Технология обработки текстовой информации для газетного издания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 06:01, курсовая работа

Краткое описание

Эта работа проводится с целью лучшего понимания процесса допечатной обработки текстовой информации студентами, она ставит своей целью развивать их творческие способности, технические навыки, способность к самостоятельному выполнению заданий и повышению уровня профессиональной подготовки, выработки практических навыков решения конкретных задач в области подготовки полиграфических изданий с применением конкретных прикладных программных пакетов.

Содержание

Введение
1. Основные этапы производства периодических изданий………………….…..6
1.1. Подбор материала……………………..…………………………………….6
1.2. Вёрстка………………………….……………………………………… …..6
1.3. Печать тиража………………….………………………………………..….9
2. Функции, задачи и принципы оформления периодического издания………...10
2.1. Понятия оформления и дизайна газеты….……… ………………………12
2.2. Содержание и форма газеты….………………….……………………….13
3. Расчёт ёмкости рукописного труда…………………………………………….14
4. Общие правила набора…………………………………………………….……14
5. Газетные заголовки. Их виды…………………………………………………17
5.1. Шрифтовое оформление заголовков……………...………………………17
5.2. Прописные и строчные шрифты………….……………………………...20
5.3. Шрифтовые гарнитуры…………………………………………………...20
5.4. Сложные приёмы оформления заголовков………………………….…..22
5.5. Цвет в заголовке………………..………..……………………….……….….23
5.6. Ошибки в оформлении заголовков….………………………………….. 24
5.7. Процесс оформления заголовков…………….……………………… …….25
6. Иллюстрационное оформление газеты……………………… ………………25
6.1 Иллюстрации в газете…………………………………………………….25
6.2. Виды иллюстраций……………………………………………………….26
6.3. Форма и размер иллюстраций…………………………………………...29
6.4. Особенности иллюстрирования газет разных типов…………………..29
7. Свойства бумаги. Бумага для газет………………………………………..….29
8. Стандарты Украины ……… ……………………………………………….....33
9. Разработка полиграфического газетного издания «Полиграфист»…..……36
10. Оборудование……………….……………………………………………..…..39
11. Заключение…………….………………………………………………………41
12. Список литературы…….……………………………………………………...42
13. Список дополнительной литературы…………………......…………………..43
14. Приложение…………….………………………………………………………44

Вложенные файлы: 1 файл

технология обработки текстовой информации для газетного издания.doc

— 324.50 Кб (Скачать файл)

Многострочные заголовки рекомендуется набирать шрифтами более мелких кеглей — на одну ступень ниже, чем однострочные. Строки такого заголовка, даже набранные более мелким шрифтом, в целом образуют крупный, хорошо выделяющийся на полосе блок и занимают значительную площадь. Если набрать многострочный заголовок шрифтом обычного кегля, он может «задавить» все остальные заголовки.

При оформлении заголовков различных уровней на полосе важно  выдержать правильное соотношение  между их шрифтами. Подзаголовки набирают более мелкими шрифтами, чем основные заголовки. Тематический подзаголовок, стоящий под основным заголовком, обычно оформляют шрифтом на две ступени меньше шрифта заголовка. Так, если заголовок набран шрифтом 28 пт, то для подзаголовка берут шрифт 20 пт. Эта рекомендация относится и к оформлению подшапок, стоящих над подборками или на целой полосе. Такая контрастность в размерах шрифтов заголовка и подзаголовка препятствует их смысловому объединению при чтении — взгляд читателя направлен прежде всего на основной заголовок.

Служебные подзаголовки, имеющие вспомогательные функции, набирают в основном мелкими шрифтами — 12 и 16 пт. Для набора внутренних подзаголовков  обычно выбирают некрупные шрифты размером 10, 12, реже 16 пт. Такие заголовки должны достаточно хорошо выделяться и читаться в тексте статьи и вместе с тем не занимать много места. При оформлении «афишкой» подзаголовки в зависимости от их значения можно набирать шрифтами разных кеглей.

