Экспериментальное исследование эффективности пальчиковых игр как средства развития умственных способностей детей старшего дошкольного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 22:29, курсовая работа

Краткое описание

Гипотеза исследования: мы предположили, что пальчиковая игра будет являться эффективным средством развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста, а именно развитию памяти, воображения, речевых и сенсомоторных функций; выступит новым способом взаимодействия ребенка с окружающим миром через игровую деятельность.
Задачи:
выявить психологические особенности детей старшего дошкольного возраста;
анализ психологических новообразований старшего дошкольника;
осуществить теоретический анализ понятия "игра";
проанализировать особенности игровой деятельности старшего дошкольного возраста;
изучить влияние пальчиковой игры на развитие умственных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные направления развития детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………5
1.1 Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста
…………………………………………………………………………………5
1.2 Анализ психологических новообразований старшего дошкольника…9
Глава 2. Пальчиковая игра и ее использование как средство развития умственных способностей старшего дошкольника………………………..…..17
2.1 Понятие "игра"………………………………………………...………...17
2.2. Особенности игровой деятельности старших дошкольников……….23
2.3. Пальчиковая игра и ее использование в старшем дошкольном возрасте.…………………………………………………………………………27
Глава 3. Экспериментальное исследование эффективности пальчиковых игр как средства развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...32
3.1 Организационный аспект построения эксперимента…………………32
3.2 Анализ и обсуждение результатов экспериментального обследования..
………………………………………………………………………………...39
Заключение……………………………………………………………………….45
Список литературы………………………………………………………………49

Вложенные файлы: 1 файл

пальчиковые игры.doc

— 431.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава 1. Основные направления развития детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………5

1.1 Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста

…………………………………………………………………………………5

1.2 Анализ психологических новообразований старшего дошкольника…9

Глава 2. Пальчиковая игра и ее использование как средство развития умственных способностей старшего дошкольника………………………..…..17

2.1 Понятие "игра"………………………………………………...………...17

2.2. Особенности игровой деятельности старших дошкольников……….23

2.3. Пальчиковая игра и ее использование в старшем дошкольном возрасте.…………………………………………………………………………27

Глава 3. Экспериментальное исследование эффективности пальчиковых игр как средства развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...32

3.1 Организационный аспект построения  эксперимента…………………32

3.2 Анализ и обсуждение результатов  экспериментального обследования..

………………………………………………………………………………...39

Заключение……………………………………………………………………….45

Список литературы………………………………………………………………49

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Дошкольный возраст, занимая по шкале физического развития ребенка период времени от трех до шести лет, вносит большой вклад в психическое развитие ребенка. За эти годы ребенок приобретает многое из того, что остается с ним надолго, определяя его как личность и последующее интеллектуальное развитие.

Основной деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Игра выступает ведущей деятельностью в развитии дошкольника. Она является средством освоения ребенком ряда практических навыков, формирования положительных черт характера.

Важную сторону психического развития составляет возникновение, изменение и совершенствование психических процессов и качеств детей - восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи, чувств, начальных форм волевого управления поведением.

Отечественные психологи (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин) считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются качества, подготавливающие переход к новой, высшей стадии развития.

В современной психолого-педагогической литературе достаточно полно рассмотрены классификации игр, педагогические условия их использования для психического развития детей дошкольного возраста. Многие ученые посвятили свои работы по изучению пальчиковой игры и ее влияние на развитие в раннем возрасте, но нет исследований, посвящённых выявлению эффективности пальчиковой игры как средства психического развития детей старшего дошкольного возраста.

В связи с актуальностью и малой разработанностью проблемы, темой курсового исследования была выбрана: "Использование пальчиковых игр с целью развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста"".

Цель исследования: изучение возможностей использования пальчиковой игры как средства развития умственных способностей детей в старшем дошкольном возрасте.

Объект исследования: психическое развитие детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: пальчиковая игра как средство психического развития в старшем дошкольном возрасте.

