Избирательные системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 21:44, реферат

Краткое описание

Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, порядок выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации.

Содержание

Введение.
1. Понятие избирательных систем и принципы их функционирования.
2. Основные виды избирательных систем.
3. Избирательная система современной России.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

политология к.р..docx

— 36.78 Кб (Скачать файл)

Достоинства пропорциональной системы выборов реализуются  при устоявшейся многопартийности. В отсутствие же таковой эта система  может привести к появлению фрагментарного депутатского корпуса и частой смене  правительств, что ослабит эффективность  демократического устройства.

Поскольку при пропорциональной системе осуществляется голосование  не за конкретных кандидатов, а за партии, весьма слаба непосредственная связь  между депутатами и избирателями. Зависимость депутатов от партий может негативно отразиться на деятельности представительных органов.

Кроме того, при пропорциональной системе может значительно возрастать роль мелких партий, которые за поддержку  крупных партий требуют постов и  привилегий, не соответствующих их реальному весу в политической жизни. Это создает условия для коррупции, сращивания партий с государственным  аппаратом, перебежек из лагеря в  лагерь, борьбы за теплые места и  т. д. В конечном счете, нарушается сам  принцип пропорциональности.

В некоторых государствах пропорциональные системы предусматривают  распределение мандатов только между  теми партиями, которые получают более трех-пяти процентов избирателей. Такой барьер установлен законодательством Германии, Испании и Швеции. В России установлен пятипроцентный барьер для политических партий по выборам в Государственную Думу.

Пропорциональная избирательная  система функционирует в таких  странах, как Австрия, Бельгия, Италия, Норвегия, Финляндия и др. Причем в Австрии, Италии и Швейцарии  избиратели голосуют за список партий в целом и за отдельных кандидатов в порядке предпочтения.

В послевоенный период началось становление смешанной избирательной  системы, которая должна была вобрать  в себя положительные характеристики мажоритарной и пропорциональной систем. На основе смешанной избирательной  системы проходят выборы в Германии и России.

Суть смешанной системы  заключается в том, что часть  депутатского корпуса избирается по мажоритарной системе, а часть - по пропорциональной. Один голос избиратель отдает за конкретного  кандидата, баллотирующегося в данном избирательном округе, другой - за политическую партию.

По способу организации  и проведения к выборам близка такая форма волеизъявления граждан, как референдум. В политической практике - это прямое, непосредственное обращение  к избирателям для окончательного решения какого-либо законодательного или иного вопроса.

На общенациональный референдум глава государства или парламент  выносят такие, например, вопросы, как  принятие конституции, изменение формы  государственного устройства или формы  правления, принятие новых или отмена действующих законов, вступление страны в международные организации, присоединение  к международным соглашениям  и т. д.

Референдум может проводиться  и в отдельных регионах по проблемам  местного значения - таким, как введение дополнительного налога, поступающего в городской бюджет, проект застройки  нового квартала, строительство автомагистрали и т. п. Особенно широкое распространение  местные референдумы получили в  США и Швейцарии.

Принятым на референдуме  считается то решение, за которое  проголосовало большинство участвовавших  в нем граждан. В настоящее  время конституции многих государств предусматривают возможность или  обязательность проведения референдумов.

Практика выявила слабые стороны референдума как способа  принятия решений: велико число тех, кто не участвует в голосовании, решение нередко принимается  незначительным большинством голосов, общественное мнение может быстро измениться, и результаты референдума уже  не будут отвечать настроениям большей  части общества.

Для последних десятилетий  характерно усиление роли рациональных, прагматических мотивов в подходе  к политическим проблемам. Люди весьма критически оценивают программы  и партийные лозунги, деятельность политических лидеров. Резкое неприятие  вызывают моральная нечистоплотность политиков, нарушения законности, злоупотребления  партийного и государственного аппарата.

Рациональной оценке подвергаются и устоявшиеся формы политического  участия. Далеко не все политически  активные граждане получают удовлетворение от участия в выборах, от членства в политических партиях и профсоюзах. Многие предпочитают новые формы  гражданской и политической активности, различные виды самоорганизации  и самоуправления. Отсюда быстрое  развитие и популярность разнообразных  движений, ставящих перед собой задачи разрешения волнующих граждан конкретных проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Избирательная система современной России.

Демократические, свободные  и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических  принципов и норм избирательного права и права на участие в  референдуме.

В 1993 году вопросы избирательного права регулировались посредством  указов Президента России. Смешанная  избирательная система выборов  депутатов Государственной Думы появилась именно в этот период.

Принятие Конституции  Российской Федерации 12 декабря 1993 года положило начало обновлению всей российской правовой системы. Переход к новым  демократическим институтам народовластия  потребовал разработки нормативно-правовой базы проведения референдума и свободных  выборов - высших непосредственных форм осуществления народом своей  власти. В соответствии со ст. 19 Конституции  Российской Федерации "Государство  гарантирует равенство прав и  свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к  религии, убеждений, принадлежности к  общественным объединениям, а также  других обстоятельств. Запрещаются  любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или  религиозной принадлежности".

