Этикет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 20:35, курсовая работа

Краткое описание

Культура поведения помогает общению человека с окружающими, дает ему эмоциональное благополучие, комфортное самочувствие и успешную жизнедеятельность. Первичные представления о нормах поведения, принятых в обществе, ребенок получает в семье, детском саду, школе. Нормы поведения помогают нам взаимодействовать с людьми и уверенно чувствовать себя в различных ситуациях. Ведь социальные нормы и правила основаны на уважительном и тактичном отношении к личности другого человека, а усвоенные с детства они становятся полезными и привычными.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ПРАВИЛАМ СЕМЕЙНОГО ЭТИКЕТА……………………………………......5
1.1 Правила семейного этикета………………………………………………….5
1.2Особенности семейного воспитания………………………………………..11
1.3 Обучение детей правилам семейного этикета……………………………..18
1.4 Роль учителя в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста …………………………………………………………………………..21
Выводы по главе 1……………………………………………………………….27
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ПРАВИЛАМ СЕМЕЙНОГО ЭТИКЕТА ………………………………………28
2.1Диагностика уровня сформированности знаний о семейном этикете и семейном воспитании у детей ………………………………………………….28
2.2 Программа мероприятий по ознакомлению детей с правилами семейного этикета……………………………………………………………………………32
Выводы по главе 2……………………………………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………41
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..43
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………..52

Вложенные файлы: 1 файл

этикет.docx

— 104.64 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ПРАВИЛАМ СЕМЕЙНОГО ЭТИКЕТА……………………………………......5

    1. Правила семейного этикета………………………………………………….5

1.2Особенности семейного воспитания………………………………………..11

1.3 Обучение детей правилам семейного этикета……………………………..18

1.4 Роль учителя в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста …………………………………………………………………………..21

Выводы по главе 1……………………………………………………………….27

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ПРАВИЛАМ СЕМЕЙНОГО ЭТИКЕТА ………………………………………28

2.1Диагностика уровня сформированности  знаний о семейном этикете и семейном воспитании у детей ………………………………………………….28

2.2 Программа мероприятий по ознакомлению детей с правилами семейного этикета……………………………………………………………………………32

Выводы по главе 2……………………………………………………………….38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………41

ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..43

ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………..52

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Культура поведения помогает общению человека с окружающими, дает ему эмоциональное благополучие, комфортное самочувствие и успешную жизнедеятельность. Первичные представления  о нормах поведения, принятых в обществе, ребенок получает в семье, детском саду, школе. Нормы поведения помогают нам взаимодействовать с людьми и уверенно чувствовать себя в различных ситуациях. Ведь социальные нормы и правила основаны на уважительном и тактичном отношении к личности другого человека, а усвоенные с детства они становятся полезными и привычными.

Перед педагогом стоит  основная цель - научить детей общаться и строить отношения в обществе, основываясь на нормы и правила  этикета.

В основе педагогической работы по обучению правилам этикета лежат  основные принципы воспитания и обучения. Воспитание у детей культуры поведения, в основе которой лежат знания правил этикета, происходит в процессе деятельности (игровой, познавательной, трудовой и др.); при сочетании  педагогического руководства с  развитием детской инициативы и  самостоятельности; с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; при соблюдении единых требований всех взрослых людей, воздействующих на ребенка. Большое значение сегодня имеет  нравственное воспитание личности в ребенке. В настоящее время проблема формирования  овладения правилами семейного этикета актуальна.

Объектом исследования является обучение детей правилам семейного  этикета.

Предметом исследования является влияние педагога на формирование у детей знаний и представлений о правилах семейного этикета.

Цель исследования – разработать  и экспериментальным путем проверить  наиболее эффективные содержание, формы  и методы обучения детей правилам семейного этикета.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть особенности  семейного этикета и его значение  в жизни семьи;

- дать характеристику  уровней сформированности у детей  знаний и представлений о правилах  семейного этикета;

- спланировать и провести  образовательную работу со школьниками по обучению их правилам семейного этикета.

База исследования: исследование проводилось в «ГУО СШ № 41» г. Минска, в исследовании принимало участие 20 учеников.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения, приложений, списка литературы из 25 источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ПРАВИЛАМ СЕМЕЙНОГО ЭТИКЕТА

1. 1 Правила семейного этикета

Этикет-явление историческое. Правила поведения людей изменялись с изменениями условий жизни  вещества, конкретной социальной среды. Этикет возник в период зарождения абсолютных монархий. Придерживаться определенных правил поведения, церемониала  было необходимо для возвеличивания царственных особ: императоров, королей, царей, князей, принцев, герцогов и т.п. для закрепления иерархии внутри самого классового общества. От знания этикета, выполнения его правил часто  зависела не только карьера, но и жизнь  человека. Так было в Древнем Египте, Китае, Риме, Золотой Орде. Нарушение  этикета приводило к вражде между  племенами, народами и даже к войнам.[19, c.18]

Термин «этикет» (от французского etiquette) означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе. Этикет — это сочетание формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях со здравым смыслом, рациональность вложенного в них содержания.

