Государство как политический институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 07:19, реферат

Краткое описание

Государство не относится к вечным феноменам. Существовали и существуют до сих пор общества, которые не создали для управления особые специализированные и публичные институты, обладающие возможностью использовать легитимное принуждение. В обществе без государства политические функции не монополизируются на постоянной основе привилегированной его частью. Здесь отсутствует власть центральной группы, опирающейся на иерархический административный аппарат и строящей свою деятельность на базе юридических норм.

Содержание

1.Введение
2.Понятие и определение государства
3.Признаки и сущность государства
4. Место и роль государства в политической системе общества
5. Классификация государства
6. Особенности современного Российского государства
7.Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Реферат                                                                                                                                                                                         по дисциплине «Политология»:

«Государство как политический институт»

 

 

 

 

 

 

 

                                                          Выполнила: 

                                                          Проверил:

 

 

 

 

 

 

              

  2013

Содержание:

1.Введение

     2.Понятие и определение государства

     3.Признаки и сущность государства

4. Место и роль государства в политической системе общества

5. Классификация государства

6. Особенности современного Российского государства

7.Заключение.

Введение

Государство не относится  к вечным феноменам. Существовали и существуют до сих пор общества, которые не создали для управления особые специализированные и публичные институты, обладающие возможностью использовать легитимное принуждение. В обществе без государства политические функции не монополизируются на постоянной основе привилегированной его частью. Здесь отсутствует власть центральной группы, опирающейся на иерархический административный аппарат и строящей свою деятельность на базе юридических норм.

Как же происходит переход от общества без государства к обществу с государством? Он осуществляется тогда, когда в результате развития производительных сил появляется прибавочный продукт и возникает возможность регулирования условий жизнедеятельности, использования части общественного продукта на накопление, что порождает социальную дифференциацию, стремление лиц, овладевших этим продуктом, к консолидации в однородную социальную группу, господствующую над остальной частью общества. Так появляется социальная стратификация, т.е. организация общества, при которой иерархические группы связаны между собой отношениями господства и подчинения. Таким образом, любая политическая система есть иерархическое соединение управляющих и управляемых, причем обладающие властью составляют меньшинство, называемое часто "политической элитой".

Понятие и определение  государства

Широкое распространение  получило определение государства  как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти. Известный государствовед Л. Дюги выделял  четыре элемента государства:

* совокупность человеческих  индивидов; 

* определенную территорию;

* суверенную власть;

* правительство.

"Под именем  государства, - писал Г.Ф. Шершеневич, - понимается союз людей, осевших  в известных границах и подчиненных  одной власти".

Рассматриваемое определение, верно, отражает некоторые черты (признаки) государства, но послужило поводом для различных упрощений. Ссылаясь на него, одни авторы отождествляли государство со страной, другие - с обществом, третьи - с кругом лиц, осуществляющих власть. В.И. Ленин критиковал это определение за то, что многие его сторонники в ряду отличительных признаков государства называли принудительную власть: "Принудительная власть есть во всяком человеческом общежитии, и в родовом устройстве, и в семье, но государства тут не было".

Не согласны с приведенным понятием и сторонники психологической теории права. Ф.Ф. Кокошкин утверждал: "Государство  не совокупность людей определенного  рода, а отношения между ними, форма общения, известная психическая  связь между ними. Однако "форма общежития", форма организации общества - тоже лишь один из признаков, но не все государство".

Не один раз  обращались к определению государства  К. Маркс и Ф.Энгельс. Они считали, что это "та форма, в которой  индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы и в которой все гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение". Много лет спустя Ф. Энгельс сформулировал краткое, но самое конфронтационное определение, согласно которому "государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим". В.И. Ленин внес в приведенное определение некоторые изменения. Он писал: "Государство - это есть машина для поддержания господства одного класса над другим".

Выводя на первый план насильственную сторону, указанные определения мешают увидеть в государстве ценные феномены цивилизации, культуры и социального порядка.

В современной литературе государство обычно определяется как  политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны. Данная дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признаки государства и в целом приемлема, но в ней слабо отражена связь государства и общества. Поэтому более точной будет следующая формулировка: государство - это политическая организация общества, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Признаки и сущность государства

Понятие государства, его  характеристики конкретизируются при  раскрытии признаков, отличающих его  как от родового строя, так и от негосударственных организаций  общества. Иными словами, анализ признаков государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой формы организации общества и важнейшего общественно-политического института.

1. Территориальная организация  населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах. В догосударственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством. Причем род часто не имел строго определенной территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-организованном обществе кровнородственный принцип организации населения потерял свое значение. На смену ему пришел принцип его территориальной организации. Государство имеет строго локализированную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства. Возникают, таким образом, пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой институт - подданство или гражданство.

2. Публичная (государственная) власть. Публичной она называется потому, что совпадает с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа.

Власть существовала и в догосударственном  обществе, но это была непосредственно  общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления.

Принципиальная особенность публичной (государственной) власти состоит в  том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональном сословии (разряде) управителей, из которых  комплектуются органы управления и принуждения (государственный аппарат). Без этого физического воплощения государственная власть представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию.

