Эстетическому воспитанию в физическом воспитании школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:58, курсовая работа

Краткое описание

Общественным является тот факт, что отличия функциональных обязанностей специалистов физической культуры и спорта накладывают определенный отпечаток на содержание их профессиональной деятельности. [21]. А в современных условиях развития общества остро поднимается вопрос о педагогических кадрах, в котором особое внимание уделяется профессионально – педагогической подготовке[2] .

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

 Для решения как  общих, так и специальных задач эстетического воспитания в процессе занятий физической культурой и спортом преподаватель, тренер должны быть вооружены знаниями, должны глубоко разбираться в законах прекрасного, знать особенности эстетического воспитания и чувства, испытываемого человеком в процессе спортивной деятельности [17]. 

К средствам эстетического воспитания в процессе двигательной деятельности относятся:

  • разнообразные виды самого физического воспитания,  где преподаватель может указать своим учеником на моменты прекрасного;
  • праздники,  выступления;
  • природные и гигиенические условия;
  • обстановка на занятиях: использование музыки и произведений искусства.

Эстетическое воспитание в процессе физического воспитания характеризуется следующими методами:

  • эмоционально-выразительное объяснение физических упражнений,  образное слово;
  • технически совершенный и эмоционально-выразительный показ упражнения, который вызывает чувство восхищения;
  • вдохновляющий пример в действиях и поступках;
  • практическое приучение к творческим проявлениям красоты в двигательной деятельности в процессе занятий физическими упражнениями [25].

Известно,  что эстетика как наука  изучает широкий круг явлений: различные  проявления эстетического (прекрасное, возвышенное, героическое, трагическое  и комическое), их отражение в сознании людей в эстетических восприятиях, представлениях, идеалах, взглядах, теориях, эстетическую деятельность людей, в ходе которой создаются эстетические ценности.

Мир эстетических явлений физической культуры очень сложен и многообразен. Прежде всего, он включает в себя определенные эстетические ценности, стороны и аспекты физической культуры, которые в определенных условиях приобретают эстетическую значимость для человека, вызывают у него эстетические чувства, эстетическое удовольствие, оцениваются им  с особой, эстетической, точки зрения. Эстетическая оценка существенным образом зависит от развитости у человека эстетических взглядов, теорий, которых он придерживается, эстетические категории, на которые он опирается в ходе познания и преобразования явлений физической культуры. «Человек с развитым эстетическим вкусом имеет эстетические потребности, стремится создавать эстетические ценности, осуществляя эстетическую деятельность»[16].

Предметом изучения эстетики физической культуры могут являться:

    • эстетическое содержание и эстетические ценности; 
    • законы сознания, отражающие физическую культуру с эстетической точки зрения;
    • формы эстетической деятельности человека в области физической культуры и спорта.

1.3. Компоненты эстетического  воспитания в процессе обучения на уроках физической культуры

 

Эстетическую культуру школьников будут характеризовать ниже перечисленные  компоненты.

Прежде всего, это достаточная  широта эстетических представлений в связи с различными явлениями окружающей действительности и в связи с занятиями физической культурой и спортом. Эти представления являются предпосылкой к полноценному восприятию, осмыслению и освоению многообразных эстетических проявлений. «Широта эстетических представлений, понятий и суждений является необходимым условием осознания и относительной устойчивости критериев эстетической оценки» [3].

Человека с высокой эстетической культурой характеризует и достаточно высокий эстетический вкус, свидетельствующий о духовном богатстве данной личности. Хорошо развитый эстетический вкус действует как весьма важное условие  восприятия, освоения и оценки прекрасного и безобразного в окружающих явлениях действительности.

Одним из наиболее главных показателей  эстетической культуры личности будет  являться эстетика деятельности, выражающаяся во внешнем виде, поведении, поступках и отдельных действиях занимающихся. Все названные компоненты эстетической культуры должны развиваться и совершенствоваться в процессе эстетической подготовки учащихся.

