Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 00:48, дипломная работа

Краткое описание

Цель - выявление возможностей искусства как средства эстетического воспитания.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания младших школьников средствами искусства.
2. Провести опытно-экспериментальную работу по исследованию уровня интереса младших школьников к искусству.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме эстетического
воспитания младших школьников средствами искусства……………. 5

1.1. Сущность, содержание и особенности эстетического
воспитания в младшем школьном возрасте…………………...
1.2. Пути и средства эстетического воспитания младших
школьников………………………………………………………
1.3. Эстетическая сущность искусства……………………………..
1.4. Восприятие искусства младшими школьниками
(по Б.Т. Лихачеву)……………………………………………….
Глава 2. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию
младших школьников средствами искусства…………………………….
2.2 Анкета по эстетическому воспитанию
младших школьников средствами искусства…………………...
2.3 Внеклассное занятие по эстетическому воспитанию
младших школьников средствами искусства…………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

курсавая по педогогике.docx

— 59.65 Кб (Скачать файл)

 Кроме того, отсутствие  на уроке художественного цикла  теоретического материала об  искусстве, его видах, представителях, художественных произведениях является, на наш взгляд, главным его  недостатком.

  Таким образом, получив начальные посылки в ходе подготовительной работы, мы начали экспериментальную часть исследования.

  Детям была предложена следующая система вопросов (Приложение 1).

 

 Анкета

 

1. Сколько раз в этом  учебном году ты был в театре, музее, на выставке, на концерте?

 

2. Считаешь ли ты, что  этого достаточно, чтобы быть  культурным человеком?

 

3. Нравится ли тебе  посещать театры, музеи выставки, концерты?

 

4. Хотел бы ты бывать  там чаще?

 

5. Что ты знаешь об  искусстве?

 

6. Хотел бы ты больше  узнать об искусстве?

 

7. Нравятся ли тебе  книги, передачи об искусстве?

 

8. Хотел бы ты, чтобы  в школе ввели новый урок, где  бы рассказывали об искусстве?

  Результаты были следующие. В данном классе дети за пределами школы, то есть самостоятельно, довольно часто посещают культурные учреждения. Они с удовольствием ходят туда. На вопрос "Нравится ли тебе посещать театры, музеи выставки, концерты?" "да" ответило 23 человека, "не очень" - 3 человека. 14 человек считают, что этого достаточно, чтобы быть культурным человеком, и, между тем, 24 человека хотели бы бывать там чаще.

  Несмотря на такой неподдельный интерес младших школьников к различным видам искусства, у них все же наблюдается ограниченность в знаниях непосредственно о самом искусстве. Так на вопрос "Что ты знаешь об искусстве?" честно признались "не знаю" или "не помню" 13 человек, "много" ответили 5 человек, не распространяя свой ответ, и лишь 8 человек попытались дать развернутый ответ, более или менее правильными из которых были только три: Искусство - это когда человек творит картины, рисует их", "В искусстве есть несколько жанров", "Искусство - это умение что-нибудь делать". Понимая свою ограниченность в знаниях этой области, лишь 4 человека из класса не хотели бы обогатить свои знания в области искусства. На вопрос "Хотел бы ты больше узнать об искусстве?" они ответили отрицательно. Однако, на вопрос "Нравятся ли тебе книги, передачи об искусстве?" "да" ответило лишь 11 человек - меньше половины класса. Мы можем объяснить это тем, что, несмотря на обилие разнообразной литературы для детей в наше время, книг по искусству адаптированных для младшего школьного возраста мало. В основном такие книги рассчитаны на более старшую аудиторию. Об этом говорит и ответ одной из учениц, в котором она пишет, что таких книг она просто не видела.

 На вопрос о введении  нового урока искусства мнения  класса разделились. Положительно  отреагировала лишь половина  класса (14 человек), 2 человека написали "не очень" и "нет" - 10 человек.

 В ходе беседы с  учениками ответившими "нет"  выяснилось, что в основном они  считают, что такой новый урок  искусства будет скорее скучным  и поэтому они не хотели  бы его введения. Примечательно,  что из 10 человек ответивших "нет"  девять - мальчики, причем в учебе  стоящие не на первом месте.  И, как нам кажется, они были  не против введения именно  предмета искусства, а вообще  против введения еще одного  нового урока. В этом ответе  проявилось их отношение к  учебе в целом.

