Государство как политический институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 17:03, контрольная работа

Краткое описание

Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин «государство» обычно употребляется в двух значениях.

Содержание

1. Сущность государства 3
2. Правовое социальное государство 8
3. Устройство современного государства 13
Список используемой литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

Политолог.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  автономное учреждение

высшего профессионального  образования

«Российский государственный  профессионально-педагогический университет»

Институт социологии и права

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Политология»

на тему «Государство как политический институт»

 

 

 

 

 

Исполнитель:

студент группы ЗДД – 215С И.В. Крашенинникова

 

 

Научный руководитель М.В. Логиновских

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург, 2010

Содержание

 

1. Сущность государства

3

2. Правовое социальное государство

8

3. Устройство современного государства

13

Список используемой литературы

19


 

  1. Сущность государства

 

Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется  основное содержание политики. Сам термин «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. В современной науке государство, в узком смысле, понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории.

Государства разных исторических эпох и народов мало схожи между собой. И все же они имеют некоторые черты, которые  в большей или меньшей степени присущи каждому из них, хотя у современных государств, подверженных интеграционным процессам, они порою достаточно размыты. Общими для государства являются следующие признаки:

  1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев. Этот признак отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления.
  2. Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. Само оно строится не по кровнородственному  или религиозному признаку, а на основе территориальной и, обычно, этнической общности людей.
  3. Суверенитет, т.е. верховная власть на определенной территории.  В любом современном обществе имеется множество властей: семейная, производственная, партийная и т.д. но высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает государство. Лишь ему принадлежит право на издание законов и норм, обязательных для всего населения.
  4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти. Для выполнения функций принуждения у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т.д.), а также органы – армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.
  5. Право на взимание налогов и сборов  с населения. Налоги необходимы для содержания многочисленных служащих и для материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т.д.
  6. Обязательность членства в государстве. В отличие, например, от такой политической организации, как партия, пребывание в которой добровольно и не обязательно для населения, государственное гражданство человек получает с момента рождения.
  7. Претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая организация, кроме разве что тоталитарных партий-государств, не претендует на представительство и защиту всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.

    


 

 

 

 

 

прпр

 

 

На протяжении истории человечества, отмеченные признаки государства не оставались неизменными. Они трансформировались в структуре  институтов государственной власти, их специализации и дифференциации (см. рис.)

Определение общих  признаков государства имеет  не только научное, но и практическое политическое значение, особенно для  международного права.

Государство –  субъект международных отношений. Лишь на основе обладания качествами государства те или иные организации признаются субъектами международного права и наделяются соответствующими правами и обязанностями. В современном международном праве выделяются три минимальных признака государства: территория, народ, объединенный правовым союзом граждан (гражданством), и суверенная власть, осуществляющая эффективный контроль хотя бы над большинством территории и населения.

Государство появляется в результате разложения родоплеменного строя, постепенного обособления от общества вождей и их приближенных и сосредоточения у них управленческих функций, ресурсов власти и социальных привилегий под воздействием ряда факторов, важнейшие из которых:

  1. развитие общественного разделения труда, выделение управленческого труда в целях повышения его эффективности в специальную отрасль и образование для этого специального органа – государства;
  2. возникновение в ходе развития производства частной собственности, классов и эксплуатации;
  3. завоевание одних народов другими;
  4. демографические факторы, изменения в производстве самого человеческого рода. Имеется в виду, прежде всего рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, а так же запрет кровосмешения и упорядочение брачных отношений между родами;
  5. психологические (рациональные и эмоциональные) факторы. Одни авторы (Гоббс) сильнейшим мотивом, побуждающим человека к созданию государства, считают страх пред агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь и имущество. Другие же (Локк) ставят на первый план разум людей, приведший их к соглашению о создании специального органа – государства, способного лучше обеспечить права людей, чем традиционные формы общежития;
  6. антропологические факторы. Они означают, что государственная форма организации коренится в самой общественной природе человека, ее развитии.

В научной литературе отмечаются и некоторые другие факторы, влияющие на образование государств и их особенности: географическое положение, наличие или отсутствие естественных границ, климатические условия, плодородные  земли и т.д.

Существуя на протяжении многих тысячелетий, государство изменяется вместе с развитием всего общества, частью которого оно является. В развитии государства можно выделить два глобальных этапа: традиционный и конституционный.

Традиционные  государства возникли и существовали преимущественно стихийно, на основе обычаев и норм, уходящих корнями в глубокую древность. Они имели институционально неограниченную власть над подданными, отрицали равноправие всех людей. Не признавали личность как источник государственной власти.

Конституционное государство является объектом сознательного человеческого формирования, управления и регулирования. Оно не стремится охватить своим регулятивным воздействием все проявления жизнедеятельности человека – его экономическую, культурную, религиозную и политическую активность и ограничивается лишь выполнение функций, делегированных гражданами  и не нарушающих свободу личности.

В целом, конституционный  этап в развитии государства, связан с его подчиненностью обществу и  гражданам, с юридической очерченностью полномочий и сферы государственного вмешательства, с правовой регламентацией деятельности государства и созданием институциональных и иных гарантий прав человека. Одним словом, он связан с появлением конституции.

