Экспериментирование в развитии детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 14:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель: определить роль экспериментирования в формировании естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста.
Для достижения выбранной цели были поставлены следующие задачи:
раскрыть теоретическую сущность проблемы формирования естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста;
определить значение экспериментирования в формировании естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста;
изучить особенности организации экспериментирования с детьми дошкольного возраста.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Трифонова.docx

— 65.89 Кб (Скачать файл)

- развивается речь ребенка,  так как ему необходимо давать  отчет об увиденном,  формулировать обнаруженные закономерности и выводы;

- происходит накопление  фонда умственных приемов и  операций, которые рассматриваются  как умственные умения;

- детское экспериментирование  важно и для формирования самостоятельности,  целеполагания, способности, преобразовывать  какие-либо предметы и явления  для достижения определенного  результата;

- в процессе экспериментальной  деятельности развивается эмоциональная  сфера ребенка, творческие способности,  формируются трудовые навыки, укрепляется  здоровье за счет повышения  общего уровня двигательной активности.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще  наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как  никакой другой метод, соответствует  этим возрастным особенностям.

В процессе экспериментирования  на занятиях дети получают возможность  удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. После проведения эксперимента у детей возникают  вопросы, в основе которых лежит  познавательный мотив. Их интересует: отчего бывает ветер; почему черенок  растения дает в воде корешки; почему одни предметы тонут в воде, а  другие нет. При ознакомлении детей  с особенностями компонентов  природы, их свойствами и взаимосвязями  ведущим методом обучения является экспериментирование.

Исходной формой экспериментирования, из которой развились все остальные, является единственная доступная ребенку  форма экспериментирования –  манипулирование предметами, которая  возникает в раннем возрасте. В  процессе манипулирования предметами идет и природоведческий и социальный эксперимент. В последующие два-три  года манипулирование предметами и  людьми усложняется. Ребенок все  больше совершает обследовательские  действия, усваивая сведения об объективных  свойствах предметов и людей, с которыми он сталкивается. В это  время происходит становление отдельных  фрагментов экспериментаторской деятельности, пока еще не связанных между собой  в какую-то систему, но уже имеющие  предпосылки элементарных естественнонаучных представлений об окружающем мире.

После трех лет постепенно начинается их интегрирование. Ребенок  переходит в следующий период – любопытства, который при условии  правильного воспитания ребенка  – переходит в период любознательности (после 5 лет). Именно в этот период экспериментаторская деятельность приобретает типичные черты, теперь экспериментирование становится самостоятельным видом деятельности. Ребенок старшего дошкольного возраста приобретает способность осуществлять экспериментирование, то есть он приобретает следующий ряд навыков данной деятельности: видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление. Также может  выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперименты, делать выводы, фиксировать этапы действий и результаты графически.

При правильной организации  работы у детей дошкольного возраста формируется устойчивая привычка к  экспериментированию. Инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей, а роль взрослого в поддержании  интереса к экспериментированию  можно сформулировать следующим  образом: воспитатель – умный  друг и советчик. При этом воспитатель  – не учитель - наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности. В первую очередь, это создание предметно – развивающей среды с учетом возраста, задач развития и познавательных интересов детей. Во-вторых, педагог не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Самостоятельная экспериментальная деятельность доставляет детям огромную радость.[ 9 ]

Приобретение данных навыков  требует систематичной работы педагога направленной на развитие деятельности экспериментирования детей.

Итак, наиболее общими и важными  задачами познавательного развития ребенка являются не просто обогащение его естественнонаучных представлений об окружающем, а развитие познавательной инициативы (любознательности) и освоение культурных форм упорядочения опыта (на материале представлений о мире), как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию. В процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности. Можно сделать вывод о следующих особенностях детского экспериментирования:

- экспериментирование понимается  как особый способ духовно-практического  освоения действительности, направленный  на создание таких условий,  в которых предметы наиболее  ярко обнаруживают свою сущность;

- экспериментирование способствует  становлению целостной картины  мира ребенка дошкольного возраста;

- экспериментальная работа  вызывает у ребенка интерес  к исследованию природы, развивает  мыслительные операции, стимулирует  познавательную активность и  любознательность ребенка, активизирует  восприятие учебного материала  по ознакомлению с природными  явлениями, с основами математических  знаний, с этическими правилами  жизни в обществе.

- детское экспериментирование  состоит из последовательно сменяющих  друг друга этапов и имеет  свои возрастные особенности  развития.[5, c.-79]

В процессе экспериментирования  дошкольник получает возможность удовлетворить  присущую ему любознательность. Проводимые эксперименты с различными материалами и предметами (вода, снег, песок, стекло, воздух и т.п.)  представляют  ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знакомясь с доступными явлениями неживой природы, дошкольники учатся самостоятельно рассматривать различные явления и производить с ними простые преобразования. Умение обращать внимание не только на видимые и ощущаемые связи и отношения, но и на скрытые от непосредственного восприятия причины станет основой для формирования у детей полноценных физических знаний при дальнейшем обучении в школе. Важно, что ребенок начнет подходить к пониманию явлений с правильных, научных позиций. При этом будут формироваться пусть неполные, но достоверные представления о явлениях и принципах их протекания. Процесс познания – творческий процесс и задача воспитателя – поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого необходимые условия, оказать ему помощь в попытках установить простейшие закономерности, обратить внимание на объективные причины, связи и отношения явлений окружающего мира.

