Эмоциональное развитие ребенка в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 19:25, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования. Изучить развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Объект исследования. Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста.
Предмет исследования. Коррекционно-развивающая работа по формированию позитивной эмоциональной сферы детей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..……3
Глава 1. Развитие эмоциональной сферы человека.
1.1 Теоретические концепции исследования эмоциональной сферы человека…..7
1.2 Характеристика эмоциональных состояний человека………………………… 14
1.3 Возрастные закономерности развития эмоций………………………………… 21
Глава 2. Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста как объект психологического изучения и воздействия.
2.1 Диагностика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста……........... 27
2.2 Характеристика эмоционального развития детей дошкольного возраста ……33
2.3 Развитие и обогащение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста .43
Глава 3. Организация коррекционно-развивающей работы с эмоциональной сферой детей дошкольного возраста.
3.1.Содержание коррекционно-развивающей работы с эмоциональной сферой детей дошкольного возраста …………………………………………………………49
3.2.Методы коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста ……55
3.3.Игротерапия как средство развития и коррекции эмоциональных состояний детей дошкольного возраста …………………………………………………………60
Заключение …………………………………………………………………………..65
Библиография ……………………………………………………………………….67
Приложение…………………………………………………………………………. 70

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Эмоциональное развитие.doc

— 548.50 Кб (Скачать файл)

П.А. Рудик называет эмоциями «психические процессы, содержанием  которых является переживание отношение  человека к тем или иным явлениям окружающей действительности». [20;47]

Р.С. Немов приводит следующее определение эмоциям: «особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности». [20;46]

Е.И. Изотова и Е.В. Никифорова определяют термин эмоции как «обширный  класс процессов внутренней регуляции  психической деятельности».

Как видно из определений Е.И. Изотова, П.А. Рудик, Е.В. Никифорова, Р.С. Немов по-разному раскрывают понятие «эмоция». Давая определение, каждый автор делает  акцент на разные аспекты эмоций и определяет их с разных позиций. Но все ученые сходятся в одном, что эмоции – это переживание человеком различных явлений и ситуаций. [20;46]

Для более полного  исследования эмоций необходимо рассмотреть их функции.

В психической  жизни человека эмоции выполняют  множество разнообразных функций, общей характеристикой которых  является функция оценки значимости для субъекта той или иной ситуации или объектов в их отношении к его мотивационной сфере. Из этой общей функции эмоций А.А. Реан, Н.В. Бордовская  выделяют и более специфические:

  • сигнальная функция;
  • функция побуждения;
  • дезорганизующая функция;
  • регулятивная функция;
  • функция подкрепления;
  • дифференцирующая и синтезирующая функция;
      • функция мобилизации органов действия и «аварийного» разрешения ситуации. [38;99]

Н.В. Бордовская считает, что ведущая роль отводится оценочной функции эмоций. Она проявляется в оценке того, что происходит во внешнем или внутреннем мире человека – хорошо это для человека или плохо, вредно или полезно, нравится ему или нет. В зависимости от того, какую оценку человек присваивает ситуации, он будет либо избегать ее, либо стараться в ней находиться, действовать. В основе такой оценки могут лежать ожидания и цели субъекта.

По мнению А.А. Реана большое значение также  отводится сигнальной функции эмоций, которая заключается в том, что они сигнализируют о полезности или вредности воздействия, успешности или неуспешности выполняемого действия, о значимости происходящего для человека: более значимое вызывает более сильные эмоции. Однако это назначение эмоций не выполняется само по себе, а осуществляется во взаимосвязи с другими функциями. [38;121]

Н.Я. Грот, объединив  эти две функции, характеризовал эмоцию как систему сигналов, позволяющую понять значимость происходящего.

Е.И. Изотова  считает, что с оценочной функцией эмоций также связана функция побуждения, которая заключается в том, что эмоции не только сигнализируют о потребности или желании, но и с достижением ими определенной интенсивности они настоятельно побуждают субъекта их удовлетворить. Нехватка или несовместимость чего-то с внутренними условиями существования организма или личности вызывает эмоциональные переживания, иногда очень сильные, побуждающие человека действовать. Это и испуг, и гнев, и зависть, и ненависть, и чувство вины, и любовь, и множество других оттенков эмоциональных переживаний. [14;76]

О способности эмоций побуждать действия говорят и  другие, более специфические их функции. Так, в критических условиях, при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, травмирующих, чаще всего неожиданно сложившихся ситуаций, развивается особый вид эмоциональных процессов - так называемые аффекты. Одно из функциональных проявлений аффекта заключается в том, что он навязывает субъекту стереотипные действия, представляющие собой закрепившиеся в эволюции способ аварийного эмоционального разрешения ситуации (бегство, оцепенение, агрессию).

