Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 00:48, дипломная работа

Краткое описание

Цель - выявление возможностей искусства как средства эстетического воспитания.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания младших школьников средствами искусства.
2. Провести опытно-экспериментальную работу по исследованию уровня интереса младших школьников к искусству.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме эстетического
воспитания младших школьников средствами искусства……………. 5

1.1. Сущность, содержание и особенности эстетического
воспитания в младшем школьном возрасте…………………...
1.2. Пути и средства эстетического воспитания младших
школьников………………………………………………………
1.3. Эстетическая сущность искусства……………………………..
1.4. Восприятие искусства младшими школьниками
(по Б.Т. Лихачеву)……………………………………………….
Глава 2. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию
младших школьников средствами искусства…………………………….
2.2 Анкета по эстетическому воспитанию
младших школьников средствами искусства…………………...
2.3 Внеклассное занятие по эстетическому воспитанию
младших школьников средствами искусства…………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

курсавая по педогогике.docx

— 59.65 Кб (Скачать файл)

 УО «Белорусский государственный университет

культуры и искусств»

Факультет заочного обучения

Кафедра педагогики и социокультурной деятельности

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по предмету педагогика

 

Эстетическое  воспитание младших школьников средствами искусства

 

 

 

                      Выполнила:

                      Плудовская Маргарита Мирославовна

        Студентка  312 «А» группы

                         Руководитель:

            Еремеенкова Т.Н.                                                

 

 

 

 

Минск, 2013 год.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Теоретические  подходы к проблеме эстетического

воспитания младших  школьников средствами искусства……………. 5

 

    1. Сущность, содержание и особенности эстетического

воспитания в младшем школьном возрасте…………………...

 

    1. Пути и средства эстетического воспитания младших

школьников……………………………………………………

 

    1. Эстетическая сущность искусства……………………………..

 

    1.  Восприятие искусства младшими школьниками 

           (по Б.Т. Лихачеву)……………………………………………….

 

Глава 2. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию

младших школьников средствами искусства…………………………….

 

2.2    Анкета по эстетическому воспитанию

                   младших школьников средствами  искусства…………………...

 

2.3    Внеклассное занятие по эстетическому воспитанию

         младших школьников средствами искусства…………………..

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………..

ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

  "Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим".  Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность. "Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов" [6, с. 4-6].

А формировать личность и  эстетическую культуру - особенно важно  в наиболее благоприятном для  этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке  особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес  к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и  другие психические процессы.

  Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности[8, с. 5-7].

  Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая младшего школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.

  Это предположение и определило тему нашего исследования: "Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства".

  Предмет исследования - использование средств искусства в эстетическом воспитании младших школьников.

  Объект исследования - эстетическое воспитание младших школьников.

  Цель - выявление возможностей искусства как средства эстетического воспитания.

  Гипотеза - эстетическое воспитание эффективно, если использовать в учебной деятельности средства искусства, а именно средства изобразительного искусства, музыки, литературы, архитектуры.

  Задачи:

1. Изучить и проанализировать  литературу по проблеме эстетического  воспитания младших школьников  средствами искусства.

2. Провести опытно-экспериментальную  работу по исследованию уровня  интереса младших школьников  к искусству.

3. Провести работу по  эстетическому воспитанию младших  школьников средствами искусства.

  Методы исследования:

1. теоретический анализ  литературы,

2. наблюдение,

3. педагогический эксперимент, 

4. анкетирование,

5. беседа.

 

  База исследования: 4 «А» класс Озёрской СШ Гродненского района, Гродненской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Глава I. Теоретические подходы  к проблеме эстетического воспитания  младших школьников.

 

    1. Сущность, содержание и особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте.

 

 Понятие эстетическое воспитание органически связано с термином «эстетика», обозначающим науку о прекрасном. Само слово эстетика происходит от греческого «aesthesis», что в переводе на русский язык означает ощущение, чувство. Поэтому в общем плане эстетическое воспитание обозначает процесс формирования  чувств в области прекрасного. Но в эстетике это прекрасное связано с искусством, художественными отражением ем действительности в сознании и чувствах человека, с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его. В этом смысле сущность эстетического воспитания состоит в формировании у учащихся способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработке эстетических понятий, вкусов и идеалов, в развитии творческих задатков и дарований в области искусства.

 Эстетическое воспитание  осуществляется с помощью искусства.  Поэтому его содержание должно  охватывать изучение и приобщение  учащихся к различным видам  искусства — к литературе, музыке, изобразительному искусству. Этой  цели служит включение в программу школьного обучения  национальной литературы, рисования, пения и музыки. Существенной стороной эстетического воспитания является также познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека.

Не менее важной стороной содержания эстетического воспитания является его направленность на  личностное развитие учащихся. Какие же стороны этого развития оно должно охватывать?

     Прежде всего  необходимо формировать у учащихся  эстетические потребности в области  искусства, стремление к постижению художественных ценностей общества.