Статья 32 Конституции России предоставляет гражданам Российской Федерации "право избирать и быть избранными в органы государственной  власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме... Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом  недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору  суда".

В соответствии с действующим  законодательством выборы являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов  Российской Федерации, уставами муниципальных  образований. Гражданин Российской Федерации участвует в выборах  на основе всеобщего равного и  прямого избирательного права при  тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах  и референдуме является свободным  и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью  принудить его к участию или  неучастию в выборах и референдуме  либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Выборы и референдумы  организуют и проводят комиссии. Вмешательство  в деятельность комиссий со стороны  законодательных (представительных) и  исполнительных органов государственной  власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

В результате обобщения и  анализа опыта избирательных  кампаний была разработала комплексная  программа совершенствования и  развития законодательства о выборах, которая была полностью реализована  путем разработки и принятия соответствующих  федеральных законов.

Федеральный закон от 11 июля 2001 года "О политических партиях" заложил основы современной партийной  системы Российской Федерации, установил  требования к политическим партиям  и обеспечил им статус основных участников избирательного процесса.

Федеральный закон от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации" принципиально  усовершенствовал правовую базу выборов  и референдумов. Ряд статей этого  закона касается повышения роли партий в избирательном процессе. Вводится пропорциональная система выборов  депутатов законодательных органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации в отношении  не менее половины депутатских мандатов. Воздвигнуты дополнительные преграды на пути злоупотребления так называемым административным ресурсом. Существенно обновлен порядок формирования избирательных комиссий. Главная цель преобразований - сделать избирательные комиссии более независимыми от органов власти и должностных лиц. Положения закона направлены на совершенствование избирательной системы Российской Федерации в целом: сокращены сроки федеральных избирательных кампаний, уточнены понятия "предвыборная агитация" и "информационная деятельность", закреплен только судебный порядок отмены регистрации кандидата исключительно за грубые нарушения, раскрывается понятие "фальсификация итогов голосования" и предусматривается уголовная ответственность за это деяние.

В соответствии с новым  Федеральным законом об основных гарантиях были разработаны и  приняты качественно новые законодательные  акты - Федеральный закон от 20 декабря 2002 года "О выборах депутатов  Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и  Федеральный закон от 10 января 2003 года "О выборах Президента Российской Федерации", предусматривающие дополнительные меры по организации ведения общественного  контроля за подведением итогов голосования, в том числе через открытую публикацию итогов голосования со всех избирательных участков в сети Интернет. Избирательным законодательством  предусмотрено, что на выборах, в  том числе при установлении итогов голосования, может применяться  Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Выборы". Для урегулирования порядка применения этой системы был разработан и  уже действует Федеральный закон  от 10 января 2003 года "О Государственной  автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы".

Важным шагом, логически  завершающим программу совершенствования  законодательства о выборах и  референдумах, явилось принятие в  июне 2003 года Федерального закона "О  внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные  акты Российской Федерации в связи  с принятием Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В этом законодательном акте, в частности, введена уголовная ответственность за финансовые нарушения в крупных размерах, а также за вмешательство должностных лиц с целью повлиять на решения избирательных комиссий, сокращены с 30 суток до 5 сроки рассмотрения судом дел по привлечению к административной ответственности, предусмотрена возможность приостановления выпуска СМИ до дня голосования по судебному решению за систематические нарушения, совершаемые во время избирательных кампаний.

Таким образом, в настоящее  время в Российской Федерации  существует прошедшая этапы становления  и совершенствования, нацеленная на дальнейшее развитие демократических  институтов нормативно-правовая база проведения выборов и референдумов, соответствующая международным  избирательным стандартам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Избирательное право образует важную составную часть конституционного права Российской Федерации, один из наиболее значимых его институтов и регулирует такие общественные отношения, которые складываются, например, при выборах Президента Российской Федерации, депутатов законодательных (представительных) органов власти Федерации и ее субъектов, а также при выборах в исполнительные органы власти и органы местного самоуправления. Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации,            порядок выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации.

Многообразие избирательных систем объясняется существованием большого числа способов распределения мандатов между кандидатами в зависимости  от итогов голосования. Каждая система  имеет свои преимущества перед другими  видами и свои недостатки. С точки  зрения времени возникновения мажоритарная система является первой из всех видов  избирательных систем. Появление  дальнейших видов избирательных  систем (пропорциональная, полупропорциональная, смешанная) является результатом естественного  общественного развития и потребностей людей найти оптимальную форму  избирательной системы с учетом особенностей форм правления, государственного режима каждой страны.

Установление той или иной избирательной  системы есть результат субъективного  выбора, который нередко определяется соотношением политических сил в  законодательном органе. Те или иные способы определения итогов выборов  часто оказываются более выгодными  отдельным партиям, и естественно, что они добиваются включения  в избирательное законодательство именно этих выгодных им способов.

Информация о работе Избирательные системы