Экологическое воспитание дошкольников в процессе организации совместной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 13:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель – изучить вопросы применения в педагогическом процессе ДОУ наблюдений и экспериментов как средства экологического воспитания дошкольников. Цель реализуется через следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить опыт использования воспитателями наблюдений и экспериментов как средства экологического воспитания дошкольников..

Вложенные файлы: 1 файл

Берегите эти воды.docx

— 133.18 Кб (Скачать файл)

 

осознанию ребенком себя как части природы;

 

воспитанию у него уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий;

 

формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;

 

пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения, происходит как бы «цепная реакция»;

 

пониманию того, что нельзя уничтожать то, что не можем создать;

 

формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды (например: если я выброшу мусор в речку, вода загрязнится и рыбкам станет плохо жить);

 

усвоению азов экологической безопасности;

 

усвоению первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования воды, энергии в быту;

 

формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.

 

О проекте «Стратегии экологического образования в России»

 

Экологическое образование стало неотъемлемой частью образовательного пространства многих дошкольных учреждений. Однако зачастую им не хватает материальной поддержки.

 

Экологическое образование стало неотъемлемой частью образовательного пространства многих дошкольных учреждений. Однако зачастую их не одобряют и не подписывают официальных документов, подтверждающих значение этого направления.

Для повышения эффективности экологического образования нужна государственная стратегия поддержки системы непрерывного экологического образования.  Проект такой стратегии подготовлен группой ученых, специалистов, практических работников. Он обсуждался на различных конференциях, совещаниях и на парламентских слушаниях в Государственной Думе (отдельные тезисы по проблемам экологического образования в дошкольных учреждениях, подготовленные автором этого материала, получили все участники парламентских слушаний).

Стратегия состоит из ряда разделов.

В первом разделе даются обзор и оценка состояния экологического образования в стране.

Во втором разделе формулируются цели, задачи, принципы экологического образования.

Третий — самый большой — посвящен основным уровням и направлениям деятельности в данной сфере.

Реализации стратегии будут способствовать материалы, изложенные в четвертом и пятом разделах:«Управление, координация и финансирование организации экологического образования на федеральном, региональном и местном уровнях» и «Механизм реализации стратегии экологического образования в Российской Федерации».

Раздел III. «Основные уровни и направления экологического образования» состоит из подразделов, посвященных экологическому образованию в семье, в дошкольных учреждениях, в школе и учреждениях дополнительного образования, в высших учебных заведениях; роли в этом процессе особо охраняемых природных территорий, музеев, библиотек, общественных движений и партий, средств массовой информации и т.д. Каждый подраздел составлен по одной и той же схеме. «Экологическое «Экологическое образование в дошкольных учреждениях», с которым мы предлагаем вам познакомиться, один из самых объемных и детальных.

Раздел III. Основные уровни и направления экологического образования

Важнейшим условием создания системы экологического образования в Российской Федерации является участие в этом всех государственных и социальных институтов, социальных групп и слоев населения. Формирование экологической культуры невозможно без семьи, образовательных учреждений всех уровней, государственных, общественных, политических, религиозных и профсоюзных организаций, учреждений культуры, науки, туризма и спорта, средств массовой информации, Вооруженных Сил.

Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни: формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы — в раннем детстве; способствовать пониманию целостной картины мира — в школе; развивать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности — в периоды взросления и зрелости.

Экологическое образование в дошкольных учреждениях

Считать экологическое воспитание детей дошкольного возраста приоритетным звеном в системе непрерывного экологического воспитания, необходимым условием устойчивого развития страны, развития и совершенствования обеспечения преемственности между всеми сферами социального становления личности (семья, детский сад, школа, профессиональная деятельность).

Из Рекомендаций Парламентских слушаний «Проблемы экологического воспитания и образования в России» от 22.09.98

Цель. Воспитание социально активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним; формирование базовой системы ценностей, соответствующей задачам экологического образования.

