Экспериментирование в развитии детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 14:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель: определить роль экспериментирования в формировании естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста.
Для достижения выбранной цели были поставлены следующие задачи:
раскрыть теоретическую сущность проблемы формирования естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста;
определить значение экспериментирования в формировании естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста;
изучить особенности организации экспериментирования с детьми дошкольного возраста.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Трифонова.docx

— 65.89 Кб (Скачать файл)

У малышей формируются  способности сосредоточивать внимание на предметах ближайшего окружения  и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать  простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их.

Именно на этапе дошкольного  детства ребенок получает эмоциональные  впечатления о природе, накапливает  представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Многие известные педагоги и философы обращали внимание и необходимость  открыть ребенку книгу природы  как можно раньше. Это Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский и др.

Особую роль природы в  развитии мышления подчеркивал К.Д. Ушинский. Он считал логику природы  самой доступной, наглядной и  полезной для ребенка. Именно непосредственные наблюдения окружающей природы составляют первоначальные логические упражнения мысли, а сама логика есть отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы.

Очень важно, чтобы дошкольник  умел рассматривать один и тот  же объект с разных точек зрения, умел видеть разные объекты в одном  аспекте, совмещать их, находить общность объектов в подчиненности одной  и той же зависимости. Свидетельством осмысленности усвоенных знаний будет их практическое применение и  обоснованное предсказание новых фактов. При формировании естественнонаучных  представлений у дошкольников, необходимо учитывать и практически использовать в педагогической деятельности такое  свойство детской психики как  синкритичность мышления. Видя всю  картину в целом, дети способны устанавливать  общие закономерности, но ещё не способны объединять несколько объектов и событий в единую картину, поскольку  у них ещё не созрела способность  к анализу и синтезу, хотя её зачатки  уже возникли

Многочисленными исследованиями А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева и др. доказано, что если детей специально обучать, то у них быстро меняется ход мыслительного процесса. В  работах П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова отмечается, что мышление не может  развиваться самостоятельно, необходимо целенаправленно развивать, создавая для этого условия - через содержание учебных предметов и адекватные ему технологии и методики.

Великий учёный И.М. Сеченов доказал, что высшие логические формы мышления вырастают на базе элементарных форм познания - практических действий ребёнка. Эти действия включены в чувственное познание и служат не только средством решения конкретной задачи, но и способом освоения самой мыслительной деятельности. Эта концепция И.М. Сеченова легла в основу понимания отечественными учёными процесса развития мышления у детей.

Психологами доказано, что  у детей первых семи лет жизни  мышление является наглядно-действенным  и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в дошкольном учреждении в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Педагогические наблюдения показывают, что наиболее эффективно процесс экологического мышления дошкольников идёт через такие способы поисковой деятельности как: активное наблюдение, экспериментирование, исследовательская работа, моделирование, имитация.

В первые 7 лет жизни чисто вербальные методы обучения в дошкольных учреждениях неприемлемы. Настоящее тем более важно подчеркнуть, что в последнее десятилетие в методической литературе доминируют методические рекомендации, построенные по типу спектаклей или литературного монтажа, основанного на большом количестве стихов. Естественнонаучные  знания, переданные в чисто вербальных формах, без опоры на наглядность и собственную продуктивную деятельность, дети не усваивают.

Психолого-педагогические исследования Н.Ф.Виноградовой, И.А.Хайдуровой, Н.Н.Кондратьевой  доказывают возможности освоения дошкольниками различных взаимосвязей, зависимостей, существующих в природе. Важной особенностью является ещё и то, что в дошкольном возрасте ребёнок наиболее любознателен. В этом возрасте дети владеют в совершенстве только одним способом познания - запечатление объектов и событий реального окружающего мира, поэтому в процессе формирования естественнонаучных представлений ведущими являются наглядные методы обучения - наблюдение и экспериментирование. Особенность формирования представлений дошкольников заключается и в том, что благодаря наглядно-образному и наглядно-действенному мышлению они не способны усваивать знания в словесной форме, в виде готовых обобщений. Познавательные возможности дошкольников естествознанию и экологии настолько велики и интерес детей к природе выражен так сильно, что никакая программа не может быть реализована на занятиях по экологии.

