Эмпирические исследования особенностей формирования социальных отношений у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 10:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования : Выявить эффективность сюжетно ролевой игры в процессе социализации детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть теоретико-методологические основы социализации, проанализировать современное состояние изученности проблемы социализации дошкольников.
2. Выделить особенности сюжетно ролевой игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте.
3. Определить условия социализации детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности.
4. Выявить и экспериментально проверить уровни сформированности игрового взаимодействия детей дошкольного возраста.

Вложенные файлы: 1 файл

сюжетно0ролевая игра как средство сощиализации детей старшего дошкольного возроста.doc

— 410.50 Кб (Скачать файл)

 В сюжете дети  используют два вида действий: оперативные и изобразительные - «как будто».     

 Наряду с игрушками  в игру включаются разнообразные вещи, при этом им придается воображаемое, игровое значение.     

 В сюжетно-ролевой  игре дети вступают в реальные  организационные отношения (договариваются  о сюжете игры, распределяют роли  и т. п.). В то же время между  ними одновременно устанавливаются  сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т. д.).         

 Отличительной особенностью  игровой воображаемой ситуации  является то, что ребенок начинает  действовать в мысленной, а  не видимой ситуации: действие  определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре еще нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка заменяет ложку), которая позволяет осуществить требуемое по смыслу действие.     

 Наиболее общий  мотив сюжетно-ролевой игры —  стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой - с растущей самостоятельностью детей. Это противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения. Своеобразие содержания сюжетно-ролевой игры также является одной из ее важнейших особенностей. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (Д. Б. Эльконина, Д. В. Менджерицкой, А. В. Черкова, П. Г. Саморуковой, Н. В. Королевой и др.) показали, что основным содержанием творческих сюжетно-ролевых игр детей является общественная жизнь взрослых в ее разнообразных проявлениях. Таким образом, игра есть деятельность, в которой дети сами моделируют общественную жизнь взрослых.        

 Сюжетно-ролевая игра  в своей развитой форме, как  правило, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детского общества — это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр. 

   В ролевой игре дети отражают окружающее их многообразие. Отражаемая в детских играх действительность становится сюжетом ролевой игры.

Чем шире сфера действительности, с которой сталкиваются дети, тем шире и разнообразнее сюжеты игр. Но несмотря на то, что существуют сюжеты, общие для детей всех дошкольных возрастов, они разыгрываются по-разному: игра становится более разнообразной у старших. [42;97]

Рассматривая структуру сюжетно-ролевой игры, Д.Б. Эльконин показал, что центральным компонентом ее выступает роль — соответствующий принятым в обществе нормам и правилам способ поведения людей в различных ситуациях.

Выполнение роли ставит ребенка  перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так, как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения.

      Дошкольник встает на позицию другого человека, причем не одного, а разных. В пределах одного сюжета ребенок «смотрит» на ситуацию глазами нескольких людей. Сегодня девочка играет роль мамы, а завтра — дочки. Перед ребенком открываются не только правила поведения, но и их значение для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми. Осознается необходимость соблюдать правила, т.е. формируется сознательное подчинение им. Выполняя роли, ребенок сдерживает свои непосредственные побуждения, поступаясь личными желаниями, демонстрирует общественно одобряемый образец поведения, выражает нравственные оценки.

    Сюжетно-ролевые игры построены на замысле. Замысел является результатом наблюдения ребенка за окружающей действительностью. Осуществляя замысел, ребенок действует по определенным правилам. Чем старше дети, тем шире их опыт, круг знаний, тем больше значение правил в игре. Поскольку эти игры создаются на основе наблюдения за окружающим миром, то они тесно связывают каждого ребенка с тем обществом, в котором он живет. [41;132]

В сюжетно-ролевой игре и правила, и роли, и сюжет изобретаются детьми, а следовательно, ими же определяются и взаимоотношения друг с другом. [24;318]

Определить сущность сюжетно-ролевой  игры не просто. Эта деятельность содержит в себе несовместимые и противоречивые начала. Она является одновременно свободной и жестко регламентированной, непосредственной и опосредованной, фантастической и реальной, эмоциональной и рациональной.

Согласной концепции Д.Б. Эльконина, ролевая игра является выражением возрастающей связи ребёнка с обществом  – особой связи, характерной для  детского возраста. Её возникновение  связано не с действием каких-то внутренних, врожденных, инстинктивных сил, а с вполне определенными условиями жизни ребёнка в обществе. [41;119]

   Сюжетно-ролевые игры имеют множество названий. Их называют играми без правил, играми-драматизациями, стихийными, свободными, творческими, естественными и т.д. Ролевая игра служит важным источником формирования социального сознания ребенка, ибо в ней ребенок отождествляет себя со взрослым, воспроизводит функции, копирует отношения в специально создаваемых им самим же условиях. Ролевая игра — форма моделирования ребенком социальных отношений; свободная импровизация, не подчиненная жестким правилам и неизменным условиям. В ролевых играх дети вступают в разнообразные контакты между собой и по собственной инициативе имеют возможность строить свои взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности.

Ролевые игры детей всех возрастов не просто копируют окружающую жизнь ребенка, они являются проявлением свободной деятельности детей, в которой, фантазируя и подражая, они раскрывают свой характер, свое понимание жизни. Все это детям запрещено во взрослой, логической действительности, где все разумно и нет места волшебству. Но ролевую игру нельзя считать только экспериментальной площадкой, где дети проверяют, подвергают анализу накопленную информацию о жизни; в этих играх формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир активно, переосмысливать его.

Мы, согласны с мнением  Д.Б. Эльконина, который подчеркивал  социальную природу игры. Проанализировав  структуру сюжетно-ролевой игры, он выделил единицу игры — роль, которую берет на себя ребенок. В ней в нерасторжимом единстве представлены аффективно-мотивационная и операционально-техническая стороны деятельности ребенка. Содержание роли — основа ролевой игры. Роль есть тот образ, который ребенок принимает на себя добровольно, по жребию или по воле случая. Она становится для ребенка его новой позицией в жизни. Желание выразить себя, занять те или иные роли свойственно активной натуре детей. [42;74]

Установлены следующие  разновидности ролей, которые принимают  на себя дети-учащиеся в сюжетно-ролевых  играх: роль конкретного взрослого, роль профессии обобщенного типа, роль детей, семейные роли, роли сказочного, карнавального характера.

Смена ролей в игре есть смена мотивов. Ребенок удовлетворяется игрой только в том случае, если ролевые действия привлекательны для него. Если по ходу игры развивается сюжет, где ребенок не может через свою роль отобразить то, что является для него привлекательным, он берет другую роль.

Наиболее характерным  моментом роли является то, что она  не может осуществляться вне практического игрового действия. Это действия со значением, они носят избирательный характер. Игровое действие является способом осуществления роли. Между ролью и игровыми действиями имеется тесная взаимосвязь и противоречивое единство. Чем обобщеннее и сокращеннее игровые действия, тем глубже отражена в игре система отношений деятельности взрослых.

И, наоборот, чем конкретнее и развернутее игровые действия, тем больше на первый план выходит  предметное содержание воссоздаваемой деятельности, а на второй план уходят отношения между людьми.

По мнению психологов, основное содержание ролей, которые берут на себя дети и которые они реализуют посредством игровых действий, является окружающая ребенка действительность. Однако не все яркие впечатления ребенка дают материал для ролевой игры. Действительность, в которой живет ребенок, может быть условно разделена на две взаимосвязанные, но вместе с тем различные сферы — сферу предметов (вещей), как природных, так и созданных руками человека, и сферу деятельности людей и их отношений. Содержанием развернутой, развитой формы ролевой игры являются не предметы и не производственный процесс сам по себе, а отношения между людьми, которые осуществляются через определенные действия.

Другой компонент игры — правила. Благодаря им возникает новая форма удовольствия ребенка — радость оттого, что он действует так, как требуют правила. Исполняя ту или иную роль, дети внимательно следят, насколько их действия и действия их партнеров соответствуют общепринятым правилам. Факт выделения правила свидетельствует о том, что у ребенка появляются первые формы самоконтроля и, следовательно, его поведение поднялось на новый уровень произвольности не только в игре, но и в других, неигровых ситуациях. Игра с правилами дает ребенку две необходимые (для школы и для жизни в целом) способности: во-первых, выполнение правил в игре всегда связано с их осмыслением и воспроизведением воображаемой ситуации; во-вторых, коллективная игра с правилами учит общаться.