  Таким образом, проведя анкетирование, мы выяснили, что интерес младших школьников к искусству довольно высок. Им нравиться не только ходить в театр на представления, посещать различные выставки или цирк, но они также хотели бы больше узнать о самом искусстве. К сожалению, книги на данную тему и образовательные передачи по телевидению, как источник информации для младшего школьника сегодня не доступны. В этом мы так же убедились, побывав в детских библиотеках города. Литература по искусству предназначена для более старшего возраста. Возникает противоречие между потребностью в знаниях у младших школьников с одной стороны и невозможностью их получения - с другой. Один из выходов в данной ситуации мы видим в введении элементов искусствоведения в уроки художественного цикла: музыку, изобразительное искусство, литературу. Этому посвящена следующая часть работы.

 

2.2 Внеклассное занятие по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства

 

Цель этого этапа - выявить  возможности средств искусства  в эстетическом воспитании младших  школьников. Для этого был разработан внеклассный урок (Приложение 2) по эстетическому воспитанию, где основным средством воспитания были произведения искусства. Разрабатывая урок, мы заметили, что в литературе педагоги обращают внимание на некую особенность, которую нужно знать учителю при знакомстве детей с искусством. Оказывается, учителю самому мало знать сущность искусства. Учитель должен помнить и понимать, что он выступает посредником между ребенком и обширным прекрасным миром искусства. Работа учителя по знакомству детей с искусством должна быть системной и правильно организованной.

"Правильная организация  урока предполагает: четкую постановку  цели занятия, пробуждение у  школьников интереса к теме  урока, использование методов,  активизирующих логическое и  образное мышление, самодеятельность  учащихся, а также их собственную  оценочную деятельность, своевременную  помощь слабым, благожелательное  отношение учителя к ученику, справедливую оценку их деятельности" [5, с.  10]. Планируя занятие, мы старались учитывать все представленные требования.

 Основной образовательной  задачей внеклассного урока было познакомить детей с понятием "искусство" и с видами искусства на конкретных примерах художественных произведений. Воспитательной задачей явилось воспитывать интерес у младших школьников к искусству. Развивающей - способствовать развитию эстетических качеств младшего школьник.

  Перед занятием детям было предложено подготовить сообщения на заданные темы по искусству. Желающих было множество - все темы оказались разобраны. Кроме того, мы попросили принести картинки с интересными архитектурными сооружениями. Этими заданиями мы обеспечили самостоятельную поисковую работу учеников.

  За несколько дней до урока оформили класс. На стены повесили картины и открытки, принесенные учениками. Ребята имели возможность заранее их рассмотреть.

  Внеклассный урок проходил в форме "Путешествия в страну Прекрасного", что создало дополнительный эмоциональный настрой. Деятельность на уроке была весьма разнообразной: дети слушали музыку, рассматривали картины, выступали с докладами, слушали друг друга, участвовали в обсуждении задаваемых вопросов. Скучать было некогда.

  Занятие прошло на высокой эмоциональной ноте. Когда мероприятие закончилось никто не спешил расходиться, настолько все были увлечены. Впоследствии этот настрой сохранился на весь день. А это самый главный результат. Как мы уже отмечали выше, именно эмоциональные реакции и состояния ребенка являются критерием действенности эстетического воспитания.

 Картины и открытки (нашу "экспозицию") мы оставили  висеть еще на неделю, чтобы  ребята, получив о них новую  информацию, смогли еще раз посмотреть, увидеть уже в знакомых картинах  что-то новое. Ребята, как мы  и рассчитывали подходили и  с новым интересом рассматривали  картины, приходили даже дети  из других классов.

  Результативность этого мероприятия несомненна: средства искусства действительно могут оказывать на младшего школьника свое неограниченное воздействие. Правильно организованный, нацеленный на ребенка урок, вызывает неподдельный интерес и отклик в каждом ученике. Эмоционально насыщенный материал оставляет глубокий отпечаток в душе ребенка, который в будущем станет основой становления эстетического вкуса, идеала, отношения, переживания, а со временем эстетическое чувство к искусству отложит свой отпечаток и на отношении к жизни, действительности. С эстетическим развитием происходит и духовное развитие человека. То, что сегодня ребенок воспринимает эмоционально, завтра перерастет в осознанное отношение и к искусству и к жизни. Таким образом, средства искусства при правильной организации и подаче их ученику действительно способствуют его эстетическому, интеллектуальному и духовному развитию.

