Избирательные системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 19:47, реферат

Краткое описание

В условиях становления и развития в России демократического правового государства народовластие, которое в советский период было одним из формальных институтов государства, ныне превратилось в реальную конституционную основу всей российской государственности, механизм ее реформирования и дальнейшего развития. От решения избирателей, определяющих путем выборов конкретный состав представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также партийную принадлежность и связанный с ней дальнейший политический курс выборных органов федерального, регионального и местных уровней, в значительной степени зависит общее направление движения страны на обозримый период.

Содержание

Введение………………………………………………………………........2

Глава 1. Избирательная система в РФ:

1.1. Понятие избирательной системы в РФ…………………………….4

1.2. Виды избирательных систем в РФ…………………………………6

Глава 2. Избирательный процесс в РФ:

2.1. Понятие и принципы избирательного процесса…….......................12

2.2. Структура и стадии избирательного процесса……………………..14

Заключение………………………………………………………………..22

Список использованной литературы……………………………….........24

Вложенные файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 33.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление:

Введение………………………………………………………………........2

 

Глава 1. Избирательная система  в РФ:

 

1.1.          Понятие избирательной системы  в РФ…………………………….4

 

1.2.          Виды избирательных систем в  РФ…………………………………6

 

Глава 2. Избирательный процесс в РФ:

 

2.1. Понятие и принципы  избирательного процесса…….......................12

 

2.2. Структура и стадии  избирательного процесса……………………..14

 

Заключение………………………………………………………………..22

 

Список использованной литературы……………………………….........24

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования.

 

В условиях становления и  развития в России демократического правового государства народовластие, которое в советский период было одним из формальных институтов государства, ныне превратилось в реальную конституционную  основу всей российской государственности, механизм ее реформирования и дальнейшего  развития. От решения избирателей, определяющих путем выборов конкретный состав представительных органов государственной  власти и местного самоуправления, а также партийную принадлежность и связанный с ней дальнейший политический курс выборных органов федерального, регионального и местных уровней, в значительной степени зависит общее направление движения страны на обозримый период.

 

Недостаточно объявить Россию демократическим государством, включив  в Конституцию страны соответствующее  положение. Главное - добиться, чтобы  этот постулат прочно укоренился в  сознании миллионов граждан, сделать  демократию потребностью широких масс населения. Важнейшую роль в этом процессе играют выборы и референдум.

 

В истории достижений человеческой цивилизации выборы и избирательные  процедуры занимают свое особое место. Право граждан участвовать в  формировании властных институтов является общепризнанным элементом современного общества и государства. Каждая страна в своем стремлении к политической демократии открыла новые возможности  и условия превращения граждан  в полноправных субъектов мира политики и управления.

 

Сегодня как никогда ощущается  потребность в конструктивных идеях  в различных областях общественной и государственной деятельности. В нашей стране уже сложилась  практика правового решения таких  сложных проблем, как открытое избрание представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления.

 

Выборы - весьма эффективная  форма не только идеологического, но и политического воспитания граждан, прежде всего молодежи. Именно выборы способствуют формированию активной жизненной  позиции, о необходимости которой  так много впустую говорили в  предшествующий период истории страны.

 

Выборы - это способ воспитания стремления к свободе, сопряженной  с ответственностью сделанного выбора по отношению не только к самому себе, но и к десяткам, сотням тысяч  своих сограждан.

 

И, наконец, выборы - это мощный инструмент воздействия на политическую власть, которая, стремясь сохранить  свои позиции в публичных органах, выполняет волю избирателей, отраженную не только в предвыборных программах и наказах, но и в повседневной общественной жизни.

 

Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении избирательной системы и избирательного процесса в РФ.

 

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие  частные задачи:

 

1.                 дать понятие избирательной системы  в РФ;

 

2.                 рассмотреть виды избирательных  систем в РФ;

 

3.                 дать понятие и рассмотреть  принципы избирательного процесса  в РФ;

 

4.                 рассмотреть структуру и стадии  избирательного процесса.

 

Объект исследования –  избирательная система и избирательный  процесс в РФ.

 

Предметом исследования являются общественные отношения, связанные  с рассмотрением избирательной  системы и избирательного процесса.

