Эмоциональное развитие дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 15:11, курсовая работа

Краткое описание

Дошкольный возраст – это тот период, когда закладывается основа дошкольной жизни ребенка. Проблема эмоционального развития младших дошкольников является актуальной потому, что эмоциональный мир играет важную роль в жизни каждого человека. Этой проблемой занимались многие педагоги, психологи (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.А. Рубинштейн, Т.А. Маркова, Я.З. Неверович, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин, и др.), которые утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Эти эмоции участвуют в возникновении любой творческой деятельности ребенка, и конечно, в развитии его мышления. Тогда, как отрицательные эмоции заставляют избегать нежелательных или вредных действий, защищают и оберегают ребенка. Но следует заметить, что чрезмерное воздействие отрицательных эмоций разрушает мозг и психику человека. Если посмотреть на нашу повседневную жизнь, то можно увидеть, что от эмоций зависит наше отношение к людям, событиям, оценки собственных действий и поступков.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы проблеммы эмоционального развития дошкольников…………………………………………………………………….6
1.1 Специфика эмоционального развития дошкольников…………………….6
1.2 психолого-педагогические особенности сюжетно ролевой игры………...23
Глава II. Опытно экспериментальные работы по эмоциональному развитию дошкольников в ДОУ………………………………………………………….49
2.1. Программа эмоционального развития дошкольников «Волшебная страна эмоций»………………………………………………………………………..49
2.2 Методические рекомендации для воспитателей ДОУ……………………66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..…………………………..71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………72
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………73

Вложенные файлы: 1 файл

ГЛАВА I 5 курс пополитова.doc

— 313.50 Кб (Скачать файл)

      проявление нравствен­ных чувств (сопереживание, сочувствие, радость от общения со сверстниками и др.).

В соответствии с критериями, определяющими уровень взаимоотношений в игровой деятельности, можно выделить (условно) четыре группы детей дошкольного возраста.

К первой группе относятся дети, легко и свободно включающиеся в игровую деятельность. Они сами проявляют в этом инициативу, у них широкий круг общения, есть постоянные друзья. Такие дети редко вступают в конфликты, умеют самостоятельно регулиро­вать отношения, соблюдают правила поведения в игре, делятся игрушками. Они доброжелательны, внимательны, вежливы. Совместная игровая деятельность с другими детьми у них относительно продолжительная (до 40 мин).

Во вторую группу входят дети, которые с положительной стороны проявляют себя во взаимоотношениях со старшими и дошкольни­ками в игре. Они готовы оказать помощь товарищу, делятся игрушка­ми, положительно относятся к правилам в совместных играх, но сами почти не проявляют инициативы в установлении контактов. В совместных играх выполняют второстепенные роли, однако, мо­гут играть длительно и бесконфликтно.          

У детей третьей группы явно выражено стремление к совместной деятельности, они умеют организовать общую игру, пригласить в нее товарища. Однако выполнение правил поведения неустой­чивое, контакты с детьми кратковременны (10-15 мин), нередко по их вине возникают конфликты.

Наконец, четвертую группу составляют дети, которые редко принима­ют участие в совместной деятельности. Они не умеют подчинять свое поведение общеустановленным нормам и правилам, часто ме­шают в игре другим, не хотят делиться игрушками, в обращении со сверстниками допускают грубость.

Определение уровня взаимоотношений детей дает возможность строить работу так, чтобы сформировать отсутствующие или недо­статочно развитые качества для положительных взаимоотноше­ний. С этой целью можно определить основные задачи воспита­ния каждой подгруппы и каждого ребенка в ней по формированию навыков игровой деятельности. Так, в отноше­нии детей первой группы основной задачей является воспитание устой­чивости положительных взаимоотношений; для детей второй группы - воспитание инициативности в установлении контактов, а для де­тей третьей и четвертой групп - воспитание нравственных чувств (доброже­лательности, сочувствия, взаимопомощи). На специфику формирования навыков игровой деятельности в старшем дошкольном детстве влияют следующие особенности личностного и психического развития детей этого возраста:

- усложнение ведущего вида деятельности – игры до многоуровневых конструкций сюжетно-ролевых игр и игр-драматизаций; преобладание в мышлении наглядно-образного типа;

- формирующаяся произвольность, преднамеренность и целенаправленность психических процессов; необходимость ощущения ситуации успеха при участии в игровой деятельности.

Исходя из вышеизложенного, предпосылками формирования положитель­ных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста являются развитие самостоятельной деятельности - иг­ры и общения, воспитание общественной мотивации, интересов, чувств, навыков и привычек поведения, речи и воли. Наряду с этим психолого-педа­гогические исследования (А.И. Аржанова, В.Г. Нечаева, Я.Л. Коломинский) убеждают в том, что стихийно складывающиеся в детских коллективах взаимоотношения не всегда вырабатывают у ребенка гуманные чувства, а иногда ведут к появлению прямо противоположных качеств. «...Не сразу заметишь в группе беду - чрезмерно активного, «агрессивно» общительного ребенка, «хозяина», запугивающего одних, упрашивающего других, заиски­вающего перед третьими, но всех себе подчиняющего деспотиче­ского эгоиста. Как будто играют дружно, дети не жалуются... Так и складывается тип отношений: одни всегда только командуют, другие - только подчиняются» .

