Избирательные системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 21:44, реферат

Краткое описание

Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, порядок выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации.

Содержание

Введение.
1. Понятие избирательных систем и принципы их функционирования.
2. Основные виды избирательных систем.
3. Избирательная система современной России.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

политология к.р..docx

— 36.78 Кб (Скачать файл)

 

Тема 19 Избирательные системы.

План:

Введение.

  1. Понятие избирательных систем и принципы их функционирования.
  2. Основные виды избирательных систем.
  3. Избирательная система современной России.

 

Список  литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

    Избирательная система - явление чрезвычайно сложное и динамичное. Ее конкретное содержание различно в каждой стране, и в рамках одной страны содержание избирательной системы также со временем под влиянием многочисленных обстоятельств изменяется.

Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная система, в основе которой лежит принцип большинства (франц. majorite - большинство): избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов. В зависимости от того, какое это большинство (относительное, абсолютное или квалифицированное), система имеет разновидности. Ниже, я подробнее рассмотрю эти разновидности.

Уже на заре становления конституционного строя  стали выдвигаться идеи пропорционального представительства политических объединений, при котором число мандатов, получаемых таким объединением, соответствует числу поданных за его кандидатов голосов. Практически пропорциональная система впервые была применена в Бельгии в 1889 году. К началу ХХ века насчитывались 152 ее разновидности. Ныне она существует в более чем 60 странах.

С начала прошлого столетия выдвигались компромиссные  идеи, направленные на обеспечение  хотя бы частичного представительства  меньшинства - ограниченного вотума, системы единственного непередаваемого  голоса, кумулятивного вотума, характеризуемые  как полупропорциональные системы. Некоторые из них применяются сегодня, так как позволяют тем или иным образом уменьшить дефекты мажоритарной системы, не переходя к более или менее чистой пропорциональности.

В интересах  соединения достоинств мажоритарной и  пропорциональной систем и исключения, присущих каждой из них недостатков  наряду с сочетанием обеих систем в одних странах в некоторых  других стали применять систему единственного передаваемого голоса.

Главное, что необходимо выделить, так это  исключительно высокую роль избирательной  системы в развитии политической системы общества. Она является каналом, по которому осуществляется процесс формирования всей системы представительной власти — от местных органов до президента страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие избирательных систем и принципы их функционирования.

В научной литературе термин "избирательная система" употребляется  обычно в двух значениях - широком  и узком.

В широком смысле избирательная  система - это система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти. Сфера  этих отношений весьма широка. В  нее входят вопросы и определения  круга избирателей и избираемых, и инфраструктуры выборов (создание избирательных единиц, избирательных  органов и др.), и отношений, складывающихся на каждой из стадий избирательного процесса вплоть до его завершения. Регулируется избирательная система нормами  избирательного права, понимаемого  как система правовых норм, представляющая собой подотрасль конституционного (государственного) права. Однако не вся  избирательная система регулируется правовыми нормами. В ее состав входят также отношения, регулируемые корпоративными нормами (уставами политических общественных объединений и др.), а также  обычаями и традициями данного общества.

Однако нас больше интересует избирательная  система в так называемом узком  смысле. Это способ определения того, кто из баллотировавшихся кандидатов избран на должность или в качестве депутата. В зависимости от того, какая будет использована избирательная  система, результаты выборов при  одних и тех же итогах голосования  могут оказаться совершенно различными. Поэтому политические силы нередко  борются между собой за более  выгодную для себя избирательную  систему (впрочем, оценивая ее выгодность, они могут и ошибиться). Например, в 1993 году Италия перешла от пропорциональной системы к смешанной, преимущественно  мажоритарной системе, а Новая Зеландия, - наоборот, от мажоритарной к пропорциональной. Примечательно, что в обеих странах  вопрос этот решался путем общенационального  референдума.

Международная политическая практика демонстрирует  чрезвычайное разно-

образие избирательных  систем. Нет единственно правильного  пути к демократии. Выбор избирательной системы и ее эффективность зависят в первую очередь от стабильности политической системы, характера политического режима, структуры партийной системы, а также во многом — от политической культуры элит и граждан.

Особенно  остро стоит вопрос о выборе того или иного типа избирательной  системы перед трансформирующимися  странами, поставившими своей целью  построение демократического правового  государства. Современная политическая наука накопила огромный материал, позволяющий производить оценку эффективности избирательных систем, измерять их ка-

чества, соотносить избирательные системы с партийными системами, определять характер влияния избирательных систем на электоральное поведение. Как правило, они хорошо прописываются в избирательных законах, имеется удобная для работы статистика выборов, на выборы работают многие исследования общественного мнения, выборы проявляют характер и конструкцию партийных систем. Участие в выборах является массовым процессом и относится к центральным формам политического участия в демократических странах, национальная информация о многих параметрах избирательных систем доступна, в последние десятилетия периодически публикуются сводные данные о выборах в различных странах. Роль и значение избирательных систем в институциональной структуре современных государств определяются рядом причин.

Во-первых, избирательные системы и процессы являются центральной харак-

теристикой  демократии. Во-вторых, избирательные системы и процессы обеспечивают легальность и легитимность существующих государственных органов, они показывают уровень доверия к проводимой правительством политике. В-третьих, избирательные системы и процессы оказывают существенное влияние на состояние политического плюрализма, конкуренции и характер политической системы. Они способствуют (в зависимости от избранной электоральной формулы) увеличению или понижению числа партий, модифицируют отношения между партиями, участвовавшими в выборах, и партиями, получившими места в парламенте. В-четвертых, электоральное поведение, несмотря на его обусловленность

рядом социально-экономических, культурных и политико-идеологических факторов, во многом диктуется характером избранной системы выборов. Именно институциональные характеристики избирательных систем определяют масштаб  участия населения в выборах, возможность влияния избирателя на результаты голосования, пропорциональность представительства в избранных  государственных органах различных групп населения и т. д. Наконец, в-пятых, изучение избирательных систем в сравнительном ключе позволяет лучше понять «политический инженеринг», т. е. технологию политической борьбы. Как никакой другой политический процесс, выборы подвержены влиянию и манипулированию. Избирательные системы могут быть прямыми (при которых избиратели отдают свои голоса непосредственно за кандидатов) или непрямыми. В последнем случае избиратели формируют коллегию выборщиков которая, в свою очередь, решает, какой из кандидатов займет выборную должность.