Остановимся немного конкретнее на восприятии окружающей действительности. Восприятие основывается на живом созерцании, представляет собой отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств человека. В эстетическом восприятии потребность взять предмет во всей его целостности и неповторимости, во всем многообразии и своеобразии его свойств, требует очень дифференцированных впечатлений. Здесь особое значение имеет тонкая чувствительность к цвету, звуку, форме. Только она обеспечит богатство видения, постижения степени развития предмета.  На основе чувствительных анализаторов базируется способность воспринимать целостные характеристики предмета – гармонию и дисгармонию частей и свойств, меру и конкретные проявления их (симметрию, пропорции, ритм, гармоничное цветосочетание и противоположное им). Без этой способности нельзя определить степень совершенства предмета и создать эталонные образы совершенства, необходимые для оценки воспринятого. «Совершенство всегда целостная характеристика предмета, максимальное единство его формы и содержания» [6].

На качестве эстетического восприятия сказывается способность ассоциировать, сопоставлять воспринимаемое с сохраненными памятью образами представления, со знаниями. Именно это обеспечивает опознание человеком предмета уже по отдельным свойствам и создание предметного образа, более богатого по содержанию, чем совокупность ощущаемых свойств, и более богатого, чем общее представление. В образе происходит некоторая перестройка содержания предмета за счет личного опыта, «наполнение» предмета новой жизнью через представления и воображение воспринимающего. Благодаря этой интерпретации предмета содержание образа в известной мере субъективное. «Чем богаче у человека запас эстетических представлений и знаний, чем более развита способность ассоциирования образов восприятия с ними и с явлениями, ранее оцененными, особенно из других сфер действительности, тем быстрее, точнее, истиннее человек оценит красоту воспринимаемого»[16].

Еще в глубокой древности люди среди  других интересных и ценных свойств  действительности выделили красоту. В эстетике существует точка зрения, отождествляющая красоту с цветом, симметрией, пропорцией, гармонией и т. п. Красоту нельзя определить ни без объекта, ни без воспринимающего его субъекта. Важным является умение различать подлинные ценности. «Подлинная красота – значение предмета по отношению к эстетической потребности, которая выражает ведущие тенденции развития общества».

В соответствии с эстетикой физическую красоту человека необходимо рассматривать с двух сторон – внешней и внутренней..

Внешняя (телесная) организация человека объемлет все то, что характеризует формы и типы телосложения. Основы ее разрабатывались преподавателями различных научных школ и течений. Стремление определить внешние структурные признаки прекрасного в человеке через « форму»,«гармонию», тщательная разработка канонов человеческой красоты, основанных на математическом соотношении частей тела, - все это особые подходы к решению проблемы телесной красоты человека. Красота человеческого тела – есть  продукт социально-трудовой, а не только естественно-биологический.

Вертикальная походка, а, следовательно, и гордая осанка, открытое солнцу и ветру лицо, устремленный вдаль взор, совершенная по красоте рука, гармоничность и симметрия анатомической структуры – это прежде всего плоды активности человека. Особенность этого естественно-творческого способа совершенствования внешней красоты человека в том, что он исключает всякую искусственность [18].

Но даже при совершенной телесной организации человек может не обладать необходимыми функциональными  возможностями для освоения многообразия эстетических явлений. Вот почему необходима и внутренняя красота физической организации человека. Она выражается в крепком здоровье, богатстве физических возможностей и рациональности движений.

Среди базовых разделов в программном  материале по физической культуре - виды гимнастики - располагают в этом отношении огромными возможностями. Учебные занятия по спортивной гимнастике в образовательном учреждении могут являться своего рода регулирующим рычагом. К этому располагают эстетические возможности занятий гимнастикой. Бесконечное разнообразие упражнений, избирательное их воздействие на строение организма, точная дозировка физической нагрузки позволяют исправлять недостатки в физическом развитии занимающихся, содействовать улучшению телосложения в соответствии с эстетическими требованиями. Собранность, стройность и подтянутость – качества, отличающие гимнаста. Четкая регламентация занятий, строгие требования к точности выполнения движений, необходимость соблюдения дисциплины, прилежания, настойчивости создают условия эффективного воздействия на эстетические переживания и запросы занимающегося. Тесная связь гимнастики со средствами художественного воспитания – музыкой и танцами – расширяют ее эстетические возможности. «Однако наличие всего многообразия положительных эстетических сторон в учебных занятиях гимнастикой само по себе еще не гарантирует качественного роста уровня эстетической подготовленности школьников».

