Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 00:48, дипломная работа

Краткое описание

Цель - выявление возможностей искусства как средства эстетического воспитания.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания младших школьников средствами искусства.
2. Провести опытно-экспериментальную работу по исследованию уровня интереса младших школьников к искусству.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме эстетического
воспитания младших школьников средствами искусства……………. 5

1.1. Сущность, содержание и особенности эстетического
воспитания в младшем школьном возрасте…………………...
1.2. Пути и средства эстетического воспитания младших
школьников………………………………………………………
1.3. Эстетическая сущность искусства……………………………..
1.4. Восприятие искусства младшими школьниками
(по Б.Т. Лихачеву)……………………………………………….
Глава 2. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию
младших школьников средствами искусства…………………………….
2.2 Анкета по эстетическому воспитанию
младших школьников средствами искусства…………………...
2.3 Внеклассное занятие по эстетическому воспитанию
младших школьников средствами искусства…………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

курсавая по педогогике.docx

— 59.65 Кб (Скачать файл)

 С младшего школьного  возраста происходят изменения  в мотивационной сфере. Мотивы  отношения детей к искусству,  красоте действительности осознаются и дифференцируются. Д.Б. Лихачев отмечает в своей работе, что к познавательному стимулу в этом возрасте добавляется новый, осознанный мотив. Это проявляется в том, что "...одни ребята относятся к искусству и действительности именно эстетически. Они получают удовольствие от чтения книг, слушания музыки, рисования просмотра фильма. Они еще не знают, что это и есть эстетическое отношение. Но в них сформировалось эстетическое отношение к искусству и жизни. Тяга к духовному общению с искусством постепенно превращается для них в потребность.

 Другие дети общаются  с искусством вне собственно  эстетического отношения. Они  подходят к произведению рационалистически:  получив рекомендацию прочитать  книгу или посмотреть фильм,  они читают и смотрят их  без глубокого постижения сути, лишь для того, чтобы иметь  о нем общее представление" [3, с. 164]. А бывает, что читают, смотрят или слушают из престижных соображений. Знание педагогом истинных мотивов отношения детей к искусству помогает сосредоточить внимание на формировании подлинно эстетического отношения.

  Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление, память. В раннем детстве ребята живут непосредственной, глубоко эмоциональной жизнью. Сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, облегчают процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения. В работе Н.И. Киященко довольно четко подчеркивается, что "педагогическое использование эмоционального отношения ребенка к миру - один из важнейших путей проникновения в детское сознание, его расширения, углубления, укрепления, конструирования". Он также отмечает, что эмоциональные реакции и состояния ребенка являются критерием действенности эстетического воспитания. "В эмоциональном отношении человека к тому или иному явлению выражается степень и характер развитости его чувств, вкусов, взглядов, убеждений и

 воли" [2, с. 29].

 Таким образом, мы выявили, понятие сущность эстетического воспитания и его содержание в которое входит: направленность на личностное развитие учащихся; развитие у учащихся художественных восприятий; развитие художественны вкусов, связанных с восприятием и переживанием прекрасного; приобщение учащихся к художественному творчеству, развитие их склонностей и способностей; раскрытие идейно-политических основ искусства и способствовать формированию у учащихся идейно-политических убеждений и социалистической нравственности. Младший школьный возраст - это особенный возраст для эстетического воспитания, где главную роль в жизни школьника играет учитель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.

 

1.2. Пути и средства эстетического воспитания младших школьников.

 

  В жизни ребенка имеет воспитательное значение буквально все: убранство помещения, опрятность костюма, форма личных отношений и общения, условия труда и развлечений - все это либо привлекает детей, либо отталкивает. Задача не в том, чтобы взрослым организовать для детей красоту окружающей среды, в которой они живут, учатся, работают, отдыхают, а в том, чтобы вовлечь всех детей в активную деятельность по созиданию и сохранению красоты. "Только тогда красота, в созидании которой ребенок принимает участие, по-настоящему видна ему, становится чувственно осязаемой, делает его ревностным защитником ее и пропагандистом" [3, с. 76].

  Передовые педагоги понимают, как важно сочетать в процессе эстетического воспитания всю совокупность разнообразных средств и форм, пробуждающих и развивающих в школьнике эстетическое отношение к жизни, к литературе и искусству. В школе должно обращаться внимание не только на содержание школьных предметов, но и на средства действительности, на факторы, оказывающие влияние на эстетическое развитие личности.

