Эффективные средства наглядности в начальной школе на примере "Окружающий мир"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 11:12, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время все большее и большее внимание на начальном этапе обучения отводится использованию наглядности. Это связано с тем, что методы использования наглядности имеют возможность показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Наглядные пособия стимулируют познавательные интересы учащихся, создают при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебе, обеспечивают разностороннее формирование образов, способствуют прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью, экономят время учителей. Тема, связанная с использованием наглядности в обучении и его осуществлении на уроках в начальной школе, получает все большее распространение в психолого-педагогической литературе в связи с появлением новых видов наглядных пособий и их возможностями в обучении младших школьников. Поэтому сущность проблемы исследования заключается в несоответствии требований к использованию наглядных методов обучения, влияющих на усвоение учебного материала младшими школьниками, и практическим уровнем их использования на уроке.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая. ср-ва нагл. (1).doc

— 306.50 Кб (Скачать файл)

     Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование влияния методов использования наглядности на умственную деятельность младших школьников

     С целью изучения уровня эффективности  метода наглядности в образовательном процессе начальной школы нами был проведен анализ уровня усвоения знаний на уроках с применением средств наглядности и без них.

     В период педагогической практики нами было проведено опытно-экспериментальное исследование в двух параллельных классах школы № ……г. Елец: 2 «А» (в котором систематически использовались методы наглядности) и 2 «Б» (в котором методам использования наглядности отводилось наименьшее количество времени). Для сравнения уровня усвоенных знаний и проверки визуальной памяти и внимания, проведён ряд исследований.

     На  первом этапе исследования мы проследили, как проходят уроки окружающего мира в двух классах (см. Приложение 1).

     На  примере данных уроков, можно сделать  вывод, что в первом случае, учитель 2 «А» использует различные методы наглядности, делая урок более интересным и динамичным, в отличие от урока  во 2 «Б». Следовательно, можно предположить, что в первом случае дети усвоили материал лучше, так как методы использования наглядности эффективно влияют на память детей. Для подтверждения этого предположения проведён одинаковый тест (на восприятие информации с помощью методов использования наглядности и без неё ) в двух исследуемых классах. Во 2 «А» использованы наглядные пособия, а во 2 «Б» проведён тест без них. Карточки с тестовыми заданиями представлены в Приложении 2.

     Данные  результатов проведённого тестирования в этом экспериментальном классе представлены в таблице 1. 
 
 

     Таблица 1

Протокол  тестирования восприятия новой информации

с использованием наглядности во 2 «А» классе

Ф.И.

учащихся

Номера  вопросов  
Уровень
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Алексеева Ю. + + + + + + + + + + высокий
2 Андрющенко Е. - + + + + + + + + - высокий
3 Белоусова  Н. + + + + - - - - + - средний
4 Байдыш М. - - + + + + - - - + средний
5 Вакуленко А. + + + + - - - + + + средний
6 Захаревич И. + + + + + + + + - + высокий
7 Коваленко А. - - - - - + + - + - низкий
8 Лукьянчикова  Ю. + + + + + + + + + + высокий
9 Лузина Д. - - - + + + + + + + средний
10 Миров Б. - + + - - - - + + - средний
11 Москаленко  Е. + + + + + + + + + + высокий
12 Нестеренко  Г. + + + + + + + + + + высокий
13 Свистухин Я. - - + - - + + + + + средний
14 Синевич М. + + + + + + + + + - высокий
15 Соловьёв А. + + + + + + + + + + высокий
16 Тимохина С. + + + + + + + + - + высокий
17 Фирсова А. + + + + + + + + + + высокий
18 Чистов В. - - - - - - - + + + низкий
19 Яковлева В. - + + + - + + + - + средний

 

     Проведенный тест позволил сделать вывод о  том, что во 2 «А» классе большая  часть учащихся (53%) имели высокий  уровень усвоения материала (рис.1). 

     

     Рисунок 1. Качество усвоения материала учащимися 2 «А» класса 

     В другом классе мы провели этот же тест без карточек, т.е. учитель просто называл предмет и предлагать варианты ответов. Данные результатов проведённого тестирования во 2 «Б» классе на 1-ом этапе эксперимента представлены в таблице 2.

     Таблица 2

     Протокол  тестирования восприятие новой информации

     с использованием наглядности во 2 «Б» классе

Ф.И.

учащихся

Номера  вопросов  
Уровень
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Бабушкин С. - - - - - - + + + + средний
2 Бойко Н. - - - - - - - + + - низкий
3 Белозёров И. - + - - - + - + - - средний
4 Валеева Я. - - + + - - + - + + средний
5 Васильев М. + + + + + + + + - - высокий
6 Гаркин И. + - - - + + + - - + средний
7 Галыгина А. - + + + + + - - + + средний
8 Давыдов А. + - - - - - - - + - низкий
9 Ермоленко Т. - - - - + + + - - + средний
10 Ёлкина Ю. - - - - + - - - + - низкий
11 Жарков П. + + + + + + + + + + высокий
12 Зайкин  Л. + - - - - - - + + + низкий
13 Ирхин М. - + + + + + + + - + высокий
14 Малеев Ф. + - - - - - - - - + низкий
15 Ногин П. + - - - - - - - - + низкий
16 Порстых Е. + + + + - - - + - + средний
17 Рощина О. + + + + + + + + - + высокий
18 Чаев Р. - - - - - - - - - + низкий
19 Юрьева Г. - - - - - + + - - - низкий

 

     Согласно  данным уровень усвоения материала  во 2 «Б» значительно снижен, большая  часть протестированных учащихся имели низкий уровень усвоения материала (42%), высокий уровень выявлен лишь у 21% учащихся (рис.2).  

     

     Рисунок 2. Качество усвоения материала учащимися 2 «Б» класса 

     Согласно  полученным данным оба класса значительно отличались по показателям высокого и низкого уровня, однако, количество учащихся со средним уровнем усвоения материала в двух исследуемых классах было почти одинаковым в рамках 36-37%.  Этот факт может свидетельствовать о том, что применяемые на уроке средства наглядности в большей степени влияли на отдельных учащихся с высоким уровнем восприятия.

     Таким образом, данный эксперимент показывает, что использование наглядности повышает уровень восприятия информации учащихся. Но для более точных выводов необходим более тщательный анализ и многократное проведение эксперимента, так как проведен лишь первичный анализ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                               

                                          ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Наглядность есть такой целенаправленный и специально организованный показ учебного материала, который подсказывает учащимся законы изучаемого явления, в данном случае позволяет творчески открыть эти законы или убедиться в их достоверности. С помощью проведённой экспериментальной работы, можно сделать вывод, что наглядности в обучении присущи следующие характеристики:

     -она  служит исходным моментом, источником и основой приобретения знаний;

     -является  средством обучения, обеспечивающим  оптимальное усвоение учебного  материала и его закрепление  в памяти детей младшего школьного  возраста;

     -образует  фундамент развития творческого  воображения и мышления;

     -является критерием достоверности приобретаемых знаний;

     -оказывается  приемом развития памяти путем  ее опоры на различные органы  ощущений и впечатлительность;

     -соответствует  склонности учащихся мыслить  формами, красками, звуками, ощущениями вообще;

     -обеспечивает обратную связь чувственно-наглядного впечатления, образа памяти и образа творческого воображения;

     -мышечно-двигательная  наглядность осуществляется в  виде двигательных формул, содержащих зрительные, двигательные и слуховые элементы.

     При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

     -применяемая  наглядность на уроках в начальной  школе должна соответствовать возрасту учащихся;

     -наглядность  должна использоваться в меру  и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;

     -наблюдение  должно быть организованно таким  образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

     -необходимо  четко выделять главное, существенное  при показе иллюстраций;

     -детально  продумывать пояснения, даваемые  в ходе демонстрации явлений;

     -демонстрируемая  наглядность должна быть точно  согласована с содержанием материала;

     -привлекать  самих учеников к нахождению  желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве. 

     Таким образом, в ходе работы показано, что наглядность на уроках способствует прочному усвоению знаний, формированию знаний, умений и навыков, развитию творческой активности младших школьников. Использование методов наглядности на уроках способствует развитию абстрактного мышления младших школьников. Однако, при использовании средств наглядности необходим тщательный отбор и корректное их применение с учетом индивидуальных особенностей учащихся с целью наибольшей эффективности. 
 
 
 
 
 
 