Задачи. Создание федеральных и региональных баз данных об опыте дошкольных учреждений по экологическому образованию детей и их родителей. Обмен опытом в области экологического воспитания дошкольников с другими странами. Разработка требований в области экологического образования, предъявляемых к дошкольным учреждениям, и экологического компонента базисных характеристик личности ребенка-дошкольника. Организация экспериментальных площадок федерального и регионального уровней на базе лучших дошкольных учреждений. Введение в штаты дошкольных учреждений должности воспитателя-эколога.

Основные направления. Воспитание любви и уважения к природе, понимания ее ценности. Формирование чувства эмоциональной близости с природой, умения видеть ее красоту. Формирование системы элементарных знаний о естественной и преобразованной человеком природе (прежде всего ближайшего окружения). Формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения и элементарных представлений о зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды и собственного поведения. Формирование элементарных представлений о человеке как биосоциальном существе и среде его жизни. Воспитание осознанно бережного отношения к объектам природы и предметам рукотворного мира. Формирование основ экологической культуры. Приобщение к общественно полезному труду, помощи другим членам семьи, уходу за домашними животными и растениями. Формирование умений и желания прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде. Привлечение к участию в посильных действиях по сохранению природы и улучшению ее состояния.

Средства. Педагогические модели, основанные на принципах интеграции всего образовательного процесса (формирование экологического мировоззрения через все виды деятельности ребенка: музыкальную, художественную, экспериментирование, наблюдение и т.п.). Экологизация развивающей предметной среды, создание комплекса условий для каждодневного общения ребенка с природой как внутри дошкольных образовательных учреждений (экологические комплексы, живые уголки, отдельные комнатные животные, растения), так и за их пределами (экологические тропинки, сады, огороды и т.п.). Методики экологического просвещения родителей, дети которых посещают дошкольные образовательные учреждения. Программы экологического образования сотрудников дошкольных учреждений. Система координации работы дошкольного учреждения в области экологического образования с государственными (органы образования, комитеты по экологии, заповедники, медицинские учреждения и др.) и общественными организациями.

Первоочередные мероприятия. Создать федеральные и региональные базы данных об опыте дошкольных учреждений по экологическому образованию детей и их родителей. Провести обмен опытом в соответствующей области с другими странами. Разработать требования в области экологического образования, предъявляемые к дошкольным учреждениям, и экологический компонент базисных характеристик личности ребенка-дошкольника. Продолжить организацию экспериментальных площадок федерального и регионального уровня на базе лучших дошкольных учреждений. Обобщить и распространить наиболее удачный опыт работы экспериментальных площадок разного уровня в виде книг и видеофильмов. Подготовить к изданию серии учебно-методических комплектов, методических и наглядных пособий, научно-популярных книг для педагогов и книг для детей, выпустить экологически ориентированные игрушки и игры (включая компьютерные), оборудование, видеофильмы, аудиозаписи, детские теле- и радиопередачи, фильмы, мультфильмы, периодические издания экологического содержания. Организовать ежегодные всероссийские, региональные выставки, конкурсы среди дошкольных образовательных учреждений на лучшую организацию работы по экологическому образованию и конференции по обмену опытом. Организовать регулярную подготовку и переподготовку кадров в области экологического образования дошкольников. Ввести в дошкольных учреждениях должность воспитателя-эколога.

 

 

Совместная деятельность взрослого и детей. Ее значение в процессе экологического воспитания

Совместная деятельность взрослых и детей Воспитатель детского сада — главная, фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и по­степенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка.

Идея эта не нова,  так как представлена в трудах многих педагогов, отечественных и зарубежных. Она отчетливо просматривается в педагогических воззрениях К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, П. Ф. Каптерева, советских педагогов В. А. Сухомлинского, А. С. Макаренко, Ш. А. Амонашвили и др.

 

Сотрудничество, благодаря которому развиваются взаимопонимание, сочувствие и согласие, так необходимые при формировании экологической культуры, эффективней всего может проявляться в повторяющейся совместной деятельности воспитателя и детей, объединенных достижением общей цели.