Для рубрик применяют  мелкие шрифты — кеглей 10, 12, а на полосе большого формата, над важным разделом газеты или над крупной статьей — 16 и даже 20 пт. Рубрику над тематической подборкой, иногда играющую роль своеобразной шапки, набирают и более крупным шрифтом.

Оформляя заголовки, следует  учитывать и начертания шрифтов  — различия между ними по насыщенности, ширине и наклону. Заголовки главных материалов газетной страницы почти всегда набирают «черными» (жирными и полужирными) начертаниями шрифтов. Однако если мы наберем подобным образом все заголовки на странице, это приведет к ослаблению их воздействия на глаз читателя — выделить какой-либо из них будет весьма затруднительно. Еще хуже будет результат, если все заголовки оформить светлыми шрифтами: полоса будет смотреться однотонно серой и на ней вообще трудно будет заметить какой-либо заголовок. Поэтому целесообразно чередовать заголовки, набранные шрифтами различных начертаний. Если, например, заголовок какой-либо статьи набран полужирным шрифтом, то заголовки соседних заметок целесообразно оформить шрифтами светлого начертания; если шапка над полосой набрана курсивным полужирным шрифтом, то заголовок стоящей под нею статьи лучше набрать прямым светлым.

Таким же образом подбирают  шрифты для заголовков, подзаголовков  и рубрик: полужирное начертание противопоставляют  светлому, прямое — курсивному, нормальное — узкому. Если заголовок набран прямым полужирным шрифтом, то для подзаголовка нередко выбирают светлое начертание — прямое или курсивное. Рубрика над таким заголовком будет восприниматься легче, если она будет набрана шрифтом контрастного начертания, например светлым курсивом, и подчеркнут тонкой линейкой.

При необходимости можно  добиться контрастности и между  соседними заголовками, набранными шрифтами одного полужирного начертания. Для этого какой-либо из них набирают вразрядку. При этом заголовок, набранный, например, полужирным узким шрифтом, визуально будет смотреться как оформленный светлым шрифтом. Не следует забывать, что заголовок, набранный в разрядку, читается несколько хуже, чем обычный.

 

5.2. Прописные и строчные шрифты

 

Контрастность соседних заголовков можно в некоторой  степени усилить и за счет использования  прописных и строчных шрифтов: например, набрать заголовок полужирным прописным, а подзаголовок — светлым строчным.

Сочетание прописных  и строчных шрифтов для оформления заголовков применяется и по другой причине. Давно замечено, что заголовки, набранные прописными шрифтами, гораздо сильнее выделяются на газетной странице. Именно поэтому для большинства заголовков используют прописные литеры.

Естественное стремление усилить воздействие заголовка на читателей при наборе его прописными не должно приводить к ухудшению его читаемости в тех случаях, когда в заголовок входят цифры, даты, имена, фамилии или инициалы, географические названия, аббревиатуры (сокращения), то есть те элементы, которые надо выделить из общего текста. Если такой заголовок набрать прописными литерами, то это выделение исчезнет.

При верстке малоформатной  газеты следует также учитывать, что заголовок, набранный прописными, занимает больше места, чем набранный строчными. Относительно узкие текстовые колонки на странице малого формата вынуждают использовать строчные шрифты для набора заголовков чаще, чем в газете большого формата.

 

5.3. Выбор шрифтовых гарнитур

 

Шрифтовое оформление заголовка  начинается с выбора шрифтовой гарнитуры. Она определяет степень выделения заголовка на газетной полосе, гармоничность сочетания его с другими заголовками и иные качества.

Каждый шрифт отличается не только большей или меньшей удобочитаемостью, он имеет также свое лицо, оказывает определенное психологическое воздействие. Недаром о шрифтах говорят: «тяжелый», «мрачный», «легкий», «веселый», «жизнерадостный» и т.п., употребляя эмоциональные характеристики. Восприятие шрифта зависит от его начертания (большей или меньшей насыщенности, ширины и т.д.) и от его рисунка.

