Технология обработки текстовой информации для газетного издания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 06:01, курсовая работа

Краткое описание

Эта работа проводится с целью лучшего понимания процесса допечатной обработки текстовой информации студентами, она ставит своей целью развивать их творческие способности, технические навыки, способность к самостоятельному выполнению заданий и повышению уровня профессиональной подготовки, выработки практических навыков решения конкретных задач в области подготовки полиграфических изданий с применением конкретных прикладных программных пакетов.

Содержание

Введение
1. Основные этапы производства периодических изданий………………….…..6
1.1. Подбор материала……………………..…………………………………….6
1.2. Вёрстка………………………….……………………………………… …..6
1.3. Печать тиража………………….………………………………………..….9
2. Функции, задачи и принципы оформления периодического издания………...10
2.1. Понятия оформления и дизайна газеты….……… ………………………12
2.2. Содержание и форма газеты….………………….……………………….13
3. Расчёт ёмкости рукописного труда…………………………………………….14
4. Общие правила набора…………………………………………………….……14
5. Газетные заголовки. Их виды…………………………………………………17
5.1. Шрифтовое оформление заголовков……………...………………………17
5.2. Прописные и строчные шрифты………….……………………………...20
5.3. Шрифтовые гарнитуры…………………………………………………...20
5.4. Сложные приёмы оформления заголовков………………………….…..22
5.5. Цвет в заголовке………………..………..……………………….……….….23
5.6. Ошибки в оформлении заголовков….………………………………….. 24
5.7. Процесс оформления заголовков…………….……………………… …….25
6. Иллюстрационное оформление газеты……………………… ………………25
6.1 Иллюстрации в газете…………………………………………………….25
6.2. Виды иллюстраций……………………………………………………….26
6.3. Форма и размер иллюстраций…………………………………………...29
6.4. Особенности иллюстрирования газет разных типов…………………..29
7. Свойства бумаги. Бумага для газет………………………………………..….29
8. Стандарты Украины ……… ……………………………………………….....33
9. Разработка полиграфического газетного издания «Полиграфист»…..……36
10. Оборудование……………….……………………………………………..…..39
11. Заключение…………….………………………………………………………41
12. Список литературы…….……………………………………………………...42
13. Список дополнительной литературы…………………......…………………..43
14. Приложение…………….………………………………………………………44

Вложенные файлы: 1 файл

технология обработки текстовой информации для газетного издания.doc

— 324.50 Кб (Скачать файл)

Принципы эффективного оформления, дизайна.

1. Подчиненность содержанию. Все элементы формы, приемы оформления должны быть направлены на выявление актуальности, особенностей публикаций, их значимости (идея, тема, проблема, жанр и т.д.).

2. Единство стиля (динамичный «молодежный», «деловой» стиль, «ретро»,   Все элементы, детали оформления должны гармонично сочетаться друг с другом. Узнаваемый стиль держится на деталях; в эффективном дизайне не бывает мелочей.

3. Контрастность  (контраст большого и малого, широкого и узкого, длинного и короткого, черного и белого, черного и серого, прямого и наклонного, прямоугольного и ступенчатого, прямоугольного и овального и др.) помогает не только привлечению внимания, но и его удержанию.

4. Принцип пропорциональности проявляется, например, в том, что размер элементов дизайна («бруски» текста, заголовочного комплекса, иллюстраций, подложек, текстовые и титульные шрифты, пробельные и разделительные средства и др.)

5. Направленность – принцип, предполагающий последовательное восприятие дизайна. Эффективное оформление «ведет» читателя по газетным полосам, страницам.

6. Экономность и сдержанность означают сознательное ограничение дизайнера в подборе тех или иных средств оформления. Дизайн должен быть изящным, но при этом простым, удобным и понятным.

7. Экспериментальность – принцип, предполагающий постоянную нацеленность дизайнера на творчество, поиск нового: импровизационные решения дизайнера в рамках утвержденной научно разработанной композиционно-графической модели; ее совершенствование; отработка в специальных выпусках оригинальных приемов, освежающих, но не разрушающих модель, действующую в течение определенного, достаточно продолжительного, времени.

8. Системность  - без системного подхода дизайнер не сможет реализовать, например, такие из выделенных нами принципов, как «единство стиля», «целостность»… Системность суть любой проектной деятельности, в том числе и дизайна.

Следование перечисленным  выше принципам дизайна повышает удобочитаемость газеты, позволяет делать ее красивой.

 

2.1. Понятия оформления и дизайна газеты

 

Классическое определение художественно-технического оформления газеты (подходящего для любого периодического издания),– «система размещения публикаций и их заголовков в газетном номере и на каждой из его страниц, способы выделения важнейших материалов, выбор и применение шрифтов для набора текстов и заголовков, использование различных видов иллюстраций, а также использование основного – черного – и дополнительных цветов». С помощью оформления редакция может подчеркнуть свою политику, свое направление: неслучайное его считают тонким инструментом комментария.