Основными формами, способствующими эмоциональному развитию в  игровой деятельности у детей дошкольного возраста  можно назвать следующие:

      специальная организация игр дошкольников со вспомогательными и разъяснительными моментами;

      игротерапия; проведение бесед с детьми о формах и способах игры, приемлемом и неприемлемом поведении со сверстниками в игре;

      использование игр-упражнений, направленных на: умение играть вместе, выполнять игровую роль;

      умение вежливо обращаться, знание норм поведения, умение организовывать игру, умение проявлять эмпатию, переживать радость от общения со сверстниками, умение делиться и пр.

Один из способов эмоционального развития дошкольников - игровая терапия, которую М.И. Чистякова характеризует как «метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает стабилизирующее влияние на развитие личности» .

Однако помимо организации специальных занятий, немаловажной является руководство игровой деятельностью детей, причем руководство это должно быть основано на реальных исследованиях и наблюдениях за конкретной группой детей, выявлении определенных проблемных сторон в игре в данной группе. Руководство игрой является крайне необходимой мерой, ведь в игре у ребенка впервые возникает соподчинение моти­вов, поэтому ее можно считать «школой произвольного пове­дения», овладения правилами совместного существования. Направляя игру, педагог учит детей простейшим нормам, правилам, которые становятся регулятором положительных взаимоотношений, помогают справедливо ре­шать возникающие споры и повышают уровень детского поведения. Усвоение правил поведения в быту и особенно в играх («Иг­рать надо дружно», «Нельзя отбирать игрушку у товарища, если он с ней играет», «Все вещи и игрушки надо убирать на место» и др.) является важнейшим условием укрепления нравственного поведения, формирования позитивных взаимоотношений. Педагог должен умело использовать игру в педаго­гическом процессе, четко определять объем и содержание правил, их соответствие возрастным возможностям детей.

В педагогике сюжетно-ролевые игры делятся на бытовые, производственные, общественные, хотя это деление условно. Для детей старшего дошкольного возраста характерны как игры на бытовые и несложные производ­ственные темы, так и общественные виды игр, а также сложны по своей сюжетной организации производственные игры и игры-драматизации. Задача воспитателя - помочь ребенку выбрать из массы жизненных впечатлений «самые яркие, такие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры. Содержание игры направляет чувства играющих, их поведение, отношение друг к другу. Уровень игровой деятельности определяет характер, длитель­ность общения детей, а следовательно, и их взаимоотношения. На этом основании Д.Б. Эльконин рассматривает сюжет и вы­полнение ролей в игре как главные средства первоначального вхождения ребенка в те сферы жизни общества, в которых он не может еще принять непосредственное участие. Взаимоотношения в игре определяются, прежде всего, количе­ством выделяемых детьми ролей. Чем больше таких ролей, тем большее количество детей может объединиться в одной игре. Ко­личество ролей, так же как и количество участников в одной игре, определяется в свою очередь знаниями детей о явлениях окру­жающей жизни. Самостоятельно дошкольники не всегда выбира­ют интересные и ценные в воспитательном отношении игры. Во мно­гих случаях это приводит к появлению стереотипных, повторяю­щихся изо дня в день игр, в которых скупо отражается действи­тельность, мало фантазии, инициативы.

В отличие от индивидуальных в совместных играх возникает процесс взаимодействия, который вызывает детей на то или иное общение, установление отношений друг с другом. Воспитатель обязан создавать самые благоприятные условия для того, чтобы дети продвигались «от игр одиночных к играм различного взаимо­действия или к играющим группам и, наконец, как уже самый вы­сокий уровень от игровых групп к играющим коллективам. Но наряду с этим на характер взаимоотношений влияет уро­вень воспитанности нравственных чувств детей - степень овла­дения нравственными представлениями, умениями, навыками, при­вычками и др. Следовательно, не всегда «хорошая», т.е. содер­жательная, игра обусловливает хорошие взаимоотношения; бывает и наоборот - в малосодержательной, бедной в нравствен­ном отношении игре устанавливаются длительные бесконфликт­ные отношения детей. Другое дело, что такие взаимоотношения не оказывают развивающего влияния на ребенка. Поэтому очень важно знать, как и при каких условиях самостоятельная игровая деятельность будет способствовать формированию и развитию положительных взаимоотношений, какие качества личности должны быть сформированы у детей в процессе всей учебно-воспитательной работы.