 

 

Глава 1. Избирательная система  в РФ

 

1.1.        

Понятие избирательной системы  в РФ

В современной юридической  литературе нет единой точки зрения на понятие "избирательная система". Одни под ней понимают совокупность фактических общественных отношений, возникающих в процессе организации  и проведения выборов, взаимоотношения  между избирателями и депутатами, другие под избирательной системой понимают порядок определения результатов  выборов.

 

Избирательное право есть совокупность: избирательного права (юридические  нормы, закрепляющие права граждан  избирать и быть избранными в органы государственной власти) и порядка  определения результатов выборов. Следовательно, избирательное право, и порядок подсчета результатов  выборов являются составными частями  избирательной системы. Таким образом, избирательная система и становится системой, так как она состоит  из упорядоченной системы совокупности элементов, институтов: правовых норм и порядка определения результатов  выборов. Это дает нам определение избирательной системы в широком смысле. В узком смысле – это порядок определения результатов выборов.

 

В этом случае избирательную  систему следует рассматривать  как технико-процедурные нормы, которые  позволяют объективно определить результаты выборов.

 

Источниками избирательной  системы являются: Конституция Российской Федерации[1]; федеральные законы: "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"[2], "О выборах Президента РФ"[3], "О выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ"[4], "О формировании Совета Федерации ФС РФ"[5], Конституции республик, уставы, законы субъектов РФ о выборах в представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

1.2.        

Виды избирательных систем в РФ

В зависимости от порядка  определения результатов выборов  избирательные системы принято  подразделять на два вида: мажоритарную и пропорциональную.

 

Мажоритарная система  – это система, при которой  избранным считается тот кандидат, который набрал установленное законом  большинство голосов. Она является наиболее распространенной на выборах  и практически единственно возможная  при выборах одного должностного лица (президента, губернатора и  др.). Если она применяется для  выборов коллегиального органа власти (палата парламента), избирательные  округа создаются одномандатные, т.е. в каждом из них должен быть избран один депутат.

 

Мажоритарная система  имеет разновидности, обусловленные  различными требованиями к величине необходимого для избрания большинства  голосов. Самая простая разновидность  – система относительного большинства, при которой избранным считается  кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов. Такая система применяется на парламентских выборах и в  России. Часто она используется при  местных выборах. При этой системе, чем больше кандидатов баллотируется  на одно место, тем меньше голосов  требуется для избрания. В России предусмотрено, что выборы в органы государственной власти признаются соответствующей избирательной  комиссией несостоявшимися в  случае, если в них приняло участие  менее 20 % от числа избирателей, внесенных  в списки избирателей.

 

Оказанный минимальный процент  может быть повышен для выборов  в федеральные органы государственной  власти, органы государственной власти субъектов РФ. Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной  Думы ФС РФ"[6] повысил указанный  минимум до 25 %. Кроме того, чтобы  победить на выборах в одномандатном  избирательном округе, кандидату  необходимо, чтобы полученное относительное большинство было больше числа голосов, поданных против всех кандидатов. Иначе выборы будут признаны несостоявшимися.

 

Мажоритарная система  абсолютного большинства – система, при которой кандидату для  избрания необходимо получить более  половины голосов (50 % + 1 голос). В качестве базы для подсчета выступает, как  правило, общее число поданных голосов. При системе абсолютного большинства, чем больше в избирательном округе кандидатов, тем меньше вероятность, что кто-то из них получит абсолютное большинство голосов. Поэтому выборы по данной системе часто оказываются  нерезультативными.

 

Преодолевается нерезультативность перебаллотировкой кандидатов, собравших определенную долю голосов. Это так называемый второй тур выборов (повторное голосование). Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации"[7] предусматривает перебаллотировку двух кандидатов, получивших наибольшее число голосов в первом туре. Для избрания во втором туре достаточно относительного большинства голосов. В России избирательная система двух туров применяется на выборах высших должностных лиц (глав исполнительной власти) субъектов РФ и иногда в муниципальных образованиях.

