Государство как политический институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 14:56, контрольная работа

Краткое описание

Государство не относится к вечным феноменам. Существовали и существуют до сих пор общества, которые не создали для управления особые специализированные и публичные институты, обладающие возможностью использовать легитимное принуждение. В обществе без государства политические функции не монополизируются на постоянной основе привилегированной его частью.

Содержание

1.Понятие государства и его сущность...........................…………………………………………………...2
Общие признаки государства…………………………………………....2
Причины возникновения государства…………………………………..5
Исторические рубежи в развитии государства………………………....6
Конституция…………………….………………………………………...7
2. Исторические формы государства и политические режимы...................................................................8
Формы правления………………………………………………..……….8
Парламентская республика………………………………………………9
Президентская республика………………………………………………10
Полупрезидентская республика…………………………………………11
Политические режимы …………………………………………………..12
Литература…………………..……………………………………………….13

Вложенные файлы: 1 файл

политология мое 5 вариант.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

     Монархия  была господствующей формой правления  на протяжении тысячелетий. В  специфической форме она сохраняется  и сегодня почти в трети  стран мира (например, в Великобритании, Швеции, Дании, Испании).

 

Парламентская республика

 

     Второй основной формой правления является республика. Источником власти в ней является народное большинство, высшие органы государства избираются гражданами. В современном мире существуют три основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная, или полупрезидентская.

     Главной отличительной чертой парламентской республики является образование правительства на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и его формальная ответственность пред парламентом. Он осуществляет по отношению к правительству ряд функций: формирует и поддерживает его; издает законы, принимаемые правительством к исполнению; вотирует (утверждает) государственный бюджет; осуществляет контроль над правительством и в случае необходимости может выразить ему вотум недоверия; критикует правительственную политику, представляет альтернативные варианты правительственных решений и всего политического курса.

     Правительство  обладает исполнительной властью,  а нередко и законодательной  инициативой, а так же правом ходатайства перед президентом о роспуске парламента. Хотя руководитель правительства (премьер-министр, канцлер) официально не является главой государства, реально он – первое лицо в политической иерархии. Президент же фактически занимает в ней более скромное место. Он может избираться либо парламентом, либо собранием выборщиков, либо непосредственно народом.

 

Президентская республика

 

     Отличительный  признак президентской республики  состоит в том, что в ней  президент выступает и главой  государства, и главой правительства. Он руководит внутренней и внешней политикой и является верховным главнокомандующим вооруженных сил. Президент чаще всего избирается прямо народом. Он сам (в США с одобрения сената) назначает членов кабинета министров, которые ответственны перед ним, а не перед парламентом.

     В президентской  республике правительство отличается  стабильностью. В ней существуют  жесткое разделение законодательной  и исполнительной ветвей власти, их значительная самостоятельность.  Парламент не может вынести правительству вотум недоверия, президент же не вправе распустить парламент.

     Отношения  между парламентом и президентом  основываются на системе сдержек,  противовесов и взаимозависимости.  Парламент может ограничивать  действия президента с помощью законов и через утверждение бюджета. Президент же обычно обладает правом отлагательного вето на решения парламента. Чтобы нормально выполнять свои обязанности, и парламент, и президент вынуждены сотрудничать, находить общий язык, даже если оба эти института контролируются различными партиями.

     Президентская  республика не получила распространения  в Западной Европе. В странах  же с длительными авторитарными  традициями (Латинская Америка, Азия  и Африка, а так же бывший  СССР), эта форма правления нередко  вырождается в «суперпрезидентскую республику».

 

 

Полупрезидентская республика

 

     Третьей основной разновидностью республики является полупрезидентская, или смешанная, республика. Она существует в Австрии, Ирландии, Португалии, Польше, Финляндии, Франции, Болгарии и некоторых других странах. При этой форме правления сильная президентская власть сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства.  Ее главная характерная черта – двойная ответственность правительства: перед президентом и перед парламентом.

     Классическим  образцом полупрезидентской республики  является Франция. В ней президент  и парламент избираются независимо  друг от друга. Президент является  главой государства и верховным  главнокомандующим, представляет  страну на международной арене, обладает правом отлагательного вето на решения парламента. А так же правом единоличного введения чрезвычайного положения, но в период действия такового он утрачивает право распустить парламент.

     Президент  без согласования с парламентом, но, учитывая  расклад в нем политических сил, назначает  главу правительства, вместе с которым они формируют кабинет министров. Глава государства председательствует на заседаниях правительства, утверждает его решения и тем самым контролирует его деятельность. Сам президент не обладает правом законодательной инициативы, но таким правом пользуется премьер-министр, несущий всю ответственность за деятельность правительства. Парламент имеет возможность контролировать правительство через утверждение ежегодного бюджета, а так же с помощью вынесения ему вотума недоверия.

 

 

Политические режимы

 

тоталитарный режим

авторитарный режим

демократия

Степень политической свободы 

(наличие прав и свобод личности)

Степень принуждения и насилия

первоистоки тоталитаризма покоятся в стремлении подчинить все общественные процессы реализации единой коллективной цели, не оставляющей места для индивидуальной автономии и свободы. Причем коллективные цели реализуются с помощью всеобъемлющего планирования.

Тоталитарные режимы могут искусно использовать многие гуманистические идеи, обладают достаточно высокой способностью мобилизации ресурсов и концентрации усилий для достижения узко ограниченных целей. Их живучесть объясняется также созданием огромного аппарата социального контроля и принуждения.

личность обладает рядом прав и  свобод, но возможность выбора ограничена

Приоритет прав личности над правами  государства. Индивидуальная свобода  как отсутствие ограничений.

Неограниченность власти большинства  над меньшинством и отдельной  личностью. Государственная поддержка социально ущемленных групп 

Первичность крупного социального  объекта (народа, церкви и др.) в определении  поведения гражданина 

Существование конкурентной партийной  системы или монополия одной  партии

монополия одной официальной идеологии, полностью отрицающей предыдущий порядок, призванной сплотить граждан для построения нового мира и обязательно признаваемой всеми;

существуют несколько партий, но абсолютное большинство поддерживает партию власти

Диффузия государственной власти. Множественность властных элит

Принципы организации власти (разделение властей или концентрация, всеобщие выборы или закрытый способ формирования,)

монополия власти правительства

разделение властей при сосредоточении главных рычагов в руках правительства

Разделение властей, создание системы  противовесов и балансиров

Место и роль государства 

всеобщий полицейский контроль и надзор; монополия власти на средства массовой информации; централизованный контроль за экономикой.

контролирующая и регулирующая функции

Ограничение компетенции и сферы  деятельности государства, невмешательства  в дела гражданского общества.

Государство — арбитр, обеспечивающий саморегулирование общества

Зрелость гражданского общества

общество подверженное внушению

страх перед ответственностью

наиболее высокая организация  общественного развития

Наличие оппозиции, инакомыслия, многообразия идеологий или господство одной  из них

отсутствие оппозиции

отсутствие оппозиции

Соперничество и баланс интересов  —основа демократической власти


 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Гуманитас. Humanitas. Том IV. Социология. Политология. Учебно-практическое пособие. М., МГУТУ, 2006. С. 317-322.
  2. Мамут Л.С. Государство: полюсы представлений.//ОНС. 1996, №5. 
  3. Мельвиль А.Ю. и др. Политология. М., 2005. Глава 6.
  4. Муштук О.З. Политология. 2006. Раздел 4.
  5. Политология // Под ред. Ачкасова В.А., Гуторова В.А. М., 2007. Глава. 9.
  6. Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические технологии. М., 2004. Глава  9.



Информация о работе Государство как политический институт