Особое значение имеют игры-занятия, организуемые с детьми младшего дошкольного возраста и обеспечивающие формирова­ние устойчивых чувств, общих интересов, взаимных привязанностей. Р.И. Жуковская рассматривает игры-занятия как своеобраз­ную форму обучения, форму организации педагогического про­цесса в целом, которая помогает формировать культуру поведе­ния, нравственные чувства, интересы, сосредоточивать внимание детей на доступных их пониманию жизненных явлениях. Подра­жая играм-занятиям, дети самостоятельно развивают содержа­ние совместных сюжетно-ролевых игр. В последние годы педагоги все чаще обращаются к играм-занятиям как эффективному средству формирования взаимоотношений детей. Так,          Р.А. Иванкова, Л.В. Артемова, А.А. Анциферова и Н.А. Бойченко использо­вали игры-занятия для формирования положительных взаимоот­ношений детей. Данные, полученные ими, показывают, что игры-занятия мо­гут и должны найти определенное место в педагогическом про­цессе, они могут способствовать не только повышению уровня самостоятельных игр, взаимодействий детей в них, но и повыше­нию культуры нравственных чувств, накоплению знаний, формированию навыков поведения, социально значимых мотивов, инте­ресов, воспитанию воли, а также эмоциональному развитию.

Изучение опыта педагогической практики дошкольных учреж­дений показало, что уровень совместной игровой деятельности и взаимоотношений детей не всегда удовлетворителен: игры кратко­временные, бедные по содержанию, отношения конфликтные. Некоторые воспитатели стремятся управлять детскими взаи­моотношениями, используя различные приемы (создание атмо­сферы доброжелательности, сердечности, установление контак­тов, участие в игре воспитателя, объединение детей в игре, положительная оценка воспитателем поведения ребенка, размещение игрушек и др.), однако без активного влияния на содержание деятельности дошкольников. При таком подходе наблюдается неко­торый разрыв между воспитанием, обучением и организацией жизни детей. В работе воспитателя упускаются связи между ви­дами занятий и видами деятельности (обучением и игрой), а также такое важное педагогическое средство, как формирование общих интересов к играм.

В целях повышения уровня взаимоотношений в коллективе опытные воспитатели стараются обогащать знания детей, разви­вать интерес к явлениям общественной жизни и на основе этого повышать уровень игр детей и взаимоотношений в них.

Таким образом, игровая деятельность детей есть специфический вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми в игровой форме  действий взрослых и отношений между ними и направленный на познание окружающей действительности. Предпосылками формирования навыков игровой деятельности дошкольников являются развитие самостоятельной деятельности (иг­ры и общения), воспитание общественной мотивации, интересов, чувств, привычек поведения, речи и воли. Основными формами, способствующими эмоциональному развитию в игровой деятельности старших дошкольников можно назвать следующие: организация игр дошкольников со вспомогательными и разъяснительными моментами; игротерапия; проведение бесед с детьми о формах и способах игры, приемлемом и неприемлемом поведении в игре; использование игр-упражнений, направленных на: умение играть вместе, выполнять игровую роль; умение вежливо обращаться, знание норм поведения, умение организовывать игру, умение проявлять эмпатию, переживать радость от общения со сверстниками, умение делиться.

Психолого-педагогический эффект ролевых игр выражается в:

- готовности после игры видеть себя и свои отношения с людьми более точно и реалистично;

- направленности на постановку важных вопросов в жизни человека, которые раньше ставить не приходилось;

- появлении (усилении) интереса к осознанию и раскрытию своей индивидуальности;

- получении навыков игрового преодоления сложных житейских ситуаций;

- раскрытии нравственных резервов личности.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра - это форма воссоздания социальной действительности, наложенная на определенный, заранее заданный сюжет. Педагогическая ценность ролевых игр в том, что они будят фантазию, разнообразят ролевое поведение, стимулируют творче­ские потенции, обогащая досуг человека нестандартным и увлека­тельным развлечением.

Н.М. Аксарина, обобщая педагогические приемы руководства игрой, отмечает, что для возникновения и развития игры необходимо, прежде всего:

1.            обогащение впечатлений детей об окружающем мире;

2.            обеспечение их игровым материалом, актуализирующим эти впечатления;

3.            соответствующее игре обучение.

Эти положения явились основой комплексного метода руководства игрой. Комплекс педагогических условий должен учитывать как постепенное обогащение жизненного и игрового опыта, так и непосредственное руководство самостоятельной игрой детей, побуждающее их к творческому воспроизведению действительности поэтапного усложняющимися способами и средствами. С этой целью необходимо взаимосвязано использовать следующие педагогические условия: знакомить детей в их активной деятельности с окружающим; обучающие игры; своевременное изменение предметно игровой среды; активирующее игру общение педагога с детьми в процессе  самой игры.

Игра может служить эффективным средством для выражения тех объективных отношений, к которых живет ребенок вступая в игре в реальные отношения со своими партнерами, он проявляет присущие ему личностные качества и обнажает эмоциональные переживания. В то же время внесение в игру нового эмоционального опыта (переживание радости от обучения со сверстниками или перевоплощение в роли и т.д.) способствует нейтрализации отрицательных эмоциональных проявлений у детей, приводит к формированию у них новых положительных качеств и стремлений, новых побуждений и потребностей. Игровая деятельность может быть использована педагогами и в некоторых иных целях, а именно в целях выявления некоторых особенностях эмоционального неблагополучия ребенка.

Информация о работе Эмоциональное развитие дошкольников