В исследованиях  Н.Я. Грота, П.А. Рудика, Р.С. Немова  отмечалось влияние эмоций на протекание целенаправленной деятельности в целом. С одной стороны, эмоции могут способствовать концентрации внимания, направляя его на эмоционально привлекательный объект или деятельность - организующая функция эмоций; с другой стороны, такое состояние субъекта может нарушать другую организованную деятельность, отвлекая субъекта от нее. Таким образом, эмоция выполняет и дезорганизующую функцию. [38;79]

Сама по себе эмоция дезорганизующей  функции не несет, все зависит от условий, в которых она проявляется. Даже такая грубая биологическая реакция, как аффект, обычно дезорганизующая деятельность человека, при определенных условиях может оказаться полезной, например, когда от серьезной опасности ему приходится спасаться, полагаясь исключительно на физическую силу и выносливость.

П.К. Анохин, А.Н. Леонтьев, П.В. Симонов показали, что эмоции способствуют сосредоточению познавательных процессов на предметном содержании объекта или деятельности, то есть выполняют регулятивную функцию. Эта функция обсуждается под разными названиями:

    • закрепления - торможения (П.К. Анохин);
    • следообразования (А.Н. Леонтьев);
    • подкрепления (П.В. Симонов). [40;123]

 Она указывает на  способность эмоций оставлять  следы в опыте индивида, закрепляя в нем те воздействия и удавшиеся - неудавшиеся действия, которые их возбудили. Особенно ярко следообразующая функция появляется в случаях экстремальных эмоциональных состояний.

По мнению П.В. Симонова подкрепляющая функция заключается  в том, что после достижения ситуации, получения предмета или выполнения действия, способных удовлетворить потребность, возникает состояние, в ряде случаев очень сильное, как награда за достижение цели, которая в свою очередь в дальнейшем становится силой, побуждающей к достижению подобных ситуаций. Эта схема верна как в отношении положительных, так и отрицательных эмоций, которые «наказывают» человека за осуществление или неосуществление определенных действий и в дальнейшем побуждают его избегать ситуаций, наносящих вред организму или личности, то есть не способствуют, а препятствуют удовлетворению потребностей. Косвенным образом подкрепляющая функция эмоций подтверждается наличием специальных мозговых структур, раздражение которых приводит к возникновению соответствующих эмоций. [34;89]

В процессе индивидуального  развития подкрепляющая функция  эмоций предшествует побуждающей. Переживание  удовольствия у детей сдвигается по мере развития ребенка. В раннем возрасте эмоции удовольствия возникают  в момент получения желаемого  результата и, таким образом, играют завершающую роль. В дальнейшем ребенку доставляет удовольствие не только результат, но и сам процесс деятельности. Будучи связанным с этим процессом, эмоция выполняет функциональную роль. У более старших детей эмоции начинают играть побуждающую роль. [34;90]

Дифференцирующая и  синтезирующая функция эмоций проявляется  в таких феноменах, как избирательность  восприятия, направленность мышления и наличие аффективных комплексов. А.Н. Леонтьев считает, что именно эмоциональное  отношение к происходящему позволяет субъекту отобрать из бесчисленного множества впечатлений те, которые отвечают его насущным потребностям. Хорошо известно, что эмоциональные переживания направляют не только восприятие, но и мышление человека, как это бывает, например, при ревности или состоянии влюбленности. Синтезирующая функция эмоций проявляется в существовании так называемых аффективных когнитивных комплексов — совокупности образов, связанных с ситуацией, в которой возникло сильное эмоциональное переживание. Любой из объектов данной ситуации может возбудить пережитую эмоцию. Так, вещи близкого человека, места встречи с ним, виденные вместе с ним картины вызывают печаль после его потери.

С.И. Розум  определял функцию мобилизации  органов действия и «аварийного» разрешения ситуации как ярко проявляющуюся в состоянии аффекта, когда человек совершает действия, по силе и стремительности несопоставимые с его обычными возможностями. В этих же состояниях проявляется и организующая функция эмоций, когда все психические процессы объединяются для достижения одной цели. [43;131]

Поскольку эмоции являются компонентом психики, они  выполняют и основную функцию  психики — функцию предупреждения, предвосхищения наступления биологически или личностно значимого события. С этим связана основная — оценочная — функция эмоций. Кроме этой функции в целостной психической деятельности эмоции выполняют и другие функции.

Анализ теоретических  концепций П.А. Рудика, Р.С. Немова, в  которых рассматриваются характеристика и особенности функционирования эмоциональных явлений, позволяет выделить несколько основных подходов к проблеме исследования эмоций в психологии.