Гипотеза исследования: мы предположили, что пальчиковая игра будет являться эффективным средством развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста, а именно развитию памяти, воображения, речевых и сенсомоторных функций; выступит новым способом взаимодействия ребенка с окружающим миром через игровую деятельность.

Задачи:

  • выявить психологические особенности детей старшего дошкольного возраста;
  • анализ психологических новообразований старшего дошкольника;
  • осуществить теоретический анализ понятия "игра";
  • проанализировать особенности игровой деятельности старшего дошкольного возраста;
  • изучить влияние пальчиковой игры на развитие умственных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования:

    • теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
    • теоретический анализ материалов научных исследований;
    • изучение и обобщение передового педагогического опыта;
    • диагностирование;
    • наблюдение.

 

 

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

1.1 Психологические особенности  детей старшего дошкольного возраста

К старшему дошкольному возрасту относится период 5-7 лет. Это достаточно большой отрезок жизни ребенка. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений и стремится включиться в этот мир, проявляя свою возрастающую самостоятельность. Дошкольный возраст имеет большое значение в психическом развитии ребенка.

Выявление психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста представляется нам наиболее перспективным в ходе изучения исследований ведущих отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и других.

А.Н. Леонтьев считает, что в этот период жизни мир окружающих людей как бы распадается для ребенка на два круга.

Первый круг - это близкие люди: мать, отец или те, кто заменяет их ребенку. Отношения с ними определяют отношения ребенка совсем остальным миром. Второй, более широкий круг представляют все другие люди, отношения к которым опосредованы отношениями, устанавливающимися в первом, малом круге.

Деятельность ребенка с предметом и его общение со взрослыми Л.С. Выготский включил в число движущих сил развития и определил их как факторы, формирующие психическую жизнь человека. Он пытался понять влияние воздействий окружающей среды на формирование психики. Решая эту проблему, ученый исходил из положения, что условия жизни непосредственно не способны определить психическое развитие ребенка.

При одних и тех же обстоятельствах могут формироваться различные особенности психики. Ее развитие, прежде всего, зависит от того, в каких взаимоотношениях со средой находится сам ребенок.

Среда, говорил Л.С. Выготский, по-разному воздействует на ребенка. Для понимания ее влияния следует учитывать не только те изменения, которые произошли в среде, но и те, которые наблюдаются в самом ребенке. Такое понимание роли среды в психическом развитии детей дало ученому возможность ввести понятие социальной ситуации развития. Она, по его мнению, проявляется в виде "аффективного отношения" ребенка к среде.

Переживание, подчеркивал он, есть единица, в которой представлена, с одной стороны, среда, т.е. то, что переживается ребенком, с другой - субъект, т.е. то, что вносит в это переживание он сам и что, в свою очередь, определяется уже достигнутым ранее уровнем психического развития.

В конце 30-х гг. психологи харьковской школы (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, П.Я. Гальперин и др.) показали, что в основе развития лежит непосредственная практическая деятельность ребенка. Исследования А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина дали возможность с разных сторон подойти к представлению о том, что реально является движущей силой психического развития, позволили сформулировать тезис о значении деятельности в психическом развитии ребенка [19].

Вопросы движущих сил развития детей, а также причины, которые определяют их возрастные особенности, подробно рассматривались в трудах А.Н. Леонтьева. Ученый сделал попытку объяснить своеобразие возрастных особенностей ребенка взаимоотношениями, в которые он вступает с окружающей действительностью на различных этапах своего развития.

Так, в дошкольном возрасте ребенок зависит от окружающих людей и должен считаться с требованиями, предъявляемыми к его поведению. Далее А.Н. Леонтьев указывает, что положение в системе общественных отношений само по себе еще не определяет психического развития, оно только характеризует уже достигнутую ступень. Непосредственно же формирование психики ребенка обусловливает ведущая деятельность. Именно благодаря ведущей деятельности у него появляются психические новообразования, характерные для данного возраста.

Кроме того, именно через ведущую деятельность осуществляется воспитание ребенка, формирование его отношения к действительности.

