Эффективные средства наглядности в начальной школе на примере "Окружающий мир"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 11:12, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время все большее и большее внимание на начальном этапе обучения отводится использованию наглядности. Это связано с тем, что методы использования наглядности имеют возможность показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Наглядные пособия стимулируют познавательные интересы учащихся, создают при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебе, обеспечивают разностороннее формирование образов, способствуют прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью, экономят время учителей. Тема, связанная с использованием наглядности в обучении и его осуществлении на уроках в начальной школе, получает все большее распространение в психолого-педагогической литературе в связи с появлением новых видов наглядных пособий и их возможностями в обучении младших школьников. Поэтому сущность проблемы исследования заключается в несоответствии требований к использованию наглядных методов обучения, влияющих на усвоение учебного материала младшими школьниками, и практическим уровнем их использования на уроке.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая. ср-ва нагл. (1).doc

— 306.50 Кб (Скачать файл)

     "Путешественник  вышел из точки А и два  часа шел на север, затем  2 часа - на запад, 2 часа на север  и 2 часа на восток. Затем он  сделал привал (точка В на схеме) и отправился дальше: 1 час шел на север, 1 час - на восток, 2 часа на юг и 3 часа на восток. Здесь он переночевал (точка С). Утром отправился дальше: 1 час шел на север, 1 час - на восток, 4 часа на юг и 2 часа на запад. Путешественник устал и сделал привал (точка D). Затем он отправился дальше: 2 часа шел на север, 1 час - на запад, 2 часа на юг, 2 часа на запад... И вернулся домой.

     По  окончании работы дети, сидящие за одной партой, обмениваются тетрадями. Осуществляется взаимопроверка. Затем заслушиваются и оцениваются ответы детей, работавших с индивидуальными карточками. 

     III. Сообщение темы  урока.

     - Откройте физическую карту России  в учебнике с. 90-91.  Изображения, какого цвета вы видите на ней? (Синего, желтого, зеленого.) Как вы думаете, что на физической карте обозначено, синим или голубым, коричневым и зеленым цветом? (Моря, озера, реки, горы, равнины.)

     - Так выглядят равнины и горы  на карте. Сегодня на уроке  мы будем говорить о формах  поверхности нашей страны, научимся  находить и различать их на карте.

     - Здесь вы можете увидеть основные  формы земной поверхности - равнины и горы. Попробуйте, объяснить, что это такое. (Дети пытаются объяснить, почему они так названы.)

     - Как вы думаете, какой участок  земной поверхности называется равниной? (Ровный.)

     Равнина - ровный участок  земной поверхности, занимающий большую  площадь и имеющий небольшие различия по высоте.

     - Равнины бывают плоские и холмистые.  Какая поверхность изображена на первой иллюстрации? (Холмистая.) На второй иллюстрации? (Плоская).

     - Объясните, почему равнины получили  такие названия? (Плоская равнина имеет ровную поверхность, на холмистой равнине есть возвышения.)

     - Откройте учебники на странице 90-91. Найдите на карте все равнины  на территории нашей страны, назовите их. Обратите внимание на то, каким цветом они изображены на карте. (Равнины на карте обозначены зеленым или светло-желтым цветом).

     - Почему Среднесибирское плоскогорье  обозначено на карте желтым  и зеленым цветом? (Есть возвышения). Возвышения на равнине - это холмы.

     - В строении холма различают  такие части: подошва (или подножие) - самая низкая часть холма,  это место, где он начинается; вершина - самое высокое место. Между вершиной и подошвой находится склон. Он может быть пологим и крутым. На слайде появляется анимация - части холма. 

     IV. Работа в тетради. 

     - В тетради на странице 32 подпишите  части холма. Проверьте у соседа  по парте. 

     V. Физкультминутка.

     Дети  по лесу гуляли, (Дети маршируют на месте)

     За  природой наблюдали. (Ладонь прикладывают к глазам)

     Вверх на солнце посмотрели (Поднимают головы кверху, "тянутся к солнышку")

       И их лучики согрели.