Понятие этики по отношению  к семье употребляется в значении нравственности, семейной морали и  рассматривается как оценка воспитанности  членов семьи в отдельности и  морального климата семьи как  коллектива.

Cуществуют правила поведения для родителей и детей, которые на самом деле пока еще не отменяли. Например, в любой семье уважение к своим родителям и своим детям — непреложный принцип семейных отношений. Научиться говорить друг другу “доброе утро” и “спокойной ночи” может каждый, так же, как и “приятного аппетита” и “спасибо”. Сообщать куда идешь и во сколько предполагаешь вернуться – ничуть не сложнее, чем выучиться правильно пользоваться столовыми приборами и салфеткой за столом. Но если любая нормальная мать готова потратить сколько угодно времени, чтобы научить свое дитя ходить, говорить, есть и отправлять свои естественные потребности самостоятельно, то на этом воспитание (как и взаимопонимание) в большинстве семей заканчивается. А ведь воспитания-то еще и не было, была, простите, элементарная дрессировка. 
Чем старше становится ребенок, тем больше времени нужно уделять его воспитанию. При этом срок, за который можно получить неплохо воспитанное чадо, не так уж велик. К пяти – ну, максимум, к семи годам – человек уже практически складывается, как личность и воспитанию, точнее, перевоспитанию, поддается очень плохо.[5, c.64]

В особом внимании нуждаются  дети подросткового возраста. Чем  ближе вы будете своему ребенку, чем  больше будет у вас общих интересов, тем легче вам будет направить  его, что-то подсказать, от чего-то предостеречь его. В идеале авторитет родителей  должен быть для ребенка истиной  в последней инстанции, все, интересующие его вопросы он должен задавать именно родителям, а не Васе из соседнего  подъезда и не Маше с соседней улицы. Мудрые японцы, например, исхитряются  воспитывать своих детей, абсолютно  ничего им не запрещая, то есть слово  “нельзя” в воспитательном лексиконе  отсутствует напрочь. Детям терпеливо  объясняют, что вот это – опасно, это – вредно, это – некрасиво, это – просто гадко.

Когда начинаешь говорить о семейном этикете, то часто сталкиваешься  с откровенным непониманием, мол, какие могут быть церемонии между своими? Тогда возникает резонный вопрос: а почему мы стараемся казаться воспитанными, вежливыми и культурными с зачастую совершенно для нас посторонними людьми, которых мы, вполне вероятно, больше никогда и не встретим в жизни, а с родными и близкими не церемонимся, хотя дороже их у нас никого нет?

В конце концов, вежливость и культурное, доброжелательное обхождение в семье  – это залог стабильных и прочных  семейных отношений, которые предполагают взаимоуважение, право каждого на личное пространство, терпимость к чужим привычкам и взглядам. А что, как не это, позволяет сохранить теплые чувства, не скатываясь в скандалы и разборки?

Кроме того, соблюдение известных  правил семейного этикета вовсе  не такое уж сложное дело, требующее  немыслимых усилий. Напротив, это привычка вести себя одинаково воспитанно и на работе, и в общественных местах, и дома. И еще, не стоит  забывать, что наши дети учатся всему  у нас, и если они с детства  получают наглядные уроки бескультурья, трудно будет ждать, что когда-то они, наконец, поймут, что культура поведения  – это не только проявление уважение к окружающим, но и к самому себе тоже.

Когда-то в старину муж считался главой дома, а жена – душой семейного  очага. Тогда же правила семейного  этикета были незыблемы и неукоснительно соблюдались. И сейчас во многих семьях есть замечательные традиции, сохраняется  уважительное отношение друг к другу, причем, это касается всех – старших  членов семьи и детей тоже.

В чем суть семейного этикета? Он, как и этикет, вообще, призывает, в первую очередь, уважать привычки и вкусы и своей половины, и  окружающих вас людей. В семье  не принято выпячивать свое «я», требовать  особого внимания и проявлять  пренебрежение по отношению к  своим близким. Даже, если у вас  не складываются безоблачные отношения  со свекровью (или с тещей), отношение  к ним должно быть корректным.

Не нужно в присутствии детей  обсуждать и, тем более, осуждать, своих друзей и знакомых. Понятно, что у мужа и жены могут быть серьезные проблемы, но вот такие  разговоры следует проводить  приватно, наедине. Дети еще не в  состоянии разобраться во всех сложностях человеческих отношений, и им будет  непонятно, почему родители говорят  неприятные вещи в адрес тех людей, с которыми общаются. Более того, маленькие дети могут запросто озвучить услышанное, как раз при тех, о  ком идет речь.

