Эмпирические исследования особенностей формирования социальных отношений у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 10:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования : Выявить эффективность сюжетно ролевой игры в процессе социализации детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть теоретико-методологические основы социализации, проанализировать современное состояние изученности проблемы социализации дошкольников.
2. Выделить особенности сюжетно ролевой игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте.
3. Определить условия социализации детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности.
4. Выявить и экспериментально проверить уровни сформированности игрового взаимодействия детей дошкольного возраста.

Вложенные файлы: 1 файл

сюжетно0ролевая игра как средство сощиализации детей старшего дошкольного возроста.doc

— 410.50 Кб (Скачать файл)

- Общая самооценка  у ребенка выше, чем предполагаемая  оценка его отцом. При беседе  выясняется, что отец обычно бывает  более строг, чем другие члены  семьи.

- Общая самооценка  ребенка выше, чем предполагаемая  оценка воспитателем. Это говорит,  о том, что воспитатель обычно бывает строг, особенно в ситуации плохого поступка.

- Общая самооценка  обычно чуть выше, или равна  предполагаемой оценке сверстников,  друзей.

- Общая самооценка  у девочек очень высокая, высокая,  или адекватная, заниженной самооценки  нет.

-  Общая самооценка  у мальчиков несколько ниже, чем  у девочек.

Истоки  такого отношения  к себе надо искать в семье, чаще всего это отражение оценок родителей. Высокий уровень самооценки говорит  о том, что ребенка в семье  любят и поддерживают, при низком уровне самооценки можно предположить, что в семье преобладает авторитарный или безразличный стиль воспитания, когда детей часто ругают, мало хвалят, или не обращают на них достаточного внимания.

Следует обратить внимание, что у дошкольников преобладает  высокий и средний уровень самооценки, что по мнению психологов является нормой этого возраста, тогда как низкий уровень можно скорее рассматривать как отклонение, мешающее продуктивному, гармоничному развитию личности.

 

Тест «Два домика» изучает коммуникативную сферу ребенка, особенности отношения к миру и самому себе, эта методика позволяет выявить взаимоотношения ребенка в группе ДОУ, увидеть имеющиеся проблемы в общении.

Перед ребенком кладется листок на бумаги, на котором изображены два домика: красный и черный.

Инструкция: В красном  домике живут хорошие дети, там  много сладостей и игрушек, в  черном домике живут плохие дети, тем  нет сладостей и игрушек. Где  ты живешь? Кого ты возьмешь жить с собой  из группы? Кого ты поселишь в черный домик? И почему?

Данный тест также выявляет самооценку ребенка и отношение к детям в группе.

Девочки поместили себя в красный домик, что показывает положительное отношение детей  к себе и является типичным для  большинства дошкольников.

С собой пригласили жить от пяти до десяти человек из группы, в основном это девочки. В черный домик отправили жить мальчиков, объясняя, свой выбор тем, что они непослушные, обзываются.

Шестеро мальчиков, решили жить в красном домике, двое, разместили себя, в черном домике, что говорит  о нелюбви к  себе, и перекликается с результатами теста «Лесенка».  С собой в красный домик мальчики взяли жить своих друзей, так и поясняя свой выбор: «Он мой друг». В черный домик отправили мальчиков, которые неконтактны, обзываются, дерутся. Также критерием «плохого» сверстника является мнение воспитателя, дети говорят, что такого ребенка часто ругает воспитатель, т.е. мнение «значимого» взрослого оказывает непосредственное влияние на мнение дошкольника.

Выяснилось, что старшие  дошкольники эмоционально чувствительны в сфере социальных отношений, т.к. имеют многочисленные социальные контакты со своими сверстниками, считают себя достаточно взрослыми, у них достаточно развита самокритичность, они умеют оценить себя и своих сверстников, дают мотивированные ответы, объясняя свой выбор.

Формирование личности дошкольника зависит от оценок окружающих его людей. Особенно следует подчеркнуть  роль семьи как первой социальной среды ребенка. Семейные условия, внутрисемейные отношения, психологический климат в семье оказывают непосредственное влияние на формирование личности ребенка. У детей уверенных в себе, отношения в семье наполнены взаимоуважением и любовью, ребенок является полноправным членом семьи. Семейные условия детей с низкой самооценкой характеризуются недостатком общения, взрослые не хвалят, не поддерживают ребенка, видят лишь недостатки, не участвуют в совместной деятельности с ребенком.

Также очень важны  контакты со сверстниками, взаимоотношения  в группе. Благоприятные отношения  со сверстниками создают у дошкольников уверенность в себе, чувство причастности к коллективу, повышают его самооценку, положительное отношение к себе и к окружающим.

Конечно, играют роль и  врожденные особенности темперамента детей. Тип реакции ребенка влияет  на взаимоотношения с окружающими, настороженное или положительное восприятие нового. Индивидуальные свойства влияют также на эмоциональные отношения с людьми, что может быть чревато  неуспехом в социальных отношениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по второй главе:

1. Роль семьи в становлении личности исключительна, ее не могут подменить иные социальные институты.

2. Для старшего дошкольника очень важны контакты со сверстниками, взаимоотношения в группе.

К концу дошкольного  возраста развивается способность  критически относиться к себе и к  окружающим, мотивировать самооценку и оценку, даваемую сверстникам, осознавать свои возможности, умения и качества, в этом ребенку помогает умение оценивать сверстника, анализ и сравнение себя со сверстниками, также ребенком берется во внимание оценочные воздействия взрослых, т.к. в старшем дошкольном возрасте взрослый остается для ребенка таким же  авторитетом, как и для малыша. Низко оценивая себя, дети низко оценивают и родителей, и воспитателей, и сверстников.

3. Дошкольник воспринимает  себя, через близких взрослых, которые его воспитывают. И большее влияние «значимых» взрослых будет именно на старшего дошкольника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

 

В огромном современном  мире человек, присваивая многие общечеловеческие достижения, ощущает себя в новом  человеческом качестве. Уже не только конкретное общество, но и весь мир в целом становится предметом его отношения. И в этом огромном мире особенно важно осмыслить себя, свое место в нем, в новых культурных и других связях, отношениях, определить свое Я.

Личностью может стать  лишь человек, желающий чего-то добиться в жизни, имеющий свои цели и упорно идущий к их достижению. Это человек с устойчивой системой норм, ценностей, имеющий твердые убеждения, а также собственное мнение по каждому вопросу, умеющий отстаивать свою точку зрения. Личностью становится далеко не каждый. Становление личности связано с влиянием на человека различных факторов, как биологических, так и социальных.

Семья оказывает огромное влияние на социализацию ребенка. Семейные условия воспитания, ступень, которое семья занимает в обществе, род занятий ее членов, материальное обеспечение и уровень образованности родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия с возрастом накапливается, преломляясь в структуре личности.

Функциональный потенциал  семьи в рамках общества огромен. Разрушение семейных связей неизбежно  сопряжено с нарушением нормального развития детей и накладывает долгий, в известной мере, неизгладимый отпечаток на всю их последующую жизнь.

Семья не только дарит  человеку жизнь. В семье человек  получает свой первый социальный опыт, делает первые шаги, говорит первые слова. На становление личности человека влияют не только мать и отец, но и  другие члены семьи. Очень важно, чтобы маленький человечек воспитывался в доброжелательной атмосфере, чтобы в процессе воспитания у родителей не было разногласий по поводу методов его воспитания, чтобы ребенок не был свидетелем конфликтов. В противном случае он может вырасти в асоциальную личность, наносящую вред не только окружающим, но и себе.

Недостатки семейного  воспитания, в основном, вызваны  тем, что родители или не знают  природу ребенка, пути и методы воспитания, или не уделяют достаточно времени  и энергии делу воспитания своего ребенка. Всегда, когда речь заходит о неблагополучности семьи, особое внимание обращают на неполные и распавшиеся семьи, однако следует отметить, что большинство трудновоспитуемых растет в формально полных, материально обеспеченных семьях. Можно сказать, что решающую роль играет не состав семьи, а взаимоотношения, установившиеся между ее членами, их влияние на ребенка; именно нездоровые отношения в семье, пример отрицательного поведения родителей и является важнейшей причиной трудновоспитуемости.

На сегодняшний день не все семьи готовы взять на себя всю нагрузку по развитию и воспитанию детей. Среди основных трудностей семьи на первом месте стоит ее самоустранение от воспитания детей. Родителям становится все труднее справляться с воспитанием детей, и они все больше надеются на дидактическую, воспитательную и социокультурную роль образовательных учреждений.

Старшие дошкольники  эмоционально чувствительны в сфере  социальных отношений, т.к. имеют многочисленные социальные контакты со своими сверстниками. Следует подчеркнуть важность социальных контактов ребенка со сверстниками, т.к. ведущей потребностью старших дошкольников является личностное общение, ведущей деятельностью – сюжетно-ролевая игра.