 

Пропорциональная система (пропорциональное представительство  партий и движений). При данной системе  каждая партия получает в парламенте число мандатов, пропорциональное числу  голосов, поданных за ее кандидатов на выборах. Голосование при пропорциональной системе проводится по многомандатным избирательным округам, в которых соперничают списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями и движениями. Избиратель выбирает не между персонами, как при мажоритарной системе, а между партиями (движениями) и голосует за список кандидатов.

 

Пропорциональная система  порождает политическую дробность  парламента, т.е. появление множества  мелких фракций, что препятствует конструктивной работе парламента. Чтобы избежать этого, вводится избирательный порог, т.е. устанавливается минимальный  процент голосов, который партийный  список кандидатов должен собрать для  участия в пропорциональном распределении  мандатов. Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" устанавливает, что к распределению мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил семь и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, при условии, что таких списков было не менее двух и за все эти списки подано в совокупности более 60 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу[8].

 

В этом случае иные федеральные  списки кандидатов к распределению  мандатов не допускаются. Но, если за федеральные  списки кандидатов, преодолевших семипроцентный барьер, подано в совокупности 60 % или менее процентов голосов избирателей, к распределению мандатов допускаются последовательно в порядке убытия числа полученных голосов списки кандидатов, собравшие менее 7 % голосов, пока общее число голосов избирателей не превысит в совокупности 60 % голосов избирателей.

 

Распределение мандатов при  пропорциональной системе происходит по определенной методике, предусмотренной  ст. 3 ФЗ "О выборах депутатов  Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации". Закон  включает изменения в порядке  определения результатов выборов  по партийным спискам в федеральном  округе. Существенным моментом стало  увеличение избирательного барьера  для прохождения кандидатов от избирательного объединения с 5 до 7 % голосов избирателей.

 

Полупропорциональные системы. Данная система объединяет системы, которые, будучи основаны на мажоритарном принципе, т.е. на требовании большинства голосов для избрания, все же дают определенные возможности представительства и меньшинству избирателей. Это достигается применением ограниченного вотума, при котором избиратель голосует не за такое число кандидатов, которое равно числу подлежащих избранию от избирательного округа депутатов, а за меньшее. При этой системе партия в многомандатном избирательном округе выдвигает не список кандидатов, баллотирующийся как единое целое, а отдельных кандидатов. Избиратель голосует только за одного кандидата, хотя от округа должно быть избрано несколько депутатов. Избранными считаются кандидаты, собравшие большее

 

число голосов.

 

К этой же группе систем относится  кумулятивный вотум. Избиратель, к примеру, имеет три голоса, что меньше числа  депутатов от данного избирательного округа, но он может распорядиться  своими голосами трояким образом: либо отдать все их одному кандидату, либо отдать два голоса одному кандидату, а третий – другому, либо раздать  по одному голосу трем кандидатам. Система  считается пригодной для небольших  избирательных единиц, в которой  избиратели хорошо знают своих кандидатов, а их политическая принадлежность для  избирателей большого значения не имеет[9].

 

Система единственного передаваемого  голоса. Эта система позволяет  сочетать персональный выбор с обеспечением пропорциональности представительства  партий. Однако она сложна в плане  определения результатов выборов. Суть системы заключается в следующем. В многомандатном округе кандидаты выдвигаются в таком же порядке, как при системе единственного непередаваемого, т.е. каждая партия может выдвинуть столько кандидатов, сколько сочтет необходимым, и допускается выдвижение независимых кандидатов. Избиратель действует, как при мажоритарной системе с альтернативным голосованием, т.е. против фамилии желательного кандидата отмечает свои преференции (предпочтение) указывая цифрами 1, 2, 3 и т.д., кого он желает видеть избранным в первую очередь, а кого во вторую и т.д. При определении результатов голосов подсчитываются первоначально голоса, полученные кандидатами при первой преференции. Если никто не набрал абсолютного большинства голосов, то голоса, поданные за наименее успешного кандидата, передаются другим кандидатам, а сам он исключается из дальнейшего подсчета. Эта процедура продолжается до тех пор, пока какой-либо кандидат не наберет необходимого большинства голосов. Главное достоинство системы в том, что она обеспечивает результативность выборов и исключает необходимость проведения второго тура или перебаллотировки[10].

Информация о работе Избирательные системы