Государство как основной институт политической системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:42, контрольная работа

Краткое описание

Государство в широком смысле слова можно представить как общность людей, объединенных общими интересами и властью и проживающих на определенной территории; в узком смысле слова - как основной субъект осуществления власти в обществе. Государство является основным институтом политической системы в обществе, в связи с рядом причин.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по политологии вариант 13.docx

— 32.70 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Тверской Государственный технический Университет»

«Институт дополнительного профессионального  образования и переподготовки» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа № 13 по дисциплине: Политология.

«Государство  как основной институт политической системы.»

                        

                             
 

                                                                                                           

                                         
 
 
 

                                                                                                  Выполнил:

                                                                                    Студент 3 курса

                                                                                    Группа: ЭС-310

                                                                                    Ф.И.О.:  Кондрашов Д.С.

                                                               
 
 
 
 
 

              

                                                           

                                                   Тверь- 2012г.

    1. Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения.

    Государство – есть основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его политической  и социальной структуры на основе права с помощью специального аппарата.

    Государство в широком смысле слова можно представить как общность людей, объединенных  общими интересами и властью и проживающих на определенной территории; в узком смысле слова -  как основной субъект осуществления власти в обществе. Государство является основным институтом  политической  системы в обществе, в связи с рядом причин. Общество делегирует государству в лице его органов основные властные  функции и полномочия. В руках государства сосредоточены основные рычаги воздействия на общество (экономические, политические, военные и другие), оно обладает всей полнотой власти на определенной территории. Государству принадлежит исключительное право издания законов и других нормативных актов, обязательных для выполнения всеми гражданами и другими субъектами на его территории. Только государству дается право на легальное применение силы, в том числе право физического принуждения1.

    Государство появляется в результате разложения родоплеменного строя, постепенного обособления  от общества вождей и их приближенных и сосредоточения у них управленческих функций, ресурсов власти и социальных привилегий под действием ряда факторов, важнейшие из которых:

    1) развитие общественного разделения  труда, выделение управленческого  труда в целях повышения его  эффективности в специальную  отрасль и образование для  этого специального орана - государства;

    2) возникновение в ходе развития  производства частной собственности,  классов и эксплуатации (марксизм);

    3) завоевание одних народов другими.  Влияние завоеваний на образование  и развитие государства несомненно. Однако его не следует абсолютизировать, упуская из виду другие, часто  более важные факторы;

    4) демографические факторы, изменения  в воспроизводстве самого человеческого  рода. Имеется в виду рост численности  и плотности населения, переход  народов от кочевого к оседлому  образу жизни, а также запрет  кровосмешения и упорядочение  брачных отношений между родами. Все это повышало потребность  общностей в регулировании взаимосвязей  этнически близких людей;

    5) психологические (рациональные и  эмоциональные) факторы. Одни  авторы (Гоббс) сильнейшим мотивом,  побуждающим человека к созданию  государства, считают страх перед  агрессией со стороны других  людей, опасение за жизнь и  имущество. Другие же (Локк) ставят  на первый план разум людей,  приведший их к соглашению  о создании специального органа  государства, способного лучше обеспечить права людей, чем традиционные формы общежития.

    6) антропологические факторы. Они  означают, что государственная форма  организации коренится в самой  общественной природе человека, ее развитии. Государство, подобно  семье и селению, «есть естественная  форма общежития». Оно возникает  в результате развития человеческой  природы и с помощью права  вносит в жизнь людей справедливце, нравственные начала. 2

    Среди основных признаков государства выделяют:

  • Наличие особой системы органов и учреждений, осуществляющих функции государственной власти;
  • Наличие права, системы норм, санкционированных государством (законы и другие нормативно-правовые акты), обязательных для выполнения всеми субъектами общества;
  • Наличие определенной территории, на которую распространяется власть и законы данного государства.

    К признакам государства также  относят его исключительное право  устанавливать и взимать налоги сборы с населения.

    В большинстве современных государств выделяют два вида государственных функций в соответствии с методом их  осуществления – внутренние и внешние. 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 1. Внутренние и внешние функции государства 

    Стоит отметить, что всегда оставалась неизменной функция защиты общества от  внешних  посягательств.

    В научной литературе встречаются  различные классификации внутренних функций государства. В их число  помимо указанных  входят также экологическая, защиты конституционного строя и  другие.

    Свои  функции государство осуществляет через систему государственных  органов, через государственный  аппарат. Для более эффективного исполнения функций в государстве  сформировалось разделение властей, наиболее распространенным из которых является разделение властей на представительскую (законодательную), исполнительную и судебную. В последнее время выделяют и четвертую – средства массовой информации. Власть средств массовой информации заключается в сильном психологическом и моральном воздействии на общество, на общество, на сознание людей и существенное влияние на другие ветви власти и на общественное  мнение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Формы государственного  правления  и  формы государственного  устройства.

    Форма  правления - это способ организации высшей государственной власти и система ее взаимоотношений с населением. Характеризуется формальным источником власти.

    В соответствии с этим определением в  современных государствах различают  следующие формы правления.

    1. Монархия - формальным источником власти здесь выступает монарх. Власть передается по наследству и не является производной от какого-либо органа или населения.

    Монархии  бывают абсолютные и конституционные (т. е. с ограниченной, а то и просто номинальной властью монарха). Сегодня абсолютных монархий среди цивилизованных стран практически уже не осталось (Саудовская Аравия и ряд др.). А конституционных монархий, в том числе и на территории Европы, немало. Это, например, Испания, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Великобритания, Дания и др. Сам монарх здесь выполняет в основном представительские функции. Монархия сегодня — это не только дань многовековым традициям, но и нередко достаточно эффективный способ сплочения нации. Многие политологи сходятся в мнении, что монархия является наиболее устойчивой формой правления.

    2. Республика - другая, более популярная сегодня, чем монархия, форма государственного правления. В республике формальным источником власти является воля народного большинства. Глава государства сменяем. Его власть производна от населения или от представительного органа власти.

    Различают республики парламентские и президентские. Главное отличие их состоит в том, кто в конечном счете руководит страной — президент (одно лицо, избранное на данный пост населением страны) или парламент (коллективный орган, также выбираемый населением).

    В президентской республике верховная власть принадлежит президенту, который самостоятельно формирует правительство, является главой государства и исполнительной власти. Он имеет право вето на законопроекты, принятые парламентом, не может быть досрочно переизбран без чрезвычайных обстоятельств.

    В парламентской республике реальная власть в руках парламента. Им назначается правительство, которое подотчетно парламенту. Правительство формируется из представителей партии (партий), получившей большинство мест в парламенте. Исполнительная власть сосредоточивается в руках премьер-министра. В большинстве Парламентских республик также есть и пост Президента, избираемого парламентом или особой коллегией выборщиков. Но в отличие от президентских республик здесь в его руках лишь весьма ограниченный круг полномочий, в основном - представительские функции.

    У той и у другой республиканских  форм правления есть свои преимущества и недостатки. Так, например, в парламентской республике депутаты, избранные в парламент по партийным спискам, отражают волю отдельных слоев населения. Ведущая фракция или парламентская коалиция формируют состав правительства, подотчетного парламенту. Состав кабинета министров в этом случае отражает предпочтения парламентского большинства и косвенно — волю большинства населения. В то же время характерной негативной чертой парламентских республик являются частые отставки и смены кабинета министров. В президентской республике президент, как правило, сам определяет политику на весь срок своих полномочий, самостоятельно руководит правительством страны. Но если представления президента расходятся с мнением большинства парламента, то последний, как правило, не в состоянии серьезно вмешаться в политику, проводимую президентом до его новых выборов3.

    Под государственным устройством понимается внутри территориальная организация государства. В настоящее время встречаются следующие формы государственного устройства.

    Унитарное государство – единое государственное образование, разделенное на административно-территориальные единицы, имеющие одинаковый юридический статус и не обладающие политической самостоятельностью. Для такого государства характерно наличие единых представительных, исполнительных и судебных органов власти, единое гражданство и единая правовая система. Административно-территориальные единицы самостоятельны в хозяйственной, социальной и культурной сферах. К числу унитарных государств относят Францию, Португалию, Польшу и другие страны.

    Федерация – союзное государство, в которое входят составные единицы (республики, земли, штаты, кантоны и т.п.), наделенные определенными, иногда весьма ощутимыми правами, сопоставимыми с правами центра. Для федерации характерно наличие двух уровней власти (федеральной и республиканской), а также двойной правовой системы, двухпалатного парламента, представляющего попалатно интересы субъектов федерации и общенациональные интересы в целом. В российском парламенте это Совет федерации и Государственная Дума. Субъект федерации лишен права самостоятельного выхода из состава федерации.

    Образование единиц федерации может осуществляться как по административному принципу (США, ФРГ), так и по национальному (Россия, Югославия, Индия).

    Конфедерация – государственное правовое объединение юридически независимых государств. Цель подобного объединения – проведение единой политики, решение совместных задач в области экономики, обороны, транспорта и т.п. Для проведения согласованной политики создаются современные органы управления. Однако их решения вступают в силу только после утверждения государствами, входящими в состав конфедерации. Страны такого союза – самостоятельные субъекты международного права.

Информация о работе Государство как основной институт политической системы