Характерными особенностями совместной деятельности являются:

 

контакт между ее участниками, обеспечивающий обмен действиями и информацией;

понимание всеми участниками смысла деятельности, ее конечного результата;

наличие руководителя, который организует   совместную   деятельность,   распределяет  обязанности  в соответствии с возможностями ее участников;

возникновение и проявление в процессе деятельности    межличностных    отношений,   характер  и  окраска  которых,  влияют на   достижение   конечного   результата.

Какие же виды совместной деятельности могут оказать решающее воз­действие на становление начал эколо­гической культуры в дошкольном дет­стве?

 

Основное место в системе экологического воспитания следует отвести деятельности, с помощью которой все живое, находящееся в поле зрения ребенка, нормально развивается (рас­тет, дает потомство, цветет и т. д.). Эта деятельность не что иное, как создание и поддержание условии для растений и животных, находящихся в различных «экологических пространствах» дошкольного учреждения.

 

Создание стационарной эколого-развивающей среды в детском саду — это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию групповых уголков природы, комнаты или кабинета природы, теплицы, площадки природы и пр., ежедневное поддержание условий, необходимых для полноценной жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность приучает думать и систематически и реально заботиться о «братьях меньших», находящихся в одном жизненном пространстве с детьми. Методом эта деятельность становится лишь в том случае, если она включена в педагогический процесс и выполняется совместно — взрослыми и детьми.

 

Педагоги, которые все делают сами и не дают возможности дошкольни­кам наблюдать и участвовать в созда­нии нормальных условий для обитате­лей живых уголков, комнаты приро­ды, участка, развивают в детях равно­душие, черствость и невнимание во­обще к жизни как уникальной цен­ности.

 

Совместная организационно-хозяйственная, трудовая деятельность в зеле­ной зоне детского сада, выращивание растений, забота о взрослых животных и их потомстве могут принимать раз­личные формы и проходить с разной степенью включенности и участия, как взрослых, так и детей. Дошкольники способны стать участниками этой деятельности тремя способами:

 

слушая рассказ воспитателя о разных делах и событиях в ДОУ;

наблюдая за деятельностью взрослых;

практически участвуя в ней.

Например, в дошкольном учреждении во вновь пристроенном флигеле создается зимний сад. Крупномасштабные строительные и хозяйствен­ные работы по его благоустройству, заполнение объектами природы про­изводятся одними взрослыми, без участия детей. Тем не менее старшие дошкольники могут быть соучастниками этого процесса, если воспита­тель рассказывает о том, что строится в детском саду, каким будет зимний сад, кто в нем будет жить и что в нем будет расти; время от времени пока­зывает, как продвигаются дела, пояс­няет, зачем сделаны большие окна, почему ламп много, а вместо клеток высокие вольеры и т. д.

 

Дети еще практически в деятельности не участвуют, но уже включены в процесс — они в курсе событий, эмоционально реагируют на них.

 

На последнем этапе оборудования зимнего сада взрослые могут найти доступные для 5—7-летних детей дела, и тогда они станут действительными участниками большого мероприятия.

 

Какие бы формы ни принимала совместная деятельность взрослых и дошкольников, наибольшее значение в ней имеет отношение воспитателя к объекту деятельности, которое проявляется в его заинтересованном рас­сказе, эмоциональных реакциях, оцен­ках, объяснениях и правильных — с экологической точки зрения — дейст­виях. Взрослый своим поведением создает образец взаимодействия с природой, неравнодушного отноше­ния к ней, демонстрирует необходи­мость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей.

 

Совместная деятельность может осуществляться в любом «экологическом пространстве» в помещении и на участке детского сада. Самая распространенная ее форма — создание и поддержание необходимых условий для обитателей группового уголка природы. Прежде чем обсуждать конкретную методику организации совместной деятельности с детьми разного возраста в уголке природы, необходимо остановиться еще на одном важном явле­нии — педагогическом общении, кото­рое всегда сопровождает взаимодейст­вие педагога с детьми.

Информация о работе Экологическое воспитание дошкольников в процессе организации совместной деятельности