  Одним из таких факторов является эстетизация среды, отмеченная в работе Г.С. Лабковской. Главная задача эстетизации среды обитания по ее мнению сводится к "достижению гармонии между создаваемой человеком "второй природой" и естественной природой. Проблема эстетизации среды обитания органически связана с решением одной из сложных и насущных проблем совершенного человечества - проблемы рационального использования природных богатств и охраны окружающей среды. Когда человек остается наедине с природой, как раз и раскрывается истинное лицо его эстетической культуры. Изучение ребятами законов развития природы, умение видеть многообразие ее форм, постижение ее красоты - это главное, чему должна научить школа" [2, с. 29].

 Следующий фактор эстетического  развития личности - эстетика быта, в эстетическом воспитании отмечает и К.В. Гавриловец в своей работе "Нравственно-эстетическое воспитание школьников". "Эстетика школьного быта - это обстановка классов, кабинетов, залов, коридоров и т.д. Убранство вестибюля, оформление отрядного уголка, стендов - все это либо молчаливые помощники педагога в эстетическом, а, следовательно, и в нравственном воспитании школьников, либо его враги" [7, с. 14]. Если ребенка с первого класса и до окончания школы окружают вещи, отличающиеся красотой, целесообразностью, простотой, то в его жизнь подсознательно входят такие критерии, как целесообразность, упорядоченность, чувство меры, т.е. критерии, которые позднее определят его вкусы и потребности.

 Если в кабинете  месяцами висит небрежно оформленная  газета, если классный уголок  не несет новой, интересной  необходимой информации, если не  уделяется должного внимания  чистоте кабинета, у школьников  постепенно складывается установка  на терпимое отношение к излишествам,  небрежности.

  Эстетика поведения и внешнего облика, - не менее значимый фактор эстетического воспитания. Здесь существенное влияние на детей оказывает непосредственно личность учителя. Как отмечает К.В. Гавриловец: "В своей работе, учитель влияет на воспитанников всем своим внешним обликом. В его костюме, прическе проявляется эстетический вкус, отношение к моде, которое не может не влиять на вкусы юных. Модный и в то же время деловой стиль в одежде, чувство меры в косметике, выборе украшений помогают формировать у подростков правильный взгляд на соотношение внешнего и внутреннего в облике человека, вырабатывать у них "нравственно-эстетический критерий достоинства человека" [7, с. 14].

  А.С. Макаренко также уделял большое внимание внешнему виду и утверждал, что у учеников "ботинки должны быть всегда почищены, без этого какое может быть воспитание? Не только зубы, но и ботинки. На костюме не должно быть никакой пыли. И требование прически... серьезные требования надо предъявлять к каждому пустяку, на каждом шагу - к учебнику, к ручке, к карандашу" [4, с. 218].

Благополучное эмоциональное  самочувствие, состояние защищенности, как назвал его А.С. Макаренко, стимулирует  наиболее полное самовыражение личности в коллективе, создает благоприятную  атмосферу для развития творческих задатков школьников, обнажает красоту  чутких отношений друг к другу. В  качестве примера прекрасных эстетических отношений можно рассматривать  такие отношения, как дружба, взаимопомощь, порядочность, верность, доброта, чуткость, внимание.

  Важнейшим источником эмоционального опыта школьников являются внутрисемейные отношения. Формирующее и развивающее значение семьи очевидно. Однако не все современные семьи обращают внимание на эстетическое развитие своего ребенка. В таких семьях довольно редко происходят разговоры о красоте окружающих нас предметов, природы, а о походах в театр, музей не может быть и речи. Классный учитель должен помочь таким детям, постараться восполнить недостаток эмоционального опыта, особой заботой в классном коллективе. Задачей классного руководителя является проведение бесед, лекции с родителями по эстетическому воспитанию подрастающего поколения[4, с. 222].

 Помимо воздействия  на ребенка средств окружающей  действительности, эстетическое воспитание  осуществляется целенаправленно в школе. По словам Д.К. Ушинского каждый предмет в школе может эстетически воспитывать: "в любом предмете есть более или менее эстетический элемент". Любой предмет, будь то математика, физкультура, природоведение вызывает в школьнике определенные эмоции посредством своего материала. Чтобы стать средством эстетического воспитания учителю достаточно творчески подойти к предмету своей науки, пробудить творческий интерес к нему школьников[9, с. 56].

