Эмпирические исследования особенностей формирования социальных отношений у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 10:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования : Выявить эффективность сюжетно ролевой игры в процессе социализации детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть теоретико-методологические основы социализации, проанализировать современное состояние изученности проблемы социализации дошкольников.
2. Выделить особенности сюжетно ролевой игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте.
3. Определить условия социализации детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности.
4. Выявить и экспериментально проверить уровни сформированности игрового взаимодействия детей дошкольного возраста.

Вложенные файлы: 1 файл

сюжетно0ролевая игра как средство сощиализации детей старшего дошкольного возроста.doc

— 410.50 Кб (Скачать файл)


Введение

 

     Формирование и развитие подрастающего поколения всегда были важнейшей проблемой общества. Значимость и актуальность данной проблемы в современных условиях возрастают в связи с тем, что само общество находится на переходном этапе развития. В обновлении всех сфер современного общества на первый план выдвигается социализация личности человека, т.е. усвоение им с раннего возраста ценностей общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.  
    С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научится говорить.

   Человек - существо  социальное, его прогресс зависит  не только от биологических,  а, прежде всего, от социальных  законов. Поэтому он формируется  только при наличии общественных условий жизни.

В процессе взаимодействия с другими людьми он получает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно  усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности.

Личность развивается  и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность. Этот процесс получил название социализации, основным содержанием которого является передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций, кроме того, усвоение их индивидом.

В настоящее время, когда  научно-технический прогресс достиг высокого уровня развития, обществу необходим  активный человек с высокоразвитым творческим потенциалом, способный к быстрому принятию решений, гармонично взаимодействующий с окружающими, конструктивно решающий возникающие проблемы.

  Именно в дошкольном  возрасте закладываются основы  социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.

    В дошкольном  возрасте ребенок открывает для  себя мир человеческих отношений,  разных видов деятельности и  общественных функций людей. Он  испытывает сильное желание включиться  в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

   Тема курсовой является актуальной, так как игра - ведущий вид деятельности дошкольного возраста, воздействует на формирующуюся личность ребенка с целью развития социальных, интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей у ребенка.

В связи с этим мы рассматриваем влияние игры на социализацию  личностных качеств дошкольников. Ролевая игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.

 

          Объект исследования: Процесс социализации детей старшего дошкольного возраста

         Предмет исследования: Сюжетно ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста

         Цель исследования : Выявить эффективность сюжетно ролевой игры в процессе  социализации детей старшего дошкольного возраста.

       

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

    1. Раскрыть теоретико-методологические основы социализации, проанализировать        современное состояние изученности проблемы социализации дошкольников. 
    2. Выделить особенности сюжетно ролевой игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте. 
    3. Определить условия социализации детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности. 
   4. Выявить и экспериментально проверить уровни сформированности игрового взаимодействия детей дошкольного возраста.

    Гипотеза: Продуманная и систематическая организация сюжетно ролевой игры способствует социализации детей старшего дошкольного возраста

   Методы исследования:

         Теоретические – изучение и анализ  социально-педагогической и психолого-педагогической  литературы по данной проблеме исследования, наблюдение.

       Эмпирические -  эксперимент, наблюдение в ходе игровой деятельности, беседа, игровые методы, анализ педагогического эксперимента .

   Базой исследования является МБДОУ «Южноподольский детский сад» Черлакского муниципального района омской области.

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы  процесса социализации детей дошколного возроста по средствам сюжетно родлевой игры

 

 

1.1. Сущность понятия социализации в работах отечественных и зарубежных ученных

 

Изучением процесса социализации личности на разных этапах развития общества занимались многие ученые. Среди них З.Фрейд, Ж. Пиаже, Б.Г. Ананьев, Б.П. Парыгин, С.Л. Рубинштейн, К.А. Альбуханова – Славская, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн, А.Ф. Полис и другие. Каждый из них в соответствии со своей концепцией давал различные определения понятия "социализация".

    Элементы социальной и психолого-педагогической характеристики процесса социализации личности ребёнка были освещены в своё время А.В. Луначарским, А.С. Макаренко и др.

    Социализация( от лат. Socialis – общественный) – это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.

    В различных словарях социализация определяется как:

1)процесс усвоения  индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит;

2)процесс усвоения  и дальнейшего развития индивидом  социально – культурного опыта;

3)процесс становления  личности, обучения и усвоения  индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе.

       Социализация детей дошкольного возраста осуществляется в разнонаправленной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми.

Социализация осуществляется как в ходе стихийного влияния социальных факторов, так и в целенаправленном, организованном процессе. Дошкольное образовательное учреждение как социально-педагогическая система входит в состав социального института образования и, являясь его начальным этапом, рассматривает проблемы развития ребенка и решает вопросы социализации детей.

