Эстетическому воспитанию в физическом воспитании школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:58, курсовая работа

Краткое описание

Общественным является тот факт, что отличия функциональных обязанностей специалистов физической культуры и спорта накладывают определенный отпечаток на содержание их профессиональной деятельности. [21]. А в современных условиях развития общества остро поднимается вопрос о педагогических кадрах, в котором особое внимание уделяется профессионально – педагогической подготовке[2] .

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИЙ

 

 

Кафедра физической культуры и методики преподавания физкультуры

в начальной  школе

 

 

 

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ  ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ

ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

Утверждено

на заседании кафедры 

Оценка______________

Подпись руководителя

____________________                                   

 

 

 

 

 Выполнил

 студент   группы ФСПО

 специальность «Физическая культура»

 

 

 

  Научный руководитель:

  ст.преподаватель

 

 

 

 

 

 

 

 

                      

                                                    

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Общественным является тот факт, что отличия функциональных обязанностей специалистов физической культуры и спорта накладывают определенный отпечаток на содержание их профессиональной деятельности. [21]. А в современных условиях развития общества остро поднимается вопрос о педагогических кадрах, в котором особое внимание уделяется профессионально – педагогической подготовке[2] .

При подготовке специалистов в области физической культуры и  спорта эстетическое воспитание имеет  особое значение. Потому как занятия  физическими упражнениями создают  благоприятные условия для эстетического. Их цели основаны на единстве – формирование человека, где физическое совершенство составляет часть эстетического идеала [3].

В сфере общего образования  эстетическое воспитание играет большое  значение. Учитель физической культуры, воздействуя на развитие ребенка посредством физического воспитания, закладывает у него базу для всестороннего развития физических и духовных способностей. Ведь именно дети обладают потенциалом для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости [7].

Обобщая выше сказанное, можно отметить, что особую актуальность приобретает эстетическая подготовка учащихся в системе физического  воспитания в общеобразовательных  учреждениях. Школьники, получившие эстетическую подготовку, располагают большими возможностями для неуклонного освоения всего многообразия двигательных  навыков и умений с точки зрения культуры движений. Его широкая эрудиция, развитый эстетический вкус позволяют полнее проявлять себя не только в сфере физической культуры, но и в бытовой, общественной деятельности. Особенность педагогической деятельности заключается в многостороннем преобразовании объекта своего воздействия. То есть учитель по физической культуре постоянно должен развивать у своих воспитанников потребности и способности замечать и воспринимать красоту окружающей действительности, анализировать и оценивать ее [21].

Многие общеобразовательные  учреждения в системе физического  воспитания школьников почти не дают систематической эстетической подготовки и эстетической нагрузки, а потому не несут практической направленности на всестороннее гармоничное развитие личности школьника [11]. Можно оспаривать категоричность подобного суждения, но никак нельзя не согласиться с тем, что возможности в этом плане далеко не исчерпаны.

Таким образом, научная проблема исследования состоит в необходимости оптимизировать процесс эстетического воспитания в системе физического воспитания учащихся, акцентируя внимание на формирование эстетической, двигательной культуры, красоту, эстетического представления и т.д.  Решение этого  проблемного вопроса возможно, на наш взгляд, посредством целенаправленного научного исследования, актуальность которого несомненна.

Целью нашего исследования является изучение проблемы и аналитический анализ деятельности учителя физической культуры по эстетическому воспитанию в физическом воспитании школьников.

Гипотезой в нашем исследовании явилось предположение о том, что систематическое и акцентированное внимание на эстетическое воспитание позволит оптимизировать уроки физической культуры и повысить двигательную культуру подрастающего поколения.

Актуальность темы определила личные интересы, и были поставлены следующие задачи курсовой работы:

  1. Путем изучения и анализа научно-методической литературы выявить основные теории и методики эстетического воспитания школьников.
  2. Обобщить опыт работы ведущих специалистов-практиков в области физической культуры, акцентирующих внимание на эстетическом воспитании.
  3. Выявить влияние эстетического воспитания на формирование физической культуры школьников.

