Языковой портфель как средство формирования самооценки в прцессе обучения иностранному языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 06:18, дипломная работа

Краткое описание

Последнее время большое внимание уделяется поискам новых форм проверки и оценивания достижений учащихся и уровня их подготовленности. Очевидно, что стандартная процедура экзамена, как и различные формы тестирования, не всегда могут определить уровень сформированности навыков и умений учащегося, необходимых ему для дальнейшего образования и жизни. И, конечно, трудно по результатам тестирования судить о его индивидуальных особенностях, склонностях и одарённости. Следовательно, надо использовать такие формы итоговой или промежуточной аттестации, которые бы позволили представить более развёрнутую и точную картину достижений ученика. Создание

Содержание

ведение 3
Глава I. Роль языкового портфеля в формировании самооценки 6
1.1 Понятие европейского портфеля 6
1.2. Cамооценка, ее особенности и основные подходы к ее формированию 13
Глава II. Использование языкового портфеля старших подростков на уроках иностранного языка. 21
2.1.Психолого-педагогическая характеристика старших подростков 21
2.2. Языковой портфель на уроках иностранного языка как средство самооценки 31
Заключение 42
Библиографический список 44

Вложенные файлы: 1 файл

Климова диплом.docx

— 94.67 Кб (Скачать файл)

Министерство  общего и профессионального образования  Свердловской области

ГБОУ СПО СО «Ревдинский педагогический колледж»

Кафедра лингвистики

 

 

 Языковой  портфель 

как средство формирования самооценки старших подростков

 в  процессе обучения иностранному языку

Дипломный проект

 

 

 

Исполнитель: Климова Р.И.,

студентка группы 53

специальность050303

Руководитель: Румянцева Л.М.,

 преподаватель  ВКК

 

 

 

Ревда

2011 
Содержание

 

 

Введение 3

Глава I. Роль языкового портфеля в формировании самооценки 6

1.1  Понятие  европейского портфеля 6

1.2. Cамооценка,  ее особенности и основные подходы к ее формированию 13

Глава II. Использование языкового портфеля старших подростков на уроках иностранного языка. 21

2.1.Психолого-педагогическая  характеристика старших подростков 21

2.2. Языковой  портфель на уроках иностранного языка как средство самооценки 31

Заключение 42

Библиографический список 44

 

Введение

 Последнее время  большое внимание уделяется поискам  новых форм проверки и оценивания  достижений учащихся и уровня  их подготовленности. Очевидно, что  стандартная процедура экзамена, как и различные формы тестирования, не всегда могут определить уровень сформированности навыков и умений учащегося, необходимых ему для дальнейшего образования и жизни. И, конечно, трудно по результатам тестирования судить о его индивидуальных особенностях, склонностях и одарённости. Следовательно, надо использовать такие формы итоговой или промежуточной аттестации, которые бы позволили представить более  развёрнутую и точную картину достижений ученика. Создание индивидуального портфеля образовательных достижений учащегося и призвано решить эту задачу – представить автора портфолио, показать его достижения в заявленной области, отмечая его индивидуальные особенности, склонности и дарования. Основной причиной выбора данной темы  для меня было желание выявить самооценку старших подростков  в изучении иностранного языка при помощи языкового портфеля.

Языковой портфель в современных  условиях определяется как пакет  рабочих материалов, которые представляют тот или иной опыт или результат учебной деятельности учащегося по овладению иностранным языком. Такой пакет материалов дает возможность самому учащемуся по результату учебной деятельности, представленному в языковом портфеле, самостоятельно или совместно анализировать и оценивать объем учебной работы и спектр достижений в области изучения языка и иноязычной культуры, динамику овладения изучаемым предметом в различных аспектах, а также опыт учебной деятельности в данной области. Являясь практической реализацией общеевропейских концепций, языковой портфель призван в условиях современной интеграции европейских стран:

- во-первых, внедрять в  практику перспективную образовательную  идеологию в области иностранных  языков;

- во-вторых, развивать и  поддерживать заинтересованность  каждого человека в изучении  языков на протяжении всей  жизни; 

- в-третьих, вооружать  обучающегося надежным и общедоступным  инструментом для определения своих достижений в овладении иностранными языками, дальнейшего совершенствования своих знаний и умений;

- в-четвертых, дать учителю  возможность оценивать уровень  достижений каждого учащегося в овладении иностранными языками и внести в случае необходимости коррективы в свою преподавательскую деятельность;

- в-пятых, обеспечить  человеку социальную мобильность  в рамках единой Европы.

