Экологический отдел пришкольно-опытного участка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 15:02, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является раскрыть возможности экологического отдела пришкольно-опытного участка, как материальной базы для качественного обучения биологии и экологии.
Задачи:
1. Рассмотреть типовую структуру пришкольно-опытного участка и назначение его отделов;
2. Рассмотреть структуру экологического отдела пришкольно-опытного участка;
3. Выявить необходимые составляющие для эффективной работы экологического отдела пришкольно-опытного участка.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3
Структура пришкольно-опытного участка………………………………….......5 Структура экологического отдела пришкольно-опытному участка…………..7
Организация и проведение опытов в экологическом отделе пришкольно-опытного участка …………………………………………………………………9
Опыты, которые можно проводить в экологическом отделе пришкольно-опытного участка………………………………………………………………...13
Заключение……………………………………………………………………….14
Список литературы:……………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

реферат1111.doc

— 70.50 Кб (Скачать файл)

Министерство общего и профессионального образования  РФ

ГБФОУ ВПО «Удмуртский  государственный университет»

Биолого-химический факультет

 

 

 

 

 

 

Реферат

По проблемам экологического образования и воспитания

на тему «Экологический отдел пришкольно-опытного участка»

 

 

 

Работу выполнила:

Широбокова

Екатерина Сергеевна,

студентка

IV курса БХФ.    

                                  

Работу проверила:

Рысьева Т.Г.,

к.п.н., доцент кафедры 

экологии животных.

 

 

 

 

2013

 

Содержание 

Введение………………………………………………………………………..….3

Структура пришкольно-опытного участка………………………………….......5 Структура экологического отдела пришкольно-опытному участка…………..7

Организация и проведение опытов в экологическом отделе пришкольно-опытного участка …………………………………………………………………9

Опыты, которые можно проводить в экологическом отделе пришкольно-опытного участка………………………………………………………………...13

Заключение……………………………………………………………………….14

Список литературы:……………………………………………………………..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В практике обучения биологии и экологии пришкольно-опытному участку отводится особая роль. Здесь школьники знакомятся с садовыми и огородными растениями, полевыми и техническими культурами, сорняками, вредителями, овладевают умениями и навыками по уходу за растениями. С этой целью предусматриваются делянки для отдельных культур в открытом грунте, парники и теплицы для растений закрытого грунта [2].

 Целью данной работы является раскрыть возможности экологического отдела пришкольно-опытного участка, как материальной базы для качественного обучения биологии и экологии.

Задачи:

1. Рассмотреть типовую структуру пришкольно-опытного участка и назначение его отделов;

2. Рассмотреть структуру экологического отдела пришкольно-опытного участка;

3. Выявить необходимые составляющие для эффективной работы экологического отдела пришкольно-опытного участка.

Актуальность: пришкольно-опытный участок, в том числе и экологические его отдел, является частью территории школы, и забота о нем ложится на плечи учителя биологии и труда. Учащиеся, как правило, неохотно работают на участке, а ведь работа на участке прививает такие качества как любовь ко всему живому, труду, ответственность перед одноклассниками. Этих качеств так не хватает современным школьникам.

    Учащиеся, работая  на участке, закрепляют свои  знания о развитии растений, получают представления о главных агрономических приемах возделывания культурных растений и навыки работы с ними в определенной системе, по определенному плану.

    Учебно-исследовательская   деятельность с живыми объектами   на пришкольном участке обеспечивает формирование нравственных качеств учащихся, воспитание любви и бережного отношения к природе; уважения к трудовой деятельности. Длительные и разнообразные работы способствуют формированию такого волевого качества, как стремление довести опыт до конца, вовремя произвести наблюдения и зафиксировать их.

    Важной  задачей  является ознакомление школьников  с культурными растениями и  сельскохозяйственными процессами. Для этого на участке выращивают  коллекции разных культурных  растений и производят опыты по повышению урожайности, выявлению оптимальных условий выращивания, интродукции, сортоиспытанию и др.

    На  участке  проводят уроки и экскурсии   по ботанике, зоологии и общей  биологии и экологии. Кроме того, здесь осуществляют внеурочную деятельность, внеклассные занятия, природоохранительную и опытническую работы [3].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура учебно-опытного участка.

    В разработку  структуры пришкольно-опытного участка и методики его использования  в общем образовании школьников большой вклад внесли П.И. Боровицкий, Н.М. Верзилин, Б.В. Всесвятский, В.А. Матисен, И.Н. Пономарева, Н.А. Рыков, М.В. Сыскова и другие видные методисты-биологи.

