Эмоциональное развитие ребенка в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 19:25, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования. Изучить развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Объект исследования. Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста.
Предмет исследования. Коррекционно-развивающая работа по формированию позитивной эмоциональной сферы детей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..……3
Глава 1. Развитие эмоциональной сферы человека.
1.1 Теоретические концепции исследования эмоциональной сферы человека…..7
1.2 Характеристика эмоциональных состояний человека………………………… 14
1.3 Возрастные закономерности развития эмоций………………………………… 21
Глава 2. Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста как объект психологического изучения и воздействия.
2.1 Диагностика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста……........... 27
2.2 Характеристика эмоционального развития детей дошкольного возраста ……33
2.3 Развитие и обогащение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста .43
Глава 3. Организация коррекционно-развивающей работы с эмоциональной сферой детей дошкольного возраста.
3.1.Содержание коррекционно-развивающей работы с эмоциональной сферой детей дошкольного возраста …………………………………………………………49
3.2.Методы коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста ……55
3.3.Игротерапия как средство развития и коррекции эмоциональных состояний детей дошкольного возраста …………………………………………………………60
Заключение …………………………………………………………………………..65
Библиография ……………………………………………………………………….67
Приложение…………………………………………………………………………. 70

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Эмоциональное развитие.doc

— 548.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Организация коррекционно-развивающей работы с эмоциональной сферой детей дошкольного возраста

 

3.1 Содержание коррекционно-развивающей работы с эмоциональной сферой детей дошкольного возраста.

 

Прежде чем перейти  к рассмотрению коррекционной работы с эмоциональной сферой детей дошкольного возраста необходимо определить само значение термина «коррекция». В переводе с латинского языка, коррекция означает поправка, частичное исправление или изменение. Под психологической коррекцией понимается определенная форма психолого-педагогической деятельности по исправлению таких особенностей психического развития, которые по принятой в возрастной психологии системе критериев не соответствуют оптимальной модели этого развития, норме, возрастному ориентиру как идеальному варианту развития ребенка на той или иной ступени онтогенеза. [19;56]

Рассматривая вопрос о коррекции эмоциональной сферы ребенка-дошкольника, следует сказать о ее гармонизации, направленной на преодоление негативных эмоциональных состояний, нарушений в функционировании или отставаний в развитии тех или иных составляющих эмоциональной сферы ребенка, а также о компенсации негативных особенностей личности, складывающихся на основе данных процессов. То есть методы коррекционного воздействия призваны осуществить такое психологическое воздействие на эмоциональную сферу ребенка, которое приведет к нормализации ее функционирования. [3;87]

Основными условиями  осуществления коррекционных воздействий при работе с эмоциональной сферой ребенка являются проведение коррекционных воздействий, системный подход к коррекционной работе, оказание доверия ребенку, формулирование целей коррекционной работы, охрана интересов ребенка:

    • проведение коррекционных воздействий по механизму компенсации, то есть с использованием потенциальных способностей ребенка в целях преодоления сложностей в развитии его эмоциональной сферы;
    • системный подход к коррекционной работе, связанный с тем, что при решении проблем эмоционального развития ребенка в коррекционную работу включаются и другие стороны его развития, а также система межличностного взаимодействия, в которой он находится. Таким образом, устраняются причины, обуславливающие эмоциональные нарушения. Те факторы психической жизни ребенка, которые включаются в коррекционную работу, выявляются на основе психологической диагностики его развития;
    • оказание доверия ребенку, то есть вера в возможности ребенка и подчеркивание данной уверенности при взаимодействии с ним;
    • формулирование целей коррекционной работы, направленных на достижение позитивных результатов, а также учет того, что цели коррекционного взаимодействия должны быть реалистичными;
    • охрана интересов ребенка, то есть построение коррекционных вмешательств в эмоциональную сферу с учетом того, что коррекционное воздействие ни в коем случае не должно нанести ущерб ребенку, его психическому и физическому здоровью. Для этого психолог должен предусмотреть возможные негативные последствия своей коррекционной работы и не допустить их. [3;95]

В.В. Лебединская, О.С. Никольская выделяют ряд принципов, на основе которых  строится коррекционная работа с  ребенком-дошкольником, необходимых при проектировании коррекционных программ. [18;52]

К таким принципам  относится единство коррекции и  развития, который предполагает, что  решение о необходимости коррекционной  работы принимается только на основе психолого-педагогического анализа  внутренних и внешних условий  развития ребенка.

