Избирательная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 16:42, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность рассматриваемой темы очевидна. Избирательная система определяет порядок проведения выборов в государстве, а также включает в себя все общественные отношения, связанные с ними. Однако, избирательная система не может формировать, а тем более играть существенную роль в процессе становления государственности, наоборот, государственность является институтом, полностью и исключительно отвечающим за структуру и форму избирательной системы. Цель данной работы состоит в теоретико-правовом рассмотрении сущности, понятия, функций, видов избирательной системы, акцентировании внимания на избирательной системе Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие «избирательная система» и ее структура…………………………4
2. Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы, их достоинства и недостатки…………………………………………………8
3. Опишите основные параметры и особенности современной российской избирательной системы. Объясните политический смысл перехода к пропорциональной системе на выборах в Государственную Думу РФ…………………………………………………………………………….13
Заключение……………………………………………………………………. 21

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА политология.docx

— 44.92 Кб (Скачать файл)

Явная несправедливость по отношению  к участвующим в выборах политическим партиям, которую часто несет  в себе мажоритарная система, породила систему пропорционального представительства  партий и движений, сокращенно именуемую  пропорциональной системой. Ее основная идея заключается в том, чтобы  каждая партия получала в парламенте или ином представительном органе число  мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за ее кандидатов на выборах. Требование пропорционального представительства  подчас поднимается на конституционный  уровень.

Однако пропорциональная система  имеет не только плюсы, но и минусы. К числу последних относится, во-первых, то обстоятельство, что голосование  при пропорциональной системе проводится по многомандатным избирательным округам, в которых соперничают списки кандидатов, выдвинутые политическими  партиями и движениями, следовательно, избиратель должен выбирать не между  персонами, как при мажоритарной системе, а между партиями (движениями) и голосовать за список кандидатов, из которого ему известны в лучшем случае несколько лидеров. Правда, с другой стороны, руководство партии (движения) может, таким образом, наряду с громогласными ораторами провести в парламент неизвестных широкой публике людей, которые, будучи профессионалами в различных сферах, в состоянии компетентно участвовать в разработке законов и контроле над деятельностью исполнительной власти. Впрочем, следует оговориться, что может сложиться и такая ситуация, когда эти неизвестные люди окажутся личностями бесполезными или даже одиозными.

Во-вторых, неограниченное использование  пропорциональной системы может  привести к появлению в палате множества мелких фракций, объединенных вокруг маловлиятельных, но амбициозных  лидеров, которые, не будучи способны к  конструктивному сотрудничеству, путем  обструкции препятствуют принятию необходимых  для страны или соответствующего регионального сообщества решений.

Смешанная избирательная система  возникает тогда, когда при выборах  одной и той же представительной палаты применяются различные системы. Это обычно продиктовано стремлением  соединить преимущества различных  систем и по возможности исключить  или компенсировать их недостатки. Характерен в этом отношении порядок  выборов немецкого Бундестага, послуживший  примером для ряда стран, в том  числе и для России.

Согласно федеральному избирательному закону в редакции 1994 года, половина состава Бундестага (328 депутатов) избирается по одномандатным избирательным  округам по мажоритарной системе  относительного большинства. Другая половина избирается по земельным спискам  кандидатов, то есть каждая из 16 земель (субъектов федерации) является многомандатным избирательным округом, в котором  баллотируются земельные списки кандидатов, составленные политическими  партиями, мандаты между которыми распределяются по пропорциональной системе. Соответственно каждый избиратель имеет  два голоса  первый в одномандатном  избирательном округе, а второй за земельный список. Оба голоса подаются в одном конверте. Кандидат от партии может одновременно баллотироваться  и в одномандатном избирательном  округе, и по земельному списку.

С определением результата выборов  в одномандатном округе все ясно: кто получил больше первых голосов, чем другие кандидаты, тот и избран. Что же касается определения результатов  выборов по земельным спискам, то это гораздо более сложное  дело.

Сначала подсчитываются вторые голоса, поданные за каждый из земельных списков. При этом не учитываются вторые голоса тех избирателей, которые свой первый голос отдали за кандидата, победившего  в избирательном округе, если этот кандидат был выдвинут не партией, а  избирателями, или партией, земельный  список кандидатов которой в соответствующей  земле не был допущен земельным избирательным комитетом. Из общего числа депутатских мандатов от данной земли исключаются мандаты, полученные в одномандатных избирательных округах кандидатами, которые выдвинуты избирателями, а также партиями, не допущенными к распределению мандатов по пропорциональной системе (не преодолевшими заградительный пункт).