       Важным средством организации разнообразной художественно-творческой деятельности учащихся являются различные формы внеклассной работы: коллективы художественной  самодеятельности, кружки и студии по литературе, музыке и изобразительному' искусству, организации встреч с работниками искусства и др. Они позволяют знакомить учащихся с творческой деятельностью писателей, музыкантов и художников, проводить диспуты по проблемам художественного творчества, устраивать утренники, выставки и т. д. В этих кружках и студиях учащиеся приобщаются к художественному творчеству и делают первые шаги в литературе, музыке и изобразительном искусстве. Результаты художественного творчества школьников оформляются в виде рукописных (машинописных) литературных журналов, выставок картин и рисунков, организации музыкальных вечеров и т.д.[10,с. 441-442]

Таким образом, средства и  формы эстетического воспитания весьма разнообразны начиная от предметов  естественно-математического цикла  в школе и заканчивая "шнурками на ботинках". Эстетически воспитывает  буквально все, вся окружающая нас  действительность. В этом смысле к  важным источникам эстетического опыта  детей относится и искусство, так как: "Искусство является наиболее концентрированным выражением эстетического  отношения человека к действительности и поэтому играет ведущую роль в эстетическом воспитании" [6, с. 4].

 

 1.3 Эстетическая сущность искусства.

 

  Важность искусства в эстетическом воспитании не вызывает сомнения, так как оно является собственно его сутью. Особенность искусства как средства воспитания заключается в том, что в искусстве "сгущен, сконцентрирован творческий опыт человека, духовное богатство" [9, с. 75]. Искусство дает огромный материал для познания жизни. "В том-то и заключается основная тайна художественного творчества, что художник, подмечая основные тенденции развития жизни, воплощает их а такие полнокровные художественные образы, которые с огромной эмоциональной силой действуют на каждого человека, заставляя его постоянно размышлять о своем месте и назначении в жизни" [3, с. 103].

 В процессе общения  ребенка с явлениями искусства,  накапливается масса разнообразных,  в том числе и эстетических, впечатлений.

  Искусство оказывает широкое и многостороннее воздействие на человека. Художник, создавая свое произведение, глубоко изучает жизнь, вместе с героями любит, ненавидит, борется, побеждает, гибнет, радуется и страдает. Любое произведение вызывает наше ответное чувство. Б.М. Неменский так описал это явление: "И хотя сам по себе творческий процесс создания художественного произведения как будто уже совершился, каждый человек вслед за художником творцом погружается в него всякий раз, когда воспринимает произведение искусства. Он вновь и вновь в меру своих личных способностей становится творцом, "художником", переживая жизнь как бы "душой автора" того или иного произведения, радуясь или восхищаясь, удивляясь или испытывая гнев, досаду, отвращение"[5, с. 75].

  Встреча с явлением искусства не делает человека сразу духовно богатым или эстетически развитым, но опыт эстетического переживания помнится долго, и человеку всегда хочется вновь ощутить знакомые эмоции, испытанные от встречи с прекрасным.

  "Постижение искусства есть познавательный процесс глубоко творческого характера", - отмечают авторы книги "Эстетическое воспитание школьников". "Энергия активного, творческого отношения человека к искусству зависит как от качества самого искусства, так и от индивидуальных способностей человека, от его собственного духовного напряжения и от уровня его художественного образования. Те же авторы сделали правильное замечание: «Только подлинное искусство воспитывает, но только человек с развитыми способностями может пробудиться сотворчеству и творчеству". Искусство может и не выполнить своей воспитательной роли, если ребенок не получит собственно художественного развития и образования, не научится видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве и жизни[11, с. 75].

  Жизненный опыт ребенка на различных стадиях его развития настолько ограничен, что дети не скоро научаются выделять из общей массы собственно эстетические явления. Задача педагога воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала. Рассматривая проблему эстетического воспитания средствами искусства необходимо учитывать возрастные особенности школьников. Нельзя требовать от ребенка, чтобы он оценил картину Рафаэля "Сикстинская мадонна", но можно и нужно так развивать его способности, его духовные качества, чтобы, достигнув определенного возраста, он мог наслаждаться творчеством Рафаэля. Воспитание искусством тем самым преследует цель, прежде всего воздействия на внутренний мир ребенка, на его индивидуальное духовное богатство, которое определит и его дальнейшее поведение" [11, с. 78].

  В связи с этим становится совершенно понятно: для того, чтобы вести ребенка по пути творческого постижения искусства, нужно знать, как воздействует искусство, в чем заключена его воспитательная роль.

  Существует несколько видов искусства: литература, музыка, изобразительное искусство, театр, кино, хореография, архитектура, декоративное искусство и другие. Специфика каждого вида искусства в том, что оно особо воздействует на человека своими специфическими художественными средствами и материалами: словом, звуком, движением, красками, различными природными материалами. Музыка, например, непосредственно обращена к музыкальному чувству человека. Скульптура затрагивает другие струны человеческой души. Она передает нам наглядно объемную, пластическую выразительность тела. Она воздействует на способность нашего глаза воспринимать прекрасную форму.

Информация о работе Эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства