Эмоциональное развитие ребенка в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 19:25, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования. Изучить развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Объект исследования. Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста.
Предмет исследования. Коррекционно-развивающая работа по формированию позитивной эмоциональной сферы детей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..……3
Глава 1. Развитие эмоциональной сферы человека.
1.1 Теоретические концепции исследования эмоциональной сферы человека…..7
1.2 Характеристика эмоциональных состояний человека………………………… 14
1.3 Возрастные закономерности развития эмоций………………………………… 21
Глава 2. Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста как объект психологического изучения и воздействия.
2.1 Диагностика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста……........... 27
2.2 Характеристика эмоционального развития детей дошкольного возраста ……33
2.3 Развитие и обогащение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста .43
Глава 3. Организация коррекционно-развивающей работы с эмоциональной сферой детей дошкольного возраста.
3.1.Содержание коррекционно-развивающей работы с эмоциональной сферой детей дошкольного возраста …………………………………………………………49
3.2.Методы коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста ……55
3.3.Игротерапия как средство развития и коррекции эмоциональных состояний детей дошкольного возраста …………………………………………………………60
Заключение …………………………………………………………………………..65
Библиография ……………………………………………………………………….67
Приложение…………………………………………………………………………. 70

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Эмоциональное развитие.doc

— 548.50 Кб (Скачать файл)

В данной группе теорий рассматривается вопрос о взаимосвязи эмоций и когнитивных процессов. Это направление имеет свои основания еще в теории Б.Спинозы, который в работе «Этика» высказал мнение о том, что любая эмоция — «это знание плюс отношение»; отношение возникает на основе знаний, то есть когнитивный компонент предшествует эмоциональной реакции. Эмоции возникают в процессе непосредственной деятельности и отражают изменения в вероятности удовлетворения потребностей как оценка данной ситуации (при этом значимую роль имеют эмоции успеха-неуспеха). Процесс оценки имеет когнитивную природу.

Несмотря на некоторую  диаметральность критериев, на основании  которых выделились физиологический, мотивационный и когнитивный  подходы в изучении эмоций, их содержание не противоречит, а, напротив, взаимодополняет друг друга, так как описывает разные фазы эмоционального процесса и виды эмоциональных состояний, позволяет выстроить целостную характеристику эмоциональных явлений.  [20;87]

Таким образом, эмоции сигнализируют  о наличии какой-то потребности, предупреждают об особенностях ситуации с точки зрения удовлетворения потребностей, являются наградой или наказанием, придают определенный чувственный тон ощущению и восприятию, активизируют или угнетают мышление и, организуясь в определенные устойчивые образцы, становятся важной характеристикой конкретной личности. Следовательно, эмоции являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека

1.2 Характеристика эмоциональных состояний человека.

 

Для того чтобы представить целостную психологическую природу эмоций, а также характеризовать специфику эмоциональных процессов, необходимо затронуть один из наиболее важных вопросов – рассмотреть классификацию эмоциональных состояний.

О необходимости  построения логически стройной классификации писали практически все ведущие психологи, занимавшиеся этим вопросом: П.В. Симонов, Г.А. Вартанян, В.К. Вилюнас, И.А. Васильев.

Классификация любого множества  объектов означает разделение его на непересекающиеся подмножества с помощью некоторого набора признаков. Идеальная цель любой классификации – выделение каждого элемента классифицируемого множества в качестве подмножества, с помощью минимального числа признаков. [34;154]

К сожалению, все делавшиеся попытки классификации Г.А. Вартаняна, И.А. Васильева, в лучшем случае, приводили к разбиению всего множества эмоций на несколько групп с нечетко описанным содержимым. Другой подход, наметившийся в американской психологии в последние годы, привел к классификации не более двух десятков эмоциональных состояний с помощью избыточно большого числа признаков (К.Е. Изард, У. Джеймс).

В.К. Вилюнас утверждает, что в современной психологии имеется определенный ряд признаков для классификации эмоций. Причем часть этих признаков перекрывается, часть являются независимыми. Анализируя классификационные концепции, Вилюнас выделяет фактор для их различия по теоретической и эмпирической обоснованности, а также по используемым критериям. По его мнению, в качестве подобных критериев может использоваться модальность (качество), которая включает знак, интенсивность, продолжительность эмоций, степень осознанности, условия возникновения, выполняемые функции, стеничность (стенические и астенические эмоции), уровень проявления в строении психики (высшие и низшие), особенность выражения. [34;154]

Знак эмоции положительный  или отрицательный используется со времен В. Вундта. Под ним подразумевается  субъективное ощущение приятное или  неприятное. К.Е. Изард считал, что  такие эмоции как гнев, страх стыд не могут быть однозначно отнесены к положительным или отрицательным. В одних ситуациях они могут ощущаться как полезные и, следовательно, как положительные, в других как вредные и, следовательно, как отрицательные.

Е.П. Ильин, утверждает, что  понятие знака эмоции бессмысленно и вводит в заблуждение. Чтобы избавиться от такой неоднозначности, в соответствии с принятым определением эмоции как состояния возникающего в связи с оценкой возможности достижения – не достижения цели, необходимо называть эмоцию положительной, если она возникает в связи с удовлетворением потребности или достижением цели; отрицательной –  в связи с неудовлетворением или не достижением цели. Такое определение положительности-отрицательности, будучи очень близким к общепринятому, тем не менее, отличается от него и дает возможность однозначно определять знак эмоций. При этом знак может иметь только два значения плюс или минус. [34;211]

Е.П. Ильин определил, что по времени возникновения  относительно события эмоции делятся  на предвосхищающие и констатирующие. Предвосхищающие эмоции возникают до события связанного с достижением – не достижением цели, предшествуют ему и являются результатом оценки вероятности успеха-неуспеха. Констатирующие эмоции возникают после события связанного с достижением – не достижением успеха.

По  направленности выделяются эмоции направленные на себя и направленные на внешние объекты, на других людей. Эмоции предназначены для разрешения универсальных жизненных затруднений, затруднительных положений. П. Экман говорит о том, что первичная функция эмоций заключается в мобилизации организма для быстрой реакции на ситуацию наиболее адекватным в прошлом способом. Таким образом, каждая эмоция готовит человека к некоторому действию.

По источнику происхождения  выделяют следующие группы эмоций:

  • эмоции, связанные с удовлетворением – не удовлетворением личных потребностей человека;
  • эмоции, возникающие в результате сравнения некоторого объекта, самого себя или своих действий со своими же нормами, стандартами, правилами, убеждениями;
  • эмоции, возникающие в результате сравнения объекта с общественными правилами и нормами;
  • эмоции, возникающие в связи с потребностями других людей;
  • эмоции, возникающие в результате взаимных отношений с другим человеком;
  • эмоции, возникающие на основе презрения. [20;87]

Сочетанием 4-х приведенных признаков В.О. Леонтьев описал сорок восемь качественно различных эмоции. Однако подчеркивается, что данный набор критериев позволяет представить проблему классификации эмоций лишь в достаточно общем виде.

Эмпирические классификационные  схемы иногда не имеют единого основания, заменяя его перечислением специфических отличий выделяемых классов или состояний. Такие схемы являются скорее попытками систематического описания, чем собственно классификацией эмоций. К подобного рода классификациям могут быть отнесены классификации К.Э. Изарда, С. Томпкинс, Р. Плутчик. [20;117]

В работах американского  психолога Кэррола Э. Изарда говорится  о фундаментальных и производных  эмоциях. К фундаментальным автор относит десять эмоций: интерес-волнение, радость, удивление, горе-страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Фундаментальные эмоции в различных сочетаниях составляют производные эмоции. Например, составляющими тревоги, по мнению автора, являются такие фундаментальные эмоции, как страх, гнев, вина, интерес-волнение. Но, с другой стороны, если пытаться анализировать сами фундаментальные эмоции, то видна неоднозначность их составляющих.

С. Томпкинс выделяет первичные и вторичные эмоции. К ряду первичных эмоций относятся девять переживаний: страх, гнев, наслаждение, отвращение, интерес, удивление, презрение, стыд, горе. В сочетаниях первичные эмоции составляют вторичные. [20;117]

Р. Плутчик определяет эмоцию как реакцию организма, связанную  с приспособительным процессом. Он выделил восемь основных эмоций: страх, гнев, радость, отвращение, предвкушение, удивление, печаль, одобрение — и показал, что они в различных комбинациях образуют вторичные эмоции. Автор предлагает модель, в которой демонстрируется, каким образом то или иное сочетание основных эмоций дает ту или иную вторичную эмоцию. [20;118]

Р. Плутчик считает, что  различные эмоции, такие, как опасение, страх и ужас, содержат одну и  ту же вторичную эмоцию, переживаемую с разной интенсивностью.

Для концепций отечественных психологов характерен анализ эмоциональных явлений в их взаимосвязи с деятельностью субъекта и потребностями, реализуемыми в деятельности. С точки зрения данного основания выстраиваются и классификации эмоций.

