Экспериментирование в развитии детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 14:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель: определить роль экспериментирования в формировании естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста.
Для достижения выбранной цели были поставлены следующие задачи:
раскрыть теоретическую сущность проблемы формирования естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста;
определить значение экспериментирования в формировании естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста;
изучить особенности организации экспериментирования с детьми дошкольного возраста.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Трифонова.docx

— 65.89 Кб (Скачать файл)

В условиях детского сада может  быть использован только элементарный эксперимент. Его элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они известны только детям  и всегда один и тот же результат. Во-вторых, в процессе эксперимента не происходит научных открытий, а  формируются элементарные понятия  и умозаключения. В-третьих, в такой  работе используется обычное бытовое  и игровое оборудование.

В организации и проведении экспериментов необходимо четко  выделить четыре этапа:

1. постановка проблемы;

2. поиск пути решения  проблемы;

3. проведение эксперимента;

4. обсуждение итогов и  формулировка вывода.

При наличии у детей  некоторого опыта, сформированного  через наглядно-действенные методы, воспитатель может использовать для проверки предположения и  для решения познавательных задач  эвристические беседы, которые дают возможность установить причины  разнообразных природных явлений  при помощи рассуждений. Но он должен руководить ходом рассуждения, направляя  мысли детей в нужное русло. Например, во время прогулки при оттепели дети отметили, что снег стал влажным, липким, если его сжать в руке – потечет  вода. Ночью наступило похолодание, и на другой день образовался наст. Рассмотрев его с детьми, воспитатель  предлагает догадаться, что случилось  со снегом и почему. В ходе беседы выясняют, каким снег был вчера. «Мокрым, немного талым», - вспоминают дети. «Верно, он был пропитан водой, - говорит  воспитатель, - а что нужно, чтобы  вода замерзла?», «Мороз!» - отвечают дети. «А сегодня так же тепло, как вчера?», «Нет, сегодня холодно, - говорят  дети, - поэтому снег с водой замерзли».

Отсюда видно, воспитатель  имеет возможность помогать детям, не только усваивать общие закономерности природных явлений, но и видеть их конкретные проявления.

В уголке природы можно  проводить эксперименты с семенами, растениями, животными. Например, поздней  осенью, когда заметно похолодало и идет снег выкопать с клумбы кустики цветов и, посадив их в цветочный горшок, внести в группу. Позже сравнить их с теми, что остались на клумбе, сделать вывод об условиях роста растений.

Эксперименты могут быть включены и в другие виды деятельности. При этом познание природы детьми не будет происходить путем сообщения  им какого-либо объема знаний, а станет такой же творческой деятельностью, как, например, игра.

При экспериментировании  воспитатель должен соблюдать правила  проведения эксперимента с детьми.

1. Воспитатель должен  просто и четко формулировать  стоящую перед детьми задачу (что  хотим узнать), например, тепло травке  под снегом или нет?

2. Чтобы заметить происходящие  изменения, следует брать два  объекта: один – экспериментальный,  другой – контрольный. Например, одни посевы овса поливать, другие – нет.

3. Необходимо осуществлять  руководство эксперимента: продумывать  вопросы, обращать внимание на  существенное, учить рассуждать, сравнивать  факты.

4. Один и тот же эксперимент  лучше производить дважды, чтобы  дети все осознали до конца  и убедились, в правильности выводов, чтобы в повторном эксперименте могли поучаствовать дети, которые в первый раз не проявили к нему интереса.

5. При организации и  проведении экспериментов нужно  сделать все возможное, чтобы  не принести вреда живым объектам.

6. Работа с детьми строится  на принципе «от простого к сложному».

7. Для успешного руководства  экспериментаторской деятельностью  детей от педагога требуется  умение видеть весь коллектив  и распределять внимание между  отдельными ребятами.

Необходимо, чтобы все  условия эксперимента были одинаковыми, кроме одного, который влияет на конечный результат. Это условие  должно быть выделено. Например, где  будет лучше расти овес: в темном или светлом месте? Берут два  одинаковых ящика с одинаковой почвой и одинаковыми всходами овса. Договариваются поливать одинаковым количеством воды и из одинаковых леек. Разница же будет в том, что один ящик поставим на светлый подоконник, а другой в темном месте. Устанавливается, что  все одинаковое, разное – степень  освещения.

Таким образом, в методике выделяют разные виды экспериментирования. В зависимости от поставленных целей эффективность и результативность деятельности будет достигнута в том случае, если воспитатель грамотно организует процесс эксперимент с учетом требований к организации и умело использует методические приемы.  

 

                                         ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования экологического образования  через  экспериментирование у детей  дошкольного возраста, мы  разобрались в сущности и структуре познавательного интереса. Выяснилось, что в процессе развития детей дошкольного возраста этот интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности в ходе детского экспериментирования, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.

При изучении данной проблемы,  мы смогли убедиться в том, что  детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения  и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.

В детском экспериментировании  наиболее мощно проявляется собственная  активность детей, направленная на получение  новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение  продуктов детского творчества –  новых построек, рисунков, сказок и  т.п. (продуктивная форма экспериментирования).