Этикет вообще, и семейный, в  частности, требует соблюдения тайны  переписки. Это касается не только супругов - родители также не должны читать письма детей без их согласия. Если же письмо получено от родственников или от общих знакомых, то необходимо об этом сообщить всем членам семьи.

Нельзя позволять себе рыться в  карманах, сумочке, портфеле своих близких. Это же относится к личным записям  – дневникам, записным книжкам и  пр. Оправдать подобное вмешательство  в личные дела любого члена семья, все равно, взрослого или ребенка, недопустимо, и оправдать его  лучшими намерениями, например, проконтролировать  или уберечь от опрометчивого  шага, нельзя.

Особенно важно уважительно  относиться к личности ребенка. Если он увидит или узнает, что вы роетесь  в его компьютере, дневнике, ранце, это почти наверняка вызовет  его негодование и испортит ваши отношения. Более того, в таких  случаях вернуть доверие и  уважение детей очень сложно. Они  станут скрытными, могут начать лгать, и теперь уж вы точно не сможете  ни уберечь его, ни помочь в случае необходимости.

Принято постучать в закрытую дверь  комнаты, если там кто-то находится, прежде, чем войти. Закрытая дверь  предполагает, что человек уединился, чтобы побыть одному, или сделать  что-то, что не принято делать на людях, например, переодеться и пр. Стучать нужно и, желая зайти  в детскую комнату.[13,c.56]

Во многих семьях приняты совместные семейные трапезы. И, конечно, за столом тоже стоит вспомнить об этикете. Кстати сказать, чем красивее и аккуратнее накрыт стол, тем легче соблюдать  правила этикета. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш обед, завтрак или  ужин прошел приятно, позаботьтесь накрыть  стол, как полагается. И делать это  нужно всегда, а не только для  гостей. А членам семьи не стоит  забывать сказать «спасибо» после  еды. Кстати, если вам необходимо встать из-за стола раньше других, то по этикету  полагается спросить разрешения.

Правила этикета часто  забываются в жизненных ситуациях, с которыми сталкиваются супруги  в процессе совместной жизни.  Однако семейный этикет никто не отменял. Этикет - это не просто соблюдение неких мертвых правил, которые нужно соблюдать просто потому, что нужно. Это, если так можно выразиться, сама жизнь.   

 Отношение к своей  жене показывает, кем и чем  является мужчина. Потому и  семейный этикет - это, по большому  счету, некая лакмусовая бумажка.  Которая показывает, как мужчина  - супруг своей жены относится  вообще, ко всем женщинам.   

 Потому и соблюдать  семейный этикет нужно постоянно.  Особенно на людях.   

 Вот некоторые основные  правила семейного этикета: 

1.      Некоторые мужчины думают, что учтивое отношение к жене – это признак подкаблучника. Это мнение ошибочно. Оказывая знаки внимания всем женщинам, кроме своей жены, мужчина характеризуется не с лучшей стороны. Узнать о личности мужчины просто: достаточно посмотреть как он общается с матерью и женой.

2.      В споре между супругами не должно всплывать мнение посторонних лиц.

3.      Читать за обедом – проявление неуважения к супруге, которая готовила обед.

4.      Муж должен подавать пальто не только в публичных заведениях, но и дома.

5.      В семейных спорах нужно избегать голословных обвинений. Говорите конкретно, что вас не устраивает в данный момент, а не вспоминайте все прошлые обиды.

6.      Муж и жена должны улаживать конфликты сами. У родителей они могут спросить только совета, а не жаловаться друг на друга.

7.      Не предъявляйте претензии друг другу в ироническом тоне. Это оскорбляет и вызывает чувство протеста.

8.      Следует избегать недомолвок, которые затрудняют взаимопонимание.

9.      Нельзя проявлять агрессию по отношению друг к другу. 

 

10.  Не утомляйте свою половину постоянной критикой. Замечание делают раз и желательно в шутливой форме. 

11.  Не допускаются взаимные оскорбления.

12.  После примирения причину ссоры нужно забыть. 

13.  Необходимо слова супруга принимать на веру.

 

 Проблема отцов и  детей существует всегда. То, что раньше было недопустимым, сейчас расценивается как норма. Относиться к детям необходимо с должным уважением, так как в вас они должны видеть не только авторитетных родителей, но и близких друзей. Для этого соблюдайте следующие правила:

1.      Не критикуйте ошибки ребенка при посторонних. Стоит их обсудить наедине и найти причину поступка.
2.      Не запрещайте ребенку слушать его любимую музыку.
3.      Если ребенок допустил серьезную ошибку, не нужно его упрекать, а лучше подскажите, как ему поступить в такой ситуации.

Информация о работе Этикет