 Дизайн (design – англ. – замысел, проект, чертеж, рисунок) – это художественное конструирование. Иллюстрации, основной текст, заголовки, линейки, украшения и др. являются средствами, отдельными элементами для проектирования печатной полосы как единого целого на основе модульной верстки. Цель дизайна – представить читателю публикуемые материалы таким образом, чтобы они воспринимались им логично и ясно. Дизайн газеты – своеобразная визитная карточка издания. Именно с внешнего вида начинается знакомство читателя с газетой. По ее оформлению он сам может судить о том значении, которое редакция придает конкретному сообщению. Если же читатель знает, как обычно газета подает аналогичные материалы, то определит и значение события, отраженного в данной публикации, – иными словами, облик издания может служить средством ориентации читателя в событиях современности.

2.2. Содержание и форма в газете

 

Содержание  и форма находятся в органической взаимосвязи, взаимозависимости, представляют собой неразрывное единство. Содержание – первично, и это аксиома. Его особенности должны проявляться в верстке. Солидная, качественная газета выбирает более спокойную «палитру», даже если печатается в цвете. Подача материалов, приемы здесь – более спокойные: ведь не следует отвлекать человека от вдумчивого чтения (вообще считается, что хороша именно такая форма, которая как бы и не замечается). Но форма обладает относительной самостоятельностью, она иногда может быть даже более активной, подвижной. Форма способна еще до ознакомления читателя с газетными материалами произвести на него впечатление. Поиск новых форм ведется оформителями, которые исходят как раз из относительной самостоятельности газетной формы. Только при этом важно правильно определить степень этой самостоятельности.

«Лицо» периодического издания – понятие комплексное, вбирающее в себя представление о направлении (характере, политике) издания, проблематике, тематике, жанровой палитре, особенностях языка и стиля, специфических формах и приемах подачи материалов, а также об особенностях дизайна данной газеты или журнала. Это понятие можно сопоставить с понятиями образа, имиджа, которые возникают в сознании читателя и на создание которых влияют как объективные, так и субъективные причины: опыт, профессиональное мастерство, вкус журналистов, дизайнеров и полиграфистов.

«Лицо» издания складывается из двух сторон – из элементов, общих для всех изданий данного вида (газеты, журнала), и из специфичных, характеризующий данный тип, конкретную газету (журнал, альманах). «Лицо» может совершенствоваться и улучшаться, но его основы, при сохранении характера издания, следует сохранять неизменными.

 

 

 

3. Расчет емкости рукописного текста

 

Требования к авторскому или издательскому оригиналу, выполненному от руки, предъявляются согласно ОСТУ 29.115-88 “Оригиналы авторские и текстовые издательские. Общие технические требования”.

Авторский лист - единица  измерения объема литературного  или любого другого произведения, принятая для учета труда авторов, переводчиков, редакторов, корректоров  и др., равная (в России) 40 000 печатных знаков, 700 строкам стихотворного  текста или 3000 см2 иллюстративного материала. Объем авторского листа принято считать равным 22 страницам машинописного текста на русском языке при условии емкости страницы 1800 знаков. Печатными знаками считаются буквы, знаки препинания, цифры, различные символы, а также пробельные расстояния между словами. В случаях компьютерного набора текста объем в авторских листах определяется самой программой при условии выключки строк.

 

4. Общие правила набора

 

В газетных изданиях выполнение правила единообразной вёрстки  полос по отбивкам заголовков и дополнительных текстов, по размещению таблиц, формул, иллюстраций и подписей к ним  не обязательно.

Порядок следования и  расположения отдельных частей издания  при верстке определяется оригиналом, макетом (если он есть) и издательской спецификацией.

Формат полос набора в издании определяет издательская спецификация, причем высота полос  должна быть рассчитана (и указана  в спецификации) в целом числе  строк основного текста (без колонцифры, но с колонтитулом).

В газетных изданиях с  целью доведения полосы до заданной высоты разрешается разбивать абзацы или отдельные строки текста шпонами.

Приводная верстка текста — строки текста точно совпадают  с соответствующими строками на обороте. Все части текста, набранные другим кеглем или по иным правилам (заголовки, дополнительные тексты, сноски, формулы, таблицы), а также иллюстрации с подписями должны быть приведены с помощью отбивок к высоте, кратной кеглю основного текста (при наборе основного текста на шпоны — к высоте, кратной суммарной величине кегля текста и шпона). В газетных изданиях выполнение этого правила не обязательно.

В газетных изданиях концевые строки в начале полосы допустимы  при длине строки не менее 2/3 исходного  формата.

В газетных изданиях допускается  оставлять абзацную строку с отступом в конце полосы или колонки, если концевая строка над абзацем будет не менее 2/3 исходного формата.

Не следует заканчивать  последнюю строку печатной полосы знаком переноса. Правило может быть нарушено, если его выполнение значительно  ухудшит качество выключки строк.

Концевая полоса должна занимать не менее 1/4 полосы и быть короче полной не менее чем на 4 кегельных  основного шрифта.

Оформление колонцифр (кегль и гарнитура шрифта, размещение вверху или внизу полосы, выключка в наружный край или по центру и пр.) определяет издательская спецификация.

Колонцифры (без колонтитулов) в счет заданной высоты полосы не входят и отбиваются от текста с расчетом, чтобы общая высота полосы с колонцифрой  была кратной цицеро.