Здесь речь идет о партиях, земельные  списки которых не получили на территории страны 5 процентов действительных вторых голосов или не провели  своих кандидатов в депутаты хотя бы в трех одномандатных избирательных  округах. Это ограничение не распространяется на земельные списки кандидатов от партий национальных меньшинств; их списки допускаются к участию в распределении  мандатов, даже если не преодолеют заградительный пункт.

Таким образом, кроме вторых голосов, поданных за земельные списки партий национальных меньшинств, при распределении  мандатов по пропорциональной системе  учитываются вторые голоса, только поданные за земельные списки партий, преодолевших заградительный пункт. Оставшееся число мандатов распределяется между  этими списками следующим образом. Общее число этих мандатов умножается на число вторых голосов, поданных за земельные списки партии по стране, и делится на общее число вторых голосов, поданных за все участвующие  в распределении земельные списки. Каждый земельный список получает сначала  число мандатов, равное целому числу  в полученном частном от деления. Оставшиеся мандаты распределяются между земельными списками согласно наибольшим дробям. Если земельный  список, за который подано более  половины вторых голосов, участвующих  в распределении, получает не более  половины мандатов, ему из числа  мандатов, распределяемых по дробям, в  любом случае передается еще один мандат.

Из числа мандатов, получаемых земельным  списком партии в результате пропорционального  распределения, вычитается число мандатов, уже полученных ею в одномандатных  избирательных округах. Соответственно при передаче мандатов кандидатам из земельного списка партии не учитываются  те из них, кто избран в этих избирательных  округах. Если на земельный список пришлось больше мандатов, чем в нем значится кандидатов, излишние мандаты никому не передаются. Если же партия получила в одномандатных избирательных округах больше мандатов, чем ей положено в результате пропорционального распределения, все ее мандаты сохраняются за ней, а общее число мандатов в Бундестаге соответственно увеличивается.

Одним из главных недостатков системы  выборов по партийным спискам  считается отсутствие прямой связи  между избирателями и депутатами. Наиболее уязвима в этом отношении  принятая в нашей стране система  выборов по единому общенациональному  округу и «закрытым» спискам. Выбор  в пользу единого общенационального  округа больше характерен для небольших государств, таких как Израиль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опишите основные параметры и особенности  современной

российской  избирательной системы. Объясните  политический

смысл перехода к пропорциональной системе  на выборах в Государственную  Думу РФ.

Современная российская избирательная  система сложилась в результате проведения нескольких реформ, одна из таких, реформы 1993-1995 годов, где не последнюю  роль сыграл закон «О выборах Президента РФ» [4,ФЗ]. Эта реформа началась с принятия всенародным голосованием 12 декабря 1993 года новой Конституции РФ и нашла свое дальнейшее отражение в ряде Федеральных законов. Следующей, на мой взгляд, реформой избирательной системы России, стало вступление в силу закона от 7 декабря 2006 года нового Закона “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», а также повышение проходного барьера для политических партий до 7 процентов. Данный акт реформирует избирательную систему России, я бы даже сказала, устраняет мажоритарную  составляющую   и  формирует депутатский корпус исключительно по партийным спискам, причем по системе так называемых «открытых» списков, когда избиратель может, голосуя за определенную партию, отмечать наиболее ему нравящихся в ней кандидатов.

В 32 статье п.2 Конституции РФ говорится  о том, что «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной  власти и органы местного самоуправления». В той же статье, но уже в 3 пункте определяется круг лиц, лишенных избирательного голоса: «Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также  содержащиеся в местах лишения свободы  по приговору суда». Это единственное ограничение позволяет говорить о всеобщем избирательном праве  в Российской Федерации. Всеобщее, равное избирательное право при тайном голосовании закрепляется в 81 статье Конституции.

Понятие избирательной системы  складывается из всей совокупности правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведение выборов  и определения результатов голосования. Термин “избирательная система” имеет  и усеченный смысл: когда он употребляется  применительно к порядку определения  результатов голосования. В этом узком смысле различаются пропорциональная и мажоритарная избирательные системы. В рамках этих основных систем в  каждой стране существуют весьма существенные особенности, часто устанавливающие  по существу совершенно отдельную и  неповторимую избирательную систему.

Понятие избирательного права тоже употребляется в широком и  узком смысле. В широком смысле – это вся совокупность норм и  правил, регулирующих избирательный  процесс от начала и до конца, в  этом смысле образуется обширный институт конституционного права, а в узком  смысле – нормы, регулирующие порядок предоставления права участия в выборах (активное и пассивное избирательное право).

Активное избирательное право  – это право избирать, а пассивное  – право быть избранным. Всеобщим признается такое избирательное  право, при котором все взрослые граждане мужского и женского пола имеют право принимать участие  в выборах. Специальные условия, которые ограничивают это право, называются цензами. Российскому избирательному праву известны два вида цензов: возрастной ценз и ценз оседлости (проживание на соответствующей территории в  течение определенного срока).

В Российской Федерации активное избирательное  право предоставляется федеральными законами гражданам, достигшим 18 лет. Поскольку  эта форма не является конституционно - установленной, в Государственной  Думе уже обсуждалось предложение  о внесении поправки в Федеральный  закон о выборах Президента РФ, снижающей возраст для участия  в выборах с 18 до 16 лет. Следует  отметить, что такой низкий возрастной ценз установлен только в нескольких странах мира, в то время как  в большинстве стран он равен 18 годам или даже превышает 18 лет (до 21 года). Из лиц, обладающих активным избирательным правом, образуется избирательный  корпус, или электорат. Этим понятием охватываются также граждане Российской Федерации, проживающие за ее пределами.

Предоставление гражданам активного  избирательного права не означает принуждения  их к участию в выборах (обязательный вотум). Гражданин свободен в решении  вопроса об участии или неучастии  в выборах, чем достигается добровольность участия граждан в выборах. В  отличие от многих зарубежных государствах (Австралия, Бельгия, Греция и др.) в  России обязательный вотум не предусмотрен. В то же время для многих избирательных  компаний особенно в субъектах Федерации, характерно массовое неучастие избирателей  в выборах, которое в конституционном  праве обозначают термином “абсентеизм” (от англ. слова, означающего отсутствие). Неучастие в выборах может  иметь значение определенного политического  бойкота, но чаще оно выявляет элементарную апатию или отсутствие политической культуры. Для того чтобы не допустить  срыва выборов в результате абсентеизма  избирателей и обеспечить легитимность избираемого органа, российское законодательство устанавливает обязательный процент  участия зарегистрированных избирателей  ниже которого выборы признаются недействительными (например, при выборах Президента Российской Федерации это 50 процентов, при которых депутатов Государственной Думы по федеральному избирательному округу – 25 процентов). В субъектах Федерации эта норма часто ниже.

Что же касается пассивного избирательного права, то оно основывается на дополнительных условиях, установленных Конституцией Российской Федерации, законами и иными  правовыми актами субъектов Российской Федерации. Так, Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин  Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Депутатом  Государственной Думы может быть избран гражданин, достигший 21 года и  имеющий право участвовать в  выборах. Субъектам Федерации, которые  вправе принимать собственные избирательные  законы, федеральным законом предписано, что при выборах в их законодательные (представительные) органы государственной  власти минимальный возраст кандидата  не может превышать 21 года, а при  выборах главы исполнительного  органа государственной власти (Президента) – 30 лет. При выборах главы местного самоуправления требуемый федеральным  законом минимальный возраст  не может превышать 21 года. В этих нормах заключены гарантии для молодых  граждан, желающих выдвинуть свою кандидатуру  в парламент или на должность  главы исполнительной власти.

Пассивное избирательное право  ограничивается и рядом других федеральных  законов и законов субъектов  Российской Федерации. Так, депутатами законодательных органов не могут  быть судьи, прокуроры, должностные  лица органов исполнительной власти. Военнослужащие, сотрудники органов  внутренних дел и налоговой полиции, работники прокуратуры РФ могут  быть избраны депутатами Государственной  Думы, главами администраций субъектов  РФ, депутатами законодательных органов  субъектов РФ, должностными лицами местного самоуправления, но при этом их служба приостанавливается со дня  их избрания на срок полномочий. Данное правило установлено Указом Президента РФ от 30 мая 1997 года.

Избирательные права граждан законодательно защищены от любой дискриминации. Установлено, что гражданин Российской Федерации  может избирать и быть избранным  независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места  жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Федеральным законом установлено  одно общее ограничение активного  и пассивного избирательного права. Не имеются права избирать и быть избранными граждане, признанные судом  недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору  суда. Однако после отбытия наказания  по приговору суда гражданину возвращаются избирательные права в полном объеме. Российское избирательное право  не предусматривает верхнего возрастного  предела для избрания на выборные должности и в представительные органы, так как такие ограничения  не свойственны демократическим  государствам.

Информация о работе Избирательная система