Использование метода –  детское экспериментирование в  педагогической практике является эффективным  и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличение объема знаний, умений и навыков, которые в будущем и составляют основу естественнонаучных представлений об окружающем мире.

Экспериментирование, как  формирование естественнонаучных представлений, выступает методом обучения, если применяется для передачи детям  новых знаний, а может рассматриваться  как форма организации педагогического  процесса и развития детей дошкольного  возраста в других видах деятельности

Главное достоинство экспериментирования  заключается в том, что оно  дает детям реальное представление  о различных сторонах изучаемого  объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как  постоянно возникает необходимость  совершать операции анализа и  синтеза, сравнения и классификации, обогащения и экстраполяции.

Эксперимент должен строиться  на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Взаимопроникновение  наглядного и обобщенного в представлении составляет его главную особенность. Таким образом, представление, с одной стороны, связано с чувственным опытом, с другой – с обобщением образа в процессе мышления, а затем и в речи.

Проводя эксперименты, воспитатель  не должен наносить вред животным и  растениям, важно чтобы в постановке и проведении эксперимента дети были активными участниками.

В детском саду проводятся эксперименты с предметами неживой  природы, растениями и животными, несложные  эксперименты могут включаться в  разнообразную деятельность: игру, труд, прогулку, что будет способствовать экологическому образованию дошкольников.  Правильная организация экспериментирования обеспечивает полноценный процесс формирования естественнонаучных знаний у детей, при этом  ребенок станет полноценным субъектом деятельности.

Таким образом, поставленная цель реализована, задачи исследования решены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

                       

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А.  Методика преподавания естествознания в начальной школе [Текст]: Учеб. пособие для студ. учрежд. сред. проф. образования пед. профиля. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 240с
  2. Большой энциклопедический словарь [Текст] / Под ред. А.М. Прохоров. – М.: «Большая Российская энциклопедия». – СПб.: Норинт, 2004. – 1456с.
  3. Васильева А.И.  Учите детей наблюдать природу. [ Текст]– Минск.: 1972с.
  4. Гудырева Л.Н.  Познавательное развитие дошкольников [Текст]: - Сыктывкар: КРИРОиПК, 2004. – 40с.
  5. Иванова А.И.  Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений. [ Текст]– М.: ТЦ Сфера, 2005. – 240с. ( Программа развития).
  6. Иванова, А.И. « Живая экология» Программа экологического образования дошкольников. [Текст]. – М.:ТЦ Сфера, 2007
  7. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. [Текст] – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 144с
  8. Коменский Я.А. Материнская школа. [ Текст] // История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия. М., 1974.
  9. Куликовская, И.Э., Совгир, Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст [Текст] // Педагогическое общество России, 2003.- с.79.
  10. Мир природы и ребенок. [ Текст] (Методика экологического воспитания

дошкольников): Учебное пособие  для педагогических училищ по специальности  «Дошкольное образование» / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб.: АКЦИДЕНТ, 1998. – 319с.

  1.   «МЫ». Программа экологического образования детей [Текст] / Н.Н. Кондратьева и      др. – 2-е изд. – СПб.: «Детство-пресс», 2006 – 240
  2. Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. [Текст]  – М.: Новая школа, 1995. – 160с
  3. Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе [Текст]: Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении. - М.: Новая школа, 1993. – 64с.
  4. .Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми сред. и ст. групп дет. сада [Текст]: Кн. для воспитателей дет. сада/ С.Н. Николаева. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 208с.
  5. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. [ Текст]: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 184с.
  6. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами [Текст]: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003. – 100с
  7. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. [Текст]: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 336с.
  8. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. [Текст] – М.: Мозаика – Синтез, 2002. – 128с.
  9. « Образовательный портал» Кировского района г. Екатеринбург[Электронный ресурс].- Режим доступа: http://proekta.ru.
  10. Песталоцци И.Г. Дневник Песталоцци о воспитании сына. [Текст] // История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия М.: 1974.
  11. Петросова Р.А., Голов В.П., Сивоглазова В.И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе [Текст]: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176с
  12. Поддьяков, Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста[Текст].-М.,1996.
  13. Поддьяков, Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности// Педагогический вестник. – 1997.-№1.-с.6.
  14. Портал « Мой детсад»[Электронный ресурс].- Режим доступа: http//www.moi-detsad/ru
  15. Рыжова Н.А.  Экологическое образование в детском саду. [Текст]: – М.: Изд. Дом "Карапуз", 2001. – 432с.
  16. Cайт для работников дошкольного образования « Дошколёнок» [Электронный ресурс]- Режим доступа: http:dohcolonoc.ru
  17. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе [Текст]: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000 – 160с.
  18. Словарь психолога – практика / Сост. С.Ю. Головин. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. – 976с.
  19. Соломенникова, О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и   методические рекомендации [Текст]. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 104с
  20. Чехонина, О.А. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности [Текст]// Дошкольное воспитание.-2007.- №6. – с.13-16.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Экспериментирование в развитии детей дошкольного возраста