Объектом исследования выступает учебно-воспитательный процесс  в условиях занятий физической культуры в общеобразовательных учреждениях и места в нем эстетического воспитания.

Предметом исследования является направленное воздействие на организацию  учебно-воспитательного процесса, образовательной среды, условий, способствующих формированию эстетических начал у подрастающего поколения.

Для решения  поставленных задач мы использовали методы

исследования:

  1. Ретроспективный анализ литературных источников.
  2. Анализ передового  педагогического  опыта работы.
  3. Обобщение собранного материала.

Данная курсовая работа состоит из введения, I и II главы, заключения и

списка использованной литературы.

В первой главе мы исследуем  компоненты эстетического воспитания и их взаимосвязь с физическим воспитанием в процессе обучения на  уроках физической культуры.

Во второй главе мы рассматриваем  средства физической культуры, их воздействие на эстетическое воспитание школьников в соответствии  с возрастными  особенностями.

 

 

Глава 1. Исследование состояния  вопроса

1.1. Понятия и термины.

 

В педагогике понятие воспитание рассматривается в широком и узком смысле.

Воспитание  в широком смысле – это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства социальными субъектами общественного опыта, который охватывает их широкое, многостороннее взаимодействие между собой, с социальной средой и окружающей природой. Его сущность проявляется как процесс целенаправленного,  организационно оформленного взаимодействия всех его участников на субъектно – субъектных отношениях,  обеспечивающего их гармоничное развитие и эффективное решение социально значимых задач [17].

Воспитание в  узком смысле – это целенаправленное и систематическое взаимодействие субъектов воспитательного процесса. Оно охватывает деятельность воспитателей,  осуществляющих систему педагогических воздействий на ум, чувства,  волю воспитуемых,  активно реагирующих на эти воздействия под влиянием своих потребностей,  мотивов,  жизненного опыта, убеждений и других факторов [25].

Воспитательный  процесс – это целенаправленная деятельность всех субъектов воспитания,  обеспечивающая формирование качеств личности (потребности,  характер,  способности и «я – концепция») в интересах, соответствующих воспитательным целям и задачам [25].

Главная цель воспитания в современных условиях состоит  в создании материальных,  духовных,  организационных  условий для  формирования у каждого гражданина целостного комплекса социально  – ценностных качеств,  взглядов,  убеждений,  обеспечивающих его усиленное развитие [24].

В возрастном развитии человека очень  важная роль принадлежит физическому  воспитанию. Это касается не только содействия нормальному физическому  развитию растущего организма и  его совершенствованию, укрепления здоровья, но и формирование духовных качеств личности. Все это становится возможным и реальным при правильной постановке физического воспитания,  осуществлении его в органической связи с другими видами воспитания: умственным,  нравственным,  трудовым, в том числе и эстетическим .

Эстетическое  воспитание включает в себя все стороны духовной жизни формирующейся личности,  позволяет также правильно понимать и оценивать прекрасное,  стремиться к нему [16].

Эстетика - от греческого -  «чувственное восприятие» - наука о    закономерностях эстетического освоения мира, о сущности и формах творчества по законам красоты.

Термин "эстетика" впервые был введён в литературу немецким теоретиком искусства А. Г. Баумгартеном. С этого времени термином "эстетика" стали обозначать определённую отрасль научных знаний. Однако сама эстетика зародилась значительно раньше, ее корни уходят в глубокую древность [20].

Возникновение эстетических идей относится ко времени развития рабовладельческой культуры Древнего Египта, Вавилона, Индии, Китая. Как  система знаний об эстетических отношениях человека к действительности эстетика появилась в античной Греции. Материалистическая эстетика утверждает, что прекрасное - это жизнь, действительность.

«Под красотой - писал М. Горький, - понимается такое сочетание различных материалов, а так же звуков, красок, слов, которое придаёт созданному. сработанному материалу человеком-мастером форму, действующую на чувство и разум, как сила, возбуждающая в людях удивление, гордость и в частности эстетическому воспитанию» [20].