Дошкольный возраст, как никакой другой насыщен очень важными достижениями в социализации детей. Дети учатся овладевать собственными эмоциями и приобретают опыт практического мышления в образном и предметном плане именно в дошкольном возрасте. У детей появляется произвольное владение их поведением и собственными действиями. По своей сути  образовательная среда в детском саду социальна. Люди, непосредственно окружающие ребенка дошкольного возраста в его жизни играют главную роль.        Это родители ребенка, педагоги и сверстники. Дети старшего дошкольного возраста активно участвуют в жизни группы, своих родителей и близких людей. Они всегда готовы прийти вам на помощь. С величайшим интересом занимаются в группе и принимают активное участие в различных играх, делают уместные замечания, откликаются на зов и предложения других людей. Они уже разбираются в устройстве нашего мира. Дети имеют достаточное количество знаний о природе, о себе, своих родителях, взрослых людях и сверстниках, уже способны устанавливать хорошие взаимоотношения с другими детьми и взрослыми. Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.

Социальный опыт приобретается  ребенком в общении и зависит  от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются  ближайшим окружением. Развивающая  среда без активной позиции взрослого, направленной на трансляцию культурных форм взаимоотношений в человеческом обществе, социального опыта не несет. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.

Все компоненты социального  развития находятся в тесной взаимосвязи. Поэтому изменения в одной  из них неизбежно влекут за собой изменения в остальных компонентов. Например: ребенок добился принятия в игры сверстников, которые ранее его отвергали. У него сразу же изменились социальные качества – он стал менее агрессивным, более внимательным и открытым для общения. Его кругозор расширился новыми представлениями о человеческих отношениях и себе: я тоже хороший, меня, оказывается, любят дети, дети тоже не злые, с ними занятно проводить время и пр. Его культурные навыки через некоторое время неизбежно обогатятся новыми приемами общения с предметами окружающего мира, поскольку он сможет наблюдать и пробовать эти приемы у партнеров по играм. Ранее это было невозможно, опыт других отвергался, потому что отвергались сами дети, отношение к ним было неконструктивным.

Все отклонения в социальном развитии ребенка дошкольного возраста – результат неправильного поведения окружающих взрослых. Они просто не понимают, что их поведение создает в жизни ребенка ситуации, с которыми он не может справиться, поэтому его поведение начинает носить асоциальный характер.

     Для того, чтобы социализация ребенка проходила наиболее успешно необходимо овладение им общественно выработанных способов анализа окружающей действительности и освоение общественных отношений. Именно в дошкольном возрасте у ребенка интенсивно развиваются психические процессы в том числе и воображение как основа творчества, созидания нового.

Воображение непосредственно  связано со смысловой сферой ребенка  и характеризуется тремя стадиями (одновременно и компонентами этой функции) в развитии: опора на наглядность (предметная среда), опора на прошлый опыт и особая внутренняя позиция ребенка, которая формируется к концу дошкольного возраста и получает дальнейшее развитие в младшем школьном возрасте.

Воображение служит инструментом познавательной деятельности и выполняет аффективную, защитную функцию: через самоутверждение себя в идеальных ситуациях, проигрывая их, ребенок освобождается от травмирующих моментов. Воображение является тем психологическим механизмом, который лежит в основе процесса становления произвольности в эмоциональной сфере.

К моменту окончания  периода дошкольного детства (возраст  шесть-семь лет) у ребенка возникает  способность и потребность в  социальной функции, он переживает себя в качестве социального индивида - субъекта социального действия. Причиной всему личностное новообразование кризиса этого возраста - особая внутренняя позиция: система потребностей, связанных с новой, общественно-значимой деятельностью - учением.

Ребенок, родившись в  человеческом обществе, в социальном мире, начинает его познавать с того, что близко, что доступно, с чем он непосредственно соприкасается, то есть с ближайшим социальным окружением, с которым он начинает взаимодействовать. Социальное воспитание и образование должно учитывать этот фактор. Необходимо опираться на то, что до пяти лет ребенок формирует представления о своем окружении. Его образование сводится к самоидентификации как члена семьи и выработке норм общения со взрослыми и своими товарищами. Содержание образования должно строиться на примере и имитации, включать в себя положительные и отрицательные образцы поведения. Основной канал познания организуется ребенком через игру.

 

 

1.2 Сюжетно ролевая игра как средство социализации    

 

 

   Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка.

 

Л, С, Выготский

 

 Сюжетно-ролевая игра  — это основной вид игры  ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.     

 Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру  ребенка,— это окружающий его  мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.    

 Основной особенностью  сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.     

 Сюжет игры —  это ряд событий, которые объединены  жизненно мотивированными связями.  В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.     

 Роль является основным  стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще  всего ребенок принимает на  себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т. д.).  Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.     

Информация о работе Эмпирические исследования особенностей формирования социальных отношений у детей дошкольного возраста