 

 

Глава 2. Влияние эстетического  воспитания на формирование

физической культуры школьников

2.1. Эстетическая подготовка, ее значение.

 

Эстетическая  подготовка – это одна из сторон совершенствования личности занимающегося, которая возникает в связи с эстетическим освоением избранной сферы деятельности. Смысл и цель ее в процессе занятий состоит, по нашему мнению, в формировании эстетического отношения ко всем сторонам той деятельности, которая протекает в связи с освоением специально подобранных физических упражнений.

Ученик должен глубоко освоить  эстетические стороны различных  форм занятий, уяснить их содержание и взаимосвязь, педагогическое и, в  конечном счете, социальное значение. Проявляться это будет в формировании у занимающегося эстетического отношения к совершенствованию своего физического облика, изучению эстетического своеобразия техники строго стилизованных движений и их органическому сочетанию с музыкальным сопровождением, приобретением умения придавать упражнениям соответствующую эмоциональную окраску, овладением стойкими навыками эстетического поведения и так  далее. Другими словами, по сравнению с эстетическим воспитанием, эстетическая подготовка будет отличаться специализированностью и, следовательно, известной сжатостью границ.  

Таким образом, эстетическую подготовку учащихся мы рассматриваем как необходимую  составную часть учебно-воспитательного  процесса в общеобразовательном  учреждении, наиболее тесно связанную  с совершенствованием творческих способностей. Под эстетической подготовкой следует понимать педагогический процесс, направленный на овладение знаниями об эстетических сторонах занятий физической культурой и спортом, на развитие и совершенствование способностей правильно воспринимать и оценивать эстетическое в учебно – воспитательном процессе, на формирование потребностей и навыков выполнять свои обязанности «по законам красоты» [13].

2.2. Возрастные особенности старших подростков

 

Цель физического воспитания – оптимизация физического развития человека, всестороннего совершенствования свойственных каждому физических качеств и связанных способностей в единстве  с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность; обеспечить на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим видам деятельности.

Эта цель отражает как  общественные интересы, так и личные. К физическому совершенству всегда стремился человек на любом этапе  эпохи. «Физическое совершенство – это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни» [25]. «Человек во всех проявлениях личной и общественной жизни, на производстве и в быту должен быть воспитан и культурен, красиво сложен…»[21].

Совершенствование телосложения и гармоническое развитие физиологических  функций человека решаются на базе всестороннего воспитания физических качеств и двигательных способностей, что в конечном итоге приводит к естественно-нормальному, неискаженному формированию телесных форм. Данная задача решается посредством занятий физической культурой, которая предусматривает коррекцию недостатков телосложения, воспитание правильной осанки, пропорциональное  развитие мышечной массы, всех частей тела, содействие оптимального веса, обеспечение телесной красоты. Педагогическая практика убеждает, что наибольшего внимания к себе требуют старшие подростки, учащиеся 9-11 классов.

Старший школьный возраст  характеризуется продолжением процесса роста и развития, что выражается в относительно спокойном и равномерном его протекании в отдельных органах и системах. Одновременно завершается половое созревание. В этой связи четко проявляются половые и индивидуальные различия как в строении, так и в функциях организма. Юноши перегоняют девушек в росте и массе тела. У девушек в отличие от юношей наблюдается значительно меньший прирост мышечной массы, заметно отстает в развитии плечевой пояс.

В период перехода от детства  к юности происходит формирование и закрепление многих качеств и свойств личности. «В эту пору происходят серьезные качественные изменения  в интересах, стремлениях и вкусах школьников»[21]. В этом возрасте ребенок эмоционально восприимчив и нуждается в умелом и систематическом руководстве.

Вместе с тем именно в этот период развития подростка выпускнику  общеобразовательной школы необходимо дать прочные эстетические знания, сформировать у него понятия об эстетическом идеале, воспитать вкус к своей внешности, манеры, умение себя держать.

Информация о работе Эстетическому воспитанию в физическом воспитании школьников