Проблема исследования заключается в следующем, наблюдается недостаточная сформированность способности к объективной оценке на практике. Сталкиваясь,  с такими случаями я выявила, что подростки не умеют оценивать себя и свои возможности адекватно. Они переоценивают себя, не предполагая, ожидаемых результатов либо недооценивают и не проявляют себя и своих способностей вообще. Таким образом, я поставила для себя  цель моего исследования и ряд задач, которые я буду рассматривать в своей работе.

Цель исследования: определить условия формирования самооценки старших подростков в процессе обучения иностранному языку.

Объект исследования: процесс формирования самооценки старших подростков.

                      Предмет исследования: языковой портфель как средство формирования самооценки старших подростков на уроках иностранного языка.

Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:

1)раскрыть сущность самооценки и ее особенности в старшем подростковом возрасте;

2)исследовать подходы к формированию самооценки старших подростков;

3)раскрыть возможности использования технологии «языковой портфель» для формирования самооценки;

4) выделить психологические  и возрастные особенности старших  подростков, способствующих формированию самооценки.

5) оформить выводы по результатам исследования.

Методы исследования:

-самооценка, как средство  оценивания человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков.

- анализ психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования для выявления точек зрения на проблему развития самооценки в подростковом возрасте у разных ученых.

-проектирование – деятельность, под которой понимается в

предельно сжатой характеристике промысливание того, что должно

быть.

 

Глава I. Роль языкового портфеля в формировании самооценки

1.1  Понятие европейского языкового портфеля

 

Европейский языковой портфель – это инструмент самооценки и собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности. Это комплект документов самостоятельных работ учащегося, состоящий из трех частей: паспорта, языковой биографии его пользователя и досье.

В «Паспорте» учащийся в  краткой форме отражает свою коммуникативную и межкультурную компетенции. Речь идет обо всех неродных изучаемых им языках, экзаменах и их результатах, межкультурных контактах, которые он имел в определенный возрастной период или на протяжении всей жизни.

«Паспорт» может включать в себя следующие разделы:

  • Языки общения в моей семье и языки, на которых говорят мои родственники.
  • Где я учился/училась.
  • Языки, которые я изучал, изучала в школе.
  • Языки, которые я изучал, изучала вне школы.
  • Пребывание за границей.
  • Анкеты для выявления интересов, увлечений и т.д. учащегося.

В «Языковой биографии» представлены контрольные листы для самооценки. Дескрипторы, то есть параметры, по которым уточняется и оценивается (как пользователем, так и обучающим) уровень владения иностранным языком учащегося, составляют: коммуникативные умения устной и письменной речи; стратегические умения; компенсационные умения (стратегии общения); качественные характеристики устных и письменных высказываний обучающегося с точки зрения норм изучаемого языка.

В «Досье» учащийся собирает весь материал, свидетельствующий о  его успехах в овладении языком. Учащиеся по собственному выбору либо по заданию учителя отбирают в свое «досье» работы, выполненные ими самостоятельно на уроке (контрольные работы, тесты, сочинения и т.п.), дома, на внеклассных занятиях (проекты, рефераты, доклады на иностранном языке и т.п.). Каждая работа предваряется комментариями ученика, почему он считает необходимым отобрать именно эти работы (желательно, чтобы комментарии были сделаны на изучаемом языке): что у него в этой работе получилось (имея в виду полученное задание), а что не получилось; согласен ли он с оценкой учителя и какие выводы может сделать из результатов этой работы. Главная цель комментирования – развитие самооценки учащегося на основе рефлексии в виде рассуждения, аргументации,  обоснования.

Цели ведения портфеля:

1) показать таланты и  лучшие работы учащегося;

2) развивать у учащегося  навык рефлексии по поводу  проделанной работы;

3) дать возможность учителям  понять, какие курсы и задания  оказали наибольшее влияние на  учащегося, и лучше понять его  личность.

Задачи портфеля:

1) углубление взаимопонимания  среди граждан Европы;

2) уважение разнообразных  культур и стилей жизни;

3) защита и развитие  лингвистического и культурного  разнообразия;

4) развитие полиязычности  на протяжении всей жизни;

5) формирование способности  самостоятельно изучать языки;

6) создание прозрачных  программ изучения языков;

7) развитие мобильности  благодаря чёткому описанию языковых  навыков.

