Эстетическое воспитание в детском саду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2015 в 14:32, реферат

Краткое описание

Данная работа состоит из введения, основной части, включающей 2 вопроса, и заключения. Первый вопрос раскрывает основные понятия, задачи, содержание и методы эстетического воспитания. Во втором - рассматривается вопрос о формировании основ эстетического воспитания с раннего детства до старшего дошкольного возраста в детском саду.
Я считаю, что в наше время проблема эстетического воспитания очень актуальна.

Содержание

Введение
3
1.
Эстетическое воспитание – одно из основных направлений
в дошкольной педагогики.

3

1.1.
Основные понятии эстетического воспитания
3

1.2.
Задачи эстетического воспитания
3

1.3.
Содержание и методы эстетического воспитания
5
2.
Формирование основ эстетического воспитания в детском саду
6
3.
Заключение
10
4.
Список литературы
11

Вложенные файлы: 1 файл

реферат ИПК.doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)

Практическое применение методов и приемов находятся в прямой зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей и строится дифференцированно, с учетом продвинутости всего коллектива и каждого ребенка в отдельности.

В целом лишь комплекс всевозможных методов может обеспечить полноценное художественное развитие детей.

Таким образом, эстетическое воспитание играет большую роль в воспитании высокообразованного, культурного и нравственного человека, обеспечивает комплексный подход к развитию личности, и проявляется это в его отношении к людям, труду, искусству, жизни. Методы эстетического воспитания помогают воспитать человека, и направлены на обучение думать, искать, пробовать и находить решение.

 
2. Формирование основ эстетического воспитания в детском саду

         В своей работе я хотела бы проследить, когда закладываются основы эстетического воспитания раннего детства и дошкольного возраста.

Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему – сложный процесс, в основе которого лежит правильное, гармоничное развитие чувств.

Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека. 
"Ничто ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя"1 – говорил К.Д.Ушинский.

Особую группу чувств составляют высшие чувства: эстетические, нравственные и интеллектуальные. 
         Формирование эстетических чувств начинается с раннего детства. Дошкольный возраст - это период первоначального фактического складывания личности. Дети дошкольного возраста с большим желанием строят замки и крепости из снега, мокрого песка или кубиков, забивают гвозди, с не меньшим старанием рисуют карандашами, красками или мелом. Родители должны всегда поддерживать, а не тормозить эти естественные потребности детей.

Воспитание у детей устойчивого интереса к труду, желание понять красоту окружающего мира начинается именно в семье. Ребенок еще только научился сидеть, сделал первые шаги - и уже в этом возрасте можно закладывать основы эстетического воспитания.

К концу дошкольного возраста ребенок может переживать элементарные эстетические чувства и состояния. Их вызывает красивая, мелодичная и спокойная музыка (колыбельная), веселая песня, бодрый марш. Ребенок радуется красивому банту на голове, любуется чем-то блестящим:украшенной елкой, брошкой и т.д. В этих переживаниях сначала отчетливо выступает прямая подражательность взрослому, в виде сопереживания. Ребенок повторяет за мамой: "Как красиво!" Поэтому, общаясь с маленьким ребенком, взрослые должны подчеркивать эстетическую сторону предметов, явлений и их качеств словами: "какой красивый красный мяч", "как нарядно одета кукла" и так далее.

Очень быстро дети начинают и сами отличать явно некрасивое, дисгармоничное от мелодичного, гармоничного, особенно в воспринимаемых звуках.

Необходимо пробуждать у малышей интерес к произведениям художественной литературы. Во время рассказа детям коротеньких художественных и народных стишков ("ладушки-ладушки", "водичка, водичка, умой мое личико" и так далее) у детей развивается умение вслушиваться в звуки, чувство ритма, слуховая чувствительность и эмоциональная выразительность голоса.

Поведение взрослых, их отношение к окружающему миру, к ребенку становится для малыша программой его поведения, поэтому очень важно, чтобы дети видели вокруг себя как можно больше доброго и красивого. В этом возрасте родители своим примером могут воспитать у ребенка любовь к чистоте и порядку. Очень важно уже в этот период обращать внимание детей на красоту окружающего мира в самых доступных ее проявлениях. Взрослые должны научить своего ребенка радоваться хорошей постройке товарища, красивому букету, нарядно одетой кукле - все это будет прививаться при непосредственном влиянии мамы и папы.

Оценочное отношение взрослых сказывается и на формировании эстетических чувств детей. Общий эмоциональный тон (некрасиво поет, нравится), характерный для младших дошкольников, сменяется у старших более определенными и дифференцированными эстетическими оценками: "Какая грустная музыка, даже хочется

плакать", " Какая у тебя безобразная шляпа, как горшок".