Сам термин «конституция»  в науке употребляется в двух значениях. Первое из них, часто обозначается термином «реальная конституция»- это государственный строй, устойчивая модель государственной деятельности, определяемая тем или иным ценностно-нормативным кодексом. Этот кодекс не обязательно носит форму свода законов, присущего современным государствам. Он может иметь характер религиозно-политических заповедей или неписанных вековых традиций, которым подчиняются текущие законы государства.

Во втором, наиболее распространенном значении термин «конституция» - это свод законов, юридический или нормативный акт. Она представляет собой систему зафиксированных в специальном документе (или нескольких документах) относительно стабильных правил (законов), которые определяют основания, цели и устройство государства, принципы его организации и функционирования, способы политического волеобразования и принятия решений, а также положение личности в государстве.

Конституция выступает  как бы текстом «общественного договора», заключаемого между гражданами и  государством и регламентирующего его деятельность. Она придает государству современного, конституционного типа необходимую легитимность.

Конституции, как  правило, состоят из двух важнейших  частей. В первой определяются нормы  взаимоотношений граждан и государства, права личности, утверждается правовое равенство всех граждан; во второй части описываются характер государства (республика, монархия, федерация и т.п.), статус различных властей, правила взаимоотношения парламента, президента, правительства и суда, а так же структура и порядок функционирования управления.

Наличие демократической  конституции – показатель подлинной  конституционности государства  лишь в том случае, если она реально  воплощена в государственной  организации и неукоснительно исполняется  органами власти, учреждениями и гражданами. Завершенность процесса формирования конституционного государства, закрепления принципа ограничения его компетенций, с помощью специальных институтов и законов, исходящих от народа, характеризует понятие «правовое государство».

 

2. Правовое социальное государство

 

Правовое государство  – реальное воплощение идей и принципов  конституционализма. В его основе лежит стремление оградить человека от государственного террора, насилия  над совестью, мелочной опеки со стороны органов власти, гарантировать индивидуальную свободу и основополагающие права личности. Это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу, безопасность и достоинство личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Взаимоотношения между личностью и властью определяется в нем конституцией, утверждающей приоритет прав человека, которые не могут быть нарушены законами государства и его действиями. Для того чтобы народ мог контролировать государство, существует разделение властей: законодательной, исполнительной и судебной. Независимый суд призван защищать примат права, которое обладает всеобщностью, распространяется в равной мере на всех граждан, государственные и общественные институты.        

     Правовое государство  формировалось постепенно на базе соответствующих идей и элементов государственности, некоторые из которых появились еще в глубокой древности. Различные теории правового государства базируются на концепции гражданского общества.   

Термин «гражданское общество»  употребляется как в широком, так и в узком значениях. В широком смысле гражданское общество включает всю непосредственно не охватываемую государством, его структурами  часть общества, т.е. все то, до чего «не доходят руки» государства. В узком – гражданское общество, представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Гражданское общество формируется преимущественно снизу, спонтанно, как результат раскрепощения индивидов, их превращение из подданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоинства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность.

Гражданское общество имеет  сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и правовые отношения, мораль, а так же не опосредованные государством политические отношения между индивидами как первичными субъектами власти, партиями, группами интересов и т.д.

В гражданском обществе в  отличие от государственных структур преобладают не вертикальные (подчиненности), а горизонтальные связи – отношения  конкуренции и солидарности между  юридически свободными и равноправными  партнерами.

Обобщая опыт возникновения и развития различных правовых государств, можно выделить их следующие общие признаки:

  1. наличие развитого гражданского общества;
  2. ограничение сферы деятельности правового государства охраной прав и свобод личности, общественного порядка, созданием благоприятных правовых условий для хозяйственной деятельности;
  3. мировоззренческий индивидуализм, ответственность каждого за собственное благополучие;
  4. правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над законами государства;
  5. всеобщность права, его распространение на всех граждан, все организации и учреждения, в том числе органы государственной власти;
  6. суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета;
  7. разделение законодательной, исполнительной и судебной властей государства;
  8. приоритет в государственном регулировании гражданских отношений метода запрета над методом дозволения;
  9. свобода и права других людей как единственный ограничитель свободы индивида. Правовое государство не создает абсолютной свободы личности. Свобода каждого кончается так, где нарушается свобода других.

Социальное  государство – это государство, стремящееся к обеспечению каждому  гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия  в управлении производством, а в  идеале примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности в обществе. Деятельность такого государства направлена на всеобщее благо, утверждение в обществе социальной справедливости. Оно сглаживает имущественное или иное социальное неравенство, помогает слабым  и обездоленным, заботится о предоставлении каждому работы или иного источника существования, о сохранении мира в обществе, формировании благополучной для человека жизненной среды. Социальные государства возникли примерно в 60-х гг. XX в. Их необходимой материальной предпосылкой явился высокий уровень экономического развития ведущих стран Запада, позволяющий обеспечивать прожиточный минимум каждому нуждающемуся.

Информация о работе Государство как политический институт