Следующим принципом  является единство возрастного и  индивидуального в развитии. Данный принцип означает индивидуальный подход к ребенку в контексте его  возрастного развития. Коррекционная  работа предполагает знание основных закономерностей психического развития, понимание значений последовательных возрастных стадий для формирования личности ребенка.

Третий принцип предполагает единство диагностики и коррекции  развития. Задачи коррекционной работы могут быть поняты и поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития, который определяется исходя из зоны ближайшего развития ребенка. Деятельность, направленную на решение задач психологической коррекции, можно назвать диагностико-коррекционной или диагностико-развивающей работой.

Д.Б. Эльконин отмечал, что необходима специальная диагностика, направленная не на отбор детей, а на контроль за ходом их психического развития с целью коррекции обнаруживаемых отклонений. Он подчеркивал, что контроль за процессом развития должен быть особенно тщательным, чтобы исправление возможных отклонений в развитии начиналось, возможно, раньше. [18;73]

Далее следует деятельностный принцип осуществления коррекции. Этот принцип определяет выбор средств, путей и способов достижения поставленной цели. Данный принцип предполагает проведение психолого-педагогической коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности самого ребенка в сотрудничестве со взрослым. Приверженцами деятельностного принципа являются А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн, которые утверждали, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития. [18;75]

Последний принцип предполагает подход в коррекционной работе к каждому ребенку как к одаренному. Этот принцип означает, что дети, с которыми проводится психокоррекционная работа, не должны восприниматься как дети «второго» сорта. Они требуют не снисходительности, не жалости, не снижения общего уровня обучения, а коррекции своего развития до оптимальной нормы.

Коррекционная работа предполагает предварительное планирование целей, задач и тактики, осуществляемое на основе анализа результатов психологического обследования ребенка. Перед взаимодействием с ребенком психолог также организует условия, необходимые для коррекции.

Непосредственное коррекционное  взаимодействие психолога с ребенком начинается с установления эмоционального контакта. Основным условием успешности решения данной задачи является то, что психолог должен исходить из интересов  ребенка, начинать взаимодействие с той деятельности, которую выберет сам ребенок из ряда предложенных, ни в коем случае не допускать какого-либо психологического давления, включать в общение элементы аутостимуляции приятными впечатлениями, положительными оценками. [3;99]

Коррекция эмоционального развития ребенка-дошкольника происходит с опорой на различные виды детской деятельности, что позволяет продуктивно компенсировать имеющиеся недостатки и закрепить достигнутый результат, а также обогатить эмоциональное развитие ребенка, используя возможности его возраста.

И.В. Дубровина считает, что формы коррекционной работы, а именно, приоритет индивидуальной или групповой работы обусловлены  той особенностью эмоционального развития, на которую направлено коррекционное воздействие. Для более эффективной работы  часто эти формы используются в комплексе. [3;106]

При групповой коррекционной  работе размер и состав группы зависят  от той эмоциональной проблемы, которая  решается психологом. Размер группы варьируется  от 3 до 7 – 9 человек. Чем сложнее проблемы детей, которые решаются, тем меньший размер группы рекомендуется. Важен также опыт специалиста. [14;52]

Необходимо учитывать  и принцип взаимодополнения дефекта: в состав коррекционной группы должны быть включены дети с разным характером психологических сложностей, то есть группа не должна быть однородна, так как в процессе занятий дети компенсируют проблемы друг друга.

По результатам коррекционной  работы проводится завершающий этап, который направлен на оценку эффективности проведенной работы.

Л.Я. Гозман считает, что  эффективность коррекционных воздействий, осуществляемых психологом, может быть оценена на нескольких уровнях:

На первом уровне оценивается  общеразвивающий эффект и степень  его устойчивости к факторам риска.

На втором уровне – разрешение проблемы эмоционального развития ребенка.

На третьем уровне – поставленные цели и задачи коррекционной работы. [14;125]

Значение имеет и  позиция, на которой строится оценка. Так, после коррекционного взаимодействия значение могут иметь состояние эмоционального комфорта для ребенка, уровень решения задач коррекции для психолога, степень удовлетворенности запроса к психологу у родителей, которая также связана с особенностями понимания ими проблем ребенка.

