Этнопедагогическое образование учащихся начальных классов в урочное и внеурочное время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 22:31, реферат

Краткое описание

Этнопедагогика – это система методологической деятельности, объектом которой является педагогическая действительность, а предметом – этническое воспитание (практика).
Образование, направленное на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры в практике педагогического процесса называется этнокультурным образованием.
При этом в процессе этнокультурного образования школа является одной из составных частей этнокультурного пространства. Этнокультурное пространство – это культурная почва, поле для развития этнических культур, материальные условия развития национально-культурных общностей

Вложенные файлы: 1 файл

Использование этнопедагогического материала на занятиях и вне занятий.docx

— 39.16 Кб (Скачать файл)

Этнопедагогическое образование учащихся начальных классов в урочное и внеурочное время

 

1. Сущность и основные направления этнопедагогики в процессе воспитания и формирования личности

 

Этнопедагогика – это система методологической деятельности, объектом которой является педагогическая действительность, а предметом – этническое воспитание (практика).

Образование, направленное на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры в практике педагогического процесса называется этнокультурным образованием.

При этом в процессе этнокультурного образования школа является одной из составных частей этнокультурного пространства. Этнокультурное пространство – это культурная почва, поле для развития этнических культур, материальные условия развития национально-культурных общностей. Составные части – семья, материнская школа, детские дошкольные учреждения, школы, ВУЗы, национально-культурные центры, кружки и курсы. Этнокультурное пространство является, таким образом, и условием, и средством этнокультурного образования.

Рассматривая воззрение народа на воспитание и формирование личности человека, очень важно проследить отношение народа к семье. Отец и мать в этнопедагогике – это естественные первые воспитатели. Но наряду с ними существуют и безымянные – местные аксакалы, дедушки, бабушки, старшие братья. Весьма разнообразны и богаты представления народа о формировании личности и умственном воспитании молодого поколения. Загадки, считалки, наблюдения всегда служили воспитанию любознательности, развитию логического мышления. Сердцевиной семейного воспитания является трудовое воспитание. Нравственное воспитание молодого поколения всегда связано с моральным кодексом семьи. Любовь к Родине, преданность интересам народа, чувство ответственности, правдивость, скромность и верность в дружбе и любви – таковы основные черты нравственной личности в понимании народа. Много интересного содержится в народном представлении о физическом и эстетическом воспитании. Нельзя себе представить народную педагогику без народа, не услышав «голоса народа». Эта народная мудрость выражена в памятниках народной педагогики: пословицах, эпосах, легендах, преданиях. На этом училось воспитывалось не одно поколение людей, более того, некоторые пословицы стали девизом в жизни великих людей. Русский народ называет поговорки и послвицы крылатыми словами, казахский народ – жемчужиной, нанизанной на ниточку.

Сказки же имеют свои характерные особенности. Это любовь к Родине и ее защита, беспредельная отвагав борьбе со злом, трудолюбие и мастерство. Сказки выражают характер народа, его психологию, жизненные позиции. Они побуждают у слушателей целую гамму ощущений: веселье, юмор, радость, смех, нежность и тут же ужас, жалость, горе. Синонимом истины всегда выступает добро разумно, а зло глупо. Значение сказок не ограничивается только воздействием на детей, они оказывают определенное влияние и на самих родителей, на их нравственный облик, жизненные позиции, взгляды и убеждения. Ч. Айтматов писал: «В наш цивилизованный научно-технический век не до сказок вроде бы, но это не значит, что сказку можно выбросить как ненужную вещь из жилища. Это было бы с нашей стороны неразумно и даже бесчеловечно. Нельзя пренебрегать опытом прошлого. Сказка – это опыт человечества. Мы должны беречь сказку так же, как бережем памятники старинного зодчества».

При работе со сказками надо тщательно проанализировать момент появления сказки на свет, выделить и в деталях осмыслить эпизоды. Такой анализ обострит внимание учащихся, будет способствовать развитию речи, наблюдательности, образного видения детей и поможет им понять, почему так, а не иначе сложились судьбы сказочных персонажей.

Наряду с умственным воспитанием народ выработал свои нормы, методы и средства физического воспитания молодого поколения. Ухудшение природной среды обитания человека, распространение таких отрицательных воздействий на детей, как алкоголизм, курение, наркомания, очень остро ставят вопрос о физическом здоровье молодежи. Физическое воспитание, физическая культура становятся неотъемлемыми компонентами разностороннего, гармоничного развития личности. В народных эпосах воспевался народный идеал физически закаленного, смелого и сильного героя.

Казалось бы, что на таком серьезном предмете, как математика нет места этнопедагогике, но оказалось, что включение таких элементов способствует укреплению познавательных интересов к самому предмету; углублению понимания изучаемого фактического материала, расширению кругозора, приобщению их к общей культуре. Ознакомление должно проводиться не только на внеклассных занятиях, но и на уроках.

Чтобы подойти с научной точки зрения к решению многих вопросов начального курса математики надо помнить об исторической связи. Если начать такую работу с первого класс, то постепенно включение элементов истории в урок станет для учащихся необходимой его частью.

Содержание, объем и стиль изложения должны соответствовать возрастным возможностям учащихся. Форма сообщения сведений может быть разной. Это и краткая беседа, и справка, и решение задачи, и экскурс в прошлое, показ фрагмента диафильма или видеофильма, разъяснение рисунка.

Источники по истории содержат богатый литературный материал, но его следует дидактически обработать, т.е. видоизменить так, чтобы элементы грамотно вписались в урок и в комплексе решали задачи, как образовательные, развивающие, так и воспитательные. Полностью запомнить материал детям трудно, но это не главное. Использование таких элементов не самоцель, а лишь средство, придающее уроку развивающий характер, помогающее вызвать активную умственную деятельность.

Дети, готовясь к уроку, стали чаще посещать библиотеку. Такие справки являются стимуло развития интереса к учебе, положительные эмоции, получнные на уроке, еще долгл владеют детьми после окончания занятия.

Вопрос об использовании этнопедагогики в учебно-воспитательном процессе требует, пржде всего, создания такой системы, которая способствовала бы комплексному ееиспользованию. Структура воспитательной системы должна состоять из следующих компонентов:

  1. работа в детском саду;
  2. работа с родителями;
  3. работа с учащимися;
  4. работа с общественностью.

Работа с общественностью может включать создание «Школы бабушек», «Совет старейшин». Работа с родителями – это родительские собрания, создание родительских университетов. Работа с учащимися должна вестись в следующей последовательности:

  1. Народные игры.
  2. Родословная, летопись.
  3. Заветы предков
  4. Музыкально-эстетическое направление
  5. Рукоделие, прикладное искусство.
  6. Традиции, обычаи.

В процессе такой работы надо обсуждать со школьниками вопросы о традициях гостеприимства, об уважении к старшим и заботе о младших, об уважительном отношении к природе, о труде, трудолюбии, о честности, совести, мужском достоинстве, девичьей чести и др.

 

2. Реализация национально-культурных  интересов в сфере образования  в Казахстане

этнокультурный фольклор воспитание школьник

Воосоздание в Казахстане независимого государства – важнейшее событие в истории нашей республики, поворотный момент в судьбе народов, населяющих нашу древнюю землю. Только теперь народ почувствует всю тяжесть исторической ответственности перед грядущими поколениями.

Сейчас появились объективные условия для формирования многонационального народа Казахстана, единого в устремлениях, в любви к Родине и во взаимодействии.

Независимость, пришедшая как трудного и ожидавшаяся с такой надеждой, не означает самоизоляции. С обретением независимости появляется реальная возможность к расширению контактов с другими странами и народами. Только независимое государство самостоятельно определяет свои взаимоотношения с близкими и далекими соседями.

Отношения с любыми государствами необходимо строить на основе равенства, т.е. доброжелательного, взаимоуважительного отношения. Весьма велико значение сплоченности всех граждан Казахстана. Надо заботиться о сохранении и воспроизводстве культуре. Каждый человек – это своеобразный мир. Этнокультурное наследие каждого этноса Казахстана – это уникальный вклад в сокровищницу культуры республики, мировую цивилизацию.

 

3 Этнопедагогика как социокультурный феномен

 

В условиях современной социально-экономической и культурной жизни Казахстана одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальных традиций казахской национальной школы.

Социализация раскрывает в человеке культурное самосознание. Человек обретает способность ощущать себя единым целым в широком духовном пространстве. Развитие личности человека, нравственное, духовное формирование происходит с приобретением им общественно-исторического опыта и усвоение норм социальных и общечеловеческих взаимоотношений.

Этот опыт накоплен человечеством с древних времен и нашел свое отражение в народных традициях, нравственных и моральных произведениях устного народного творчества, в нормах жизни народа, передаваемых из века в век. В традициях отражены исторические сложившиеся нормы, табу, взаимоотношения, обычаи, которые утвердились в социуме.