Дети дошкольного возраста должны иметь возможность практически  осваивать и закреплять нравственно-этические нормы, ведущие к овладению механизмами социальных и нравственно-гражданских отношений между людьми через активное взаимодействие семьи с дошкольным образовательным учреждением.

Взаимодействие личности, семьи, образовательного учреждения и общества становится сегодня глобальной, общемировой проблемой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников / О.А. Белобрыкина. – Вопросы психологии – 2001. - №4.- С.31-38.
  2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович .- Воронеж, 1997. – 349с.
  3. Изард К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. – СПб, 1999. – 464с.
  4. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб, 2001. – 745с.
  5. Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии / В.Г. Каменская. – М, Форум-Инфра-М, 2010. – 287с.
  6. Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова  - М, Издательский центр «Академия», 2004. – 416с.
  7. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание / И.С. Кон. – М, 1984. – 209с.
  8. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека /И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М, ООО ТЦ Сфера, 2006. – 463с.
  9. Курсовое проектирование студента педагогического вуза / Сост. С.В. Шмачилина. –Омск: Изд-во «Издательский Дом ЛЕО», - 2008. – 40с.
  10. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать их проблемы / Д.Лешли. – Москва, Просвещение 1991. – 222с.
  11. Макаренко А.С. Педагогическая поэма / А.С. Макаренко. – М, Художественная литература, 1987. – 623с.
  12. Методы и методики психолого-педагогического исследования / Сост. С.В. Шмачилина. –Омск: Изд-во «Издательский Дом ЛЕО», - 2008. – 68с.
  13. Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – www/koob.ru, 639с.
  14. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М, 1999. – 456с.
  15. Некрасов А.А. Брак умер… Да здравствует семья! / А.А. Некрасов. – М, Амрита-Русь, 2007. – 283с.
  16. Некрасова З. Перестаньте детей воспитывать- помогите им расти / З.Некрасова, Н.Некрасова. – М, ООО Издательский дом София, 2006. – 416с.
  17. Немов Р.С. Психология  книга 2 / Р.С. Немов. – М, Просвещение Владос, 1995. – 496с.
  18. Реан А.А. Психология детства /  А.А. Реан, www/ bronnikov.kiev. ua
  19. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир / Е.В. Субботский. – М, Просвещение, 1991. – 208с.
  20. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. – М, ИЦ Академия, 2001. – 336с.
  21. Ушаков Т.Ф. Толковый словарь / Т.Ф. Ушаков, Ефремова. - www/koob.ru.

Приложение 1

Тест «Лесенка»

Тест предназначен для выявления самооценки ребенка.

 

Инструкция: «Посмотри  на эту лесенку. На самую верхнюю  ступеньку ставят самых хороших  ребят, а на самую нижнюю ступеньку  – самых плохих ребят. В середину – средних: ни плохих, ни хороших. Чем  выше ступенька – тем лучше дети.

На какую ступеньку  ты сам себя поставишь? А на какую  ступеньку тебя поставит мама? Папа? Воспитатель?»

 

Критерии оценки

- Считается нормой  для типичного дошкольника ставить  себя на ступеньку «хорошие»,  «самые хорошие» дети (6-7 ступень). Положение на любой из нижних ступенек (тем более на самой нижней) говорит не об адекватной самооценке, а об отрицательном отношении к себе, неуверенности в своих силах;

- Признаком неблагополучия  как в структуре личности, так  и в его отношениях с близкими  взрослыми являются ответы, в которых все родные ставят его на нижние ступеньки. Однако при ответе на вопрос: «Куда тебя поставит воспитатель?» помещение на одну из нижних ступенек нормально и может служить доказательством адекватной, правильной самооценки, особенно в том случае, если ребенок действительно плохо себя ведет и часто получает замечания от воспитателя.

- Дети, прошедшие кризис 7 лет, обычно ставят себя чуть  выше середины (5-6 ступень);

- если дети ставят  себя на самые низкие ступени,  это может свидетельствовать о сниженной самооценке.

 

В протоколе отмечается номер ступеньки, выбранной ребенком (как оценивает себя сам, мама, папа, воспитатели). В разделе «Примечания» отмечается выбор, который вызвал затруднение (например, поставить на вторую или  пятую ступеньку и т.п.) или потребовал большего времени на раздумье, а также отказ ребенка от выполнения задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРОБЛЕМЕ  СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ  
Согласно теории видного отечественного психолога Д.Б. Эльконина, именно внутри ролевой игры происходит наиболее интенсивное развитие познавательной и личностной  сферы ребенка.  
Дошкольники, имеющие развитые игровые навыки в соответствии со своим возрастом, имеют адекватный уровень развития произвольного внимания, логического мышления, речи, воображения, т. е. адекватный уровень познавательного развития, что является важной предпосылкой школьной готовности.  
Экспериментальной исследование проводилось на базе дошкольного образовательного учреждения № 1 г. Сызрани Самарской области.  
 Экспериментальное исследование проводилась в три этапа:  
Ø    констатирующий;  
Ø    формирующий;  
Ø    контрольный.  
В эксперименте приняли участие 14 детей, в возрасте 6-7 лет, составляющие контрольную и экспериментальную группу исследования.  
2.1           Выявление уровня сформированности игровых навыков  
Цель: определить уровень сформированности игровых навыков у детей подготовительной к школе группы.  
Задачи:  
1.                 Подобрать необходимый диагностируемый материал.  
2.                 Провести диагностику уровня сформированности игровых навыков у детей подготовительной группы .  
3.                 Проанализировать полученные результаты.  
Для определения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников была использована методика, разработанная Калининой Р.Р. В основу этой методики, легла схема наблюдения за игрой детей. В нее включены основные параметры, определяющие развитие ролевой игры, в соответствии с концепцией Д.Б. Эльконина. Предлагаемая схема позволит осуществить как качественный, так и количественный анализ уровня сформированности игровых навыков у дошкольников.  
Для изучения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников была организована ролевая игра в группе из 7 дошкольников одного возраста. Тема игры задавалась экспериментатором, который совместно с воспитателем осуществлял диагностическое наблюдение. Взрослый не вмешивался в процесс игры, оказывая минимальную помощь в случае необходимости. Была выбрана темы игры «Путешествие». Данная тема была выбрана так, чтобы в ней было достаточно ролей для всех детей; чтобы она не имела четко заданной ситуации и позволяла включать в сюжет игры разные роли. Например, путешествуя, один из детей может заболеть и ему нужно будет обратиться к врачу. Или потребуется строить мост, чтобы перебраться через речку.  
Экспериментатор предложил детям: «Ребята, давайте мы с вами поиграем в путешествие. Кто из вас скажет, что это такое и как оно обычно проходит? (ответы детей). А сейчас мы начинаем игру». В случае необходимости взрослый оказывал минимальную помощь в организации игрового процесса.  
Также проводились наблюдения и игрой, возникшей спонтанно, по собственной инициативе детей.  
Анализ игровой деятельности осуществляется по 7 критериям:  
1. Распределение ролей;  
2. Основное содержание игры;  
3. Ролевое поведение;  
4. Игровые действия;  
5. Использование атрибутики и предметов-заместителей;  
6. Использование ролевой речи;  
7. Выполнение правил.  
Каждый критерий оценивался по 4 уровням.  
1 уровень — низкий,  
2 уровень — ниже среднего,  
3 уровень — средний,  
4 уровень — высокий.  
Несмотря на то что не существует жесткой зависимости между возрастом и уровнем развития игровой деятельности, представляется целесообразным установить следующие возрастные рамки для каждого уровня:  
1 уровень — от 2,0 до 3,5 лет,  
2 уровень — от 3,5 до 4,5 лет,  
3 уровень — от 4,5 до 5,5 лет,  
4 уровень — старше 5,5 лет.  
1) Распределение ролей  
1 уровень — отсутствие распределения ролей; роль выполняет тот, кто «завладел» ключевым атрибутом (надел белый халат — врач, взял поварешку — повар).  
2 уровень — распределение ролей под руководством взрослого, который задает наводящие вопросы: «Какие роли есть в игре? Кто будет играть роль Белочки? Кто хочет быть Лисичкой?» и т. д.  
3 уровень — самостоятельное распределение ролей при отсутствии конфликтных ситуаций (например, когда одну роль желают играть 2 и более человек). При наличии конфликта игровая группа либо распадается, либо дети обращаются за помощью к воспитателю.  
4 уровень — самостоятельное распределение ролей, разрешение конфликтных ситуаций.  
2) Основное содержание игры  
1 уровень — действие с определенным предметом, направленное на другого («мама» кормит дочку-куклу, неважно, как и чем).  
2 уровень — действие с предметом в соответствии с реальностью.  
3 уровень — выполнение действий, определяемых ролью (если ребенок играет роль повара, то он не будет никого кормить).  