Как же добиться гармонии шрифтов и сколько шрифтовых  гарнитур для этого использовать? Можно выделить нескольких основных стилей оформления заголовков в современной  периодической печати. Эти стили  различаются в основном количеством шрифтовых гарнитур, применяемых для набора заголовков.

В газетах давно уже  утвердился многогарнитурный стиль. Для  оформления заголовков на одной газетной полосе используют четыре-пять и более гарнитур, что позволяет добиться несколько большего разнообразия в оформлении страницы.

В последние годы в  газетах отмечается тенденция к  сокращению количества шрифтовых гарнитур, применяемых для оформления заголовков, до двух-трех. Это вовсе не ведет  к обеднению, однообразию заголовков. Даже с помощью двух гарнитур, за счет использования различных начертаний шрифтов, варьирования их кеглей, а также сочетания набора прописными и строчными литерами, иногда удается достичь разнообразного, но простого, ясного и гармоничного оформления заголовков.

Существует и одногарнитурный  стиль оформления заголовков. Его  сторонники считают возможным для  оформления газеты применять шрифты различных начертаний и размеров какой-либо одной гарнитуры. Они  имеют для этого некоторые  основания: в отдельных случаях, используя разнообразие шрифтов даже одной гарнитуры, опытный верстальщик сумеет просто и строго оформить заголовки на газетной странице. Тем не менее, этот стиль все же несколько ограничивает возможности выделения важнейших заголовков.

Пестрота и дисгармония в заголовках могут возникнуть не только при использовании излишнего количества шрифтовых гарнитур, но и как результат неумелого сочетания шрифтов, противоположных по рисунку, что особенно характерно при оформлении заголовков и подзаголовков. Целесообразно в подобных случаях набирать заголовок и подзаголовок шрифтами одной гарнитуры, но разных начертаний или же шрифтами разных, но близких по рисунку гарнитур.

Наибольшего внимания требуют  соседние заголовки, расположенные  на одном уровне. Если набрать их абсолютно одинаковыми шрифтами, это может привести к их смысловому слиянию, особенно если они не разделены текстовой оборкой. Чтобы избежать этого, достаточно оформить соседние заголовки шрифтами разных начертаний.

 

5.4. Сложные приемы оформления заголовков

 

Стремясь усилить воздействие  газетных заголовков на читателя, нередко  прибегают к различным сложным  приемам их оформления. Все эти  приемы основаны на нестандартном применении полиграфических средств, на нарошном отклонении от установившихся норм и практических рекомендаций. Оформляя сложный заголовок, используют шрифты разных гарнитур, начертаний и размеров, изменяют привычное расположение заголовка и его элементов, применяют сложное обрамление простыми и фигурными линейками и т.п.

Самый распространенный из этих приемов — так называемое акцентирование, то есть выделение  в заголовке самого важного по значению слова или группы слов, несущей наибольшую смысловую нагрузку. Проще всего добиться нужного  эффекта, набрав заголовок строчным шрифтом, а выделяемую группу слов — прописным.

Можно выделить ударную  часть заголовка, оформив ее шрифтом  другой гарнитуры или другого  начертания. Если, например, заголовок  набран прямым полужирным шрифтом, то для выделения часто применяют курсив.

Наиболее важную по значению строку двух или трехстрочного заголовка нередко набирают шрифтом крупного кегля и более яркой гарнитуры, чем остальные строки. Для выделения слова в заголовке его нередко подчеркивают тонкой или полужирной линейкой.

Прием акцентирования в  заголовке оправдан, если он применяется  осмысленно, с пониманием его целей  и возможностей. Зачастую в самых  разных газетах при оформлении двухстрочных заголовков допускают одну и ту же ошибку: пытаются уравнять обе строки по длине. Если не получается добиться этого с помощью шрифта одной гарнитуры, набирают каждую из строк шрифтами разных гарнитур. Особенно часто для этого применяют шрифты гротесковых гарнитур, близких по своему рисунку, что иногда приводит к непреднамеренному акцентированию, при котором происходит неоправданное выделение какого-либо слова.

