Я. А. Коменский об особенностях обучения человека на различных этапах возрастного развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 20:04, задача

Краткое описание

Я. А. Коменский (1592-1670), мыслитель-гуманист, педагог. Чехия.
В многочисленных работах Коменского, среди которых объемистые теоретические исследования, учебники, наставления, методики, пьесы для обучения и др., излагаются основы его педагогической системы. Заметим, что педагогические взгляды Коменского сложились по сильным влиянием его мировоззрения, в котором сочетались религиозные убеждения, с глубокими знаниями в области естествознания, философии, приверженностью к сенсуализму.

Вложенные файлы: 1 файл

Я.А. Коменский об особенностях обучения человека на различных этапах возрастного развития..doc

— 29.00 Кб (Скачать файл)

Я. А. Коменский об особенностях обучения человека на различных этапах возрастного развития.

Я. А. Коменский (1592-1670), мыслитель-гуманист, педагог. Чехия.

В многочисленных работах Коменского, среди которых объемистые теоретические исследования, учебники, наставления, методики, пьесы для обучения и др., излагаются основы его педагогической системы. Заметим, что педагогические взгляды Коменского сложились по сильным влиянием его мировоззрения, в котором сочетались религиозные убеждения, с глубокими знаниями в области естествознания, философии, приверженностью к сенсуализму.

Подвергая критике, существующие школы и методы обучения в них, Коменский определяет теорию о преподавании как «для всех пригодное искусство всех всему учить посредством краткого и основательного обучения». Все это сказалось на формировании его социально-педагогических взглядов.

Прежде всего, обратившись к принципу природосообразности, Коменский впервые открывает и формулирует законы обучения и воспитания, что, по сути, знаменует переход педагогической мысли в новое качество — науку. Природосообразностъ — главный закон педагогики, из которого он выводит все другие и к которому постоянно возвращается. Не Коменский открыл принцип природосообразности, но он показал его исключительные возможности в воспитании. Признание к Коменскому как основоположнику педагогической науки пришло не сразу. Его открытия получили высокую оценку позже, впрочем, какова судьба многих свершений и не только в педагогике.

Как вся педагогика Коменского, так и его социально-педагогические взгляды — просты и Логичны. Человек, утверждает он, — это «существо, подлежащее учению», «для того, чтобы ходить, стоять, сидеть, работать руками, он нуждается в учении». Необходимость образования обусловливает и важность школ. Коменский призывает сделать их по-настоящемудемократическими, доступными для всех слоев населения, мальчиков и девочек, с разумными порядками, мастерскими гуманности, а не застенками для умов. Школе нужна дисциплина, но это порядок не ударов и воплей, а бдительности и внимательности.

Свою систему школ Коменский соотносит с четырьмя ступенями в жизни человека, длительность каждой шесть лет: детство, отрочество, юношество и зрелое юношество. Отсюда и четыре типа школы: материнская (в каждом доме), народная или школа родного языка (в каждой общине), гимназия или латинская школа (в каждом городе), университет или академия (в каждой стране или провинции). В низших школах все изучается в более общем виде, в высших — больше в частностях и подробностях. Но на каждой ступени образование должно быть приближено к жизни, практике и науке. Главная цель школы, по Коменскому, сделать из детей воистину настоящих людей, из христиан — воистину (настоящих) христиан. Для этого следует правильно владеть языком, быть мудрым умом, искусным в работах, образованным в правах, благочестивым.

Сущность правильного обучения юношества не в наполнении голов заимствованными суждениями, а в том, чтобы помочь открыть понимание вещей. Тогда, утверждает Коменский, обучение превратится в живой источник, из которого потекут ручьи знания. Велики заслуги Коменского перед педагогикой. Он заложил ее научные основы, отстаивал демократические принципы организации школ, создал классно-урочную систему, теорию дидактики. Открытия Коменского пережили века, явились основой ряда новых направлений в педагогике, находят широкое применение и в нынешних системах образования. И хотя кое-что из этих открытий в современных условиях стало спорным и даже устаревшим, педагогика лучшее находит пока с трудом.

 


Информация о работе Я. А. Коменский об особенностях обучения человека на различных этапах возрастного развития