Эстетическое наслаждение доставляется творчеством, прекрасным  духовным обликом спортсмена, красотой телосложения, красотой движений, стройностью фигуры, отличной осанкой, Эстетическое отношение более активно проявляется у того, кто сам занимается физкультурой. Спорт приобретает колоссальную популярность, и как зрелище, привлекая воплощение творчества человеческого мастерства, острой спортивной борьбы, красотой и выразительностью  движений [1].

В эстетическом воспитании средствами физической культуры проступают такие черты, как массовость эстетического воспитания, высокие требования к нему, возрастающая роль общественности в эстетическом воспитании человека, органические сочетание спортивного мастерства и массовой физической культуры. С детских лет следует приучать ребёнка к чистоте и аккуратности одежды, соблюдению чистоты, красоты и уюта в том помещении, где он находится. «Всё, что окружает ребёнка, подростка, может воспитывать эстетические   вкусы. Важное воспитывающее значение имеет красота мест спортивных занятий.  В нашей стране масса спортивных сооружений: Дворцов спорта, бассейнов, стадионов, манежей, теннисных кортов, катков, и т.д.  Многие из них прекрасны в архитектурном отношении, в них много света и воздуха. Выступления на таких спортивных площадках гармонично развитых спортсменов с их фигурами, лёгкими и ловкими движениями создает большое эстетическое впечатление»[7].

1.2.Взаимосвязь физического  воспитания с эстетическим

 

Занятия физическими  упражнениями  создают благоприятные  условия для эстетического воспитания. В процессе занятий формируется красивая осанка, осуществляется гармоничное развитие форм телосложения,  «…воспитывается понимание простоты и изящества движений. Все это помогает воспитанию эстетических чувств,  вкусов  представлений,  способствует проявлению положительных эмоций,  жизнерадостности,  оптимизма»[1].

Эстетическое воспитание включает в себя все стороны духовной жизни формирующейся личности,  позволяет также правильно понимать и оценивать прекрасное,  стремится  к нему.

Человек с развитым эстетическим вкусом,  как правило, «…стремится создавать эстетические ценности,  осуществляя эстетическую деятельность,  которая в различных формах широко представлена в физической культуре и спорте» [3].

Связь физического и  эстетического воспитания основана на единстве их цели – формировании человека,  а физическое совершенство составляет часть эстетического материала.

Из содержания эстетического  отношения к действительности вытекают общие задачи эстетического воспитания:

I. Воспитание эстетических потребностей, т.е. сознательного стремления к прекрасному.

2. Воспитание эстетического  восприятия и чувства, т.е.  способности воспринимать и переживать  прекрасное. Эстетическое восприятие - это своеобразный вид «живого созерцания» действительности. Оно требует установления   чувственного контакта с предметами и явлениями, окружающего мира.

3. Восприятие эстетических  понятий, вкусов, оценок и суждений, т.е. способности не только  воспринимать,  и оценивать, и понимать прекрасное. Эстетический вкус  предполагает и развитие способности создавать прекрасное.

4. Восприятие эстетических идеалов, т.е. правильного понимания и активного стремления к тому образу современной жизни и современного человека, который является характерным для нашего общества.

5. Развитие творческих  эстетических способностей в  различных видах деятельности.

Эстетическое воспитание призвано формировать у людей  эстетические потребности. При этом, важно не только сформировать способности  наслаждаться,  понимать красоту  в ее многообразных проявлениях,  но и главным образом воспитать  способность воплотить ее в реальных действиях и поступках (схема 1). Занятия физической культурой представляют широкие возможности для этого.

Схема 1.


 


 

 

 

 

 

В процессе физического  воспитания решаются как общие, так  и специальные задачи эстетического воспитания.

Специальные задачи - это воспитание эстетических чувств, вкусов, понятий, имеющих непосредственное отношение к физкультурной, спортивной деятельности; правильного понимания внешней и внутренней красоты человека, исходя из единства эстетического и этического, нравственного; понимания физического совершенствования как процесса, в основе которого лежит достижение цели гармонического развития личности понимание красоты спортивного поведения, спортивного зрелища, спортивных традиций.

Информация о работе Эстетическому воспитанию в физическом воспитании школьников