В процессе детского экспериментирования  дети учатся:

- видеть и выделять  проблему;

-  принимать и ставить  цель;

- решать проблемы: анализировать  объект или явление, выделять  существенные признаки и связи,  сопоставлять различные факты,  выдвигать гипотезы, предположения,  отбирать средства и материалы  для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент;

-  делать выводы; фиксировать  этапы действий и результаты  графически.

 Любая деятельность  зависит от отношения к ней  субъекта. Таким образом, важно  уметь оценить отношение детей  к деятельности экспериментирования.  Отношение мы оцениваем: предпочтение к виду деятельности и по степени проявления интереса, активности участия в обсуждении и процессе деятельности.

Важным становится не столько  результат, сколько процесс работы ребенка в ходе экспериментирования; соответственно, и оценивается не то, какого результата добился ребенок, а то, как он думает, рассуждает. В  этом случае мы выделяем такие показатели как целеполагания, планирование деятельности и процесс ее реализации. Безусловно, одним из показателей являются также  рефлексивные навыки, т.е. умение детей  формулировать выводы, аргументировать  свои суждения. Следовательно, показатели сформированности деятельности экспериментирования находят  качественные изменения в структуре личности и их проявления во взаимодействии человека с окружающим миром, как на внешнем, так и на внутреннем уровне.

Исследования педагогов-ученых, таких как С.Н.Николаева, В.И.Логинова, Н.А.Рыжова, О.А.Чехонина, показывают, что при использовании целенаправленного систематического применения экспериментов в процессе обучения позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах. Установление взаимозависимостей, закономерностей ребенок обнаруживает самостоятельно.  При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. Специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.

     Таким образом,  нельзя отрицать справедливость  утверждения, что эксперименты  составляют основу  всякого знания, что без них любые понятия  превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование  является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать  в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях,  опытах, установление взаимозависимостей, закономерностей.

               Экспериментирование является наиболее  успешным путём ознакомления  детей с миром окружающей их  живой и неживой природы. В  процессе экспериментирования дошкольник  получает возможность удовлетворить  присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

 

 

 

 

3. ОСОБЕННОСТИ  ОРГАНИЗАЦИИ  ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ  С ДЕТЬМИ                                ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Экспериментирование может  использоваться в различных видах  организованной и самостоятельной  деятельности дошкольников. Им нравятся занятия, на которых вместе со взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же эксперименты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их.

Взрослым следует создать  условия для экспериментирования. В группе должна быть оборудована  мини-лаборатория, укомплектованная всем необходимым (лабораторная посуда, простые приборы, объекты неживой и живой природы). Чтобы выполнить эти задачи, надо создать в группе условия для исследовательской активности детей.

В уголке экспериментирования должны быть такие приборы как увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты, разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл), разного объема и формы, природный материал, различные виды бумаги, медицинские материалы, утилизированный материал, прочие материалы.

В качестве лабораторной посуды используются стаканчики из-под йогуртов, из-под мороженого, пластиковые бутылочки. Наглядно можно показывать детям возможность вторичного использования материалов, которые в избытке выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент. Опыты развивают мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связь между живым и неживым в природе. Исследования представляют возможности ребенку самому найти ответы на вопросы “Как?” “Почему?”. Китайская пословица гласит “Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму” .

Маленькие дети любознательны. Среди вопросов, которыми они одолевают  родителей и воспитателей, немало таких, как: «Зачем чирикают воробьи?», «Как спят рыбы?» и  много разных вопросов, то есть взрослые, которые  отмахиваются от «докучных» вопросов ребенка, совершают непоправимое: они  задерживают его умственный рост, тормозят духовное развитие.

Наш долг не только отвечать детям на их бесконечные вопросы, но и активно пробуждать их пытливость, чтобы число этих вопросов росло. Необходимо помнить, что самые большие  потери интеллектуального фонда  происходят на ранних стадиях развития – в младенчестве и дошкольном детстве

Эксперименты классифицируются по разным принципам:

- по характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты:  с растениями; с животными; с  объектами неживой природы; объектом  которых является человек;

- по месту проведения  опытов: в групповой комнате; на  участке; в лесу;

- по количеству детей:  индивидуальные, групповые, коллективные;

- по причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные  в ответ на вопрос ребенка;

- по характеру включения  в педагогический процесс: эпизодические  (проводимые от случая к случаю), систематические;

- по продолжительности:  кратковременные (5-15 минут), длительные (свыше 15 минут);

- по количеству наблюдений  за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические;

- по месту в цикле:  первичные, повторные, заключительные и итоговые;

- по характеру мыслительных  операций: констатирующие (позволяющие  увидеть какое-то одно состояние  объекта или одно явление вне  связи с другими объектами  и явлениями), сравнительные (позволяющие  увидеть динамику процесса или  отметить изменения в состоянии  объекта), обобщающие (эксперименты, в  которых прослеживаются общие  закономерности процесса, изучаемого  ранее по отдельным этапам);

- по характеру познавательной  деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент  только подтверждает знакомые  факты), поисковые (дети не знают  заранее, каков будет результат), решение экспериментальных задач;

- по способу применения  в аудитории: демонстрационные, фронтальные.

Каждый из видов экспериментирования  имеет свою методику проведения, свои плюсы и минусы.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают  за падающими в воду предметами (тонет – не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и многое другое. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.[ 5, с.-38] 

Информация о работе Экспериментирование в развитии детей дошкольного возраста