    Следует отметить, что о структуре пришкольно-опытного участка существуют разные точки зрения, высказанные двумя крупными учеными-методистами, специально разрабатывавшими этот вопрос, — П. И. Боровицким и Н. М. Верзилиным, они широко апробированы на базе агробиологической станции РГПУ им. А. И. Герцена в поселке Вырица.

    По  П. И.  Боровицкому, на учебно-опытном  участке должно быть два отдела по выращиванию растений: коллекционный и опытнический. В коллекционном выращивают большое разнообразие культурных растений: зерновые, плодовые, лиственные, ягодные, технические, масличные и т.д. Притом каждую из этих культур размещают на особых делянках с соблюдением севооборота (перемещение делянок на местности по определенной схеме).

    В опытническом  отделе располагают делянки   для типовых опытов на полевых  и овощных культурах с соблюдением  всех норм и требований к растениеводческим опытам сортоиспытания для определения влияния внешней среды или по другой тематике.

    По  Н.М.Верзилину,  на участке должно быть четко  выделено несколько отделов: полевой,  овощной, плодово-ягодный, декоративный, биологический и зоологический. В каждом отводится место для коллекции культур и опытов с растениями этого отдела. Главным для выполнения учебной программы является биологический отдел, в котором выращиваются определенные культуры, проводятся опыты, являющиеся также живыми иллюстрациями важнейших биологических закономерностей и процессов [2].

    В настоящее время организованы пришкольно-опытные участки указанных типов.

    Биологический  отдел имеет участок по ботанике (отделы морфологии, систематики;  коллекция «Цветочный календарь», опыты с корневыми системами) и участок по общей биологии (коллекция растений «Критерии вида», «Методы селекции», «Приспособленность»; опыты по естественному отбору, изменчивости, влиянию внешних условий на рост и развитие растений и др.). Традиционно на учебно-опытном участке в коллекциях и опытах используются культурные растения. Для доказательства общебиологических закономерностей в живой природе и, особенно для выявления экологических закономерностей в жизни растений в структуру пришкольного участка был введен новый отдел — отдел экологии. В нем все коллекции и опыты осуществляются на примере местных дикорастущих видов. Например, коллекции: «Страницы Красной книги», «Ранневесенние растения», «Осеннецветущие растения», «Популяции вида», «Жизненные формы», «Экологические группы», «Растения широколиственного леса», «Растения смешанного леса», «Растения темнохвойного леса», «Водные растения»; опыты: влияние различных абиотических и биотических факторов, зарастание дарвиновских площадок, заселение искусственного водоема и др [1].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура экологического раздела пришкольно-опытному участка.

Любой экологический раздел может включать в себя, как было сказано выше, коллекционную и опытную части. Обе эти части могут накладываться друг на друга.

Элементы пришкольно-опытного участка:

1 элемент – экологическая  площадка. Сюда могут входить  альпинарий, каменные горки, рокарии, искусственные временные  водоемы.

 Альпинарий - каменистый сад, участок, создаваемый для выращивания горных (альпийских) растений. Альпинарии устраиваются на искусственно сооруженных горках, где экспонируются растения определённых горных районов. Альпинарии стали одной из форм декоративного оформления некоторых парков и скверов. Обычно подбирают невысокие, обильно и красиво цветущие растения: колокольчики, астры, гвоздики, низкорослые флоксы, анемоны и многие др.; используются также низкорослые кустарники: туя, кипарисовик, можжевельник, рододендрон и др.

Рокарий — участок, отведенный для специфических многолетников, луковичных растений и карликовых хвойных. Каменистые осыпи, так же как и другие альпинарии, имитируют природные, ландшафтные образования, встречающиеся обычно у подножия скал, где накапливаются осыпавшиеся с верхних склонов небольшие обломки камней. Создаваемый здесь микроклимат способствует развитию некоторых типов растений — преимущественно с плотной, кустистой или подушковидной формой роста. Такие растения известны под названием альпийских. Рокарий должен составлять единое целое с близлежащими водоемом, газоном, лужайкой, а также с фоном из древесно-кустарниковой растительности [4].

2 элемент – натургартен.  Это модель природных садовых  сообществ, выполненная из разных  садовых культур. Практически  не требует поддержки со стороны  человека. Показывает комплекс растительных организмов, приспособленных к конкретным условиям среды и друг к другу.

Натургартен удобен тем, что при его устройстве не требуется специально менять ландшафт, рельеф почвы остаются неизменным. Если на участке имеются овражки и впадины, в их углублении можно организовать пруд и заселить его влаголюбивыми декоративными растениями.

Основной принцип натургартeна — создание образцов природных растительных сообществ с использованием наиболее распространённых садовых культур. Подбор видов растений для композиции осуществляют, учитывая особенности их произрастания. Таким образом, создается художественный образ природного ландшафта.

Важным элементом натургартeна являются злаки и папоротники, которые составляют основу любой композиции.

При посадкe нe создают ярусов (высокиe растeния назад, низкиe — впeрeд), как это принято в классичeских раститeльных композициях. Равновeсиe достигаeтся иным способом. Например, крупные злаки размeщаются на фонe пeстрых красок и различных фактур разнотравья.

Группы растeний располагаются в видe мозаики. Таким образом создаeтся свободноe пространство, подобноe природному ландшафту, а нeзанятую почву засeвают различными видами почвопокровных растeний, прeдоставляя возможность другим растeниям развиваться нормально [6].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация и  проведение опытов в экологическом  отделе пришкольно-опытного участка.

    Работа  учащихся  на школьном участке проводится  за счет времени, отводимого  учебным планом на трудовое  обучение. В каждом классе создают  звенья из 5— 6 человек, возглавить которые могут юные биологи, экологи. Звеньевой руководит работой ребят, отвечает за ведение дневника, за работу в целом и полученные результаты. Такая структура экономит время на проведение организационной работы (выдачу инвентаря, определение рабочего места и т. п.), что в значительной степени помогает учителю осуществлять общее руководство учащимися [3].

    За  каждым  звеном закрепляется земельный  участок (делянки), необходимый для  проведения опытов. Класс, зная  тему занятия, выходит на участок  вместе с учителем согласно учебному расписанию, каждое звено выполняет назначенную ему работу, причем ребята должны научиться всем видам работ, постепенно меняя операции. Очень важно подготовить учащихся к осмысленному выполнению каждой операции. Для этого необходимо провести инструктаж, показать, как правильно выполнять приемы отдельных видов работ, обучить детей культуре труда и рациональному использованию времени с соблюдением техники безопасности; напомнить им о биологических особенностях растений и их агротехнике, направленной на создание благоприятных условий для жизни растений.

Практические  уроки  в расписании учебных занятий  желательно поставить последними, так  как физический труд снимает умственную усталость учащихся и позволит им довести работу до конца.

Основным  содержанием  труда учащихся на школьном участке  является опытническая работа. Опыты  проводятся со всеми возделываемыми на делянках растениями. Тематика опытов — самая разнообразная, но темы должны быть доступны для детей и непременно связаны с прохождением учебной программы. Успех в выполнении опытов зависит, прежде всего, от учителя. Хороший руководитель может сделать содержание труда на участке интересным, а работу увлекательной. И, наоборот, при неправильной или неумелой организации вместо любви к природе и сельскому хозяйству можно не только вызвать равнодушие, но даже и отвращение к ним [1].

Важно, чтобы каждый учащийся еще зимой  начал готовиться к  проведению опыта. Он должен прочитать  рекомендованную литературу, познакомиться  с биологическими особенностями того растения, которое будет использовано в опыте, наметить примерные сроки выполнения агротехнических мероприятий. При этом нельзя допускать чрезмерной опеки со стороны учителя, например, давать готовую задачу и схему опыта. Школьники должны сами активно участвовать в разработке плана работы [5].

    Перед началом  опытнической работы учащихся  надо познакомить с основными   условиями проведения экспериментов:

    1) каждый опыт  размещается на  двух делянках  — опытной и  контрольной. (Некоторые темы, например, «Выращивание высоких урожаев» или «Ускоренное размножение ценного сорта или культуры» не требуют контрольных делянок.) Условия на этих делянках должны быть абсолютно одинаковыми, кроме одного — изучаемого. Например, в опыте по испытанию влияния нового микроудобрения на урожайность определенной культуры на контрольной делянке эту культуру выращивают по передовой агротехнике, но без внесения микроудобрений, а на опытной делянке — по той же агротехнике, но с внесением новых микроудобрений. Для получения более точных результатов каждый вариант опыта закладывается в нескольких повторностях;

Информация о работе Экологический отдел пришкольно-опытного участка