В условиях детского сада может
быть использован только элементарный
эксперимент. Его элементарность заключается,
во-первых, в характере решаемых
задач: они известны только детям
и всегда один и тот же результат.
Во-вторых, в процессе эксперимента
не происходит научных открытий, а
формируются элементарные понятия
и умозаключения. В-третьих, в такой
работе используется обычное бытовое
и игровое оборудование.
В организации и проведении
экспериментов необходимо четко
выделить четыре этапа:
1. постановка проблемы;
2. поиск пути решения
проблемы;
3. проведение эксперимента;
4. обсуждение итогов и
формулировка вывода.
При наличии у детей
некоторого опыта, сформированного
через наглядно-действенные методы,
воспитатель может использовать
для проверки предположения и
для решения познавательных задач
эвристические беседы, которые дают
возможность установить причины
разнообразных природных явлений
при помощи рассуждений. Но он должен
руководить ходом рассуждения, направляя
мысли детей в нужное русло. Например,
во время прогулки при оттепели дети
отметили, что снег стал влажным, липким,
если его сжать в руке – потечет
вода. Ночью наступило похолодание,
и на другой день образовался наст.
Рассмотрев его с детьми, воспитатель
предлагает догадаться, что случилось
со снегом и почему. В ходе беседы
выясняют, каким снег был вчера. «Мокрым,
немного талым», - вспоминают дети. «Верно,
он был пропитан водой, - говорит
воспитатель, - а что нужно, чтобы
вода замерзла?», «Мороз!» - отвечают дети.
«А сегодня так же тепло, как вчера?»,
«Нет, сегодня холодно, - говорят
дети, - поэтому снег с водой замерзли».
Отсюда видно, воспитатель
имеет возможность помогать детям,
не только усваивать общие закономерности
природных явлений, но и видеть их
конкретные проявления.
В уголке природы можно
проводить эксперименты с семенами,
растениями, животными. Например, поздней
осенью, когда заметно похолодало
и идет снег выкопать с клумбы кустики
цветов и, посадив их в цветочный горшок,
внести в группу. Позже сравнить их с теми,
что остались на клумбе, сделать вывод
об условиях роста растений.
Эксперименты могут быть
включены и в другие виды деятельности.
При этом познание природы детьми
не будет происходить путем сообщения
им какого-либо объема знаний, а станет
такой же творческой деятельностью,
как, например, игра.
При экспериментировании
воспитатель должен соблюдать правила
проведения эксперимента с детьми.
1. Воспитатель должен
просто и четко формулировать
стоящую перед детьми задачу (что
хотим узнать), например, тепло травке
под снегом или нет?
2. Чтобы заметить происходящие
изменения, следует брать два
объекта: один – экспериментальный,
другой – контрольный. Например, одни
посевы овса поливать, другие – нет.
3. Необходимо осуществлять
руководство эксперимента: продумывать
вопросы, обращать внимание на
существенное, учить рассуждать, сравнивать
факты.
4. Один и тот же эксперимент
лучше производить дважды, чтобы
дети все осознали до конца
и убедились, в правильности выводов,
чтобы в повторном эксперименте могли
поучаствовать дети, которые в первый
раз не проявили к нему интереса.
5. При организации и
проведении экспериментов нужно
сделать все возможное, чтобы
не принести вреда живым объектам.
6. Работа с детьми строится
на принципе «от простого к сложному».
7. Для успешного руководства
экспериментаторской деятельностью
детей от педагога требуется
умение видеть весь коллектив
и распределять внимание между
отдельными ребятами.
Необходимо, чтобы все
условия эксперимента были одинаковыми,
кроме одного, который влияет на
конечный результат. Это условие
должно быть выделено. Например, где
будет лучше расти овес: в темном
или светлом месте? Берут два
одинаковых ящика с одинаковой почвой
и одинаковыми всходами овса. Договариваются
поливать одинаковым количеством воды
и из одинаковых леек. Разница же
будет в том, что один ящик поставим
на светлый подоконник, а другой
в темном месте. Устанавливается, что
все одинаковое, разное – степень
освещения.
Таким образом, в методике выделяют
разные виды экспериментирования. В зависимости
от поставленных целей эффективность
и результативность деятельности будет
достигнута в том случае, если воспитатель
грамотно организует процесс эксперимент
с учетом требований к организации и умело
использует методические приемы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив психолого-педагогическую
литературу по проблеме формирования
экологического образования через
экспериментирование у детей
дошкольного возраста, мы разобрались
в сущности и структуре познавательного
интереса. Выяснилось, что в процессе развития
детей дошкольного возраста этот интерес
выступает в многозначной роли: и как средство
живого, увлекающего ребенка обучения,
и как сильный мотив, к интеллектуальному
и длительному протеканию познавательной
деятельности в ходе детского экспериментирования,
и как предпосылки формирования готовности
личности к непрерывному образованию.
При изучении данной проблемы,
мы смогли убедиться в том, что
детское экспериментирование является
особой формой поисковой деятельности,
в которой наиболее ярко выражены
процессы целеобразования, процессы возникновения
и развития новых мотивов личности,
лежащих в основе самодвижения, саморазвития
дошкольников.