       Бабочки летали,

       Крыльями махали (Машут руками)

       Дружно хлопаем, (Хлопают в ладоши)

       Ногами топаем! (Топают ногами)

       Хорошо мы погуляли, (Маршируют,  делают вдох-выдох)

     И немножечко устали! (Дети садятся на свои места) 

     VI. Продолжение изучения  нового материала.

     - Мы говорили о возвышениях  на равнинах - холмах. Но, кроме того, на равнинах имеются углубления с крутыми склонами - это овраги.

     - На равнинах человек распахивает земли и высаживает культурные растения. Но иногда на равнинах могут встретиться не только возвышения, но и понижения. Такими понижениями являются овраги. Как они образуются?

     - "Образование оврага начинается  с маленькой рытвины. Талые  и дождевые воды размывают ее, и овраг постепенно увеличивается. Овраги могут быть мелкими, в несколько метров глубиной, и глубокими - в несколько десятков метров. Дно оврага всегда уже его верхней части. По дну оврага часто течет речка или ручей. Если по краям оврага разрастается много трав и кустарников, то он превращается в болото.

     - Овраги приносят человеку вред, так как разрушают верхний,  плодородный слой почвы. Чтобы бороться с разрастанием оврагов, люди высаживают по их краям деревья и кустарники. Корни растений не дают разрушаться почве".

     - Отгадайте загадку.

     В жарком лете я стою,

       Шапкой зиму достаю.

       Как вы думаете, что это? (Гора.)

     - Верно, это гора.

     - На вершинах гор очень холодно  и лежит снег.

     - Откройте физическую карту России  в учебнике с. 90-91. Найдите на ней горы. Каким цветом обозначают горы на карте? Какие горы вы нашли на карте? ( Уральские и Кавказские горы.)

     - Основная горная область Кавказа  - Большой Кавказ - грандиозное горное  поднятие, состоящее из многочисленных  хребтов. Он тянется с северо-запада на юго-восток. Приближаясь к Кавказскому хребту с севера, еще за 200 километров видишь на южной стороне горизонта очертания Эльбруса. - Растительность Кавказских гор - это сложный мир, в котором высота играет большую роль. Подъем на каждые 200 метров в горах означает понижение температуры на 1-2 градуса. Поэтому, двигаясь по направлению к заоблачным высотам, мы наблюдаем быструю смену растительности и попадаем, наконец, в область вечных снегов, где мороз и метели так свирепствуют, как и на Крайнем Севере нашей страны. 

     VIII. Итог урока

     - С какими формами земной поверхности  вы познакомились? (Горы и равнины)  какие бывают равнины? (Плоские  и холмистые). Какая форма земной поверхности называется холмом? Какая форма земной поверхности называется оврагом? Какие горы нашей страны вы можете назвать? Какие равнины вы знаете? 

     IX. Домашнее задание:

     - выполнить рисунок в тетради.

     - учебник с.76-78. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение 2

     Оформить  в виде карточек!

     Предложим каждому ученику 2 «А» класса по 10 карточек, в верхней части которой, будет нарисован предмет, учащемуся необходимо будет ответить на вопрос: «что есть у этого предмета?» Внизу на карточке будут представлены три варианта ответа.  

     1 сапог, ответы: а) каблук, б) ветка,  в) труба

     2 цветок, ответы: а) стебель, б) верёвка, в) бабочка

     3 дом, ответы: а) нора, б) крыша,  в) ножницы

     4 телефон, ответы: а) якорь, б)  лампа, в) провод

     5 дерево, ответы а) облако, б) ствол,  в) ручка

     6 заяц, ответы: а) дом, б) хвост,  в) лиса

     7 машина, ответы: а) карандаш, б) ветер,  в) колесо

     8 стул, ответы: а) колесо, б) спинка, в) стол

     9 человек, ответы: а) снег, б) нос,  в) крыша

     10 рубашка, ответы: а) воротник, б)  выключатель, в) зонтик

     Если  ученик ответил на 8 и более вопросов, то его уровень будет считаться высоким, если от 4 до 7-средним, меньше 4 – низким.  
 
 
 
 
 


Информация о работе Эффективные средства наглядности в начальной школе на примере "Окружающий мир"