В работах  П.В. Симонова как основание для  классификации эмоций рассматривается объединение потребностей и условий деятельности. Симонов классифицирует эмоции по характеру действий: преодоления, защиты, нападения. При этом он выделяет дополнительные оттенки по величине потребности вызывающей эмоцию и по оценке вероятности ее удовлетворения. Кроме того, Симонов рассматривает некоторые эмоции, являющиеся результатом возникновения двух эмоций одновременно: удовольствия, отвращения, радости, горя, страха, гнева. Так, презрение он считает результатом возникновения отвращения и гнева одновременно. [40;59]

Б.И. Додонов классифицирует эмоции в связи с реализацией  той или иной потребности человека.

    • коммуникативные эмоции, такие, как нежность, симпатия, возникают при удовлетворении потребности в общении;
    • альтруистические эмоции (нежность, привязанность) — потребности в проявлении альтруизма;
    • практические (усталость увлеченность, напряжение) — в ходе деятельности и зависят от степени ее успешности - неуспешности;
    • романтические (ожидание чуда, восхищение) — при удовлетворении стремления к необыкновенному;
    • гностические (интерес) — при удовлетворении потребности в познании;
    • эстетические (так называемые поэтические чувства) — при удовлетворении потребности в эстетическом удовольствии;
    • гедонические (чувство веселья, чувство сытости) — при удовлетворении потребности в физическом и духовном комфорте. [40;109]

Приоритет в переживании  тех или иных эмоций создает, по нению  Б.И. Додонова, общую эмоциональную  направленность личности. Автор считает, что переживания человека имеют  самостоятельную ценность для личности, так как он имеет потребность в эмоциональном переживании, эмоциональном насыщении. Для полноты переживаний субъекту важны не только положительные, но и отрицательные эмоции. Отрицательные эмоции рассматриваются как сигнал тревоги, крик организма о том, что ситуация для него гибельна. Положительные эмоции характеризуются как сигнал возвращенного благополучия.

Качественную характеристику специфики  эмоциональных явлений показывают классификационные схемы, опирающиеся  на представления о генетическом развитии и взаимодействии эмоций.

В.К. Вилюнас характеризует данные схемы классификации эмоциональных  явлений как «повествовательные»: «Таким схемам свойственно стремление выделить некоторое число базовых  исходных эмоций и далее прослеживать одно за другим условия и закономерности, по которым развиваются те или иные их сочетания и разновидности». [14;85]

К данным схемам относятся классификации  эмоций, предложенные В. Вундтом, Э. Клапаредом, У. Мак-Дугаллом.

Так, в работах В. Вундта говорится  об основных и высших формах чувства. Основные формы чувства характеризуются в системе трех координат модальности и составляют в своем согласовании высшие формы — аффекты и настроения. Аффект рассматривается Вундтом как «быстро проходящее движение», а настроение — как «продолжительное возбуждение души». В свою очередь аффекты и настроения разделяются ученым на приятные и неприятные, а внутри аффектов и настроений выделяются страсть, горе и радость, влечение, отвращение и равнодушие.

Модальность же рассматривается В. Вундтом как составное свойство эмоции, определяющееся ее отношением к инвариантам удовольствие-неудовольствие, напряжение-разрядка, возбуждение-успокоение. Таким образом, основные формы чувства (эмоции) классифицируются в системе трех координат [14;97]

В работах Э. Клапареда выделяются первичные и вторичные эмоции. И первичные и вторичные эмоции регулируют состояние субъекта в связи с мотивацией, но первичные эмоции постоянны, а вторичные — ситуативны. Первичные эмоции выражают приспособительные установки индивида, вторичные эмоции возникают в тех условиях, в которых индивиду сложно приспособиться. Ведущей считается эмоция успеха-неуспеха. Таким образом, Э. Клапаред функционально разводит собственно эмоции (вторичные эмоции) и чувства (первичные эмоции). [14;103].

У. Мак-Дугалл различает  собственно эмоции и чувства, или «производные эмоции». Эмоции отвечают потребностям (инстинктам), возникают вместе с их актуализацией и субъективно окрашивают устремления, не оказывая прямого влияния на их изменение. Чувства зависят от условий деятельности и их оценки на основе познавательных функций; в развитой психике они косвенно влияют на побуждения субъекта и являются источником самопознания и самоуправления. [14;97]

Проводя эволюционный анализ развития эмоций и чувств, У. Мак-Дугалл считает, что первоначально у субъекта существовали две фундаментальные формы чувств - удовольствие и страдание (удовольствие и неудовольствие), которые, по сути, являются простыми и примитивными. С развитием познания они усложнились и из различных сочетаний удовольствия и страдания начали составлять такие чувства, как надежда, тревога, отчаяние печаль, раскаяние.

Информация о работе Эмоциональное развитие ребенка в дошкольном возрасте