Оформление колонтитулов (кегль и гарнитура шрифта, наличие линеек, размещение на полосе, набор вместе с колонтитулом колонцифр и пр.) задается в издательской спецификации.

Колонтитулы вверху полосы входят в счет заданной высоты полосы и отбиваются от текста примерно на кегельную основного шрифта (при многоколонной верстке — на ширину средников между колонками).

Колонтитул на каждой полосе должен соответствовать данному  разделу, главе, параграфу (по оригиналу).

Общая высота заголовка (простых, включающих в себя один, или  сложных, состоящих из нескольких заголовков и подзаголовков) должна быть за счет отбивок приведена к целому числу строк основного текста.

Отбивки простых заголовков внутри текста должны быть такими, чтобы  пробел над заголовком был примерно в 1,5 раза больше, чем под ним. Отбивка  сложного заголовка от текста сверху должна быть примерно в 2 раза больше отбивки снизу, а пробелы внутри этого заголовка должны последовательно уменьшаться от первого заголовка до последнего подзаголовка.

Заголовки в начале текстовой  полосы (без спуска) должны быть размещены  без отбивок сверху, однако если на полосе есть колонтитул или колонцифра в верхней части полосы, то первый заголовок должен быть отбит от них на кегельную шрифта сверх обычной отбивки колонтитула.

В газетных информационных изданиях над заголовками внутри текста в верхней части полосы допустимо размещать заголовки, закрытые сверху и снизу тремя строками текста.

Не разрешается размещать  заголовок непосредственно перед  иллюстрацией (если заголовок не относится  только к иллюстрации) и иллюстрацию  непосредственно перед заголовком.

Разрешается размещать  короткие заголовки (меньше формата оборки) в оборках размером не менее 2 кв.

Подзаголовки, врезанные  в текст («форточками»), должны размещаться  так, чтобы над или под ними было не менее двух строк текста.

Подзаголовки на полях  полос (так называемые «фонарики») заверстываются на четных полосах слева, на нечетных — справа от текста с выравниванием их верхней строки по линии первой строки абзаца, к которому относится заголовок. Максимальный формат заголовка на полях должен быть задан издательской спецификацией. Минимальная отбивка текста заголовка от основного текста 6 п.

Для дополнительных текстов  внутри полосы отбивка снизу может  быть на 2–4 п. больше, чем сверху, дополнительные тексты внизу или вверху полосы должны быть отбиты с одной стороны (соответственно сверху или снизу) в пределах кегля дополнительного текста.

Цитаты, перечисления и  примечания, набранные шрифтом основного  кегля, заверстываются без каких-либо отбивок от основного текста.

 

5. Газетные заголовки. Их виды и оформление

 

5.1. Шрифтовое оформление заголовков

 

Выразительность заголовка  во многом зависит от размера (кегля) его шрифта. Выбор кегля определяется важностью газетного материала, к которому относится заголовок, объемом этого материала и  количеством колонок, на которые  он разверстан, а также местом заголовка на газетной полосе и ее форматом.

Чем важнее статья или  заметка, тем более крупный шрифт  используют для набора заголовка. Между  объемом газетных материалов и кеглем шрифтов заголовков существует прямая зависимость: чем больше объем статьи, тем крупнее заголовок. Верстальщику приходится учитывать и то, как разверстана статья: чем больше текстовых колонок она занимает, тем крупнее должен кегль шрифта быть для ее заголовка.

На выбор заголовочных шрифтов влияет и формат газетной страницы. Поскольку объем материалов, публикуемых в крупноформатной газете, как правило, больше, чем в малоформатной, то заголовки к ним набирают шрифтами более крупных кеглей.

Выбирая шрифты для заголовков нескольких соседних материалов, расположенных  на одной газетной странице, приходится учитывать разницу в их размерах. Заголовок, набранный крупным кеглем, выделяется сильнее, если соседние заголовки будут набраны мелкими кеглями. Если же набрать несколько соседних заголовков одинаковыми по кеглю шрифтами, то важнейший из этих заголовков может потеряться, поскольку будет недостаточно выделен. Для набора газетных «шапок» — над подборкой или полосой — используют шрифты крупных кеглей. Конечно, кегль шрифта для шапки, стоящей над подборкой, зависит как от ее значения, так и от количества и объема, входящих в подборку материалов. В любом случае шапка набирается шрифтом более крупного кегля — на одну-две, а то и больше ступеней, чем заголовки заметок, входящих в подборку.

Шапку над полосой  оформляют шрифтами размером 28, 32, 36, 42 и даже 48 пт. Иногда при публикации особо важных сообщений в газетах большого формата для набора «шапок» используют еще более крупные шрифты — 60 и 72 пт. В малоформатных газетах титульные шрифты больше 48 пт обычно не применяются.

Если шапка над полосой состоит не из одной, а из нескольких строк, то для ее оформления можно применить шрифт одной гарнитуры, но разных кеглей. Например, важнейшую по значению строку набирают шрифтом 48 пт, а остальные — более мелким — 36 пт.

Информация о работе Технология обработки текстовой информации для газетного издания