Важнейшим элементом содержания эстетического воспитания является развитие у учащихся художественных восприятий. Эти восприятия должны охватывать широкую область эстетических явлений. Необходимо научить учащихся воспринимать прекрасное не только в литературе, изобразительном искусстве и музыке, но и в природе, а также в окружающей жизни.

Существенным компонентом  эстетического воспитания является овладение учащимися знаниями, связанными с пониманием искусства и умением выражать своз суждения (взгляды) по вопросам художественного отражения действительности. В частности, необходимо формировать у учащихся представления и понятия, относящейся к пониманию различных видов и жанров искусства и специфике художественного отражения действительности, выработать у них умение анализировать содержание произведений искусства.

Большое место в содержании эстетического воспитания занимает формирование у учащихся высоких  художественных вкусов, связанных с восприятием и переживанием прекрасного. Нужно научить учащихся чувствовать красоту и гармонию подлинного произведения искусства, проявлять художественную взыскательность, а также эстетическую требовательность к культуре поведения.

 Важным содержательным  компонентом эстетического воспитания  является приобщение учащихся к художественному творчеству, развитие их склонностей и способностей в музыке, изобразительном и литературном искусстве. Л. Н. Толстой высказывал убеждение в том, что у каждого человека есть разнообразные потребности в художественном творчестве, которые необходимо развивать и использовать в целях воспитания. К. Д. Ушинский отмечал, что «все дети без исключения — страстные рисовальщики», а В. А. Сухомлинский писал, что «каждый ребенок — поэт».

Наконец, эстетическое воспитание должно направляться на раскрытие идейно-политических основ искусства и способствовать формированию у учащихся идейно-политических убеждений и социалистической нравственности[10, с.435-437].

Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы  взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного и  младшего школьного возраста. Б.Т. Лихачев  пишет: "Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения  к жизни". Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности [3, с. 35]. Сущностные нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь.

  Нельзя или, по крайней мере, чрезвычайно трудно научить юношу, взрослого человека доверию к людям, если его в детстве часто обманывали. Трудно быть доброму тому, кто в детстве не приобщился к сочувствию, не пережил детскую непосредственную и потому неизгладимо сильную радость от доброты к другому человеку. Нельзя вдруг во взрослой жизни стать мужественным, если в дошкольном и младшем школьном возрасте так и не научился решительно высказывать свое мнение и смело поступать.

 Конечно, течение жизни  что-то меняет и вносит свои  коррективы. Но именно в дошкольном  и младшем школьном возрасте  эстетическое воспитание является  основой всей дальнейшей воспитательной  работы.

 Одной из особенностей  младшего школьного возраста  является приход ребенка в  школу. У него появляется новый  ведущий вид деятельности - учеба.  Главным человеком для ребенка  становится учитель. Через него дети познают мир, нормы общественного поведения. Взгляды учителя, его вкусы, предпочтения становятся их собственными. Из педагогического опыта А.С. Макаренко известно, что общественно значимая цель, перспектива движения к ней, при неумелой постановке перед детьми оставляют их равнодушными. И наоборот. Яркий пример последовательной и убежденной работы самого педагога, его искренняя заинтересованность и энтузиазм легко поднимают детей на дела.

  Следующая особенность эстетического воспитания в младшем школьном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов школьника.

  Например, формирование эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения, сложный и длительный процесс. Это отмечают все педагоги и психологи, упомянутые выше. В ходе воспитания жизненные отношения, идеалы претерпевают изменения. В отдельных условиях под влиянием товарищей, взрослых, произведений искусства, жизненных потрясений идеалы могут претерпевать коренные изменения. "Педагогическая суть процесса формирования эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые содержательные идеальные представления об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме" [3, с. 55], - отмечает в своей работе Б.Т. Лихачев.

  Для дошкольного и младшего школьного возраста ведущей формой знакомства с эстетическим идеалом является детская литература, мультипликационные фильмы и кино.

 Книжные, мультипликационные  или герои кино, будь то люди, звери, или фантастические вымышленные  существа, наделенные человеческими  качествами, являются носителями  добра и зла, милосердия и  жестокости, справедливости и лживости. В меру своего понимания маленький  ребенок становится приверженцем  добра, симпатизирует героям, ведущим  борьбу за справедливость против  зла. "Это уже, безусловно, формирование  идеала как части мировоззрения  в той своеобразной форме, которая  позволяет малышам легко и  свободно войти в мир общественных  идеалов. Важно только, чтобы первые  идеальные представления ребенка  не оставались на уровне лишь  вербально-образного выражения. Надо постоянно, всеми средствами побуждать детей к тому, чтобы они в своем поведении и деятельности приучались следовать любимым героям, реально проявляли и доброту, и справедливость, и способность изображать, выражать идеал в своем творчестве: стихах, пении и рисунках" [3, с. 56].

Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства