Этикет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 20:35, курсовая работа

Краткое описание

Культура поведения помогает общению человека с окружающими, дает ему эмоциональное благополучие, комфортное самочувствие и успешную жизнедеятельность. Первичные представления о нормах поведения, принятых в обществе, ребенок получает в семье, детском саду, школе. Нормы поведения помогают нам взаимодействовать с людьми и уверенно чувствовать себя в различных ситуациях. Ведь социальные нормы и правила основаны на уважительном и тактичном отношении к личности другого человека, а усвоенные с детства они становятся полезными и привычными.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ПРАВИЛАМ СЕМЕЙНОГО ЭТИКЕТА……………………………………......5
1.1 Правила семейного этикета………………………………………………….5
1.2Особенности семейного воспитания………………………………………..11
1.3 Обучение детей правилам семейного этикета……………………………..18
1.4 Роль учителя в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста …………………………………………………………………………..21
Выводы по главе 1……………………………………………………………….27
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ПРАВИЛАМ СЕМЕЙНОГО ЭТИКЕТА ………………………………………28
2.1Диагностика уровня сформированности знаний о семейном этикете и семейном воспитании у детей ………………………………………………….28
2.2 Программа мероприятий по ознакомлению детей с правилами семейного этикета……………………………………………………………………………32
Выводы по главе 2……………………………………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………41
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..43
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………..52

Вложенные файлы: 1 файл

этикет.docx

— 104.64 Кб (Скачать файл)

2.Разобрать понятия «семья»,  «семейные ценности» и определить  их составляющие (составляющие на  доске записать).

3. Проанализировать притчи  о семье и семейном счастье.  Объяснить важность сохранения  семейных ценностей: поддержания  атмосферы любви, уважения и  взаимопомощи в семье.

4. Сформулировать «правила»  семейной жизни.

5.Создать проект «Моя  семья», направленный на закрепление  понятий «семья», «семейные ценности»  в ученическом коллективе.

Оборудование:

1.Тексты притч для анализа  на уроке (ребята их возьмут  с собой, чтобы почитать родителям).

2.Заготовки для проекта  «Моя семья» - альбомные листы  следующего вида: Название проекта  «Моя семья», герб семьи, три самые важные ценности, пожелание своей семье

3. Карандаши, фломастеры.

4 . Презентация на тему  классного  часа.

5. Можно оформить музыкальные  заставки на время, пока ребята  будут делать проекты.

Ход урока

1.Знакомство с  классом.

Оргмомент Слово учителя:

Пятый класс - важный этап в  школьной жизни. Возможно, некоторым  будет поначалу сложно: новые учителя, новые предметы, новый кабинет. Но вы всё сможете преодолеть. Я в  это верю.  Тем более, что я буду всегда рядом. С какими бы трудностями вы ни столкнулись, подходите ко мне.  Я постараюсь помочь сделать вашу школьную жизнь интересной.  Кабинет литературы теперь будет вашим кабинетом: здесь мы будем проводить классные огоньки, устраивать чаепития, учиться))), сюда будут приходить ваши родители на собрания.  С понедельника у вас начнутся занятия. Вот расписание ( дать в распечатанном виде или записать в дневник под диктовку).  С вами будут работать учителя, которых вы знаете с начальной школы, но  будут и новые. У вас на столах распечатки с именами педагогов. Дома аккуратно перепишите их в дневник. ( Распечатки с ФИО педагогов).

  • Есть у кого-нибудь вопросы?

2. Объяснение понятий «семья», «семейные ценности».

Сегодня я бы хотела поговорить с вами о семье, семейных ценностях, ведь класс – это тоже семья, и   от того, как каждый из нас будет относиться к нашей школьной семье, зависит, будет ли хорошо всем нам, всему классу.

  • Как вы понимаете слово «семья»?  Что относится к семье?

[Если ребята относят   к семье только родителей, то можно прочитать стихотворение: 

  У меня есть мама, 

  У меня есть папа, 

  У меня есть дедушка, 

  У меня есть бабушка, 

  А у них есть я. 

  Что это?  СЕМЬЯ.] 

Семья – люди, объединенные узами брака, кровного родства. Семьёй иногда называют группу единомышленников, друзей. Мне бы хотелось, чтобы все  присутствующие здесь стали семьёй.  - Что я имею в  виду? – Чтобы мы были дружными, помогали, если у кого-то что-то не получается, чтобы у нас была и цель одна: получить  твёрдые знания, которые помогут в дальнейшем найти свой жизненный путь.

- А что такое семейные  ценности?

Это что-то важное, дорогое, что объединяет семью, не даёт ей распасться.

- Что же может объединять  семью?  (Дети, доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к пожилым родителям, традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды, чувство взаимопомощи). Это и есть семейные ценности.

3. – Послушайте притчу и запишите смысл притчи одним предложением. 