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Проблема эстетического  воспитания довольно полно разработана  в отечественной и зарубежной  литературе. Это позволило нам  провести тщательный анализ литературы  по этой проблеме и сделать  следующие выводы. Эстетическое  воспитание действительно занимает  важное место во всей системе  учебно-воспитательного процесса, так  как за ним стоит не только  развитие эстетических качеств  человека, но и всей личности  в целом: ее сущностных сил,  духовных потребностей, нравственных  идеалов, личных и общественных  представлений, мировоззрения.

 Все эти качества  в человеке развиваются под  воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет  и природа, и труд, и окружающая  нас действительность: быт, семья,  межличностные отношения, - все, что  может быть прекрасным. Как основной  носитель прекрасного, искусство  также является средством эстетического  воспитания.

  Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. В этом процессе огромную роль играет школа. В учебном плане закреплены такие предметы как изобразительное искусство, музыка, литература, основой которых является искусство. Это не случайно. Анализируя литературу, мы сделали вывод, что искусство является основным средством эстетического воспитания. Исследование показало, что и познавательный интерес к искусству у младших школьников довольно велик, а наличие интереса - это первое из условий успешного воспитания. Кроме того, материал по искусству обладает большим эмоциональным потенциалом, будь то музыкальное произведение, литературное или художественное. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание, и средством формирования эстетических качеств личности.

  Таким образом, наша гипотеза, заявленная в начале работы, подтвердилась. Действительно, средства искусства, используемые в учебно-воспитательном процессе, являются эффективным средством эстетического воспитания младших школьников. Опытные педагоги, зная это, способны посредством искусства воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное. Однако, на практике мы столкнулись с тем, что учителя мало пользуются искусством в целях эстетического развития ребенка, уделяя больше времени и сил развитию практических навыков. Это недопустимо, так как без ориентации на подлинные духовные и художественные ценности, эстетическое воспитание и развитие личности будет неполноценным. На наш взгляд, реализуя полноценное эстетическое воспитание ребенка в младшем школьном возрасте, учитель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал. Вот те выводы, к которым мы пришли в ходе нашей работы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Буров А.И. Эстетическая сущность искусства/ А.И. Буров – Москва, - 1956 – 295 с.
  2. Киященко Н.И. Эстетическое воспитание и целостное развитие личности. В кн. : Эстетическая культура и эстетическое воспитание /Сост. Г.Е. Лабков-ская. -М, 1983.-304 с.
  3. Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. институтов / Б.Т. Лихачёв - М.: Просвещение, 1985.— 176 с.
  4. Макаренко A.C. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Ред. коллегия: В.Н. Столетов (пред.) и др. Т.2. Под ред. И.А. Каирова (отв. ред.) и др. М.: Педагогика, 1977. - 320 с.
  5. Неменский Б.И. Культура Искусство / Б.И. Неменский - Образование. - М.: Центр ХКО,1995. -79с.
  6. Неменский Б.М. Роль искусств в системе общего образования. Чему и зачем мы учим? // Б.М. Неменский.- «Начальная школа: плюс-минус» .- 2000. №1. - С.3-9.
  7. Непрерывное воспитание детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь: концепция, программа на 2006–2010 гг. / Министерство образования Республики Беларусь ; раз.: Г. А. Бутрим и др. ; под общей редакцией Т. Н. Ковалевой. – с. 24
  8. Нечаева О.С. Формирование и развитие творческих способностей младших школьников в условиях художественно-эстетической интеграции различных видов искусств/О.С.Нечаева. - Дисс.канд. пед. наук. М., 1998.- 202 с.
  9. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах /                             К.Д.Ушинский . М.: Педагогика, 1974.
  10. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие / И.Ф. Харламов – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Высш. шк.,  - 1990 – 576 с.
  11. Эстетическое воспитание школьников. Программа кружковой и факультативной деятельности/ Под ред. О.П. Котиковой.- Мн.: НИО, 1998. 142с.

 

 

 


Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства