Группы интересов. Группы давления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 06:50, контрольная работа

Краткое описание

Группы интересов — организации, целью которых является объединение граждан для выражения и защиты каких-либо специальных, конкретных интересов. Их основное отличие от партий лежит не только в организационной области. Оно также заключается в способах взаимодействия с государственной властью: группы интересов не ставят перед собой задачу прийти к власти и бороться за ее завоевание. Они пытаются лишь оказывать воздействие на механизм принятия политических решений с целью реализации групповых интересов.

Содержание

1. Группы интересов………………………………………………………. 3
2. Группы давления………………………………………………………... 8
2.1. Теории заинтересованных групп………………………………………. 8
2.2. Классификация и признаки групп давления………………………….. 12
2.3. Функции групп давления………………………………………………. 17
2.4. Средства воздействия групп давления………………………………… 19
Список литературы……………………………………………………... 21

Вложенные файлы: 1 файл

Политология реферат.docx

— 43.98 Кб (Скачать файл)

Группы давления различают  по значимости отстаиваемых интересов  и субъекту-носителю. Существует общественный (всеобщий) интерес, который защищает государство, и частный. Частный  интерес (например, интерес профессиональной группы, феминистского или молодежного  движения) защищают «частные группы

 

2.3. Функции групп  давления.

 

Как и любая политическая сила, группы давления создаются для  выражения требований определенных групп, индивидов. «Процесс, посредством  которого индивидуумы и группы формулируют  свои требования, предъявляемые политикам, принимающим решения», Г. Алмонд и Д. Пауэлл назвали функцией «артикуляции интереса». Обеспечивая публичное выражение интересов людей, группы давления выступают связующим звеном между институтами власти и обществом.

Влияние группы давления обусловлено  в значительной мере тем, как она  формулирует требования. Г. Алмонд и Д. Пауэлл выделяют четыре стиля артикуляции интересов: 1) требования могут быть выражены явно или неявно; 2) они могут быть сформулированы расплывчато (выражая общую неудовлетворенность, но не указывая на средства решения проблемы) или в конкретных просьбах (например, указывать, на сколько процентов увеличить зарплату и т. д.); 3) требования могут быть общими (т. е. выражать скорее принципы, подходы) или частными, конкретными; 4) выражение интересов может быть детально проработанным и реалистичным или эмоциональным (в форме возмущения, недовольства, протеста или, наоборот, прославления, выражения благодарности).

Четко сформулированные требования и подходы к решению актуальных для группы проблем позволяют  примирить интересы различных общностей  и принять эффективные политические решения. Расплывчатые же намерения  или слишком идеологизированные цели, частные требования и излишне эмоциональная форма выражения их, напротив, затрудняют обобщение и согласование разнородных требований и предъявление их власти.

Функция агрегирования (согласования) интересов. У групп давления данная функция выражена менее явно, чем  у партий. Это обусловлено тем, что разброс требований в заинтересованных группах не столь значителен, поскольку  они выражают специфические интересы.

Функция интеграции. Являясь  носителями глобальных тенденций в  той или иной области общественного  мнения, группы давления обеспечивают публичное выражение устремлений  тех общностей, которые иначе  не могут заявить о них, например, верующих, молодежи, ветеранов войны. Рационализируя и публично представляя  групповые предпочтения, они позволяют  власти находить консенсус между  ними и тем самым обеспечивать интеграцию общества.

Функция адаптации. Политическая система, в которой группы давления играют незначительную роль, обладают тенденцией к нестабильности из-за внезапного рассогласования интересов. Дело в том, что, выставляя требования к власти, группы давления не только связывают общество и государство, но и обеспечивают организованные формы  представительства обобщенных интересов. Обладая подобной информацией, власть реагирует на требования групп и  тем самым способствует адаптации  системы к новым условиям функционирования.

Однако группы давления могут  выполнять и деструктивную функцию, настаивая на одностороннем преобладании только корпоративных интересов.

 

2.4. Средства воздействия  групп давления.

 

Эффективность воздействия  групп давления на власть зависит  от ряда переменных: от средств, используемых организацией; от точки приложения усилий; от наличия специализированных органов, способных влиять; от типа вмешательства (косвенное или непосредственное давление на власть).

Разные группы, отстаивающие интересы, по замечанию Г. Алмонда и Д. Пауэлла, используют различные способы оказания давления в зависимости от характера конкретной организации. Добиться от политической власти решений, удовлетворяющих группу давления, можно, например, используя насильственные методы. Обычно подобные средства применяют спонтанно возникающие группы (например, стихийные манифестации).

Неформальные и непостоянные группировки осуществляют давление, используя личные связи (семейные, общественные, местные). Наконец, ассоциативные и  институциональные группы предпочитают использовать представительские процедуры (например, добиваться избрания их представителей в парламент).

Деление групп давления по средствам воздействия в значительной мере условно, поскольку конкретные организации не замыкаются на каком-то одном, а пытаются использовать весь набор формальных и организационных  средств давления (средства массовой информации, партии, законодателей, администрацию  и т. д.). Обозначенные каналы коммуникации с политической элитой позволяют  группам давления вступать с ней  в контакт и влиять на характер и содержание принимаемых ею политических решений.

Возможности групп давления различны. Одни из них пользуются авторитетом  в обществе, к ним прислушиваются, а потому они могут непосредственно  обращаться к тем, кто принимает  решения. Другие же группы давления, которые  не имеют каналов прямого доступа  к элите, вынуждены влиять опосредованно. Первоначально они оказывают влияние на общественное мнение, чтобы затем уже оно воздействовало на тех, кто принимает политические решения. В зависимости от характера влияния различают три типа воздействия: воздействие на тех, кто принимает политическое решение (т. е. на власть); воздействие на партии, удерживающие или контролирующие власть; воздействие на общественное мнение, которое влияет на власть.

Эффективность давления зависит  и от точки его приложения. Дело в том, что в политических системах различных стран значение тех  или иных элементов, участвующих  в принятии конкретных решений, неодинаково. В одних странах центр принятия решений находится в сфере  законодательной власти, в других он располагается в структурах исполнительной власти, в третьих, немалую роль в  этом процессе играют местные органы, обладающие, ввиду их известной автономии, значительными полномочиями и ресурсами.

Знание того, с кем и  как необходимо вступать в контакт, чтобы было принято решение, учитывающее  интересы группы давления, привело  к образованию органов, специализирующихся на способах воздействия. Например, в  США людей, входящих в такие органы, называют лоббистами, хотя в Европе предпочитают использовать термин «группы  интересов».  

Список литературы

 

1. Джордан Г. Группы давления, партии и социальные движения: есть ли потребность в новых разграничениях? // МЭ и МО. 1997. №1.

2. Курс политологии: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2002.

3. Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы: Учебное пособие. – М., 2000.

4. Основы политической науки. Учебное пособие для высших учебных заведений. Ч.2. – М., 1995.

5. Перегудов С.П. Политическое представительство интересов: опыт Запада и проблемы России // Полис. 1993. №4.

6. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. – М., 2001.


Информация о работе Группы интересов. Группы давления