Итак, наиболее общими и важными  задачами экологического развития ребенка  являются не просто обогащение его  представлений об окружающем, а развитие познавательной инициативы (любознательности). В процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.

В настоящее время в  системе дошкольного образования  ведущую роль в экологическом  образовании детей играет экспериментирование.

2.Значение  экспериментирования в формировании  естественнонаучных  представлений   у детей   дошкольного возраста

Экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых в детском  саду. Поскольку закономерности проведения экспериментов взрослыми и детьми во многом не совпадают, то применительно  к дошкольным учреждениям используют словосочетание «детское экспериментирование».

«Современный словарь  иностранных слов» (1994) содержит такое  определение: «эксперимент – это  научно поставленный опыт, наблюдения исследуемого явления в научно –  учитываемых условиях, позволяющих  следить за ходом явления и  многократно воспроизводить его  при повторении этих условий».

Исследования (Н.Н.Поддьяков, А.Н.Поддьяков, И.С.Фрейдкин, Л.А.Парамонова, Н.Е. Веракса, А.И.Савенков, О.В.Афанасьева) показывают, что детское экспериментирование можно определить как преобразующую деятельность дошкольников, в которой познаются свойства и качества объектов окружающего мира. В  процессе экспериментирования изменяется сам ребенок и его отношение к миру (А.Н. Поддьяков, Н.Н. Поддьяков, О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса).

Существуют различные  подходы в определении понятия  «детское экспериментирование». В основном придерживаются определения, предложенного  Поддьяковым Н.Н.: «детское экспериментирование - одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности  детей с другой». [ 23, с.6 ]

Экспериментирование выступает  как метод обучения, если применяется  для передачи детям новых знаний, он может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования, а также одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.

Исследования (Н.Н.Поддьяков, А.Н.Поддьяков, И.С.Фрейдкин, Л.А.Парамонова, Н.Е. Веракса, А.И.Савенков, О.В.Афанасьева) показывают, что детское экспериментирование можно определить как преобразующую деятельность дошкольников, в которой познаются свойства и качества объектов окружающего мира. В  процессе экспериментирования изменяется сам ребенок и его отношение к миру (А.Н. Поддьяков, Н.Н. Поддьяков, О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса). Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как  постоянно возникает необходимость  совершать операции анализа и  синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет  об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует развитие речи.

Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную  сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще  наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям.

В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира.

Своими корнями экспериментирование  уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский. При формировании основ естественно-научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я. А. Каменский, И.Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский и многие другие. Для обоснования данного вывода приводятся многие доказательства.

В экспериментаторстве достаточно четко представлены моменты саморазвития: преобразование объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые  стороны и свойства объекта, а  новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более  сложные и совершенные преобразования.

Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок  получает возможность ставить себе все новые, более сложные цели. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования, психическое развитие ребенка затормаживается.

Экспериментирование тесно  связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.

Но само наблюдение может происходить и без эксперимента. Например: наблюдение за весенним пробуждением природы не связано с экспериментом, поскольку процесс развивается без участия человека.

           В процессе экспериментирования  у детей развиваются познавательные  интересы; формируются навыки исследовательской  деятельности; происходит развитие  ответственного и деятельного  отношения к природе, закладываются  элементарные естественнонаучные  представления об окружающем  мире. Все это доказывает эффективность  использования метода экспериментирования  для формирования экологического  сознания и экологического поведения  у детей. 

Разработку теоретических  основ метода детского экспериментирования  в дошкольных учреждениях осуществляет творческий коллектив специалистов под руководством профессора, академика  Академии творческой педагогики и Российской академии образования Н.Н. Поддьякова. Их многолетние исследования данной деятельности дали основания для формулировки следующих основных положений:

  • детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников;
  • в детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования);
  • детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества;
  • в детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференцирования и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов.

              Деятельность экспериментирования, взятая во всей ее полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики. [ 22,с.6 ]

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском  саду заключается в том, что в  процессе эксперимента:

- дети получают реальные  представления о различных сторонах  изучаемого объекта, о его взаимоотношениях  с другими объектами и со  средой обитания;

- идет обогащение памяти  ребенка, активизируются его мыслительные  процессы, так как постоянно возникает  необходимость совершать операции  анализа и синтеза, сравнения  и классификации;

Информация о работе Экспериментирование в развитии детей дошкольного возраста