Олицетворенная в государственных  органах и учреждениях, публичная  власть становится государственной властью, т.е. той реальной силой, которая обеспечивает государственное принуждение, насилие.

3. Государственный  суверенитет. Понятие "государственный  суверенитет" появилось в конце  средних веков, когда потребовалось  отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение.

Суверенитет как свойство государственной власти заключается  в ее верховенстве, самостоятельности  и независимости.

Верховенство государственной  власти внутри страны обозначает:

* универсальность ее властной силы, которая распространяется на все население, все партии и общественные организации данной страны;

* ее прерогативы (государственная  власть может отменить, признать  ничтожным всякое проявление  любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон);

* наличие у нее таких средств  воздействия, которыми никакая  другая общественная власть не  располагает (армия, полиция или  милиция, тюрьмы и др.).

Неразрывна связь государства  и права. Без права государство  существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными.

Сущность государства - смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Иными словами, вопрос о существовании государства - это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.

Место и роль государства  в политической системе общества

Особое место  и роль государства в политической системе общества определяется еще  и тем, что в его руках находятся огромные материальные и финансовые ресурсы. В некоторых странах оно является монопольным собственником основных средств и орудий производства, что особенно ярко проявлялось во внутриполитической деятельности бывших социалистических стран.

Основное отличие государства  от других политических институтов общества состоит, прежде всего, в том, что  ему принадлежит высшая власть в  обществе. Его властная сила универсальна: она распространяется на все население  и общественные партии данной страны; она держится на прерогативах - полномочиях отмены всякой другой власти, а также на наличии таких средств воздействия, которыми никакие другие общественные организации, кроме нее, не располагают. К таким средствам воздействия относятся законодательство, аппарат чиновников, армия, суд и т.д.

Политические  партии и массовые общественные организации  также могут иметь свои постоянно  действующие аппараты, которые призваны обеспечивать их нормальное функционирование. Однако в отличие от государственного аппарата они не имеют в свое структуре, например, таких органов, которые призваны охранять действующую в обществе правовую систему - органов милиции, суда, прокуратуры, адвокатуры и т.п., функционирующих в интересах всех членов общества.

Среди различных элементов политической системы государство выделяется еще и тем, что располагает разветвленной системой юридических средств, которые дают ему возможность управлять многими отраслями экономики и оказывать воздействие на все общественные отношения. Обладая соответствующими полномочиями, различные государственные органы не только издают в рамках своей компетенции нормативно-правовые

и индивидуальные акты, но и обеспечивают их реализацию. Достигается это по-разному - путем  воспитания, поощрения и убеждения, осуществлением постоянного контроля за точным осуществлением этих актов, применением в необходимых случаях мер государственного принуждения.

Следует отметить, что в некоторых странах общественные организации могут иметь в  своем распоряжении неприсущие им юридические рычаги воздействия. Однако они, в отличие юридических средств воздействия, находящихся в руках различных государственных органов, носят ограниченный характер. Возникают они у общественных организаций не в силу самой природы данных объединений, а в результате того, что само государство наделило их правом издания юридических актов.

Наконец, государство  обладает суверенитетом. Суверенность политической власти выступает как один из признаков государства. Его содержание заключается в верховенстве этой власти по отношению ко всем гражданам и образуемым ими негосударственным организациям внутри страны и в независимом поведении страны (государства) на внешней арене.

Итак, государство и  общественные объединения - это самостоятельные  части политической системы. Они  обладают внутренней самостоятельностью и независимостью в решении вопросов, касающихся их внутренних и внешних  дел.

Функционирование политической системы общества осуществляется на основе правовых норм. Все организационные структуры политической системы действуют в рамках и на основе законов, которые образуют правовой фундамент государственной и общественной жизни.

Конечно, названные особенности не исчерпывают всей специфики государства как элемента политической системы общества на фоне всех других ее структурных элементов. Но они дают общее представление о государстве, а также о факторах, определяющих место и роль государства в политической системе общества.

Классификация государства

Методы, которыми осуществляются функции государства, применяемые  при этом средства, а также характер установленных в государстве  отношений позволяют классифицировать разные виды государств.

Устоявшейся классификацией государств является по способу организации высшей власти. Выделяются монархии и республики.

Монархии бывают:

* Самодержавные, абсолютные. Преобладавшие в прошлом, сегодня  очень редки и сохранились  лишь в Саудовской Аравии, Катаре, Омане и Объединенных Арабских Эмиратах и др.

* Конституционные, ограниченные. Представляя дань традиции, монархи  в них - декоративные фигуры, не  обладающие значительными политическими  полномочиями, но играющие важную  роль в моральном плане, способствующие  консолидации нации.

В реальности конституционные  монархии мало, чем отличаются от республик.

Республики - государства, где высшие органы государственной  власти формируются на выборной основе. Бывают президентские и парламентские.

Характерные признаки президентской республики.

* президент является  одновременно главой государства,  премьер-министром, подбирает кабинет  министров и контролирует его  деятельность;

* законодательная и  исполнительная ветви власти  формируются на основе двойной  системы выборов и отчетливо разъединены;

* президент и правительство  избираются внепарламентским методом; 

* у правительства отсутствует  прямая ответственность перед  парламентом; 

Информация о работе Государство как политический институт