Подрастая, ребенок попадает в новый коллектив - детский сад, который берет на себя функцию организованной подготовки детей к взрослой жизни. Вопросы эстетического воспитания в детском саду начинаются с тщательно продуманного оформления помещения. Все, что окружает ребят: столы, пособия - должно воспитывать своей чистотой, аккуратностью и чистотой.

Еще одним из главных условий является насыщенность здания произведениями искусства: картинами, художественной литературой, музыкальными произведениями. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства. Большое значение в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста имеет народно-декоративно-прикладное искусство. Воспитатель должен знакомить детей с изделиями народных мастеров: дымковскими игрушками, резьбой по дереву, вышивкой и другими. Тем самым прививая ребенку любовь и уважение к труду.

Эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое. Обучение, которое целенаправленно осуществляется в детском саду, направлено также и на развитие эстетических чувств, поэтому большое значение имеют такие систематические занятия, как музыкальные, ознакомление с художественной литературой, рисование, лепка и аппликация. Эстетические чувства развиваются на занятиях изобразительной деятельностью, особенно если воспитатель учит детей подбирать формы, цвета, составлять красивые орнаменты, узоры и т.д.

Очень важную роль в создании эстетической среды играет музыка. Она должна звучать как на музыкальных занятиях, так и включаться в другие виды деятельности. Музыка, начиная звучать на утренней зарядке, создает у детей бодрое настроение, активизирует и повышает их жизненный тонус.

Игры с пением и хороводами строятся на произведениях казахского национального и народного творчества, являясь прекрасным материалом нравственно-эстетического воспитания детей. Усваивая национальные и народные образы, дети начинают чувствовать красоту напевов, выразительность языка - все это способствует формированию музыкально-эстетического вкуса.

Получая разнообразные музыкальные впечатления, дети стремятся к самостоятельному музицированию, подбирая полюбившиеся мелодии на детских инструментах.

Один из актуальных вопросов современности – изучение исторического наследия казахского народа, успешное применение его основных идей и содержания в учебно-воспитательном процессе, в повседневной жизни.

Особенностью программы в детском саду является содержание нравственно-эстетического воспитания – воспитание всесторонне развитой личности, с национальной психологией и самосознанием, проникнутой уважением к традициям и обычаям своего народа; красиво, знающего язык своего народа, духовно богатого человека.

Народное достояние – это, призывающие ребенка к светлым чувствам, колыбельные песни матери, наполненные мудрости пословицы-поговорки, загадки-скороговорки, волшебные сказки, вызывающий неиссякаемый интерес к играм.

У каждого народа в воспитании своих потомков есть национальные особенности. Отсюда задача сегодняшнего дня – брать на вооружение эти замечательные традиции народов и широко использовать их в воспитательном процессе. Тем самым, формируя у детей самосознание с целью нравственно-эстетического воспитания любви к родной земле, своей стране, к замечательной родине – Казахстану и способствуя расширению знания детей о народных традициях, которые явятся основой приобщения их к народной культуре. Воспитание чувств национальной гордости, дружбы и взаимосвязи с другими народами.

Также одним из важнейших средств эстетического воспитания является природа - вечный источник разнообразных эстетических переживаний. Живая природа воздействует на малыша, вызывая у него эмоциональный отклик, поэтому на экскурсиях, прогулках взрослые должны обращать внимание детей на своеобразие красок природы, учить слышать "живой" голос леса, поля. Прогулки должны создавать у детей радостное настроение. Необходимо дать воспитанникам почувствовать удовольствие от пребывания на природе: прохладно, поют птицы, шумят деревья. Совместное рассматривание с детьми понятных детям проявлений красоты в природе, ярко выраженное восхищение взрослого при виде маленькой пушистой собачки, красивой лужайки, заходящего солнца вызывают у ребенка соответствующие эмоциональные переживания и постепенно формируют у него дифференцированное отношение к окружающему, понимание красивого. Малыш начинает потом уже и сам выделять в окружающем наиболее красивые явления: "посмотрите, какие красивые цветы несет дядя!"

