Экологическое воспитание дошкольников в процессе организации совместной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 13:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель – изучить вопросы применения в педагогическом процессе ДОУ наблюдений и экспериментов как средства экологического воспитания дошкольников. Цель реализуется через следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить опыт использования воспитателями наблюдений и экспериментов как средства экологического воспитания дошкольников..

Вложенные файлы: 1 файл

Берегите эти воды.docx

— 133.18 Кб (Скачать файл)

 

Г.А. Ягодин неоднократно указывал на мировоззренческий характер экологического образования, так как оно «должно развить мировоззрение индивида до уровня, на котором он способен принимать на себя и разделять ответственность за решения жизненно важных для своей популяции и всего биоразнообразия в целом вопросов». Он подчеркивает, что экологическое образование — это образование человека, гражданина Вселенной, способного жить безопасно и счастливо в будущем мире, не подрывая при этом основ развития и жизни следующих поколений людей. С этих позиций данным автором выделен ряд задач в области экологического образования, среди которых, на наш взгляд, к уровню дошкольников приемлемы следующие: выработка этики по отношению к окружающей среде, воспитание граждан, понимающих связи человечества со всей окружающей средой.

 

Наряду с термином «экологическое образование» в литературе (в том числе и дошкольной) активно употребляется термин «экологическая культура». В одних случаях он применяется как синоним первого выражения, в других формирование экологической культуры рассматривается как конечная цель экологического образования. Мне кажется очень удачным и понятным определение В.А. Ясвина: «Экологическая культура — это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности». Люди, у которых не сформирована экологическая культура, могут обладать необходимыми знаниями, но не применять их в своей повседневной жизни.

 

В дошкольной педагогике также пока нет единого мнения по поводу целей, задач и терминологии экологического образования. В отличие от других ступеней системы непрерывного экологического образования, авторы программ, пособий для дошкольников чаще всего используют термины «экологическое воспитание» и «экологическая культура». Термин «экологическое образование» вошел в обиход педагогов дошкольного звена только в последние годы и обычно употребляется как синоним экологического воспитания. Такая ситуация объясняется рядом причин. В предыдущий период по отношению к дошкольникам применялся термин «дошкольное воспитание», подразумевающий и обучение, и воспитание ребенка. Соответственно, возник и термин «экологическое воспитание». В то же время в системе непрерывного экологического образования в качестве интегрального понятия используется, как уже отмечалось, термин «экологическое образование», включающий воспитание, обучение, развитие. В последние годы в дошкольной педагогике появились выражения «дошкольное образование», «образовательное пространство детского сада», «образовательные программы», а сами детские сады официально переименованы в дошкольные образовательные учреждения. В связи с этим, а также в силу того, что дошкольная ступень является неотъемлемой частью системы непрерывного экологического образования, мне кажется возможным использование термина «экологическое образование дошкольников». При этом на разных ступенях системы непрерывного экологического образования воспитание и обучение могут играть разную роль (так, для дошкольников важнее воспитание, чем обучение). Помимо указанных терминов, в литературе можно встретить и выражения «образование в области окружающей среды», «образование для устойчивого развития». Как правило, эти термины чаще используются в зарубежных странах, они шире, чем экологическое образование.

 

Авторы программ, пособий предлагают разнообразные формулировки целей и задач экологического воспитания дошкольников: «воспитание начал экологической культуры» (С.Н. Николаева), «формирование определенного уровня осознанного отношения, выраженного в поведении, отношение к природе к людям, к себе, месту в жизни» (Н.А. Соломонова), воспитание ответственного отношения к природе (А.В. Королева), воспитание у ребенка потребности в сохранении и улучшении природы, развитие его творческого потенциала (Н.Е. Орлихина), «формирование у детей соответствующего этой проблеме сознания» (Г.Филиппова). Е.Ф. Терентьева предполагает, что «экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно-правильного отношения к окружающей природе». С.Н. Николаева считает, что формирование начал экологической культуры — «это становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее на основе ее богатства материальные и духовные ценности». От формулировок указанных авторов несколько отличается точка зрения Т.В. Потаповой. Данный автор перечисляет целый комплекс целей образования ребенка в области окружающей среды, среди которых указывает развитие у ребенка уверенности по отношению к своей среде обитания; элементарные знания о различиях между живой и неживой природой и представлениями о роли умственного и физического труда человека в преобразовании живой и неживой природы; элементарные навыки неразрушающего общения с дикой природой и творениями ума и рук человека; формирование ценностных установок, основ для последующего обучения правам человека и этической ответственности. В коллективной работе под руководством этого же автора в качестве цели программы указывается подготовка детей к необходимому для полноценной жизни в XXI веке эколого-осознанному восприятию явлений окружающего мира и экологически грамотному поведению в нем.

 

Итак, мы выяснили, что в качестве целей и задач экологического образования авторы чаще всего понимают формирование экологической культуры, экологического сознания, мотивации определенного поведения, бережного отношения и любви к природе.

 

Я предлагаю понимать под экологическим образованием дошкольников непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка:

 

— формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);

 

— развитие познавательного интереса к миру природы;

 

— формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

 

— воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;

 

— формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

 

— формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, ценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);

 

— освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

 

— формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

 

— формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 1. Определение уровня знаний,характерных особенностей представителей мира животных

Проводится индивидуально с каждым ребенком.

Цель: Определить уровень знаний характерных особенностей представителей мира животных.