В народной педагогике казахского народа, создаваемой веками, раскрываются исторические и природные условия жизни, быта, традиций, взаимоотношения людей. «Педагогические ценности опредмечены в многочисленных произведениях народного искусства, обычаях, обрядах, нравах, типичном поведении казахов, что составляет существо этнопедагогической культуры»

Традиции, семейный уклад жизни воспитывает в подрастающем человеке социально-этнические и моральные нормы поведения. Важнейшей задачей школы и семьи являются раскрытие и сохранение лучших человеческих качеств, подлинно народного, казахского характера, таких как: уважение старших, заботливое отношение к детям, больным, слабым, сиротам, обожествление хлеба, земли, трудолюбие, терпение, скромность, гостеприимство и другие.

Одним из актуальных вопросов этнопедагогики является развитие национального образования в многонациональном обществе. В Казахстане нет ни одного города, ни одного села, где бы ни жили люди разных национальностей. Например, в северных районах Казахстана живут переселенцы с многих районов бывшего Союза: татары, туркмены, узбеки, цыганы, украинцы и другие. Нужно ли представителей разных национальностей приобщать к казахской культуре, воспитывать подрастающее поколение на основе средств народной педагогики? Это делать необходимо, если будут учитываться культурные традиции каждого народа, социальная сфера, в которой они жили раньше. Школа и семья должны формировать личность школьника на основе социально-этнических особенностей данной нации. Практика показывает, что дети разных национальностей, обучающиеся в смешанных школах, с удовольствием участвуют в казахских народных праздниках: «Наурыз мейрамы» и т.д. и, с интересом познают казахскую народную культуру.

Говоря о социализации личности школьника на основе средств народной педагогики необходимо выделить три компонента, от которых зависит устойчивость этого процесса: содержание, средства, субъект-объект, цель.

Содержание процесса социализации определяется культурой общества, с одной стороны, и социальным опытом ребенка, с другой. Важно знание и изучение широких пластов культуры общества, народных традиций, содержание социальных идей народной культуры. В тесной взаимосвязи с этим находится уровень их значимости для школьника, члена определенной группы, включенного в конкретной ситуации.

Средства социализации в самом общем смысле – это элементы окружающей среды, которые проявляют себя на разных уровнях. К средствам социализации личности посредством народной педагогики относятся фольклор: поэзия пестования былины, народные песни, малые жанры фольклора, искусство в народном быту, старинные праздники. И наконец, средством социализации выступают взаимоотношения людей, все их многообразие.

В процессе социализации личности на основе народной педагогики в семейном воспитании выделяются две формы поведения ребенка: имитация (подражание окружающим) и идентификация (отождествление себя с другими). Приобщение к народной культуре в семье начинается с простого подражания окружающим. Например, игра «Ладушки» – ребенок имитирует поведение взрослого, человека, играющего с ним; когда ребенок может посмотреть на себя со стороны, оценить свои действия, поступки, соотнести свои возможности с той социальной ролью, ребенок начинает чувствовать себя участником этой игры, одним из ее составных частей.

Говоря о младшем школьнике, необходимо отметить, что он является субъектом социализации на первичной ранней стадии его жизнедеятельности. Ребенок еще ограничен в социальной жизни, но с помощью средств народной педагогики, осознает себя как личность, свои связи с людьми, опыт общения, «принимает» социальные ценности, устанавливает подсознательные связи с культурным пространством, этносом, микросоциумом.

Социализация личности младшего школьника требует специальной педагогической поддержки. Начальная школа должна помочь ребенку формировать и использовать свой социальный опыт, воспитывать личность на основе народной культуры, формировать навыки духовного восприятия народного культурного наследия.

Только в ходе тесного сотрудничества семьи и школы социализация личности младшего школьника будет осуществляться более полно, красиво и полезно для него.

Задача современного педагогического осмысления средового подхода связана с процессом формирования личности, через расширение границ целенаправленного воспитательного процесса с использованием возможностей среды. Это находит свое в тесном единстве и взаимосвязи с регионами, в учете традиций семейного и школьного воспитания, в участии различных институтов современного воспитания, в целенаправленной воспитательной работе в микросреде.

Рассматривая на региональном уровне возможности народной педагогики как средства социализации личности, школа изучается как социально-педагогическая система на локальном уровне.

Раскрытие социально-педагогической проблемы через призму системы воспитания требует обращения к народной педагогике, которая выступает средством социализации подрастающего поколения.

Информация о работе Этнопедагогическое образование учащихся начальных классов в урочное и внеурочное время