Предметом глубокого анализа в работах А.Н. Леонтьева являются понятия приспособления и присвоения. Различие между ними, по мнению ученого, заключается в том, что биологическое приспособление - это изменения видовых свойств врожденного поведения, которые передаются путем наследственности, а присвоение - воспроизведение исторически сформировавшихся человеческих свойств, способностей, способов поведения.

Процесс присвоения социального опыта осуществляется в деятельности ребенка, которая протекает в практическом и речевом общении с окружающими людьми, в совместных действиях с ними. Присвоение наиболее эффективно в специально организованной деятельности, называемой учением, в процессе которой он овладевает систематизированными знаниями, умениями и навыками.

Ребёнок на каждом этапе своего возрастного развития требует особого к себе подхода. Задача системы образования и взрослых, воспитывающих ребёнка, - содействовать полноценному его развитию на каждом возрастном этапе онтогенеза. Если на одной из возрастных ступеней происходит сбой, нарушаются нормальные условия развития ребёнка, в последующие периоды основное внимание и усилия взрослых вынуждены будут сосредоточиться на коррекции этого развития, что тяжело не только для взрослых, но, прежде всего для ребёнка. Поэтому в работе необходимо использовать эффективные средства своевременно-благоприятных для психического и духовного развития детей условий экономически выгодно и нравственно оправданно. Для этого необходимо знать особенности каждого возраста.

Проблема этапов психического развития детей - одна из самых трудных проблем в психологии человека. Изменения процессов психической жизни ребёнка (и вообще человека) происходят не независимо друг от друга, но внутренне связаны друг с другом [12, 328].

Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду.

Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта. Дети, интересующиеся событиями прошлого и будущего, жизнью разных народов, животным и растительным миром разных стан.

Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Главное - связать развивающейся интерес детей к новой социальной позиции ("Хочу стать школьником") с ощущением роста их достижений, с потребностью познания и освоения нового.

Задача взрослых развивать внимание и память детей, формировать у них элементарный самоконтроль, способность к саморегуляции своих действий.

Условием полноценного развития старших дошкольников является содержательное общение со сверстниками и взрослыми.

Используются несколько форм общения:

  • деловое общение, в которое вступает ребенок, стремясь научиться у взрослого чему-либо. Сотрудничество с взрослыми развивает у ребенка ценные качества общественного поведения, способность принять общую цель, включиться в совместное планирование, взаимодействовать в процессе работы, обсудить полученные результаты;
  • познавательное общение с воспитателем по поводу волнующих ребенка познавательных проблем. Оно способствует углублению познавательных интересов и активности детей;
  • личностное общение, в которые вступает ребенок, чтобы обсудить с взрослыми проблемы, связанные с эмоциональным, нравственным миром людей, с их поступками, переживаниями. Ребенок делится с взрослыми своими мыслями, планами, впечатлениями.

В этом общении происходит социальное взросление ребенка, формируются социально-ценностные ориентации, осознается смысл событий, развивается готовность к новой для него социальной позиции будущего школьника.

Отдельные процессы (восприятие, память, мышление и так далее) не являются самостоятельными линиями в психическом развитии. Каждый из психических процессов в своём реальном протекании и развитии зависит от личности в целом, от общего развития личности: направленности, характера, способностей, эмоциональных переживаний. Отсюда избирательный характер восприятия, запоминания, забывания и так далее.

1.2 Анализ психологических  новообразований старшего дошкольника

В ряде современных психологических исследований (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов) убедительно показано, что умственное развитие ребенка - результат формирования умственных действий, имеющих в своей основе внешние практические действия. Этапы развития детского мышления определяются последовательным возникновением и развитием все более сложных форм практической деятельности. Каждый вид практической деятельности предъявляет определенные требования к мышлению детей и создает условия для его развития в том или ином направлении [2, с.12].

Информация о работе Экспериментальное исследование эффективности пальчиковых игр как средства развития умственных способностей детей старшего дошкольного