Оборудование: Три большие карты: первая разделена на 3 части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг.  
Фигурки птиц и животных.

Вопросы:

1. Как называется животное (птица, насекомое)

2. Что ты можешь рассказать о нем

3. Твое отношение к  ним 

поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.

¡ Уровень ниже среднего (1 балл). Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументирует свой выбор. Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания. Затрудняется назвать характерные признаки. На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном не верно. Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным, птицам и насекомые.

задание 2. Определение уровня знаний характерных особенностей растительного мира

Проводится индивидуально с каждым ребенком.

Цель: Определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.

Оборудование: Комнатные растения герань (пеларгония), традесканция, бегония, аспидистра и бальзамин султанский, лейка для полива; распылитель воды, палочка для рыхления; тряпочка, поддон.

Педагог называет пять комнатных растений, предлагает показать их.

Вопросы:

1. Какие условия необходимы  для жизни, роста и развития  комнатных растений ?

2. Как правильно ухаживать  за комнатными растениями ?

3. Покажи, как правильно  это нужно делать ? (на примере одного растения).

4. Для чего нужны людям  комнатные растения ?

5. Нравится ли тебе  комнатные растения и почему ?

Затем педагог предлагает из представленных выбрать:

а) сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза)

б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина)

в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника)

г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан)

Глава 2. Опытно-экспериментальное изучение проблемы экологического воспитания старших дошкольников при совместной деятельности взрослого и ребенка на занятиях

Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа: 1) констатирующий эксперимент; 2) формирующий эксперимент; 3) контрольный эксперимент.

На этапе констатирующего эксперимента нами было обследовано 10 дошкольников старшей группы. В ходе обследования мы использовали диагностическую методику, целью которой являлось определение уровня сформированности экологических знаний дошкольников.

Диагностическая методика состояла из пяти заданий:

Задание 1 (проводится индивидуально с каждым ребенком)

Цель: Определить уровень знаний характерных особенностей представителей мира животных.

Задание 2 (проводится индивидуально с каждым ребенком)

Цель: Определить уровень знаний характерных особенностей растительного мира.

Задание 3 (проводится индивидуально с каждым ребенком)

Цель: Определить уровень знаний характерных особенностей неживой природы.

Задание 4 (проводится индивидуально или маленькими подгруппами).

Цель: Определить уровень знаний времен года.

Задание 5 (проводится индивидуально с каждым ребенком)

Цель: Определить уровень отношения к миру природы.

Подробное описание использованной нами диагностической методики, а также протоколы обследования знаний по всем пяти заданиям представлены в приложении 1.

В таблице 1 представлены результаты диагностики старших дошкольников на этапе констатирующего эксперимента.

2.2. Работа по  повышению уровня экологических знаний старших дошкольников в совместной деятельности взрослого и ребенка на занятиях

В ходе формирующего эксперимента нами проводилась работа по повышению уровня экологических знаний старших дошкольников. Работа проводилась как с дошкольниками, так и с воспитателями и семьями дошкольников.

Нами был выстроен перспективный план работы со старшими дошкольниками совмесной деятельности взрослого и ребенка на занятиях

С детьми нами проводились экологические занятия:

  1. «Наблюдение за ветром» 

Цель: Закрепить знания о тихой погоде, ветреной, силе ветра.

–– Определить направление ветра по окружающим предметам, флюгеру.

–– Холодный ветер – северный, теплый – южный.

–– Познакомить с флюгером.

Отличать ветреную погоду в календаре природы.

  1. «Путешествие в мир лекарственных растений
  2. Цель: Закрепить умение узнавать и правильно называть лекарственные травы (5-6 видов).

–– Рассмотреть знания о пользе и применении лекарственных трав.

–– Закрепить правила поведения при сборе лекарственных трав.

  1. «Дом для Кисточки» 
  2. Цели: дать детям представление о лесе как экосистеме, показать взаимозависимость животных организмов в природе.

4 «Дары осени» 

Цели: дать детям представление об осени как времени года, когда созревают овощи, фрукты, грибы, семена, рассказать о способах распространения семян, развивать умственную и речевую активность, предлагая описать плоды, дары осени.

Кроме того, проводилась работа в повседневно жизни в форме дидактических игр: «Чудесны мешочек», «Расскажи другу сказу», «В гостях у Гриба-лесовика»

Лекарственные растения», «Хитрая лиса», «По тропинке», «С кочки на кочку», «Птицы автомобиль», «Воробушки», «Кто, где живет», «Хорошая и плохая погода», «Вершки и корешки».

Нами проводилась также работа с воспитателями: «Календарь работ», «Волнистые попугайчики» (материалы консультации даны в приложении 8). Воспитатель является главным носителем экологической культуры. Поэтому необходимо вести активнее работу по формированию экологического мировоззрения воспитателей и других педагогов, работающих с дошкольниками.

Кроме того, мы проводили работу с родителями. Проводились работы на следующие темы: «Животные и птицы разговаривают», «Овощи и здоровье детей», «О чем говорят растения» (консультация дана в приложении 9).

2.3. Результаты  работы 

На последнем этапе опытно-экспериментальной работы – контрольном эксперименте – нами была осуществлена проверка эффективности работы по повышению уровня экологических знаний старших дошкольников в совмесной деятельности взрослого и ребенка на занятиях Для определения эффективности проделанной работы нами был использован тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте.

Информация о работе Экологическое воспитание дошкольников в процессе организации совместной деятельности