Уже в первых концепциях эмоций можно отметить два диаметрально противоположных взгляда на проблему возникновения эмоций и их связи с деятельностью. Так, Демокрит и Эпикур считали, что возникновение и развитие эмоций связаны с предметами окружающего мира и именно эмоции и чувства являются руководителями поведения человека.

В то же время Платон и школа стоиков утверждали, что поведением руководит разум, мышление, а не чувства, и подчеркивали роль мышления в формировании чувств, считая, что возникновение эмоционального отношения к окружающему является следствием оценки значимости этих предметов для человека. В модифицированном виде эти концепции эмоционального развития существуют и в современной психологии как когнитивный и мотивационный подходы. [20;37]

Еще в III в. до н.э. был поднят вопрос о физиологических детерминантах эмоций. Стоики, придававшие большое, хотя и сугубо отрицательное, значение эмоциональным состояниям человека, выделили три стадии развития аффекта. Первая стадия связана с появлением телесных изменений, трансформаций в работе внутренних органов. Вторая стадия характеризуется проявлением эмоциональных изменений, нарушающих деятельность человека и работу его мысли. На третьей стадии происходит рациональная оценка наступившего аффекта, которая снижает или совершенно уничтожает действие аффекта.

В Древней Греции существовало мнение о том, что телесные изменения  предшествуют эмоциональным и являются их непосредственной причиной. Об уверенности в существовании такой связи свидетельствуют и «правила борьбы с аффектами», разработанные древнегреческими учеными, среди которых одно из первых мест занимает правило о недопустимости придавать аффекту внешнее выражение, так как плач, улыбка, сжатые зубы или нахмуренные брови только усиливают аффект и уменьшают возможности его преодоления. [20;38]

В дальнейших исследованиях  механизмов эмоциональных явлений  П.В. Симонова, Б. Спинозы, Н.Я. Грота представленное выше направление (условно данный подход может быть обозначен как физиологический) заняло самостоятельное место.

Таким образом, физиологический (Ч. Дарвин, Р. Вудвортс), психодинамический (З. Фрейд, Э. Даффи, С.Л. Рубинштейн) и когнитивный (Спиноза, Н.Я. Грот, П.В. Симонов) подходы в изучении эмоций — три основных самостоятельных направления исследований эмоций в психологии.

Физиологические теории эмоций изучают физиологические  детерминанты эмоций, нейрогуморальных и центральных механизмов эмоций. Представителями этой концепции были Ч. Дарвин, Р. Вудвортс. [20;39]

Чарльз Дарвин, один из первых научных исследователей эмоций, связал эмоции человека с соответствующими аффектами и инстинктивными реакциями, наблюдаемыми в животном мире. Он показал общность эмоциональных выражений человека и животных: чувства человека имеют животное происхождение, как и весь человек в целом; раньше мимические выражения эмоций имели определенное приспособительное значение.

Ч. Дарвин считал, что телесные выражения являются своего рода атавизмами эмоциональных  реакций, используемых животными в момент драки или опасности. Поэтому телесные проявления и усиливают аффект. [20;42]

Характеризуя  способы выражения эмоций, Дарвин говорит о том, что по природе они являются непроизвольными и объясняются тремя «общими принципами выражения».

З. Фрейд, Э. Даффи, С.Л. Рубинштейн считали, что психодинамические (эмоциональные) теории эмоций рассматривают взгляды  на то, каким образом эмоции работают как мотивационный компонент динамических реакций человека. [20;43]

Каждое конкретное действие не совершается человеком  только из-за сиюминутного желания, а определяется целым комплексом его потребностей и ценностей, привычками и опытом. Однако сам субъект всю сложную совокупность факторов, детерминирующих его поведение, не отражает. Он отчетливо переживает лишь эмоциональные побуждения, возникающие при этом, ими он и руководствуется. Именно этот факт и лежит в основе понимания того, что эмоции сами по себе мотивируют поведение.

В психодинамических  теориях эмоций отражены взгляды З. Фрейда, Э. Даффи, С.Л. Рубинштейна на то, каким образом эмоции работают как мотивационный компонент динамических реакций человека.

Вопросами когнитивной  теории эмоций занимались Б. Спиноза, Н.Я. Грот, П.В. Симонов. Они считали, что в данной теории эмоций рассматриваются вопросы о взаимосвязи эмоций и когнитивных процессов, место и роль когнитивной оценки ситуации в эмоциональном процессе. [20;47]

Информация о работе Эмоциональное развитие ребенка в дошкольном возрасте