Отличительным признаком  ролевой игры является наличие сюжета.

Сюжет — предмет игрового изображения, последовательность и связь изображаемых событий, их совокупность, способ развертывания темы игры.

Сюжет ролевой игры узнаваем, но вместе с тем в нем присутствуют условия преодоления стереотипов поведения в повседневной жизни, к которым можно отнести неопределенность, самостоятельный выбор, риск, неожиданность, эмоциональную увлеченность. Поскольку деятельность людей и их отношения, которые являются содержанием сюжетно-ролевой игры детей, чрезвычайно разнообразны, то и сюжеты детских игр разнообразны и изменчивы. [23;78]

Специфика сюжетно-ролевой  игры такова, что позволяет использовать её как одно из эффективных средств социальнолизации детей старшего дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

2.1. Организация  исследования.

Исследование проводилось  в МБДОУ «Южноподольский детский сад» Черлакского муниципального района Омской области

В исследовании приняли  участие 12 детей подготовительной группы

 «Солнешко » в возрасте 6-7 лет. Из них 5девочек (МиланаК., Саша К., Вероника К., Маша К., Полина З., Настя К., Кристина П.) и  8мальчиков (Рома К., Женя Л., Алеша В., Влад Г., Вова К., Рома Л., Стас С., Данил Н).

Исследование проводилось в три этапа:

1. Налаживание контакта  с детьми

2. Проведение теста  «Лесенка» (приложение 1) 

  3. Проведение теста «Два домика»

 

2.2. Анализ результатов  исследования.

Данная часть исследовательской  работы посвящена анализу эмпирических результатов в ходе изучения особенностей формирования социальных отношений у детей дошкольного возраста.

Тест «Лесенка», изучения самооценки, был взят не случайно. Известно, что отношение ребенка к себе, это отражение оценок близких  людей. Как ребенка оценивают  родители, его взаимоотношения со сверстниками, оценивание сверстников и сравнение себя с другими детьми помогает ребенку оценивать самого себя. Была выявлена связь самооценки ребенка с оценками родителей, сверстников, воспитателей в ДОУ.

При проведении теста  выявилось следующее:

Одна девочка (Саша К.) имеет очень высокий уровень  самооценки, она поставила себя на седьмую ступеньку лестницы. Пять девочек (Вероника К., Маша К., Полина З., Настя К., Кристина П.) и пять мальчиков (Рома К., Алеша В., Влад Г., Вова К., Стас С.) имеют высокую самооценку, они поместили себя на пятую ступеньку. Одна девочка (Милана К.) имеет адекватную самооценку – четвертая ступенька. Два мальчика (Женя Л., Рома Л.) имеют низкую самооценку – третья ступенька. Один мальчик (Данил Н.) имеет очень низкий уровень самооценки – первая ступенька.

Во время беседы с  воспитателем выяснилось, что дети, имеющие низкую самооценку, имеют  проблемы с поведением, мальчик (Данил  Н.) агрессивен, мальчик (Женя Л.)  не контролирует себя и заводит остальных  детей, другой мальчик (Рома Л.) пытается завоевать авторитет среди сверстников, выступая в качестве «клоуна», ему нелегко общаться с другими воспитанниками, скорее всего можно говорить о неприятии себя и негативном отношении к собственной личности.

«Низко оценивая себя, дети низко оценивают и родителей, воспитателей и сверстников. Без уважения относясь к своим близким и сверстникам, они без уважения относятся и к себе.» [5, с.202]

Результаты теста «Лесенка»  можно увидеть в Таблице 1.

Таблица 1

Таблица «Самооценка»

Очень высокая самооценка

6,67%

Высокая самооценка

66,66%

Адекватная самооценка

6,67%

Низкая самооценка

13,33%

Очень низкая самооценка

6,67%


 

При выборе предполагаемого  места, которое по мнение ребенка  ему отведут близкие, выявилось  следующее:

- Общая самооценка обычно совпадает с предполагаемой оценкой матерью. Из последующей беседы с воспитателем, выяснилось, что между матерью и ребенком обычно более близкая связь и мать оказывает доминирующую роль в становлении эмоционально-оценочной функции самосознания.

Информация о работе Эмпирические исследования особенностей формирования социальных отношений у детей дошкольного возраста