 

 

 

Функции портфеля:

1) самооценки (учащийся оценивает  свой языковой уровень с целью  совершенствования специфических  умений и навыков);

2) оценки (отслеживает реальный  языковой уровень учащегося);

3) педагогическая (учитель  отслеживает самостоятельную, внеаудиторную работу учащегося и совершенствование его языкового уровня) «Одной из основных педагогических функций этого документа является помощь в развитии умений самостоятельно овладевать неродными языками»;

4) образовательная (позволяет  развивать индивидуальные языковые  способности учащегося, работать  с одарёнными детьми, повышать  их внутреннюю мотивацию к самостоятельному изучению языков на протяжении всей жизни).

В современной практике преподавания иностранных языков эффективно используются различные виды языкового портфеля в зависимости от его целевой направленности:

- Языковой портфель как  инструмент самооценки достижений  учащегося в процессе овладения иностранным языком и уровня владения изучаемым языком (Self-Assessment Language Portfolio);

- Языковой портфель как  инструмент автономного изучения иностранного языка (Language Learning Portfolio)  – данный вид языкового портфеля может также варьироваться в зависимости от одноцелевой или комплексной направленности: языковой портфель по чтению (Reading Portfolio) ,языковой портфель по аудированию (Listening Portfolio), языковой портфель по говорению (Speaking Portfolio), языковой портфель по письму (Writing Portfolio), языковой портфель взаимосвязанного развития видов иноязычной речевой деятельности (Integrated Skills Portfolio);

- языковой портфель как инструмент демонстрации учебного продукта - результата овладения иностранным языком (Administrative Language Portfolio);

 

- языковой портфель как  инструмент обратной связи в  учебном процессе по иностранному языку (Show Case, Feedback Language Portfolio);

- многоцелевой языковой  портфель, отражающий различные  цели в области овладения иностранным языком (Comprehensive Language Portfolio).

При изучении иностранного языка самооценка может иметь  три разных цели. Первое - это сам процесс изучения. Учащиеся должны уметь оценить свои общие успехи, достижения на определённом этапе, насколько успешно они выполняют свои индивидуальные учебные задачи и специальные учебные цели. Второе - это коммуникативное владение языком в терминах шкал и дескрипторов Совета Европы. Третья цель самооценки - это лингвистическая компетентность - слова, которые он знает, которые он использует, звуки, которые он может произнести. Учащимся это может показаться более трудным, чем оценка коммуникативных умений. Но если они не разовьют в себе способность самооценки этого вида, то, как они смогут контролировать, исправлять и улучшать свою речь? В этом случае хороша работа на исправление ошибок друг у друга в разных видах заданий и в своих собственных работах. Но понятие самооценки шире, чем понятие самоконтроля и самопроверки. Чтобы помочь ученику адекватно оценивать свои знания, возможности, у него должна быть сформирована шкала ценностей, с которой он мог бы сверить собственные достижения в различных сферах деятельности. Под словом рефлексия мы понимаем сознательное и сосредоточенное размышление о чём-либо. Понятно, что это кажущееся простым определение относится к комплексной сфере ментальных действий. Ведь изучая язык, мы размышляем о языковых фактах, способах его изучения и употребления. Более того, мы можем размышлять об этом до того, как мы приступаем к учебной деятельности и к выполнению какой-либо коммуникативной задачи (планирование), в процессе выполнения какого-либо вида учебной работы или задачи (контроль) или после выполнения (оценка). Европейский языковой портфель вовлекает учащихся во все эти три вида рефлексии.

 

Европейский языковой портфель предполагает следующие уровни владения языком.

Общеевропейская система  уровней владения языком.

Система уровней «Общеевропейских компетенций» предусматривает три  крупных уровня: А, В и С.

Уровень. А (базовый) предполагает элементарное владение языком, уровень В (средний) — самостоятельное, уровень С (продвинутый) — свободное владение языком.

Каждый из этих уровней  предусматривает низкий и высокий  подуровень:

уровень А разделяется  на А1 (уровень выживания) и А2 (предпороговый уровень);

Информация о работе Языковой портфель как средство формирования самооценки в прцессе обучения иностранному языку