В детском экспериментировании
наиболее мощно проявляется собственная
активность детей, направленная на получение
новых сведений, новых знаний (познавательная
форма экспериментирования), на получение
продуктов детского творчества –
новых построек, рисунков, сказок и
т.п. (продуктивная форма экспериментирования).
Использование метода –
детское экспериментирование в
педагогической практике является эффективным
и необходимым для развития у
дошкольников исследовательской деятельности,
познавательной активности, увеличение
объема знаний, умений и навыков, которые
в будущем и составляют основу естественнонаучных
представлений об окружающем мире.
Экспериментирование, как
формирование естественнонаучных представлений,
выступает методом обучения, если
применяется для передачи детям
новых знаний, а может рассматриваться
как форма организации педагогического
процесса и развития детей дошкольного
возраста в других видах деятельности
Главное достоинство экспериментирования
заключается в том, что оно
дает детям реальное представление
о различных сторонах изучаемого
объекта, о его взаимоотношениях
с другими объектами и со средой
обитания. В процессе эксперимента
идет обогащение памяти ребенка, активизируются
его мыслительные процессы, так как
постоянно возникает необходимость
совершать операции анализа и
синтеза, сравнения и классификации,
обогащения и экстраполяции.
Эксперимент должен строиться
на основе имеющихся представлений,
которые дети получили в процессе
наблюдений и труда. Взаимопроникновение
наглядного и обобщенного в представлении
составляет его главную особенность. Таким
образом, представление, с одной стороны,
связано с чувственным опытом, с другой
– с обобщением образа в процессе мышления,
а затем и в речи.
Проводя эксперименты, воспитатель
не должен наносить вред животным и
растениям, важно чтобы в постановке
и проведении эксперимента дети были
активными участниками.
В детском саду проводятся
эксперименты с предметами неживой
природы, растениями и животными, несложные
эксперименты могут включаться в
разнообразную деятельность: игру,
труд, прогулку, что будет способствовать
экологическому образованию дошкольников.
Правильная организация экспериментирования
обеспечивает полноценный процесс формирования
естественнонаучных знаний у детей, при
этом ребенок станет полноценным субъектом
деятельности.
Таким образом, поставленная
цель реализована, задачи исследования
решены.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
- Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе [Текст]: Учеб. пособие для студ. учрежд. сред. проф. образования пед. профиля. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 240с
- Большой энциклопедический словарь [Текст] / Под ред. А.М. Прохоров. – М.: «Большая Российская энциклопедия». – СПб.: Норинт, 2004. – 1456с.
- Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу. [ Текст]– Минск.: 1972с.
- Гудырева Л.Н. Познавательное развитие дошкольников [Текст]: - Сыктывкар: КРИРОиПК, 2004. – 40с.
- Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений. [ Текст]– М.: ТЦ Сфера, 2005. – 240с. ( Программа развития).
- Иванова, А.И. « Живая экология» Программа экологического образования дошкольников. [Текст]. – М.:ТЦ Сфера, 2007
- Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. [Текст] – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 144с
- Коменский Я.А. Материнская школа. [ Текст] // История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия. М., 1974.
- Куликовская, И.Э., Совгир, Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст [Текст] // Педагогическое общество России, 2003.- с.79.
- Мир природы и ребенок. [ Текст] (Методика экологического воспитания
дошкольников): Учебное пособие
для педагогических училищ по специальности
«Дошкольное образование» / Л.А. Каменева,
Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева;
под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой.
– СПб.: АКЦИДЕНТ, 1998. – 319с.
- «МЫ». Программа экологического образования детей [Текст] / Н.Н. Кондратьева и др. – 2-е изд. – СПб.: «Детство-пресс», 2006 – 240
- Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. [Текст] – М.: Новая школа, 1995. – 160с
- Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе [Текст]: Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении. - М.: Новая школа, 1993. – 64с.
- .Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми сред. и ст. групп дет. сада [Текст]: Кн. для воспитателей дет. сада/ С.Н. Николаева. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 208с.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. [ Текст]: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 184с.
- Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами [Текст]: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003. – 100с
- Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. [Текст]: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 336с.
- Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. [Текст] – М.: Мозаика – Синтез, 2002. – 128с.
- « Образовательный портал» Кировского района г. Екатеринбург[Электронный ресурс].- Режим доступа: http://proekta.ru.
- Песталоцци И.Г. Дневник Песталоцци о воспитании сына. [Текст] // История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия М.: 1974.
- Петросова Р.А., Голов В.П., Сивоглазова В.И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе [Текст]: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176с
- Поддьяков, Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста[Текст].-М.,1996.
- Поддьяков, Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности// Педагогический вестник. – 1997.-№1.-с.6.
- Портал « Мой детсад»[Электронный ресурс].- Режим доступа: http//www.moi-detsad/ru
- Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. [Текст]: – М.: Изд. Дом "Карапуз", 2001. – 432с.
- Cайт для работников дошкольного образования « Дошколёнок» [Электронный ресурс]- Режим доступа: http:dohcolonoc.ru
- Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе [Текст]: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000 – 160с.
- Словарь психолога – практика / Сост. С.Ю. Головин. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. – 976с.
- Соломенникова, О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации [Текст]. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 104с
- Чехонина, О.А. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности [Текст]// Дошкольное воспитание.-2007.- №6. – с.13-16.