Живая природа - это удивительный, сложный и многогранный мир, особое место в котором отведено животным. Знания о животных дети приобретают разными путями: через книгу и картинку, рассказ взрослого или кинофильм. Но особое значение в дошкольном возрасте имеет непосредственное общение с животными. Поэтому в детском саду специально создаются уголки природы. Правильно организованные наблюдения учат ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Именно на их основе рождаются самостоятельные суждения, умения обобщать, замечать изменения, что приводит к постепенному накоплению и углублению знаний. Наблюдения помогают детям систематически знакомиться с миром животных и проявлять свое внимательное отношению к нему. Они начинают замечать не только необычное, удивительное, но и в обыденном, привычном начинают находить интересное. Уход за живыми обитателями уголка формирует у детей эстетическое восприятие и отношение, умение создавать красоту самому и с уважением относиться к труду другого человека.

Формирование первых эмоционально-эстетических оценок, воспитание художественного вкуса во многом зависит от игры. Общеизвестно влияние художественных игрушек на эстетическое воспитание детей. Примером служат народные игрушки: матрешки, веселые дымковские свистульки и другие.

Очень большое значение имеет подбор игрушек и уход за ними. Рваная или грязная кукла не только некрасива, но и воспитывает равнодушие к этой игрушке. 
Пример воспитателя, его эмоциональная отзывчивость на красивое особенно необходимы детям для становления их собственного эстетического вкуса.

Немалую роль играют занятия по ознакомлению детей с художественной литературой. Через веселые рассказы, стихи, басни дети осваивают категорию комического и смешного, с их помощью можно развить у ребенка чувство юмора. 
Юмор - форма комического, в которой предметы, события и их поступки изображаются в смешном виде.

У ребенка очень важно воспитывать чувство юмора с самого раннего детства, оно способствует душевному здоровью, помогает противостоять трудностям и невзгодам. К. Чуковский писал в книге "От двух до пяти": "...Это задача немалая - воспитать в ребенке юмор, то драгоценное качество, которое, когда ребенок подрастет, увеличит его сопротивление всякой неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и дрязгами."1

Исследователи - психологи С.П.Рубинский, М.М.Конина считают, что развивать у детей способность замечать и понимать смешное - значит развивать у них гибкость ума и сообразительность. Для того, что бы понять комическое, ребенку нужно мысленно восстановить правильное положение вещей, сделать ряд умозаключений, сопоставить с окружающей действительностью. Это обогащает мысль и фантазию.

Чувство комического у детей в значительной степени отличается от данного чувства взрослого человека. Оно возникает в результате раскрытия доступных им противоречий в чем либо. Первые проявления чувства комического у детей в элементарной форме можно наблюдать очень рано. Маленькому ребенку доступны самые примитивные, чисто внешние формы комического, основанные на несоответствии привычке, ожиданию. Способность замечать отклонения от нормы и воспринимать их как комические появляются в результате формирования у малышей достаточно устойчивых представлений о внешнем виде предметов, людей, животных, об их движениях. Дети младшего и среднего дошкольного возраста легче всего воспринимают комическое в поведении животных, близких им по возрасту сказочных персонажей, ровестников. Труднее - в поведении взрослых. Так как они являются для детей образцом разумного, поэтому смешное в их поведении дети не замечают, считая это нормой. 
В старшем дошкольном возрасте ребенок может заметить уже более тонкие несоответствия, часто смеется над нелогичностью действий и поступков взрослых. В этом возрасте дети с удовольствием слушают смешные сказки, стихи, пытаются сами создавать комические ситуации в рисунках и сказках.

"У ребенка есть  великая потребность смеяться. Дать  ему добротный материал для  удовлетворения этой потребности - одна не из последних задач воспитания"2 - писал К.Чуковский.

Формированию у детей дошкольного возраста чувство юмора способствуют произведения лучших детских писателей: Чуковского, Маршака, Носова и др., раскрывающие различные по своей сложности комические моменты.

Необходимо постепенное усложнение комического содержания. Вначале используются произведения, где ярко выражены комические ситуации, в основе которых лежит одушевление предметов, незнание героями элементарных правил поведения, известных детям.

Затем подбираются произведения более сложные, содержащие комизм, основанный на нелогичности поступков, показе каких-либо отрицательных качеств персонажа. 
Для воспитания чувства юмора незаменимы "перевертыши - педагогически ценные познавательные произведения. Они закрепляют у ребенка правильное понимание действительности. Они не только забава, но и полезный умственный труд. 
Перевертыши - это произведения, где их герои действуют вопреки своим реальныи свойствам и качествам. Замечательным мастером перевертышей был К.Чуковский. Стихи о перевернутом мире по своей природе шалость, комическая игра, вольность, они подводят ребенка к первоосновам юмора. Это новая ступенька в познании, так как ребенок утверждается в житейском опыте, он явственно ощущает вздор, знает, что на самом деле все не так.

Информация о работе Эстетическое воспитание в детском саду