Государство как политический институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:56, контрольная работа

Краткое описание

Государство не относится к вечным феноменам. Существовали и существуют до сих пор общества, которые не создали для управления особые специализированные и публичные институты, обладающие возможностью использовать легитимное принуждение. В обществе без государства политические функции не монополизируются на постоянной основе привилегированной его частью.

Содержание

1.Понятие государства и его сущность...........................…………………………………………………...2
Общие признаки государства…………………………………………....2
Причины возникновения государства…………………………………..5
Исторические рубежи в развитии государства………………………....6
Конституция…………………….………………………………………...7
2. Исторические формы государства и политические режимы...................................................................8
Формы правления………………………………………………..……….8
Парламентская республика………………………………………………9
Президентская республика………………………………………………10
Полупрезидентская республика…………………………………………11
Политические режимы …………………………………………………..12
Литература…………………..……………………………………………….13

Вложенные файлы: 1 файл

политология мое 5 вариант.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

Введение

Государство не относится  к вечным феноменам. Существовали и  существуют до сих пор общества, которые не создали для управления особые специализированные и публичные  институты, обладающие возможностью использовать легитимное принуждение. В обществе без государства политические функции не монополизируются на постоянной основе привилегированной его частью. Здесь отсутствует власть центральной группы, опирающейся на иерархический административный аппарат и строящей свою деятельность на базе юридических норм.

Как же происходит переход  от общества без государства к  обществу с государством? Он осуществляется тогда, когда в результате развития производительных сил появляется прибавочный  продукт и возникает возможность  регулирования условий жизнедеятельности, использования части общественного продукта на накопление, что порождает социальную дифференциацию, стремление лиц, овладевших этим продуктом, к консолидации в однородную социальную группу, господствующую над остальной частью общества. Так появляется социальная стратификация, т.е. организация общества, при которой иерархические группы связаны между собой отношениями господства и подчинения. Таким образом, любая политическая система есть иерархическое соединение управляющих и управляемых, причем обладающие властью составляют меньшинство, называемое часто "политической элитой".

 

Заключение

Понимание государства, его сущности и закономерности развития позволяют определить его как  сложное и исторически развивающееся  общественно-политическое явление; подтвердить наличие плюрализма  в понимании и определении государства.

Государство занимает  центральное место в  политической и общественной жизни  любой страны.

Любая политическая деятельность, в конечном счете, так или иначе, связана с государственной властью. Можно спорить о том, какие факторы лежали в основе возникновения государства, чьи интересы выражают те или иные современные государственные образования. Но аксиомой является то, что результатом политической деятельности людей и их объединений, является государственная власть. И что бы ни было зафиксировано в программных документах различных политических партий разных времен, ясно одно: им нужна государственная власть для осуществления своих явных или тайных целей. Самое существенное в государстве – не возможность объединения людей, не территория, а обладание властью. Поэтому бесперебойного “правильного” правового механизма образования и осуществления государственной власти нет.

 

ТЕМА 5. Государство как политический институт.

  1. Понятие государства и его сущность
  2. Исторические формы государства и политические режимы.

 

 

Содержание:

 

стр.

1.Понятие государства  и его сущность...........................…………………………………………………...2

   

    Общие признаки государства…………………………………………....2

    Причины возникновения государства…………………………………..5

     Исторические рубежи в развитии государства………………………....6

   Конституция…………………….………………………………………...7

 

2. Исторические  формы государства и политические  режимы............................................................................................................8

 

     Формы правления………………………………………………..……….8

     Парламентская  республика………………………………………………9

     Президентская  республика………………………………………………10

     Полупрезидентская республика…………………………………………11

     Политические режимы …………………………………………………..12

      

Литература…………………..……………………………………………….13

 

 

1. Понятие государства и его сущность

 

     Центральным  институтом политической системы  является государство. В его  деятельности концентрируется основное  содержание политики. Сам термин «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. В современной науке государство, в узком смысле, понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории.

 

Общие признаки государства

 

     Государства разных  исторических эпох и народов  мало схожи между собой. И  все же они имеют некоторые  черты, которые в большей или меньшей степени присущи каждому из них, хотя у современных государств, подверженных интеграционным процессам, они порою достаточно размыты. Общими для государства являются следующие признаки:

  1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев. Этот признак отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления.
  2. Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. Само оно строится не по кровнородственному  или религиозному признаку, а на основе территориальной и, обычно, этнической общности людей.
  3. Суверенитет, т.е. верховная власть на определенной территории.  В любом современном обществе имеется множество властей: семейная, производственная, партийная и т.д. но высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает государство. Лишь ему принадлежит право на издание законов и норм, обязательных для всего населения.
  4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти. Для выполнения функций принуждения у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т.д.), а также органы – армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.
  5. Право на взимание налогов и сборов  с населения. Налоги необходимы для содержания многочисленных служащих и для материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т.д.
  6. Обязательность членства в государстве. В отличие, например, от такой политической организации, как партия, пребывание в которой добровольно и не обязательно для населения, государственное гражданство человек получает с момента рождения.
  7. Претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая организация, кроме разве что тоталитарных партий-государств, не претендует на представительство и защиту всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.

     На протяжении истории человечества отмеченные признаки государства не оставались неизменными. Они трансформировались в структуре институтов государственной власти, их специализации и дифференциации (см. рис.)

 

 


 

 

прпр

 

 

 

 

 

 

 

    

     Определение общих признаков государства имеет не только научное, но и практическое политическое значение, особенно для международного права.

Государство – субъект  международных отношений. Лишь на основе обладания качествами государства те или иные организации признаются субъектами международного права и наделяются соответствующими правами и обязанностями. В современном международном праве выделяются три минимальных признака государства: территория, народ, объединенный правовым союзом граждан (гражданством), и суверенная власть, осуществляющая эффективный контроль хотя бы над большинством территории и населения.

 

 

Причины возникновения  государства

 

     Государство  появляется в результате разложения  родоплеменного строя, постепенного обособления от общества вождей и их приближенных и сосредоточения у них управленческих функций, ресурсов власти и социальных привилегий под воздействием ряда факторов, важнейшие из которых:

  • развитие общественного разделения труда, выделение управленческого труда в целях повышения его эффективности  в специальную отрасль и образование для этого специального органа – государства;
  • возникновение в ходе развития производства частной собственности, классов и эксплуатации;
  • завоевание одних народов другими;
  • демографические факторы, изменения в производстве самого человеческого рода. Имеется в виду, прежде всего рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, а так же запрет кровосмешения и упорядочение брачных отношений между родами;
  • психологические (рациональные и эмоциональные) факторы. Одни авторы (Гоббс) сильнейшим мотивом, побуждающим человека к созданию государства, считают страх пред агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь и имущество. Другие же (Локк) ставят на первый план разум людей, приведший их к соглашению о создании специального органа – государства, способного лучше обеспечить права людей, чем традиционные формы общежития;
  • антропологические факторы. Они означают, что государственная форма организации коренится в самой общественной природе человека, ее развитии.

В научной литературе отмечаются и некоторые другие факторы, влияющие на образование государств и их особенности: географическое положение, наличие или отсутствие естественных границ, климатические условия, плодородные земли и т.д.

 

Исторические  рубежи в развитии государства

 

     Существуя  на протяжении многих тысячелетий,  государство изменяется вместе  с развитием всего общества, частью  которого оно является. В развитии государства можно выделить два глобальных этапа: традиционный и конституционный.

Традиционные государства  возникли и существовали преимущественно  стихийно, на основе обычаев и норм, уходящих корнями в глубокую древность. Они имели институционально неограниченную власть над подданными, отрицали равноправие всех людей. Не признавали личность как источник государственной власти.