Все эти  системы вполне демократичны и имеют свои достоинства и недостатки. Многие страны в попытке соединить преимущества нескольких систем создают системы смешанного типа. В принципе, возможна самая разнообразная классификация избирательных систем, в частности по критерию частоты проведения выборов. Наиболее распространенным является четырехлетний срок пребывания на выборной должности.

Парламенты  иногда избираются поэтапно — 50% в один год, а остальные 50% - через два года (критерий протяженности выборов во времени). Требуемое для избрания большинство может быть относительным или абсолютным. В последнем случае если кандидаты не получают необходимого большинства в первом туре, проводится второй тур (критерий большинства голосов, необходимого для избрания). Кроме того, в избирательных системах часто содержится требование об участии в голосовании граждан или, в случае их добровольного участия, определенного процента избирателей, для того чтобы выборы стали считаться действительными (критерий требуемого участия в выборах). Далее, могут быть зарезервированы места для определенных меньшинств, которым трудно на равных участвовать в предвыборной гонке из-за своей малочисленности и недостаточности средств. Наконец, с целью избежать чрезмерного дробления результатов голосования могут устанавливаться определенные процентные барьеры, обычно от 2 до 5%. В этом случае партии должны набрать минимальный процент голосов, чтобы быть представленными в парламенте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Основные виды избирательных систем.

В субъективном смысле избирательное  право выступает, как право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти и в органы местного самоуправления. Избирательное  право является одним из основных конституционных прав граждан и  относится к группе политических прав.

Избирательные системы взаимосвязаны  с формой правления и политической культурой каждой страны. Они меняются в условиях крупных общественных перемен.

При оценке влияния избирательных  систем на формирование политических институтов следует исходить, прежде всего, из того обстоятельства, что  они не идеальны и каждой из них  присущ набор достоинств и недостатков.

Существуют две основные избирательные системы - мажоритарная и пропорциональная. Они оцениваются  по трем критериям: репрезентативность, то есть способность отразить в парламенте существующий спектр политических сил; простота механизма выборов; корректируемость результатов выборов в случае разочарования избирателей в  депутатах.

При мажоритарной системе  большинство, полученное победившей стороной, может быть двух видов - абсолютное и относительное.

При мажоритарной системе  абсолютного большинства избранным  считается кандидат, набравший абсолютное большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании (50% плюс 1 голос). Если ни один из кандидатов в первом туре не набрал абсолютного  большинства, то во втором туре участвуют  два кандидата, избравшие большинство  голосов в первом туре. Во втором туре могут действовать обе разновидности  мажоритарной системы, но преобладает  система относительного большинства. Она предполагает, что кандидат-победитель должен набрать больше голосов, чем  его соперник.

Относительным считается  простое большинство голосов  по сравнению с числом голосов, набранных  другими кандидатами.

Мажоритарный выбор привлекает простотой, поскольку обеспечивает отсечение кандидатов, представляющих меньшинство в обществе. Однако это  меньшинство зачастую незначительно  уступает большинству. В результате оказывается нереализованным критерий репрезентативности, поскольку "оппозиционная" точка зрения представлена в выборном органе не в той мере, в какой  она распространена в обществе.

Наконец, мажоритарная система  несовершенна ввиду практического  отсутствия механизма отзыва депутатов. При мажоритарной системе, как правило, возникают непосредственные связи  между кандидатом (а затем и  депутатом) и избирателями. Она способствует вытеснению из органов власти мелких и средних по своему влиянию партий, становлению двух- или трехпартийной  системы.

Мажоритарная система  используется в настоящее время  в Великобритании, США и Канаде. Она позволяет создавать устойчивые правительства, опирающиеся на прочное  большинство в парламенте.

Главное отличие пропорциональной системы от мажоритарной состоит  в том, что депутатские мандаты  распределяются не между индивидуальными  кандидатами, а между партиями в  соответствии с числом поданных за них голосов. Избиратели голосуют за партийные списки и определенную программу. Естественно, партии стремятся  включить в эти списки наиболее известных  людей.

Как и мажоритарная, пропорциональная система имеет две разновидности:

- пропорциональная система  на общегосударственном уровне. В этом случае избиратели голосуют  за политические партии в масштабах  всей страны. Избирательные округа  не выделяются;

- пропорциональная система,  основывающаяся на округах. В  этом случае мандаты распределяются  на основе влияния партий в  округах.

Достоинством пропорциональной системы является репрезентативность, обеспечивающая наиболее адекватное представительство  в парламенте различных партий и  дающая избирателям возможность  ранжировать свой выбор. Она обеспечивает обратную связь между государством и гражданским обществом, способствует развитию плюрализма и многопартийности. Допускает эта система и возможность  коррекции в результате замены депутата от партий - по решению самой партии, если он не отражает "партийную" точку  зрения.

Вместе с тем система  не вполне отвечает критерию простоты, поскольку требует от рядового избирателя широкой осведомленности в позициях партий. Она может стать и источником дестабилизации общества в случае изменения  ориентации партии, за которую проголосовали  избиратели, а также в результате внутрипартийного раскола после  выборов.

Информация о работе Избирательные системы