В некоторых газетах  получают распространение приемы оформления заголовков, связанные с изменением их обычного размещения по горизонтали. Появляются заголовки, набранные вертикальной строкой — сверху вниз или по диагонали.

 

5.5. Цвет в заголовке

 

Цвет — сильное средство выделения заголовка газетного материала. Поскольку цветные заголовки обладают, по сравнению с черными, гораздо большей выделительной силой, применение их в газете требует чувства меры и хорошего вкуса. Ошибку совершают те верстальщики, которые, получив в свое распоряжение дополнительный цвет, стремятся применить его для печатания чуть ли не всех заголовков. Это приводит не только к пестроте полос, но и к тому, что основные материалы не получают достаточного выделения и теряются на полосе.

Для газетных заголовков можно взять любую дополнительную краску. Предпочтение следует отдать, прежде всего красному, затем зеленому цвету, а также  светлым оттенкам синего цвета. Вряд ли целесообразно применять темные цвета, мало отличающиеся от черного. Так, заголовки, напечатанные темно-синим цветом, почти не выделяются среди обычных черных заголовков.

Для успешного оформления цветных заголовков немалое значение имеет подбор титульных шрифтов. Такие заголовки лучше набирать прописными литерами полужирного или жирного начертания. Это обеспечит более яркий, интенсивный цветовой тон.

 

 

5.6. Некоторые ошибки в оформлении заголовков

 

Несмотря на различия между газетами, при выборе и оформлении их заголовков часто допускаются одни и те же типичные ошибки. Одна из них — повторы в заголовках. Нередко в одном и том же номере, не говоря уже о нескольких номерах одной газеты, встречаются заголовки, повторяющиеся почти дословно. Еще чаще на полосах появляются заголовки с повтором одного или нескольких слов.

Подобные ошибки свидетельствуют  об ограниченности словарного запаса редакционных работников или о крайней  их невнимательности. Достаточно просмотреть  сверстанные полосы газетного номера, чтобы заметить и удалить все повторы в заголовках.

Другая ошибка связана  с неправильным размещением газетного  заголовка, особенно многострочного. Строки нередко устанавливают над разными  частями одной и той же статьи. В результате она словно распадается на две внешне самостоятельные статьи, каждая со своим заголовком. Иногда такой заголовок приходится даже читать как бы по диагонали.

Только невнимательностью  можно объяснить смысловое слияние  соседних заголовков. Если к тому же они расположены на одном уровне и набраны схожими шрифтами, то читаются как одно предложение, иногда неожиданно приобретающее двусмысленный характер.

Нежелательных слияний  соседних заголовков легко избежать, подняв или опустив один из них  либо хотя бы набрав их разными шрифтами и разделив текстовой оборкой.

Двусмысленные сочетания  могут возникать и в результате слияния заголовка, подзаголовка или  рубрики и заголовка стоящего под ним материала, которые иногда также читаются как одно предложение. Не меньшего внимания требует и постановка заголовка рядом с иллюстрацией — фотоснимком, карикатурой и др., поскольку может возникнуть их неудачное сочетание.

 

 

5.7. Процесс оформления заголовка

 

Процесс оформления заголовка  разделяется на несколько этапов. Вначале в редакции проверяют, соответствует ли предложенный вариант заголовка содержанию материала, и одновременно уточняют вид заголовка, его роль на полосе. Если заголовок состоит из нескольких слов, то при необходимости его разбивают, соблюдая правила смыслового деления на строки. Уточняют постановку каждой строки — симметрично, по центральной оси или с выключкой. Затем приступают к шрифтовому оформлению заголовка. При этом выбор  шрифта для него часто определяется уже на стадии разработки макета и сетки.

6. Иллюстрационное оформление газеты

 

6.1. Иллюстрации в газете

Информация о работе Технология обработки текстовой информации для газетного издания