     Конституционное  государство является объектом  сознательного человеческого формирования, управления и регулирования. Оно  не стремится охватить своим регулятивным воздействием все проявления жизнедеятельности человека – его экономическую, культурную, религиозную и политическую активность и ограничивается лишь выполнение функций, делегированных гражданами  и не нарушающих свободу личности.

     В целом,  конституционный этап в развитии  государства, связан с его подчиненностью  обществу и гражданам, с юридической  очерченностью полномочий и сферы  государственного вмешательства,  с правовой регламентацией деятельности  государства и созданием институциональных и иных гарантий прав человека. Одним словом, он связан с появлением конституции.

 

Конституция

 

     Сам термин «конституция»  в науке употребляется в двух  значениях. Первое из них, часто  обозначается термином «реальная  конституция»- это государственный строй, устойчивая модель государственной деятельности, определяемая тем или иным ценностно-нормативным кодексом. Этот кодекс не обязательно носит форму свода законов, присущего современным государствам. Он может иметь характер религиозно-политических заповедей или неписанных вековых традиций, которым подчиняются текущие законы государства.

     Во втором, наиболее распространенном значении  термин «конституция» - это свод  законов, юридический или нормативный  акт. Она представляет собой  систему зафиксированных в специальном документе (или нескольких документах) относительно стабильных правил (законов), которые определяют основания, цели и устройство государства, принципы его организации и функционирования, способы политического волеобразования и принятия решений, а также положение личности в государстве.

     Конституция  выступает как бы текстом «общественного  договора», заключаемого между  гражданами и государством и регламентирующего его деятельность. Она придает государству современного, конституционного типа необходимую легитимность.

     Конституции,  как правило, состоят из двух  важнейших частей. В первой определяются  нормы взаимоотношений граждан  и государства, права личности, утверждается правовое равенство всех граждан; во второй части описываются характер государства (республика, монархия, федерация и т.п.), статус различных властей, правила взаимоотношения парламента, президента, правительства и суда, а так же структура и порядок функционирования управления.

     Первые  конституции были приняты в  1789 г. в США (в 1791г. Билль  о правах) и во Франции (в  1789г. «Декларация прав человека  и гражданина» и в 1791г. конституция), хотя ряд правовых документов, фактически носящих характер конституционных актов, появились еще раньше – в 1215, 1628, 1679, 1689 г.г. в Англии. В современном мире лишь несколько государств (Великобритания, Израиль, Саудовская Аравия, Бутан и Оман) не имеют конституционных сводов законов.

     Наличие демократической конституции – показатель подлинной конституционности государства лишь в том случае, если она реально воплощена в государственной организации и неукоснительно исполняется органами власти, учреждениями и гражданами. Завершенность процесса формирования конституционного государства, закрепления принципа ограничения его компетенций, с помощью специальных институтов и законов, исходящих от народа, характеризует понятие «правовое государство».

 

 

 

2. Исторические формы государства и политические режимы

 

Формы правления

 

     Строение  государства традиционно характеризуется  через формы правления и формы территориального (государственного) устройства. Формы правления делятся по способу организации власти, ее формальному источнику на монархии и республики. В монархии формальным источником власти является одно лицо. Глава государства получает свой пост по наследству, независимо от избирателей или представительных органов власти.

    Существует  несколько разновидностей монархической  формы правления: абсолютная монархия (Саудовская Аравия, Катар, Оман) – всевластие главы государства; конституционная монархия – государство, в котором полномочия монарха ограничены конституцией. Конституционная монархия делится на дуалистическую (Иордания, Кувейт, Марокко), в которой монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично – законодательной, и парламентскую, здесь монарх хотя и считается главой государства, но фактически обладает представительскими функциями и лишь частично исполнительскими, а иногда имеет так же право вето на решения парламента, которым практически на пользуется. Подавляющее большинство современных демократических монархий – парламентские монархии. Правительство формируется в них парламентским большинством и подотчетно не монарху, а парламенту.

Информация о работе Государство как политический институт