Экспериментальное исследование эффективности пальчиковых игр как средства развития умственных способностей детей старшего дошкольного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 22:29, курсовая работа

Краткое описание

Гипотеза исследования: мы предположили, что пальчиковая игра будет являться эффективным средством развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста, а именно развитию памяти, воображения, речевых и сенсомоторных функций; выступит новым способом взаимодействия ребенка с окружающим миром через игровую деятельность.
Задачи:
выявить психологические особенности детей старшего дошкольного возраста;
анализ психологических новообразований старшего дошкольника;
осуществить теоретический анализ понятия "игра";
проанализировать особенности игровой деятельности старшего дошкольного возраста;
изучить влияние пальчиковой игры на развитие умственных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные направления развития детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………5
1.1 Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста
…………………………………………………………………………………5
1.2 Анализ психологических новообразований старшего дошкольника…9
Глава 2. Пальчиковая игра и ее использование как средство развития умственных способностей старшего дошкольника………………………..…..17
2.1 Понятие "игра"………………………………………………...………...17
2.2. Особенности игровой деятельности старших дошкольников……….23
2.3. Пальчиковая игра и ее использование в старшем дошкольном возрасте.…………………………………………………………………………27
Глава 3. Экспериментальное исследование эффективности пальчиковых игр как средства развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...32
3.1 Организационный аспект построения эксперимента…………………32
3.2 Анализ и обсуждение результатов экспериментального обследования..
………………………………………………………………………………...39
Заключение……………………………………………………………………….45
Список литературы………………………………………………………………49

Вложенные файлы: 1 файл

пальчиковые игры.doc

— 431.00 Кб (Скачать файл)

Проанализировав исследования отечественных психологов, была выявлена взаимосвязь игры и психического развития детей старшего дошкольного возраста. Игра является ведущей деятельностью дошкольников и способствует развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления, речи и др., а также способствует развитию общения, мотивации.

Игра - это основной вид деятельности дошкольников. Это не только удовольствие и радость для ребенка, но и важное средство самовыражения, проба сил. Через игру ребенок познает окружающий его мир, приобретает новые знания, умения, навыки.

Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах Осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре как особом виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, а также интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.

Отличительные признаки развертывания игры - быстро меняющиеся ситуации, в которых оказывается объект, и столь же быстрое приспособление его действий к новой ситуации. В структуру игры детей входят:

1) роли, взятые на себя играющими;

2) Игровые действия как средство  реализации этих ролей;

3) игровое употребление предметов - замещение реальных предметов  игровыми, условными;

4) реальные отношения между играющими.

Характерная особенность игры - ее двуплановость, присущая также драматическому искусству, элементы которого сохраняются в любой коллективной игре:

1) играющий выполняет реальную  деятельность, осуществление которой  требует действий, связанных с  решением вполне конкретных, часто нестандартных задач;

2) ряд моментов этой деятельности  носит условный характер, что  позволяет отвлечься от реальной  ситуации с ее ответственностью  и многочисленными привходящими  обстоятельствами. Двуплановость обусловливает  развивающий эффект игры.

Каждая игра - это общение ребенка с окружающими. В играх воспитывается сознательная дисциплина, ребенок приучается к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, радоваться успехам других, стойко переносить свои неудачи.

Для детей постарше, средних дошкольников главное - отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений. Каждая игра способствует развитию психологических новообразований у дошкольников и является ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте.

Одним из видов игры является пальчиковая игра, которая очень увлекательны. Она способствует развитию творческой активности, мышления и речи ребёнка, мелкой моторики рук. Вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Особое значение имеют игры, использующие одновременные разнотипные движения рук (одна рука делает одно, другая - другое. В отличие от симметричных и содружественных движений, регуляция которых в значительной степени происходит на уровне спинного мозга, разнотипные движения требуют более высокого уровня регуляции. Осуществление и автоматизация движений такого типа требуют создания принципиально новых нейронных сетей. Расширяются резервные возможности функционирования головного мозга ребенка.

И одно из направления помощи пальчиковой игры - это помощь в развитии речи ребенка, так моторика пальцев влияет на развитие речи.

Нами было проведено экспериментальное исследование эффективности пальчиковой игры как средства психического развития детей старшего дошкольного возраста. В начале исследования мы предположили, что пальчиковая игра будет являться эффективным средством психического развития детей старшего дошкольного возраста при соблюдении следующих условий: использование пальчиковой игры на занятиях в соответствии с тематическим планом лексических тем; включение в свободную деятельность детей; учёт индивидуальных и возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.

На базе ДОУ была проведена экспериментальная работа, содержащая в себе проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.

На констатирующем этапе был выявлен уровень психического развития детей старшего дошкольного возраста. Он оказался достаточно низким. Нами были разработаны пальчиковые игры, использованные в воспитательно-образовательном процессе ДОУ в соответствии с положениями гипотезы. Затем на контрольном этапе был выявлен уровень психического развития детей старшего дошкольного возраста после проведения формирующей работы.

При сравнении результатов исследования было выявлено, что у детей контрольной группы уровень психического развития повысился незначительно, в экспериментальной группе был отмечен более высокий уровень психического развития детей.

Таким образом, результатами экспериментальной работы мы подтвердили эффективность пальчиковой игры как средства психического развития детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования подтверждена, задачи исследования решены.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Возрастная и педагогическая психология: Тексты. Эльконин Д.Б. / Сост. и коммент. Шуаре Марта О. - М.: 1992. - 272с.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред.В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480с.
  3. Гризик Т.И. Развитие речи детей. –М., 2005. 
  4. Давыдов В.В. Психологический словарь [Текст] / В.В. Давыдов - М.: Педагогика, 1983 - 463 с.
  5. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 1984. - 128с.
  6. Жукова О.В. Развитие руки: просто, интересно, эффективно. //Дошкольное воспитание. – 2006., № 11, с 14-17.
  7. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии: Учебное пособие. - Мн.: Харвест; М.: 2000. - 896с.
  8. Ковалёв А.Г., Мясищев В. Психические особенности человека [Текст] / А.Г. Ковалев, В. Мясищев. - Л.,1995. - 320 с.
  9. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. - СПб.: ИД "МиМ", 1998, - 192с.
  10. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб, Издательский дом «Литера», 2005. 
  11. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов ВУЗ. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 464с.
  12. Мухина В.С. Возрастная психология. [Текст] / учебное пособие. - М., Академия, 2000. - 376 с.
  13. Немов Р.С. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. Кн. 2 Психология образования. - 3-е изд. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 688 с.
  14. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост.е.И. Рогов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 448 с.
  15. Популярная психология для родителей / Под ред. Бодалева А.А. - М.: Педагогика, 1988. - 256с.
  16. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - 2-изд., перераб. И доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста. - 384 с.: ил.
  17. Спиваковская А.С. Игра - это серьезно. - М.: Педагогика, 1981. - 144с.
  18. Узорова О.Н. Пальчиковые игры. – М., 2006.
  19. Шанина С.А. Пальчиковые игры для развития речи и мышления ребенка. – М., 2008.
  20. Шапарь В.Б. Словарь практического психолога / В.Б. Шапарь. -М.: ООО "Издательство АСТ"; Харьков: "Торсинг", 2004. - 734с.

 

 

 

 

 


Информация о работе Экспериментальное исследование эффективности пальчиковых игр как средства развития умственных способностей детей старшего дошкольного