              
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Артемов В.А. Психология наглядности при обучении. – М.: Просвещение, 2004. – 345 с. - ISBN 5-691-00265-2.
  2. Бабанский Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса 2002. – 298 с. - ISBN 4-267-00279-4.
  3. Давыдов В. «Проблемы развивающегося обучения», 2003. – 420 с. - ISBN 5-134 -00374-9.
  4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 2001.- 286 с. -  ISBN 5-199-00135-1
  5. Дидактические принципы // Пед. энциклопедия: В 4-х, т. I. – М., 1999. – 385 с. - ISBN 5- 324-00196-4
  6. Елухина Н.В. Устное обучение на уроке, средства и приемы его организации. М.: Веконт, 1999.- 96 с. - ISBN 5-199-00164 -1
  7. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. – М., 2002. – 130 с. - ISBN 5-277-00654 -1
  8. Зельманова Л.М. Наглядности в преподавании русского языка: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1998.-120 с. - ISBN 5-275-00377 -1
  9. Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения.  М.,2001
  10. Караева С.А. Использование карточек с картинками на уроках русского  языка: наглядный материал. // Н.Ш. – 2003. - № 8
  11. Мир детства: Младший школьник // Под ред. А.Г. Хрипковой. – М.:  Педагогика, 2004.-176с.- ISBN 5-269-00174 –1.
  12. Наймушина Л.Н. Кроссворды на уроке русского языка. // Н.Ш. – 2004. - № 5
  13. Оконь В. «Введение в общую дидактику».  М. Высшая школа, 2001. – 268 с. -  ISBN 5- 360-00273-5.
  14. Орлова О.Е. Справочник младшего школьника/ О.Е. Орлова. – М.: «Мартин», 2002. – 831с. – ISBN 5-8475-0093-9
  15. Петрова И.А. Использование игры в учебном процессе. // Начальная школа. 2004. - № 3
  16. Сидорова С.А. Игры и загадки на уроках русского языка. // Н.Ш. 2005. -№  10.
  17. Суворова Г.Ф., Н.В. Владимирова, А.В. Поляков и др., Средства обучения и методика их использования в начальной школе.– М.: Просвещение, 2003.-    148с. - ISBN 5-269-00174 –1.
  18. Худякова Р. А. Игры на смекалку/ Р.А. Худякова,  Н.П. Алифанов. –Ростов н/Д: Издательство «Проф - Центр», 1998. – 448с. – ISBN 5-88475-307-1
  19. Шалаева Г. Всё обо всём: энциклопедия для детей / Г. Шалаева,  Л. Кашинская, А. Саакян; под ред. В. Славкина – М.: Филологическое общество «СЛОВО», 1994. – 479 с. – ISBN 5-88196-293-1
  20. Шалаева Г. Всё обо всём: энциклопедия для детей / Г. Шалаева, Л. Кашинская, А. Саакян; под ред. В. Славкина – М.: Филологическое общество «СЛОВО», 1995. – 447 с. – ISBN 5-88818-006-8
  21. Шукаров О.Х. Творческий рост педагога. – М., 2004.
  22. Электронные библиотеки // Москва: Младшая школа – 2005.- (Рус.) –URL: http://www.mladshyia shkola.net/i2a1a2.asp235616
  23. Электронные библиотеки // Москва: Педагогика и психология – 2004.- (Рус.) –URL: http://www.nezachetov.net/i2a1a2.asp?id=19316
  24. Электронные библиотеки // Педагогика – 2005.- (Рус.) –URL:     http://www.sdal.ru/works/
  25. 25   Электронные библиотеки // Педагогика и психология – 2006.- (Рус.) –URL:     http://vio.fio.ru/vio_17/cd_site
 
 
 
 
 
 

     ПРИЛОЖЕНИЕ

     Приложение 1

     Конспекты уроов, проведенных  во 2»А» и 2»Б» классе. 

     Урок  по окружающему миру во 2 «А» классе. 

Тема:  "Формы земной поверхности"

Задачи урока: Изучение учащимися нового материала по теме урока и закрепление полученных знаний

Формирование  представлений о формах земной поверхности.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Методические  приемы: словесные (беседа, рассказ), наглядно-демонстрационные: (видеометод, объяснительно-иллюстративные).

Тип урока: комбинированный.

Формы работы на уроке: самостоятельная, фронтальная, работа в парах.

Оборудование  урока:

Техническое обеспечение: персональный компьютер, демонстрационный экран, мультимедийный проектор, сканер, принтер.

Программное обеспечение: Microsoft PowerPoint, Word, CD "География  России. Природа и население ".

Литература: Учебник А.А. Плешаков "Мир вокруг нас" 2 класс, рабочая тетрадь "Мир вокруг нас" автор А.А. Плешаков, А.Дитрих "Почемучка", М. "Педагогика", 2000, "Детская энциклопедия. Земля", М., "Педагогика", 2002. 

                                                    Ход урока

     I. Организационный  момент.

     Ну-ка проверь, дружок,

       Ты готов начать урок?

       Все ль на месте,

       Всё ль в порядке,

       Ручка, книжка и тетрадки?

       Все ли правильно сидят?

       Все ль внимательно глядят?

       Интересные вопросы

       Ожидают смельчаков.

       Пожелаю им удачи.

       Выходите!

       Кто готов?

     II. Проверка домашнего  задания.

     Учитель выдает трем ученикам карточки для  самостоятельной работы. Ученики  готовят ответы, а затем отвечают. Проверка осуществляется с помощью слайдов.

Информация о работе Эффективные средства наглядности в начальной школе на примере "Окружающий мир"