4 уровень — выполнение действий, связанных с отношением к другим людям. Здесь важно, к примеру, не чем «мама» кормит ребенка, а «добрая» она или «строгая».  
3) Ролевое поведение  
1 уровень — роль определяется игровыми действиями, не называется.  
2 уровень — роль называется, выполнение роли сводится к реализации действий.  
3 уровень — роли ясно выделены до начала игры, роль определяет и направляет поведение ребенка.  
4 уровень — ролевое поведение наблюдается на всем протяжении игры.  
4) Игровые действия  
1 уровень — игра заключается в однообразном повторении 1-го игрового действия (например, кормление).  
2 уровень — расширение спектра игровых действий (приготовление пищи, кормление, укладывание спать), игровые действия жестко фиксированы.  
3 уровень — игровые действия многообразны, логичны.  
4 уровень — игровые действия имеют четкую последовательность, разнообразны, динамичны в зависимости от сюжета.  
5) Использование атрибутики и предметов-заместителей  
1 уровень — использование атрибутики при подсказке взрослого.  
2 уровень — самостоятельное прямое использование атрибутики (игрушечная посуда, муляжи продуктов, флакончики от лекарств и т. д.).  
3 уровень — широкое использование атрибутивных предметов, в том числе в качестве заместителей (игрушечная тарелка как прицеп к грузовику, кубики как продукты и т. д.); на предметное оформление игры уходит значительная часть времени.  
4 уровень — использование многофункциональных предметов (лоскутки, бумага, палочки и т. д.) и при необходимости изготовление небольшого количества ключевых атрибутивных предметов. Предметное оформление игры занимает минимальное время (если, например, нет посуды, могут быть использованы листы бумаги, ладошки или просто ее обозначение жестом).  
6) Использование ролевой речи  
1 уровень — отсутствие ролевой речи, обращение к играющим по имени.  
2 уровень — наличие ролевого обращения: обращение к играющим по названию роли («дочка», «больной» и т. д.). Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свое имя.  
3 уровень — наличие ролевой речи, периодический переход на прямое обращение.  
4 уровень — развернутая ролевая речь на всем протяжении игры. Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свою роль.  
7) Выполнение правил  
1 уровень — отсутствие правил.  
2 уровень — правила явно не выделены, но в конфликтных ситуациях правила побеждают.  
3 уровень — правила выделены, соблюдаются, но могут нарушаться в эмоциональной ситуации.  
4 уровень — соблюдение заранее оговоренных правил на всем протяжении игры.  
Результаты наблюдения заносились в сводную таблицу. (Таблица 1).  
Против фамилии каждого ребенка отмечался уровень игровых навыков по каждому критерию, который он демонстрирует в игровой деятельности. При этом если уровень игровых навыков по тому или иному критерию соответствует возрастной норме, клеточка закрашивалась в зеленый цвет, если отстает — не значительно (3 уровень) в синий, если отстает значительно (1-2 уровни) в красный. Возрастная норма детей нашего исследования соответствует 4 уровню сформированности игровых навыков.  
Как видно из таблицы большинство детей имеют средний уровень сформированности игровых навыков. Игровые навыки данных детей соответствуют возрастной категории 4,5-5,5 лет. Для данных детей характерно принятие и последовательное изменение игровой роли, которую они реализуют через действия с предметами и ролевую речь. Дети со средним уровнем сформированности игровых навыков свободно вступают в ролевое взаимодействие с партнером-сверстником. Игры детей не отличались творческим развитием сюжета. Игра, организованная экспериментатором не вызвала у детей оживления и поэтому длительность её была небольшой.  
В ходе наблюдения за играми детей, которые возникали спонтанно стоит отметить тот факт, что среди репертуара игр у мальчиков преобладали такие игры, как « в войну», с машинками, по сюжетам мультфильмов: человек-паук, трансформеры и др., у девочек: дочки-матери, больница, магазин.  
Иногда в основу сюжета игр ложились знания и представления детей об отношениях людей, полученные из прочитанных ими книг, просмотренных мультфильмов, прослушанных радиопередач и т. д. Как правило, такой опыт реализовался в игре с различными, иногда довольно значительными отступлениями от оригинала — сказки, рассказа, мультфильма.  
В игре мальчика соединилось содержание двух мультфильмов — «Про бегемота, который боялся прививок» и «Летучий корабль». Сюжет не продуман заранее и развивался ассоциативно: то он связан с попавшейся на глаза игрушкой (зеленой машиной), то с воспоминаниями о персонаже из сказки (водяном) и т. д. Сменяющие друг друга яркие образные представления дали возможность возникнуть подобной сложной игре. Ассоциативная динамика сюжета представляла собой типичную особенность индивидуальной игры дошкольника.

Информация о работе Эмпирические исследования особенностей формирования социальных отношений у детей дошкольного возраста