Группы интересов. Группы давления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 06:50, контрольная работа

Краткое описание

Группы интересов — организации, целью которых является объединение граждан для выражения и защиты каких-либо специальных, конкретных интересов. Их основное отличие от партий лежит не только в организационной области. Оно также заключается в способах взаимодействия с государственной властью: группы интересов не ставят перед собой задачу прийти к власти и бороться за ее завоевание. Они пытаются лишь оказывать воздействие на механизм принятия политических решений с целью реализации групповых интересов.

Содержание

1. Группы интересов………………………………………………………. 3
2. Группы давления………………………………………………………... 8
2.1. Теории заинтересованных групп………………………………………. 8
2.2. Классификация и признаки групп давления………………………….. 12
2.3. Функции групп давления………………………………………………. 17
2.4. Средства воздействия групп давления………………………………… 19
Список литературы……………………………………………………... 21

Вложенные файлы: 1 файл

Политология реферат.docx

— 43.98 Кб (Скачать файл)

По существу, политические решения властей являются результатом  соотношения сил между соответствующими группами. «Все явления государственного управления, - замечал А. Бентли, - есть явления групп, давящих друг на друга, образующих друг друга и выделяющих новые группы и групповых представителей (органы или агентства правительства) для посредничества в общественном соглашении». Поскольку правительственные  институты, считал А. Бентли, выступают  как бы частью деятельности групп, постольку  эти институты невозможно рассматривать  в качестве изолированных образований, они должны быть описаны лишь в  терминах «глубинных интересов», выражающих цели соответствующих групп. Следовательно, анализ государственного управления должен основываться на эмпирическом наблюдении результатов взаимодействия заинтересованных групп.

Развитие теории заинтересованных групп было продолжено американским политологом Д. Трумэном в работе «Управленческий процесс» (1951). Он исходил  из того, что политика есть сфера  отношений властвования, в которой  взаимодействуют соответствующие  заинтересованные группы. Для понимания механизма и логики властного взаимодействия Д. Трумэн ввел в анализ политики три новых понятия: «группа», «потенциальная группа» и «равновесие».

«Группа, - писал Д. Трумэн, - это множество индивидов, взаимодействующих  между собой с определенной степенью частоты». Ключевым понятием при определении  групп является «взаимодействие». Саму «группу» он подразделял на собственно «группу» и «заинтересованную группу». Для каждой из них характерно наличие  интереса, который обусловливается  основными установками членов группы. Особенностью «заинтересованной группы»  является существование у нее  требований к другим группам, выдвигаемых  на основе базовых установок ее членов с целью формирования и закрепления  определенных типов поведения.

«Потенциальная группа»  представляет собой конгломерат  индивидов с определенными общими установками, но не взаимодействующих  между собой, следовательно, не представляющих собой фактической группы. Таковой  она не будет являться до тех пор, пока в действиях других групп  этими индивидами не будет усматриваться  покушение на их общий интерес. «Потенциальные группы» в одном случае представляют интересы местного или профессионального  значения, в другом -. выражают более широкие интересы, вытекающие из общих моральных и ценностных идеалов и принципов общества (права и свободы личности, демократия, справедливость и т. д.). Во втором случае «потенциальные группы» устанавливают «правила игры», в соответствии с которыми должны взаимодействовать различные группы и строиться их внутренняя организация. Стабильность взаимодействия различных групп обеспечивает состояние социального равновесия в обществе.

Таким образом, теория заинтересованных групп представляет общество как  взаимодействие групп друг с другом, а политический процесс - как борьбу групп за власть, возможность распределять ресурсы. Заинтересованные группы действуют  через государственные структуры  власти, которые являются отражением борьбы групп и зависят от их деятельности. Групповая сплоченность обеспечивается взаимодействием участников, в ходе которого формируются групповые предпочтения индивида. Группа может навязывать свои нормы посредством взаимодействия индивида с другими членами группы, но чаще всего он принимает их сознательно или подсознательно, стремясь сохранить принадлежность к группе.

Политический процесс  в современных обществах все  больше становится взаимодействием  соперничающих групп, в котором  ни одна из них не верховенствует абсолютно. Это дало возможность американскому  политологу Р. Далю назвать модель власти в них не демократией, а полиархией.

Нарастание разнородности  социальных интересов приводит к  появлению многообразия заинтересованных групп, автономных по отношению друг к другу (например, групп от бизнеса, профсоюзов, фермеров, интеллектуалов, ВПК). Политические решения перестают  быть прерогативой официальных институтов власти, а становятся результатом  компромиссов противостоящих групп.

Р. Даль провел эмпирическое исследование в городе Нью-Хейвен с  целью определения места заинтересованных групп в механизме властвования. Свои результаты он изложил в работе «Кто правит? Демократия и власть в  американском городе» (1961). Главными субъектами политики Р. Даль считал заинтересованные группы, представляющие собой объединение  индивидов с едиными ценностями, требованиями и целями. Среди них  выделяются как относительно стабильные группы, так и группы, подверженные текучести.

Степень влияния соперничающих  групп на политический процесс обусловлена  объемом ресурсов (богатств, статусов, информации и т. д.), которыми они  располагают. Однако политическая инициатива и реальное политическое влияние  осуществляются не самой группой, а  ее лидером, опирающимся на поддержку узкого круга лиц. Препятствием на пути узурпации власти какой-либо группой являются, по мнению Р. Даля, признание гражданами и элитами демократических ценностей и следование их нормам и «правилам игры» (закрепленным в конституции и других правовых актах).

Следовательно, нарождавшееся  многообразие социальных интересов  потребовало специфических механизмов представительства и защиты частных, групповых интересов и предпочтений. Это послужило причиной появления  групп давления.

 

2.2. Классификация  и признаки групп давления.

 

Классификация групп давления как политической силы, отличной от других сил, требует вычленения их характерных  признаков. Не всякая группа, воздействующая на власть, представляет собой группу давления. Она должна обладать следующими признаками:

- оформленностью организационной структуры;

- защитой собственных  интересов (т. е. цели давления  являются ее собственными целями);

- существованием ее как  автономного центра принятия  решений, а не как инструмента  в руках другой организации;

- оказанием группой эффективного  давления.

Остановимся на сформулированных признаках подробнее.

Первый признак. Для оказания давления необходима организация. Например, демонстрации, митинги, шествия имеют, как правило, эфемерный характер, хотя также сплачивают людей для  воздействия на власть. После стихийных  демонстраций люди обычно расходятся, а политический процесс продолжает идти своим чередом. Если же демонстрация организована группой, то она выступает  в качестве одного из способов действия группы давления. Невозможно квалифицировать  как группы давления и такие группы, которые периодически собирают людей, не имеющих общих интересов и постоянных контактов между собой.

Американские политологи Г. Алмонд и Д. Пауэлл выделили четыре типа групп интересов по степени их специализации и организованности:

1) спонтанные группы интересов,  включающие стихийные, эфемерные  и часто ориентированные на  насилие интересы (например, интересы, выявляющиеся во время бунтов, манифестаций);

2) неассоциативные группы интересов, объединяющие интересы неформальных, непостоянных и ненасильственных группировок (складывающихся, например, на основе родственных связей, веры), характеризующихся отсутствием непрерывности существования и организованности;

3) институциональные группы  интересов, т. е. интересов формальных  организаций (партий, собраний, администрации,  армии, церкви), наделенных помимо  выражения интересов и другими  функциями (например, сплоченная  группа офицеров, руководящий орган  партии);

4) ассоциативные группы  интересов добровольных и специализирующихся  на выражении интересов организаций:  профсоюзов, группировок деловых  людей или промышленников, этнических  или религиозных ассоциаций граждан.

Следовательно, общность интересов  в некоторых случаях вызывает их спорадические и преходящие проявления, в других же вызывает образование  настоящей и крепкой организации, которая специально берет на себя отстаивание общих интересов. Таким  образом, устанавливаются стабильные, коллективные связи вместо спонтанных и взрывных действий. Именно ассоциативные  группы интересов обладают такой  степенью организованности и специализации, которая характерна для эффективных  групп давления.

Второй признак. Для того, чтобы назвать ту или иную организацию группой давления, она должна иметь пристрастный характер, т. е. не должна быть нейтральной и безразличной по отношению к целям, ради которых она оказывает давление. Пристрастность выражается в наличии собственной политической цели, отражающей интересы группы. В американской политической науке, откуда, собственно, и пришла теория «заинтересованных групп», достаточно широко трактуется понятие «интерес»-. В частности, признается, что интерес может быть как материальным, так и моральным, соответственно могут быть группы, которые отстаивают первые - материальные интересы, и группы, которые борются за идеи. В первом случае политические цели группы обусловлены материальными требованиями, во втором - моральными предпочтениями.

Третий признак. На политической сцене могут действовать организованные группы, однако не самостоятельные с точки зрения возможности принятия решений. Например, коллективы редакций газет, выражающие мнение партий, не являются независимыми группами, оказывающими давление по своему усмотрению. Большинство газет выступают рупорами групп, которые их содержат. Связи групп информации с группами, отстаивающими свои особые интересы, иногда прокламируются, а чаще всего скрываются. Обычно независимые газеты, влияющие на общественное мнение и власть, обладают собственной политической ориентацией. В этом смысле можно говорить об их автономности и способности быть инструментами определенных групп давления.

Четвертый признак. Группы давления, обладая общностью интересов, стремятся  их защитить. Всякая группа, постоянно сталкиваясь с интересами других групп, вынуждена заботиться о сохранении своих. Для этого она использует все средства воздействия на внешний мир. Поэтому всякая группа, отстаивающая свои интересы, оказывается в действительности группой давления. Однако эффективность действий у различных групп неодинакова.

Следовательно, группу давления можно определить как организацию, созданную для защиты интересов  и оказания давления на власть с  целью добиться от нее принятия таких решений, которые соответствуют ее интересам,

Группы давления заметно  различаются по направленности и  формам влияния на власть. Их типология  может иметь различные основания, например, по целям (группы, защищающие материальные интересы и группы идей), по масштабу и значимости интересов  и по типу носителя (общественные и  частные группы). Естественно, подобные классификации могут использоваться в развитых странах, где существует устойчивая дифференциация интересов, а заинтересованные группы являются неотъемлемым элементом политической жизни (например, в ФРГ насчитывается  около 5 тыс. специализированных групп).

Первая система классификации  основана на различении целей, которые  преследуют группы. На этом основании  проводится различие между организациями, отстаивающими, прежде всего, материальные интересы, стремящимися к завоеванию новых выгод, и организациями, поддерживающими  преимущественно идеологические или  моральные принципы, борющимися за справедливое дело. Эта классификация  не позволяет четко разделить  процессы отстаивания идей и защиты материальных интересов.

Объединения по сходству условий  жизни. Обычно такие объединения  включают людей, проживающих в одинаковых социальных или социально-демографических  условиях. К ним относятся молодежные организации, феминистское движение, ассоциации ветеранов (войны, труда). Их специфика  состоит в том, что они одновременно защищают материальные интересы (например, назначение пенсий по инвалидности, повышение  размера стипендий, одинаковые условия  найма женщин и мужчин) и моральные (например, возможности достижения высокого социального статуса в  обществе).

Конфессиональные объединения. Церковь также играет роль группы давления, хотя иногда еще может  обладать и политической властью, как, например, в Иране. Церковь оказывает влияние через свои официальные органы, через объединения верующих, прессу. Обычно она отстаивает общечеловеческие ценности и нормы, но может защищать и свои специфические интересы (например, открытие своих школ, вузов).

Организации, отражающие специфические  интересы. Эти группы давления борются  за права человека (правозащитные  организации), против расизма, за европейскую  интеграцию, разоружение, защиту окружающей среды (например, организация «Гринпис»), за уважение общественной морали, свободу  абортов и т. д. Их влияние очень  существенно, поскольку они способны объединять людей различных политических ориентации. Гуманистическая направленность целей и деятельности таких организаций  привлекает внимание к ним значительной части избирателей. Вот почему политические партии стремятся влиять на эти объединения  и использовать их в политической борьбе.

К специфическим политическим организациям относятся философские  общества и политические клубы.

Философские общества возникли в ХVШ в. как объединения интеллектуалов, совместно обсуждавших злободневные социальные проблемы и ставших идейными вдохновителями многих революций. Например, именно они разработали идеологические основы Французской революции и подготовили ее. Философские общества способствуют созданию политических клубов (например, Якобинского клуба во Франции). В период революций ХVIII - XIX вв. политические клубы выполняли функции идеологического обоснования социальных изменений, выработки стратегии и тактики движения и другие. Возрождение политических клубов в середине XX в. связано с Упадком партийных систем. Обычно клубы объединяли социально активных людей, которые считали партию устаревшей формой организации с архаичным стилем работы. Члены клуба не участвуют в качестве кандидатов на выборах и в парламентской деятельности. Их цель состоит в выдвижении идей, содействии обновлению доктрины, структур, механизмов деятельности партии. За редким исключением политические клубы рано или поздно трансформируются в партии. Так как клубы создаются политическими деятелями, они выступают средством политической борьбы: через них проводится отбор политических лидеров, они взращивают политическую элиту.

Информация о работе Группы интересов. Группы давления