Чтение притч

  1. « В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и то же слово …«ПОНИМАНИЕ».
  2. Волшебная копейка

Шел по дороге паренек. Смотрит  — копейка лежит. «Что же, - подумал  он, — и копейка - деньги!» Взял ее и положил в кошель. И стал дальше думать: «А что бы я сделал, если бы нашел тысячу рублей? Купил  бы подарки отцу с матерью!» Только подумал так, чувствует - кошелек  вроде бы толще стал. Заглянул в  него, а там — тысяча рублей. «Странное  дело! — подивился паренек. - Была одна копейка, а теперь - тысяча рублей! А что бы я сделал, если бы нашел  десять тысяч рублей? Купил бы корову и поил бы молоком родителей!»  Смотрит, а у него уже десять тысяч  рублей! «Чудеса! - обрадовался счастливчик, - А что, если бы сто тысяч рублей нашел? Купил бы дом, взял бы себе жену и поселил бы в новом доме своих  стариков!» Быстро раскрыл кошель, - и точно: лежат сто тысяч рублей! Тут его раздумье взяло: «Может, не забирать в новый дом отца с  матерью? Вдруг они моей жене не понравятся? Пускай в старом доме живут. И корову держать хлопотно, лучше козу куплю. А подарков много не стану покупать, итак расходы большие...» И вдруг  чувствует, что кошель-то стал легким-прелегким! Испугался, раскрыл его, глядь —  а там всего одна копейка лежит, одна-одинешенька...

  1. Семейное счастье

В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а  другие в своей половинке души не чают. Дивится строптивая хозяйка  счастью соседки. Завидует. Говорит  мужу:

– Пойди, посмотри, как у  них так получается, чтобы все  гладко и тихо.

Пришел тот к соседям, зашел тихонечко в дом и  спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку  напевает, и порядок в доме наводит. Вазу дорогую как раз от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина  отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот  упадет.

Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала  и разбилась. "Что будет-то?", – думает сосед.

Подошла жена, вздохнула  с сожалением, и говорит мужу:

– Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила.

– Что ты, милая? Это я  виноват. Торопился и не заметил  вазу. Ну да, ладно. Не было бы у нас  большего несчастья.

…Больно защемило сердце у  соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:

– Ну что ты так долго? Посмотрел?

– Да!

– Ну и как там у  них? – У них-то все виноваты. А  вот у нас все правы.

Тепло семейного  очага

Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но решило.

«Но прежде, — сказало  счастье, — я исполню по одному желанию каждого члена той  семьи, в которой жило долгие годы.

Чего ты хочешь?» —  спросило счастье у хозяйки дома. А та ответила, что нет у нее  шубы норковой, — и получила хозяйка  шубу.

Спросило счастье взрослую дочь хозяйки: «Чего ты хочешь?» —  и та ответила, что замуж хочет  за принца заморского — и вышла  замуж за принца заморского.

Спросило счастье сына хозяйки: «А ты чего хочешь?» — «Хочу, — говорит он, — велосипед, буду счастлив, если велосипед будет», —  и получил мальчик велосипед.

И уже на пороге дома счастье  увидело хозяина и спросило: «А чего ты хочешь?» Хозяин подумал  и сказал: «Хочу, чтобы из моего  дома никогда не уходило тепло  семейного очага».

И счастье выполнило просьбу  хозяина и не ушло из этого дома, потому что счастье живет только там, где горит семейный очаг!

* Притчу можно разобрать в классе или дать для осмысливания дома.

4. - Ребята, что  бы вы ещё добавили к записанному, о чём мы ещё не сказали?

Уважайте мнение всех членов семьи.

Старайтесь понять каждого  и, если надо, простить.

Никогда не смейтесь над  кем-то.

Уважайте родственников.

Почитайте родителей.

Посмотрите, у нас появились  правила семейной жизни. Эти правила  применимы и к школьной жизни, не так ли? Кто сможет доказать?

5. Рефлексия методом  проектов

Ребята, мне очень хочется, чтобы сегодняшний разговор вам  запомнился. Поэтому в оставшееся время мы сделаем  альбом  нашей большой семьи, куда войдёт семья каждого. Перед вами на партах лежат заготовки для будущего проекта «Моя семья» и инструкция по заполнению этой заготовки.

Проект «Моя семья»: верхний левый квадрат – название проекта с подписью имени и фамилии автора проекта; верхний правый квадрат – изображение семьи; нижний левый квадрат – три самые важные ценности семьи; нижний правый квадрат – пожелание своей семье.  

На столе перед учащимися  инструкция по составлению проекта  «Моя семья».

  1. Создавайте проект, используя цветные карандаши и фломастеры. Выполняйте работу аккуратно, красиво.
  2. В верхнем левом углу заготовки напишите название проекта – «Моя семья».
  3. В верхнем правом углу нарисуйте герб своей семьи.
  4. В нижнем левом углу перечислите (можно ручкой) те семейные ценности (3-4 главных), которые присущи вашей семье.
  5. В нижнем правом углу напишите пожелания ваши родным, вашей семье.

Список семейных ценностей

Дети, доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к  пожилым родителям, традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды, чувство  взаимопомощи, дружба, чувство благодарности, взаимоуважение, равноправие и т.д.

Собираем проекты в  одну папку.

Посмотрите, ребята, какая  у нас большая семья. Хочется  верить, что она добрая и дружная.  

-Понравился ли вам  наш урок? О чём мы не сказали?

Благодарю вас за активность и внимание!

 

 

 


Информация о работе Этикет