В современной  психологии можно выделить несколько основных подходов к коррекции эмоциональной сферы ребенка, на основе которых разрабатываются коррекционные программы. К ним относятся:

    • психодинамический подход;
    • поведенческий подход, основанный на идеях бихевиоризма;
    • деятельностный подход, представленный в русле теории деятельности. [14;128]

Наиболее  продуктивным и в связи с этим более представленным в работе современной зарубежной практической психологии является психодинамический подход, разработанный З. Фрейдом, А. Фрейд, М. Клейн, К. Роджерсом. Предметом данного подхода являются переживания и средства эмоциональной выразительности. В рамках психодинамического подхода разработаны техники недирективной (ненаправленной) игротерапии, недирективной сказкотерапии (мифотерапии), арттерапии. [14;231]

Основные  функции психолога в соответствии с психодинамическим подходом связаны  с организацией эмпатического общения, сопереживания, с обеспечением переживания ребенком чувства собственного достоинства, созданием атмосферы принятия ребенка и всех его продуктивных проявлений, а также демонстрацией конструктивных способов деятельности и оказанием необходимой технической поддержки.

В рамках поведенческого подхода к коррекции эмоциональной  сферы отклонения трактуются согласно принципам бихевиоризма, а коррекция и терапия связываются с необходимостью формирования у ребенка оптимальных поведенческих навыков, так как считается, что психические расстройства обусловлены неадаптивным поведением. Сторонниками данного подхода являются Б. Скиннер, Т. Халл, А. Бандура. [14;232]

Предметом поведенческого подхода к коррекции эмоциональной сферы является поведение, воздействуя на которое происходит гармонизация эмоциональных реакций ребенка (воздействию подвергаются эмоциональные факторы, отражающиеся в поведении).

Первоначальные  взгляды на техники коррекционного воздействия основывались на позициях классического бихевиоризма, и строились эти техники как модели классического обуславливания по схеме «стимул – реакция» и оперантного обуславливания. В связи с этим коррекционная работа была направлена на внешнее поведение. Далее, в концептуальную модель поведения были введены внутренние детерминанты – когнитивные процессы. Таким образом, когнитивные процессы, обуславливающие поведение, становятся центром психологических воздействий. [14;232]

Деятельностный подход, представителями которого являются Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн, рассматривает вопросы коррекционного влияния при наличии сложностей эмоциональной регуляции, обусловленных ее недостаточной зрелостью в целом или при недостатке отдельных компонентов. [14;233]

Причины нарушений  связываются с нарушением ведущего вида деятельности на данном или предыдущих этапах развития. В связи с этим техники коррекционной работы строятся с учетом ведущего в данном возрасте вида деятельности (дошкольном возрасте – это игровая деятельность), а также с учетом продуктивных видов деятельности (изобразительная деятельность) и видов музыкально-эстетической деятельности. Влияние техник направлено на гармонизацию и обогащение эмоциональной сферы ребенка, а также на оптимизацию социальной ситуации его развития. [20;237]

Анализ современного состояния рассмотренных подходов позволяет сделать вывод о  том, что наблюдается тенденция  к сближению и взаимообогащению теоретических позиций как в рамках психодинамического, поведенческого и деятельностного подходов в целом, так и в отдельных техниках и методах коррекционной работы в частности.

Таким образом, главная  цель коррекционной работы в пространстве нормального детства – способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка. Основная задача заключается в проведении психолого-педагогической коррекции отклонений в эмоциональном развитии ребенка на основе создания оптимальных психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала личности каждого ребенка. Каждой из форм коррекционной работы присущ свой комплекс средств воздействия на эмоциональную сферу ребенка, во многом зависящий от подхода, из которого исходит психолог. Среди таковых распространение имеют: психодинамический, поведенческий и деятельностный подходы.

Поэтому коррекция недостатков  в развитии способностей и интересов  ребенка представляет собой важнейшее  направление психолого-педагогической работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Методы коррекции  эмоциональной  сферы детей  дошкольного возраста.

 

Вопрос эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении является одним из самых актуальных, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности.

Высокая эмоциональность  ребенка, которая окрашивает его  психическую жизнь и практический опыт, составляет характерную особенность  дошкольного детства. Внутренним, субъективным отношением ребенка к миру, к людям, к самому факту собственного существования является эмоциональное мироощущение. [9;25]

В одних случаях –  это радость, полнота жизни, согласие с миром и самим собой, отсутствие аффективности и уходов в себя; в других – чрезмерная напряженность  взаимодействия, состояние подавленности, сниженное настроение или, наоборот, выраженная агрессия. Таким образом, эмоциональное мироощущение дошкольника – это «выражение субъективного переживания, его интенсивности и глубины, зрелости эмоций и чувств в целом. [9;26]

Информация о работе Эмоциональное развитие ребенка в дошкольном возрасте