитарным государством в XVIII – XIX вв. была и Пруссия, которая объединила Германию.

Можно выделить несколько факторов складывания унитарного государства и его длительной устойчивости.

  1. Однородность населения или значительное преобладание одного культурно-исторического и национального типа населения, что включает в себя: единство языка (близость языков, диалектов); единство истории ( научной и мифологической, т.е. единые мифы происхождения, герои, общие героические и трагические периоды истории); единство религиозное или существование ведущей «государственной» религии; схожесть массового менталитета (мировосприятия и поведения), который включает в себя как рациональные стороны, так и подсознательные, иррациональные, автоматично-традиционные.
  2. Сильное внешнее давление (угроза) – осознание населением общности перед лицом внешнего врага. Но в то же время сильно сплачивает и общность внешних завоевательных задач, национальная гордость победителей (Древний Рим, Испания в XV – XVI вв.), так называемая общность перед «вызовом истории».
  3. Удобство сильного единого унитарного государства для экономической деятельности, создания единого экономического пространства.  Они включают в себя (наряду с другими): территориальную специализацию ( разделение труда), единство и богатство ресурсов, отсутствие внутренних таможенных барьеров; единство налогообложения, единую валюту, защиту от внешней  экспансии, единое правовое поле в экономике, общие выгоды от использования колоний.

Информация о работе Унитарное государство